Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868888
Инновационные технологии на уроках истории и обществознания в системе СПО.
Содержание - История, обществознание, право

Швецова Марина Николаевна, преподаватель. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Слободотуринский аграрно-экономический техникум»,  с. Туринская Слобода, Свердловская область.
В статье рассматривается применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания с целью заинтересованности студентами данными предметами.

 

 


Дата публикации: 24.11.2016


 Инновационные технологии на уроках истории и обществознания в системе СПО.

Актуальность

В условиях модернизации исторического образования необходим переход на такие формы, методы, приемы организации учебного процесса, которые в большей степени помогут выпускнику войти в новое пространство, предполагающее умение  применять знания в новых условиях,  иметь широкий кругозор, уметь устанавливать  конструктивные  отношения  с  другими людьми.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, современный выпускник – это человек «осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».

Исходя их этих предпосылок, приоритетным направлением в своей педагогической деятельности я рассматриваю  развитие познавательных способностей школьников. И если говорить об историческом образовании, это - развитие у учащихся исторического мышления, т.е. способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии, оценки исторических событий и личностей, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Исследование по данной теме выявляет противоречия: между требованиями к подготовке учащихся и низкой мотивацией к обучению. 

В современных условиях все чаще можно услышать такое выражение как «клиповая молодежь», т.е. поколение, способное получать больше информации из неких визуальных компьютеризированных источников, а вовсе не традиционным способом  – путем чтения книг.

Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент.

В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, который можно воспроизводить или использовать как с привлечением электронных ресурсов, так и без них.

Визуализация (от лат. visualis - зрительный) - создание условий для зрительного наблюдения. В общем смысле — метод представления информации в виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д.).

Активное применение визуальных методов  дает возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности — возможность усваивать не совокупность готовых знаний, а овладевать методами приобретения новых знаний при стремительном увеличении объема  информации в мире в целом.

Проще говоря, мы предлагаем  учащемуся не рыбу, а удочку, с помощью которой он сам в состоянии наловить столько рыбы, сколько ему потребуется.

Почему из всего многообразия технологий я выбрала именно это направление? Во-первых, в условиях классно-урочной системы оно легко вписывается в учебный процесс. Во-вторых, это направление обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми студентами, но и развитие самостоятельности, коммуникабельности;  воспитываются такие качества как интеллектуальность, широкий кругозор, ораторское искусство, уверенность в своих силах.  Какой педагог откажется от этого? 

В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие “инновации”. Русский аналог этому слову – нововведение. Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса.

Инновации в обучении – это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата.

Образование сегодня  должно давать ответы на «вызов» современного мира, меняться, реагируя на новые социальные явления. Именно инновационные методы в обучении направлены на подготовку личности к будущей жизни, а в профессиональном образование – высокообразованного специалиста. Многие обучающиеся приходящие в наше учреждение (ГАПОУ СО «Слободотуринский аграрно-экономический техникум») мало заинтересованы в таком предмете как история и обществознание, поэтому перед мною стоит цель - заинтересовать их в данном предмете. Так как молодежь XXI века - это люди информационного века. Поэтому в ходе своей работы стараюсь,  развиваю у студентов  умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно- функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления. 

Основной в своей педагогической практике считаю   технологию интенсификации обучения на основе опорных конспектов  В. Ф. Шаталова, создание логических опорных схем.  Цель деятельности учителя:  включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков помогают опорные схемы. Схема — опора мысли ученика, его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Опорные схемы — это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка выводы, которые рождаются в момент объяснения. Опорные схемы отличаются от традиционной наглядности, являясь опорами мысли, действия. В основе методики – лежит идея кодировки знаний в форме зрительных образов и условных символов. Богатые ассоциации вызывают у учеников условные изображения – символы исторических событий и явлений.

Исторические явления, изображенные в схематических пособиях в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности. Знаки как бы фиксируют мысленные образы. Значительно помогает ученикам зрительная опора в усвоении базовых знаний. Главные факты в виде опорных сигналов скомпонованы в блоки, в них выделено самое главное.

Около 50 книг издано педагогом-новатором, среди них такие знаменитые как «Педагогическая проза», «Куда и как исчезли тройки», «Учить всех, учить каждого»,  «Точка опоры», «Эксперимент продолжается» и другие.  Подробно познакомиться с методикой Шаталова, можно читая эти достойные изучения книги. По всему миру, в том числе и в России многие педагоги являются последователями системы Шаталова. В Москве работает Школа-студия Шаталова, которую возглавляет учитель истории Виноградов С.Н.  Работа с опорными конспектами описана в трудах многих учителей - новаторов –  Шевченко С.Д., Мирошниченко Н.П., Латышева Ю.И. и др.  

Применяя при ответе опорные материалы, у учащихся  отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал, спокойно вести диалог и т.д. Упрощается оперирование новыми терминами, способствует возникновению чувства уверенности в успехе и любознательности, возможности проявить свои творческие способности и индивидуальность.

Особенно эффективно методы визуализации используются для представления изначально не зрительной информации, в наглядном виде. Визуализация опирается на возможности зрительного восприятия, поскольку считается, что зрение обеспечивает современному человеку наибольшую часть  актуальной информации.

В образовательном процессе, педагогами чаще  используются приемы двумерной визуализации — изображение на плоскости, на листе бумаги  или на экране.

Опорные конспекты помогают в рациональном и экономном использование урочного и внеурочного времени для подготовки домашнего задания, поэтому их использование вполне  можно считать здоровье сберегающим фактором учебно-воспитательного процесса.

«Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно» - произнес в свое время древнегреческий мудрец Аристофан. И вслед за ним – я давно пытаюсь найти наикратчайший путь к пониманию моими учениками предмета истории и запоминанию предложенного программой материала.

Опоры в виде блок-схем, граф-схем, логико-смысловых моделей и когнитивных карт помогают в усвоении абстрактного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи между объектами. Знаковые коды: картины-образы, наброски, символы, ступени, ключевые фразы и др. – позволяют запоминать, воспроизводить и оценивать информацию.

Для реализации данных задач необходимо  свою деятельность строить на основе применения инновационных образовательных технологий: информационно-коммуникативные, технологии интерактивного обучения, технология критического мышления, проектная технология, технология проблемно – диалогическая, здоровье сберегающие технологии и другие.

В современном преподавании  выделяют пассивные, активные и интерактивные стратегии. Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования.

Проектная технология,  проблемное обучение, технология дебатов позволяют реализовать обучающимися самостоятельные проекты, определять и аргументировано доказывать свою позицию, точку зрения, раскрывать,  творческий потенциал личности, способствуют самореализации и самоопределению.

Активно внедряю интерактивное обучение, поскольку  это специальная форма организации познавательной, практической и творческой  деятельности. Из  интерактивных методик использую такие, как «коврик идей», «дерево решений»,  и т.д.

Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Один из результатов применения  интерактивных методов обучения является:

  • создание комфортных условий обучения,
  • формирование чувства успешности у ученика,
  • продуктивность самого процесса обучения, 

что необыкновенно важно для решения стратегического развития техникума.

Через  интерактивное обучение  выхожу на решение следующих задач: практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности,  причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и  саморазвитию личности. Мои обучающиеся   показывают достаточно высокие результаты в их использовании -  составляют презентации, в настоящее время активно осваивают теорию и практику создания техникумовской электронной газеты. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс  позволило усилить наглядность и эмоциональную составляющую  обучения, позволило проводить виртуальные экскурсии по музеям и т.д.

Для себя отмечаю,  что использование современных информационных технологий  повысило активность обучающих на уроках,  позволило эффективно организовать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, усилило наглядность и эмоциональную наполненность урока,  а всё это способствует развитию креативных качеств учащихся и их самореализации.

Особое внимание я уделяю сохранению здоровья обучающих. Применение здоровье сберегающих технологий позволяет совершенствовать работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни, содействует сохранению  и укреплению здоровья каждого студента в процессе обучения и воспитания; формирует у обучающихся представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих; обеспечивает обучающихся необходимой информацией для  формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

С переходом к профильному образованию, с учётом сложности изучаемого материала  иногда применяю элементы модульной технологии, которая основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.  Организую лекции (урок изучения нового материала), семинары, исследования, лабораторные работы (уроки совершенствования знаний, умений, навыков), зачёты (уроки учёта и оценки знаний и умений).

Считаю перспективной проектную и исследовательскую деятельность обучающихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Реализуя проект, обучающиеся под моим руководством синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого обучающиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности (умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения  на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности и др.)
За определённое время (от одного урока до 2-3-х месяцев) обучающиеся решают познавательную, исследовательскую либо иную задачи. За последнее время реализованы несколько учебных проектов. Среди них «Техникум родной «до» и «ныне», «Молодежь 21 века» и другие. 

При организации проектной деятельности обучающихся  широко применяю технологию работы в группах.

Для развития самостоятельности и творческой активности студентов при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Такие уроки  провожу при изучении однородного исторического материала,  например, по теме «Политические партии в России в начале XX века», «Боевые действия на восточном фронте в ходе Первой мировой войны (1914г., 1915 г., 1916г.)». Так  изучаем  вопросы культуры, группы исследуют отдельные её направления: литературу, живопись, скульптуру и т.п.   заранее готовлю листы с заданиями для каждой группы, которые затем выполняют эти задания (на уроке, вне его) с помощью компьютерного учебника и готовят выступление по результатам проделанной работы.

В обучении обращаю внимание на требования, основанные на видах деятельности, соответствующих  психолого-возрастным особенностям и склонностям учащихся на ступени основного, среднего (полного) общего образования.  Стараюсь осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку, стремлюсь помочь развить личность студента с учетом его склонностей, способностей и интересов. Это позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию отдельного студента, осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.

Использование инновационных технологий позволяет  повысить мотивацию обучающихся  к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность студентов  на уроках.    Современные приемы и методы работы  на уроках истории и обществознания  способствуют тому, что из техникума выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации.

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.

Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по истории, обществознанию в группах 100%, студенты принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, у слабых учащихся снижается порог тревожности.

 Список использованной литературы.

  1. Анисимов П.Ф. . Инновации в системе среднего профессионального образования / П.Ф. Анисимов//Федеральное агентство по образованию.- М.,2004-С.6-47
  2. Коротаева Е.В. . Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников/Е.В. Коротаева.- М.,  2003.-176с.
 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР