Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2790732
Формирование ценностных ориентиров при изучении темы «Политика».
Содержание - История, обществознание, право

Бырканова Анна Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Йошкар-Олы, Республика Марий Эл. 
Статья предназначена для молодых учителей, начинающих преподавание курса обществознания в 9 классе. В статье указаны рациональные способы для эффективного изучения темы; приводятся в качестве примера первоисточники для формирования УУД.


Дата публикации: 08.11.2017


Формирование ценностных ориентиров при изучении темы «Политика».

 

Тема «Политика» довольно обширна, поэтому  целесообразно  ее изучение в течение двух уроков: на первом уроке изучается вопрос о том, что такое политика, влияние политики на сферы общества, на втором – о взаимосвязи государства и политики и роли СМИ в обществе.

            Понятие «политика» является ключевым для раскрытия целого комплекса общественных явлений, относящихся к категории политических. Опорой для усвоения темы

является изученный в курсе истории материал о власти и политике в государствах различных эпох. Для изучения темы предлагается план, данный в учебнике:

1. Что такое политика?

2. Политическая власть.

3. Роль политики в жизни общества.

4. Политическая жизнь и средства массовой информации.

            Учащиеся, владеющие навыками работы по ФГОС, способны самостоятельно сформулировать вопросы плана.

Задачи урока   направлены на формирование  у учащихся относительно целостного представления  об обществе, его политической сфере, механизмах и регуляторах деятельности людей, должны способствовать развитию у учащихся  таких универсальных учебных действий,  как  определение своего места в обществе и жизни в целом, умение  ставить  учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно о политике и власти и усвоено, и того, что ещё неизвестно, и, конечно же, на   формирование ценностных ориентиров, основанных на необходимости поддержания гражданского мира и согласия.

  Этот урок я использую для организации учебной деятельности школьников, направленной на поиск и выделение необходимой информации, понимание и формирование адекватной  оценка языка СМИ.

На уроке используются мультимедиапроектор, компьютер, учебник, школьный  словарь по обществознанию, схема «Форма государства» и таблица «Формы правления»,  раздаточный материал (незавершённая схема «Формы правления и территориально- государственного устройства»), размноженные фрагменты из работ М. Вебера, Н. Макиавелли и современного философа Э. А. Позднякова; проводится словарная работа для формирования понятий: общество,  государство, классы, политика, власть, Конституция.

            Рациональное планирование и использование учебного времени дает возможность выполнить довольно большой объем работы: учащиеся повторяют  материал о структуре общества, где даётся характеристика больших групп людей: классов, народностей, наций, а также социальных слоёв и сословий;  на основании § 1 учебника  составляют таблицу «Отличия общества от государства».  При изучении вопроса о том, что такое политика работают с тестом учебника (с.4), выписывают определение политики, приводят примеры внутренней и внешней политики.    Для более глубокого понимания и запоминания записывают признаки политики. Необходимо определить общие интересы людей, принадлежащих к одной и той же  социальной группе (например, интересы рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, дворян и бояр, светских феодалов и священнослужителей). Каждая группа стремится улучшить своё положение в обществе или закрепить имеющиеся привилегии и преимущества — в этом состоят интересы больших групп.  Из этого стремления вытекают цели: закрепить своё положение в законах, добиться отмены законов, которые данная группа считает несправедливыми, получить государственную поддержку, направить государство на завоевание каких-то территорий и т. п. Это важное положение учебника учитель для  наглядности обязан прокомментировать примерами из истории, так учащиеся девятых классов не все способны связать теоретические знания с  практикой.  В течение всего урока формируются ценностные ориентиры школьников, так как изучаются вопросы, связанные с применением власти. Отвечая на вопросы, что такое власть и  ее признаки, школьники делают выводы о том, что власть означает право, силу и волю над кем-либо; право и возможность распоряжаться кем-либо, подчинять своей воле кого-либо; право и возможность приказывать кому-либо, и когда это необходимо, те, кто имеет власть, могут применять санкции.  Главное, на что учитель обращает внимание, это то, что закон обязателен для всех, и государство не вправе его  нарушать. Это помогает учащимся понять ценности правового государства и необходимость развития гражданского общества и сделать выводы об особенностях политической власти (политическая власть - сфера отношений между большими социальными группами, нациями, государствами. Право отдавать распоряжения большим социальным группам. Возможность использовать суд, полицию, армию, чтобы принуждать к подчинению своей воле. Условие силы власти – власть успешно решает стоящие перед ней задачи, когда пользуется авторитетом в народе. Необходимо наличие двух  ветвей власти: законодательной  и исполнительной). При изучении вопроса о взаимосвязи государства и политики учащиеся записываю вывод о том, что главная   функция политики в   обеспечении  единства  разделённого на разнородные группы, слои, классы общества; к функциям политики относится также использование различных средств и методов разрешения конфликтов,  управление политическими и общественными процессами; включение личности в мир общественных отношений,  обеспечение преемственности и обновления в развитии общества. При изучении вопроса о роли СМИ учащиеся включаются в дискуссию: чем объяснить широкое распространение искажённых представлений о политике?  Завершающий вывод делает учитель, объясняя это стремлением тех или иных политиков представить свои неблаговидные поступки благородными, добродетельными, т. е. приукрасить их; в политической борьбе нередко используется искажённая информация о политике властей или их противниках с целью создания превратного представления о них; в жизни народов и всего человечества возникают более сложные проблемы, для решения которых требуются глубокие знания об обществе и его развитии. Без таких знаний и умения пользоваться ими нередко возникают поверхностные, искажённые представления о политике.

Важное место в уроке занимает работа с первоисточниками* (см. Приложение 1),  текстом Конституции РФ: учитель организует работу с разделом 1, ст. 1-5, ст. 76-79,  80-94, гл. 5 «Федеральное Собрание», гл.6 «Правительство РФ». Таким образом, воспитывается уважение к государству и праву.

            В соответствии с ФГОС урок заканчивается рефлексией, что позволяет формировать у учащихся адекватную самооценку.

Приложение 1.   

 ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

     Текст 1. Человек — существо политическое

 Аристотель (384—322 гг. до н. э.) — древнегреческий философ

      Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то очевидно, все общения стремятся... к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим...

      Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря «без роду, без племени, вне законов, без очага»; такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске...

      ...Начать следует прежде всего с установления того принципа, который служит точкой отправления при настоящем рассуждении, а именно: неизбежно, чтобы все граждане принимали участие либо во всем, касающемся жизни государства, либо ни в чем, либо в одних делах принимали участие, а в других нет. Чтобы граждане не принимали участие ни в чем, это, очевидно, невозможно, так как государство представляет собой некое общение... Но в каком объеме можно допустить для граждан приобщение к государственной жизни? И что лучше для стремящегося к наилучшему устройству государства: чтобы граждане имели сообща по возможности все или одно имели сообща, а другое — нет?

      Аристотель. Политика // Сочинения. — М., 1984. — Т. 4. — С. 376, 378—379, 403.

      Вопросы и задания: 1. Какой смысл вкладывает Аристотель в слово «политика»? 2. Как вы думаете, какое из приведенных в учебнике определений политики ближе всего к тому, как ее понимает Аристотель? 3.Как бы вы ответили на вопросы, которые Аристотель ставит в конце приведенного текста? Свой ответ аргументируйте.

     Текст 2. Политика главы государства

      Н. Макиавелли (1469—1527) — философ и политолог эпохи Возрождения

      Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность.

      Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя...

      Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков... Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется...

      ...Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым на самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия.

      Макиавелли Н. Государь. — М., 1990. — С. 52—53.

      Вопросы и задания: 1. Н. Макиавелли излагает свой взгляд на особенности политики, которую должен проводить глава государства. Считаете ли вы, что его рекомендации следует адресовать и руководителям современных государств? Объясните свою позицию. 2.  Вспомните из истории государственных деятелей, политика которых соответствовала принципу «Цель оправдывает средства».

     Текст 3. Политика и власть

      М. Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, историк, экономист, юрист

      Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

      В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Если о каком-то вопросе говорят: это «политический» вопрос, о министре или чиновнике: это «политический» чиновник, о некотором решении: оно «политически» обусловлено, — то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на указанный вопрос, или обуславливают это решение, или определяют сферу деятельности соответствующего чиновника. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как к средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое оно дает.

      Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. — М., 1990. — С. 646.

      Вопросы и задания: 1. Что означает слово «политика»? Найдите в учебнике утверждения, которые отражают данное М. Вебером определение политики.