Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7385636
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Город старинный, Российской земли уголок…» (8-9 классы)
Содержание - История, обществознание, право

Жердева Елена Николаевна, учитель истории и обществознания, муниципальное общеобразовательное учреждение - школа № 51 города Орла, Орловская область. 
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой Родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке и краеведению, в частности.


Дата публикации: 28.05.2018


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Город старинный, Российской земли уголок…» (8-9 классы)

 

Пояснительная записка

Важным направлением в воспитании подрастающего поколения является формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине, природе, гордости за её историческое прошлое. Именно решению этих задач служит программа внеурочной деятельности «Город старинный, Российской земли уголок…». Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы заключаются в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, формированию гражданской позиции. Программа играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой Родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке и краеведению, в частности.

Цель данной программы: воспитание любви к Отечеству, расширение знаний по истории родного края.

Задачи:

Образовательные: развивать кругозор и ориентации во времени, знания о прошлом и настоящем своего края;

совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке сообщений, докладов, рефератов;

Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к Родине, к родному краю через изучение его истории;

пробуждать национальное самосознание, духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу;

формировать у учащихся активную жизненную позицию на основе коллективной работы школьников, участии их в интересном и полезном для общества деле.

Развивающие: развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения.

Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:

  • Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
  • Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа);
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Программа рассчитана на преподавание в 8-9 классах основной школы и предусматривает 34-35 часов (1 час в неделю).

Программа курса предполагает разнообразные формы проведения занятий: школьные лекции, семинары, практикумы, работу в музеях, библиотеках, уроки-экскурсии и т.д. Предусматриваются различные формы работы проектной деятельности: сбор материалов об исторических событиях, известных людях нашего края, знакомство с документами и материалами архивов, краеведческих музеев, изучение памятников истории и культуры города, встречи с жителями края; поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; консультации краеведов, сотрудников библиотек, музеев, архивов и т.д

Форма занятий:

  • групповая работа;
  • экскурсии;
  • беседы, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры -конкурсы, выставки;
  • экскурсии, походы.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы, у каждого ребенка формируется портфолио, где находятся все его творческие работы, выполненные в течение двух лет обучения по программе.

Раздел 1.

Планируемые результаты освоения курса

Предметные результаты:

  • умение наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения об особенностях природы своего края, людях, их занятиях, интересах; готовить сообщения по выбранным темам;
  • умение рассказывать (устно или письменно) о событиях, личностях и их роли в истории родного края;
  • умение составлять описания образа жизни предков, памятников материальной и духовной культуры родного края;
  • умение объяснять причины и следствия важных событий в истории края;
  • умение определять роль личностей в истории родного края;
  • умение уважительно относиться к Родине, большой и малой, к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству.

Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД):

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;
  • умение формировать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализ и интерпретации информации;
  • умение добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения заданий с использованием различной литера­туры;
  • умение учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов, задавать вопросы;
  • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 

Личностные результаты:

  • формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии;
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • приобщение к культурно-историческому наследию и истории родного края.

 

Раздел 2. Содержание

8 класс

         1. Город старинный, Российской земли уголок… Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на учебный год. История возникновения города Орла. Мирные заботы.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: беседа по вопросам, подготовка сообщения и презентации, обсуждение сообщения.

2. Смута Великая. Царев Брод.

События Смутного времени, охватывающие Орловский край. Город в плену.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: посещение библиотеки, сбор материала, составление сообщения, просмотр репортажа с места сражения войск А. Лисовского и князя Д. Пожарского.

3-4. Орловский бой (сражение войск А. Лисовского и Д. Пожарского - экскурсия).

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Пешая экскурсия на Царев Брод к памятному знаку.

         5. Легенды и былины о нашем крае.

Чтение материалов по теме. Празднично - обрядовая культура.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: сбор фотографий, оформление выставки, посещение библиотеки, беседы с родителями.

         6. Моя семья в истории малой Родины.

Истории семей.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: беседы с родственниками, сбор материалов, подготовка выступлений. Конкурс сочинений.

       7. Героическое прошлое и настоящее в названиях памятных мест города Орла.

Каждое место Орла имеет свою историю. История названий улиц, переулков, площадей. Сквер имени Гуртьева. Сквер Танкистов. Памятник Н.Н. Поликарпову. Памятник летчикам. Памятник Ветеранам локальных войн.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: подбор материала, создание фотовыставки.

         8. Из истории Ильинской площади.

История Ильинской площади — «Сквера Танкистов» — с XVI века и по наши дни.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Парная: прочтение текстов, обсуждение, ответы на вопросы, создание презентации.

         9. Я прохожу по улицам твоим, где каждый камень – памятник героям…

Памятник-танк Т-70 перед зданием музея Боевой Славы. «Орловская наступательная операция» на ул. Нормандия-Неман. Монумент Комсомольцам, погибшим в ВОВ. Монумент Героям Гражданской войны.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: подбор материала, создание фотовыставки

         10.Прекрасен мир, наполненный красой… (храмы г. Орла).

Знакомство с историей храмов г. Орла. Действующие православные храмы, соборы и часовни города Орла. Монастыри города Орла. Разрушенные православные храмы и соборы города Орла. Храмы города Орла других конфессий.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: сбор материала, создание презентации.

         11. Любой музей есть память о веках…

Дом-музей Грановского, дом-музей Лескова Н.С., мемориальный дом-музей В.А. Русанова, дом-музей Л. Андреева, музей И.А. Бунина, Орловский краеведческий музей, музей И.С. Тургенева, музей писателей-орловцев, музей М.М. Бахтина, музей Боевой Славы.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: написание исторической справки, создание презентации.

         12-13. Экскурсия в музей Л. Андреева.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Экскурсия в музей

       14-15. Экскурсия в музей Т. Н. Грановского.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Экскурсия в музей

       16. Парки и усадьбы Орловской области.

История парков и усадеб: Голунь, Городище, Дмитровка, Знаменское, Злынь, Моховое, Сабурово-Каменское, Спасско-Лутовиново.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: прочтение текстов, презентации, ответы на вопросы.

       17-18. Экскурсия в Орловский Краеведческий музей.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Экскурсия в музей

       19-20. Экскурсия в музей В. А. Русанова.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Экскурсия в музей

 

       21. Литературный Орел. Заочная экскурсия.

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева, И.А. Бунина, Н.С. Лескова, Л.Н. Андреева, Ф.И. Тютчева.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: просмотр презентации, обсуждение.

       22. История возникновения городов Орловщины.

Города: Ливны, Мценск, Болхов, Малоархангельск, Новосиль, Дмитровск.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: сбор материала, прочтение текстов, составление сообщений.

     23. Струговая пристань.

История пристани. Речные струги. Работа на пристани.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: сбор информации, беседа, подборка сохранившихся фотографий.

       24. Александрийский институт благородных девиц.

Строительство здания института и его открытие в 1865г. Архитектура постройки.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: сбор информации, беседа, создание презентации.

         25. Гостиница Иордан.

Улица Ленина, 19 - бывшая гостиница Иордан. Архитекторы – Д.В. Орехов, И.П. Лутохин.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: сбор информации, прочтение текстов, ответы на вопросы.

         26. Великая Российская революция в Орле.

Орловский край в 1917 году (по архивным материалам).

Беседа с членом союза писателей России (Орловское отделение), краеведом, политологом, преподавателем ОГУ им. И. Тургенева, журналистом Кондратенко Алексеем Ивановичем.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: прослушивание лекции, ответы на вопросы.

       27. Первая мировая война в Орле и Орловской губернии.

Восприятия Первой мировой войны населением Орловской губернии на основе сведений орловской прессы. Особая роль духовенства в формировании патриотических настроений среди населения.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: прочтение статей, обсуждение, ответы на вопросы.

       28. Гражданская война в Орле и Орловской губернии.

Орловско-Кромское сражение  — сражение, ставшее результатом стратегической военной операции вооружённых сил РСФСР против белогвардейских войск во время Гражданской войны в России.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: прочтение статей, обсуждение, ответы на вопросы

       29-30. Экскурсия в музей М.М. Бахтина.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Экскурсия в музей

       31-32. Экскурсия в музей изобразительных искусств.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Экскурсия в музей

       33-34. Экскурсия: Современный Орел.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Экскурсия по городу на автобусе.

     35. Итоговое обобщение.

Форма организации и виды деятельности. Защита учебных проектов в форме конкурса, вручение грамот.

Раздел 3. Тематическое планирование

8 класс

Тема занятия

Количество

часов

 
 

1

Город старинный, Российской земли уголок…. Вводное занятие.

1

 

2

Смута Великая. Царев Брод.

1

 

3-4

Орловский бой (сражение войск А. Лисовского и Д. Пожарского - экскурсия).

2

 

5

Легенды и былины о нашем крае.

1

 

6

Моя семья в истории малой Родины.

1

 

7

Героическое прошлое и настоящее в названиях памятных мест города Орла.

1

 

8

Из истории Ильинской площади.

1

 

9

Я прохожу по улицам твоим, где каждый камень – памятник героям…

1

 

10

Прекрасен мир, наполненный красой… (храмы г. Орла).

1

 

11

Любой музей есть память о веках…

1

 

12-13

Экскурсия в музей Л. Андреева.

2

 

14-15

Экскурсия в музей Т. Н. Грановского.

2

 

16

Парки и усадьбы Орловской области.

1

 

17-18

Экскурсия в Орловский Краеведческий музей.

2

 

19-20

Экскурсия в музей В. А. Русанова.

2

 

21

Литературный Орел. Заочная экскурсия.

1

 

22

История возникновения городов Орловщины.

1

 

23

Струговая пристань.

1

 

24

Александрийский институт благородных девиц.

1

 

25

Гостиница Иордан.

1

 

26

Великая Российская революция в Орле.

1

 

27

Первая мировая война в Орле и Орловской губернии.

1

 

28

Гражданская война в Орле и Орловкой губернии.

1

 

29-30

Экскурсия в музей М.М. Бахтина.

2

 

31-32

Экскурсия в музей изобразительных искусств.

2

 

33-34

Экскурсия: Современный Орел.

2

 

35

Итоговое обобщение.

1

 

 

Всего

35

 

 

Раздел 4. Содержание

9 класс

        1. Отечественная война 1812 года в Орловском крае.

Рекрутские наборы. Формирование ополчения. Собрание денежных средств. Военный госпиталь.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Совместная: прочтение статей, обсуждение, ответы на вопросы.

        2. Вставай, Ермолов, Русь зовёт!

А.П. Ермолов. Биография. Победы. Памятник А.П. Ермолову.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: сбор материала, создание презентации.

       3-4. Орловцы, принимающие участие в Отечественной войне 1812 года.

         Участие орловцев в Отечественной войн 1812 г.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Совместная: прочтение текстов, обсуждение, ответы на вопросы, создание фотовыставки.

      5. Громить врага нам помогла песня, а песню подвига здесь каждый написал…

Фронтовые песни.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективное творческое дело: сбор фронтовых песен, создание презентации. Приглашение учащихся 7-8 классов для прослушивания и обсуждения.

      6-7. Детство, опаленное войной.

Встречи с «детьми войны».

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Совместная: сбор и запись воспоминаний.

      8. Идут девчата по войне.

Судьбы русских женщин в годы ВОВ.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: чтение текстов, обсуждение, ответы на вопросы.

   9-10. Жизнь мирных жителей города Орла в годы Великой Отечественной войны.

Жизнь мирных жителей в тылу. «Был черный хлеб, что слаще сдоб…».

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: чтение текстов, обсуждение, ответы на вопросы.

      11-12. Мои родственники в годы Великой Отечественной войны.

Семейные архивы, воспоминания.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: запись воспоминаний, организация выставки «Семейные реликвии».

    13. Склоняя голову над подвигом солдата.

           Подвиги солдат в ВОВ.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: создание альбома «Подвиг русского солдата».

 14-15. Известные и неизвестные герои Великой Отечественной войны.

Просмотр фильма «Один в поле воин» (Н. Сиротинин).

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: создание альбома «Спасибо Вам, за наше детство».

   16. Город Орел и Орловская область в годы Великой Отечественной войны.

Оккупация Орловщины. Военные действия на территории области. Восстановление народного хозяйства после оккупации.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: прочтение текстов, обсуждение, ответы на вопросы.

   17-18.Деятельность орловских подпольщиков в годы Великой Отечественной     войны.

Группа В.Е. Сечкина. Врачи и медицинский персонал подпольного госпиталя.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Совместная: прочтение текстов, обсуждение, ответы на вопросы, подготовка сообщений.

        19-21. Экскурсия в Музей Боевой Славы.

         Формы организации и виды деятельности обучающихся. Экскурсия в музей

22. Орловцы - Герои Советского Союза и России.

Г. Паршин, В. Бочаров, А. Жадов, И. Федяков, В. Цветаев и др.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: сбор информации, фотовыставка.

     23-24. Напиши письмо неизвестному солдату…

Конкурс творческих работ.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективное творческое дело: создание альбома.

        25-26. Полковник Илья Григорьевич Старинов – диверсант столетия.

           Жизнь и деятельность И.Г. Старинова.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: написание плана поисково-краеведческой работы.

        27-28. Подготовка к защите проектов.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная творческая деятельность: подготовка проектов к защите, создание презентаций, макетов, оформление папок.

      29-31. Летопись родного края (проект).

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: защита проектов.

      32-33. Музыкально-историческая композиция: «И помнит мир, спасенный…»

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная творческая деятельность: праздничный концерт к дню Победы для учащихся 1-11 классов.

34. Итоговое обобщение.

Форма организации и виды деятельности. Коллективная: вручение портфолио и грамот за защиту проектов.

Раздел 5. Тематическое планирование

9 класс

Тема занятия

Количество часов

 
 

1

Отечественная война 1812 года в Орловском крае.

1

 

2

Вставай, Ермолов, Русь зовёт!

1

 

3-4

Орловцы, принимающие участие в Отечественной войне 1812 года.

2

 

5

Громить врага нам помогла песня, а песню подвига здесь каждый написал…

1

 

6-7

Детство, опаленное войной.

2

 

8

Идут девчата по войне.

1

 

9-10

Жизнь мирных жителей города Орла в годы Великой Отечественной войны.

2

 

11-12

Мои родственники в годы Великой Отечественной войны.

2

 

13

Склоняя голову над подвигом солдата.

1

 

14-15

Известные и неизвестные герои Великой Отечественной войны.

2

 

16

Город Орел и Орловская область в годы Великой Отечественной войны.

1

 

17-18

Деятельность орловских подпольщиков в годы Великой Отечественной войны.

2

 

19-21

Экскурсия в Музей Боевой Славы.

3

 

22

Орловцы - Герои Советского Союза и России.

1

 

23-24

Напиши письмо неизвестному солдату…

2

 

25-26

Полковник Илья Григорьевич Старинов – диверсант столетия.

2

 

27-28

Подготовка к защите проектов.

2

 

29-31

Летопись родного края (защита проектов).

3

 

32-33

Музыкально-историческая композиция: «И помнит мир, спасенный…»

2

 

34

Итоговое обобщение.

1

 

 

Всего

34

 

 

Литература.

1.Живая связь времен. – Орел: Изд-во «Вешние воды», 2004.

2.Краеведческие записки. Вып. 7. - Орел: Изд-во «Вешние воды», 2008.

3.Матвеев В.П. Орел на старых открытках. Под ред. А.П. Олейниковой. –  Орел: Типография «Труд», 2005.

4.Емельянов В.Г. Улицы города Орла: история названий. - Тула,1986.

5.Орел из века в век. Летопись основных событий. Под ред. А.П.

         Олейниковой. – Орел.

6.Е. Щекотихин Бориловское бронетанковое сражение на реке Нугрь. - Орел, 2008.

7.Е. Щекотихин Орловская битва (2 книги). - Орел, 2007.

8.Е. Щекотихин «Нормандия» битва за Орел. - Орел, 2002.

9.А. Овчинников Десант в Орле. – Орелиздат,1998.

10. А.Д. Будков Битва на огненной дуге. Орел. Курск. Белгород. - Орел-Курск,1997-1998.

11.Георгиевские кавалеры в Орловском крае. – Православное молодежное братство во имя Св. Великомученика и Победоносца Георгия. Орел-2009.

12.Страницы истории Орловского полка. – Православное молодежное братство во имя Св. Великомученика и Победоносца Георгия. Орел-2009.

13.В.И. Тихий Экономическая и социальная география Орловской области.

14.А.И. Цветков, А.Ю. Попов, В.И. Суродин Гений русского спецназа – 2017.

15.Валерий Мурин, Владимир Суродин Спецназ России – 2017.

 

Литература, рекомендованная для детей и родителей.

1.Сборник воспоминаний «Говорят дети войны». Орловская правда – 2005.

2.Архитектурные древности Орловщины. Орел: «Вешние воды», 2009.

3.В. Катанов Орловские были. – Тула, 1989.

4.Первый салют – наградное именное издание произведений русских писателей о битве за Орел – 1945-1999.

5.Природное богатство Орловского края – 1997.

6.П.И. Фролов, В.А. Пирогов, А.Ф. Макушев Боевой созвездие Орловцев. - Тула, 1985.

7.Орловщина в войне – исторический фотоальбом. Орел- 2014.

8.А. Бельский Орловщина – Отечество мое. Орел-2010.

9.Орловское Полесье. Фотоальбом о национальном парке.

10.А.А. Талакин, В.В. Новиков Археологические памятники Орловщины – 2013.

11.Наш Орел… пролетая столетия… Книга –альбом- 2016.

Интернет- ресурсы.

1.http://www.orel-story.ru/

2.http://orel-churches.narod.ru/

3.http://hist-usadba.narod.ru/links12-0.html

4.http://obzor-mest.ru/pamyatniki-goroda-orla/

5.http://www.orelvkartinkax.ru/monuments.htm

6.Программа размещена на персональном сайте: https://infourok.ru/user/zherdeva-elena-nikolaevna

7.https://botan.cc/prepod/istoriya/otpsmqka.html

8.https://infourok.ru/programma-grazhdanskopatrioticheskogo-vospitaniya-yuniy-patriot-615206.html

Материально – техническое оснащение.

1.Компьютер

2.Интерактивная доска

3.Проектор

4.Фотоаппарат

5.Видеокамера

6.Исторические и географические карты Орловского края