Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7958738
Статья «Формирование логических универсальных учебных действий в процессе изучения понятий на уроках истории».
Содержание - История, обществознание, право

Климович Альбина Васильевна, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №19 г. Ковров, Владимирская область. 
Статья имеет целью обобщение и систематизацию опыта работы автора по развитию логического мышления учащихся 5-9 классов на уроках истории посредством формирования понятий. Данный опыт приобрел особую актуальность в связи с внедрением в школьную жизнь ФГОС ООО, который кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе. Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Опыт автора статьи направлен на формирование в первую очередь познавательных УУД, составной частью которых являются логические универсальные учебные действия: подведение под понятие, выведение следствий, анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей и др. Работая с определенным предметным историческим понятием, учащиеся, кроме предметного материала, получают обобщенный способ работы с любым предметным понятием, как с особого типа мыследеятельным образованием, то есть поднимаются с предметного уровня на метапредметный. Таким образом, предлагаемый в статье опыт может быть использован учителями, независимо от преподаваемого ими предмета.


Дата публикации: 19.06.2018


Формирование логических универсальных учебных действий в процессе изучения понятий на уроках истории

На формирование опыта работы по данной теме в первую очередь оказало влияние открытие в 1995 году на базе школы, где работает автор статьи, городской опытно – экспериментальной площадки по теме «Освоение и внедрение технологии обучения академика РАО В.М. Монахова и технологии модульного (блочного) урока Народного учителя РФ Ю.И. Латышева». В рамках ОЭР мною, как учителем истории, была разработана программа развития логического мышления в процессе изучения исторических понятий. Данная программа являлась дополнением к имеющейся в школе более общей программе «Мышление» и имела целью обобщение и систематизацию опыта работы по развитию логического мышления учащихся 5-9 классов на уроках истории посредством формирования понятий. Содержание программы было рекомендовано к использованию учителями, независимо от преподаваемого предмета.

Данный опыт приобрел особую актуальность в настоящее время в связи с внедрением в школьную жизнь, начиная с 2010 года, Федерального государственного стандарта ООО второго поколения, который кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе. Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.

Какие УУД можно формировать средствами предмета «история»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех четырех видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?

Примером формирования всех видов УУД одновременно является учебная деятельность по усвоению исторических понятий. Если учитель, работая с определенным предметным  историческим понятием, передает учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием, как с особого типа мыследеятельным образованием, то он поднимается с предметного уровня на метапредметный. Передаваемый преподавателем способ является универсальным, то есть он применим в случае работы с понятием к разным предметным областям. Метапредметный подход позволяет школьникам не запоминать, а промысливать, прослеживать происхождение важнейших понятий, как бы заново открывать их для себя.

Мой опыт работы с историческими понятиями направлен на формирование в первую очередь познавательных  УУД, составной частью которых являются логические универсальные учебные действия:

- подведение под понятие, выведение следствий;

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Возрастные особенности учащихся 5-9 классов создают благоприятные условия для решения целей и задач данной работы.

В мыслительной деятельности учащихся в подростковом возрасте происходят су­щественные изменения. Достигнутый в младшем школьном возрасте уровень мышления позволяет подростку начать изучение наук. Но логика построения учебных курсов в сред­нем звене школы требует нового характера усвоения знаний, опоры на самостоятельное мышление. Для того чтобы успешно учиться в среднем звене, подросток должен хорошо обобщать, абстрагировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Однако далеко не все подростки легко переходят к доказательному мышлению, к более высокому уровню обобщения.

Основной особенностью мыслительной деятельности подростка является нарастаю­щая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно – образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. При этом конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, не регрессируют, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Так у подростков развивается способность к конкретизации, иллюстрирова­нию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях.

В подростковом возрасте мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь, как основное средство организации мышления. Именно внутренняя речь регулирует и другие познавательные процессы.

В подростковом возрасте идет активный процесс формирования научных понятий. Приобретают окончательные формы умственные действия с понятиями, опирающимися на абстрактное мышление.

Подростки по сравнению с младшими школьниками гораздо лучше усваивают и запоминают отвлеченный материал. По экспериментальным данным при запоминании одного и того же конкретного материала учащиеся 6-го класса запомнили примерно в 1,6 раза больше, чем учащиеся 4-го класса, а при запоминании одного и того же отвлеченного материала превосходство шестиклассников над четвероклассниками было уже в 2,8 раза.

К подростковому возрасту значительно усиливается стремление добиться понимания того, что надо запомнить и воспроизводить, учащиеся стараются передавать учебный материал своими словами, обобщая его. Заучивая учебный материал, подросток выделяет более важное, главное, уделяя ему наибольшее внимание, составляет план изложения заучиваемого материала, выделяя в нем смысловые части.

Для подростков характерно заметное развитие критичности мышления. Ранее школьник слепо полагался на авторитет учителя или учебника, теперь он хочет убедиться в справедливости той или иной мысли, того или иного положения, суждения. Само по се­бе это ценное качество мышления, его следует развивать. Это значит, что нужно преодоле­вать формирование привычки неоправданно сомневаться, возражать, спорить, отстаивать заведомо ошибочные суждения, упрямиться.

Очень важной особенностью подросткового возраста является формирование активного, самостоятельного творческого мышления. Подростковый возраст считается наиболее благоприятным, наиболее чувствительным для развития такого мышления. Доверие к интеллектуальным возможностям подростков как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям личности подростков, так как это означает высокую оценку их интеллектуальных сил. Целесообразно стимулировать творческое мышление подростков, чаще ставить их перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходство и различия, делать обобщения, выводы.

Овладевая научным знанием в среднем звене школы, учащиеся осваивают и опре­деленный подход к процессу и результату учебно-познавательной деятельности. Этот подход при целенаправленном его формировании становится достоянием подростка, сти­лем его мышления. Задача педагога, задача взрослого – вооружить учащихся принципами и характеристиками норм осуществления познавательной деятельности.

Понятие как форма абстрактного мышления

Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы позна­ем посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятия являются языком науки. У каждой науки свой язык. Понятия - это одна из главных составляющих и в содержании любого школьного предмета. Нет знания школьных наук без знания их языка, поэтому уяснение и запоминание новых слов - понятий является важным этапом работы учеников на различных уроках, в том числе истории. Целый ряд давно знакомых и привычных им слов получает здесь иное, новое значение. Например, «источник» - «исторический источник», «след» - «исторический след» и т. д. Ученикам нужно запоминать и знать эти новые значения слов. Появляются и совершенно новые слова, без знания которых учащиеся не смогут правильно выражать свои мысли. Их тоже нужно хорошо запоминать и употреблять в работе на уроке, в обычной речи.

Понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания образования. Об этом замечательно писал выдающийся российский психолог Василий Давыдов - основатель деятельностного подхода в отечественном образовании. В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели,  схемы, системы знаний, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер.

Главным недостатком школьного усвоения понятий является формализм (при фор­мировании понятий не уделяется внимания организации работы учащихся с определениями понятий). Полученное определение - это не конец усвоения понятия, а лишь первый шаг на этом пути. Необходимо включить определение понятий в действия учащихся, с помощью которых они строят в своей голове понятия об этих объектах:

-       действие распознавания (подведение под понятие)

-       выведение следствий

-       сравнение

-       классификация

-       действия, связанные с установлением иерархических отношений внутри системы понятий и т. д.


Какие бывают понятия

Предметы и явления окружающего мира имеют сходство и различие. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Признаки, выражающие коренную при­роду (сущность) предметов, отличающую их от предметов других видов, считают сущест­венными, наиболее главными признаками предметов.

Существенные и общие признаки предметов отражаются в понятии (от слова «пони­мать»). Итак, понятие - это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятия могут быть единичными (Москва), частными (столица), общими (город). Понятия могут быть видовыми и родовыми. Например, понятия оброк, барщина являются видовыми относительно понятия повинность.

Существуют всеобщие понятия: материя, движение, время, пространство, качество, покой и др.

Все понятия можно еще разделить на конкретные и абстрактные. Конкретные поня­тия: молодой человек, белый снег. Абстрактные понятия: скорость, белизна, сила, юность, молодость и др.

Между понятиями бывают разные соотношения:

«ВИД - РОД» - это такие отношения, когда все предметы, входящие в «вид», входят и в «род», имеют общие существенные признаки. Например, сандалии - обувь, окунь - рыба.

Род - более широкое понятие, он может включать в себя несколько видов предметов.

“ЧАСТЬ - ЦЕЛОЕ”

Например: лист - часть дерева, фундамент - часть здания и т. д.

РЯДОПОЛОЖНОСТЬ - это такие отношения между понятиями, когда оба они указы­вают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием.

Например, береза и ель, зима и весна. Эти понятия можно объединить одним более общим понятием - деревья, времена года.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ - понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу.

Например, добрый - злой.

ПРИЧИННО – СЛЕДСТВЕННЫЕ - отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом поня­тие - событие называют “следствием”, потому что событие происходит вслед за причиной.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - события происходят одно за другим, но не являются причи­ной и следствием друг друга.

Например, воскресенье – понедельник.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ - отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак, функцию другого.

Например: стол - обедать, стол - дубовый.

  1. 1)ГЕНЕЗИСА (происхождения).

Например: семя - растение, курица - яйцо.

Основные способы и приемы формирования понятий

Основными логическим приемами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Разберем каждую из этих операций мышления.

АНАЛИЗ - это расчленение целостной системы на взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых является отдельным, определенным целым, а также установление связей, отношений между ними.

СИНТЕЗ - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

СРАВНЕНИЕ - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

АНАЛОГИЯ - умозаключение, в котором на основе сходства предметов или элементов в одном отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении.

АБСТРАГИРОВАНИЕ - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и отвлечении от несущественных, второстепенных.

ОПОЗНАНИЕ - включение объектов в тот или иной класс.

ОБОБЩЕНИЕ - объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ - операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого объекта.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

ПОДВЕДЕНИЕ ПОД ПОНЯТИЕ - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

СЕРИАЦИЯ - упорядочение объектов по выделенному основанию.

КЛАССИФИКАЦИЯ - это распределение предметов по группам, где каждая груп­па, каждый класс имеет постоянное место. Очень важен выбор основания классификации. Классификация может проводиться по существенным признакам (естественная) и по несущественным (вспомогательная).

Основные правила классификации:

  • в одной и той же классификации должно быть одно и то же основание;
  • объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса;
  • члены классификации должны взаимно исключать друг друга;
  • подразделение на классы должно быть непрерывным.

Под основанием классификации понимается признак, с точки зрения которого данное множество делится на классы.

По своей структуре логическое действие классификации включает в себя следующие отдельные операции:

  • характеристика класса;
  • деление на классы по заданному основанию;
  • проверка результатов классификации;
  • выбор основания для классификации.

Вся эта информация о понятиях должна быть обязательно усвоена школьниками в процессе их учебной деятельности.

Учителю необходимо помнить, что с любого логического приема работу по форми­рованию понятий начинать нельзя, т. к. внутри системы логических приемов мышления существует строго определенная последовательность, один прием строится на другом. Мною предлагается следующая последовательность:

I этап - формирование начальных логических знаний и умений

(формируются в до­школьном возрасте и начальных классах)

№ п/п

Логические знания и действия, формируемые у учащихся

Приемы, используемые учителем

1.

Выделение свойств в предметах

 

Прием сравнения предметов друг с другом.

Выделение свойств без сравнения с другими предмета­ми (если ученик непосредственно, без всякого сравне­ния видит в предмете множество свойств, значит, при­ем усвоен).

2.

Понятие об общих и отличительных свойствах предметов

Формируется при сравнении предметов друг с другом

(сначала дается понятие об отличительных, затем общих признаках предметов).

 

Выделение в предметах существенных (важных) свойств и несуществен-ных (второсте-пенных)   свойств.

 

Прием изменения свойств помогает отличить свойства существенные от несущественных (учащиеся должны убедиться, что при изменении несущественных свойств предмет остается неизменным, при изменении существенных свойств предмет становится другим).

Анализ понятий, т. е. выделение существенных и слу­чайных признаков.

Например: ФЕОДАЛ - а/ богатый

                                       б/ владеющий землей

                                       в/ жестокий

                                       г/ владеющий крестьянами

                                       д/ властный

                                       е/ король

(чертой выделены существенные признаки)

Сравнение пар понятий и нахождение общих призна­ков (для этого учащимся необходимо проанализиро­вать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки и сравнить существенные признаки анализи­руемой пары).

Например:

ЦЕРКОВЬФЕОДАЛ (крупные землевладельцы)

МЕНЯЛА – РОСТОВЩИК (дающие деньги под проценты)

КАТОЛИЦИЗМ - ПРАВОСЛАВИЕ (христиан­ство)

4.

Установление видо -­ родовых отношений

Сравнение объема видового и родового понятия.

Например:

Род – коллектив людей.

Коллектив людей – род.

Вопрос: какое из предложений правильное, а какое нет?

Обобщение и ограничение понятий

(обобщить понятие - подыскать к нему подчиняющее его более общее (ро­довое) понятие; ограничить понятие - подобрать подчи­ненное ему более частное (видовое) понятие.

Например:

ПОВИННОСТЬ -а/ барина.

                                б/ сельскохозяйственная работа,

                               в/ принудительная обязанность,

                             (­­­видовое понятие, родовое понятие)

Нахождение видового и родового понятия.

Вопрос: назовите родовое (обобщающее) и видовое (ограничивающее) понятия к каждому из данных поня­тий:

ИСТОРИЯ(наука, история средних веков)

ХРИСТИАНСТВО (религия, православие)

Расположение понятий от более частных к более об­щим.

Задание: расположите понятия таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последую­щее звено относилось к предыдущему как род к виду.

Например: храм (3) - древнегреческий храм (2) - строе­ние (5) - Парфенон (1) - ритуальное сооружение (4); вид государственного управления (4) - демократия (3) - рабовладельческая демократия в Афинах(1) - рабовла­дельческая демократия(2)

Расположение понятий в виде систем.

Задание: расположите понятия по порядку, но не в виде цепочки, т. к. некоторые понятия являются родовыми по отношению не к одному, а к несколь­ким понятиям, а в виде схемы.

Например: раб, угнетенный человек, крепост­ной крестьянин, Спартак, человек, угнета­тель.

 alt

Производство (1), ремесленная мастерская (З), гон­чарная ремесленная мастерская (4), промышлен­ное производство (2), фабрика (З), ручное произ­водство (2), кондитерская фабрика (4).


II этап - формирование более сложных логических знаний и умений, базирующихся на начальных

№ п/п

Логические знания и действия, формируемые у учащихся

Приемы, используемые учителем

1.

Знакомство и отработка различных видов отношений между понятиями

Отношения рядоположенности

Упражнения “четвертый лишний”.

Например:

Аббат

Епископ

Жрец

Монах

Кольчуга

Латы

Копье

Шлем

Заставки

Миниатюры

Орнамент

Пергамент

Причинно-следственные отношения

Упражнения с выбором правильных ответов и их обоснованием.

Например: У феодалов редко водились деньги, потому что:

а/ они не имели постоянных источников денежных доходов,

б/ они их очень быстро тратили,

в/ торговать они могли только продуктами крестьянского труда, но продать их было сложно, т. к. во всех поместьях производи­ли одно и то же

г/ они добывали деньги только в военных походах, а войн было мало.

Упражнения по выстраиванию логических цепочек.

Например:

1)завоевательная политика Юстиниана;

2)ослабление Византийской империи;

3)бегство Византийских трудящихся за преде­лы страны; многочисленные восстания покоренных на­родов;

4)переход от рабства к феодализму;

5)нападение славян и арабов;

6)непосильные налоги.

 

Отношение соподчинения.

Упражнения по расположению понятий в виде систем.

Например:

 alt                               

Отношения последовательности.

Задание: подобрать к понятиям другие понятия, находящиеся к ним в отношении последователь­ности:

февраль -...

1990 -...

первый -…

раздробленность -варварство -... первобытность -...

Задание: расположите в хронологической после­довательности:

железный век, мезолит, энеолит, бронзовый век, палеолит, неолит.

Задания по отработке умения находить отноше­ния между понятиями

Задание 1: назовите отношения, существующие между понятиями:

а/ частная собственность - неравенство (причина - следствие)

6/ рабы - Спартак (род- вид),

в/ рабы - рабовладельцы (противополож­ность),

г/ рабы - крепостные крестьяне (вид-вид)

Задание 2: поставьте предложенные понятия в разные отношения с другими понятиями (учащие­ся выбирают их сами):

КРЕПОСТНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ

крепостные крестьяне - феодалы (противополож­ность)

крепостные крестьяне - рабы (вид - вид) и т. д.

Задание 3: даны три понятия, между первыми дву­мя существует определенная связь, между третьим и одним из предлагаемых существует аналогичная связь. Найдите четвертое слово.

Например:

а/ роза - цветок = капиталист - ? (эксплуатация, рабочие, класс, капитализм)

вид - род

б/ каменный век - бронзовый век = перво­бытность - ?

(железный век, государства, цивилизация, варварство)

последовательность

2.

Формирование у учащихся логических действий

1.Анализ и синтез.

Для развития мыслительной операции анализа и синтеза учащимся предлагается буквенно-ци­фровой текст. После анализа и синтеза ими бу­дет получено предложение, содержанием кото­рого является общественно-историческое собы­тие:

а/22 ю и я н 9114 о г а д аначальс о в н й а,

б/епврйы опелт в окмссо ыбл 21 паерял 9116 о гад.

2.Прием сравнения. (См. памятку. Приложение №1).

3.Прием выведения следствий. (См. памятку. Приложение №2).

4.Прием классификации. (См. памятку. Приложение №3).

5.Действие распознавания (подведение под поня­тие). (См. памятку. Приложение №4)

6.Формулирование понятий (См. логическую структуру определения понятий)

 

Учитель должен помнить, что для усвоения нового понятия или действия школьникам необходимо выполнить в среднем 10-12 заданий. Для обобщений действий учащиеся должны решать задачи не только с положительным, но и отрицательным или неопределенным ответом.

ПАМЯТКА

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ. ПОНЯТИЙ

1. Подбери понятие А, родовое по отношению к определяемому В.

2. В выделяется из А на основании характерных свойств (т.е. видового отличия Р).

 

Каждый элемент В принадлежит к А, каждый элемент В обладает свойством Р.


В - это А и Р

 

ПАМЯТКА

СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ. ЯВЛЕНИЙ

1.Выдели признаки у объектов.

2.Установи общие признаки.

3.Выдели основание для сравнения (один из существенных признаков).

4.Сопоставь объекты по данному основанию, сделай заключение, получи результат сравнения.

ПАМЯТКА

ВЫВЕДЕНИЕ СЛЕДСТВИЙ

Существует закон контрапозиции, который указывает, когда мы имеем право сделать вывод, а когда нет. Схематически сущность закона можно изобразить так:

1.Если А, то В

Дано А

Ответ: В

2.Если А, то В

Дано не В

Ответ: не А

3.Если А, то В

Дано не А

Ответ: вывод сделать нельзя

4.Если А, то В

Дано В

Ответ: вывод сделать нельзя

ПАМЯТКА

РАСПОЗНАВАНИЕ (ПОДВЕДЕНИЕ ПОД ПОНЯТИЕ)

1.Выдели понятие, под которое требуется подвести какой-либо объект.

2.Подумай, при каких условиях данный объект может быть отнесен к данному понятию.

3.Установи, обладает ли данный объект этими признаками.


 

Пример использования приемов формирования исторических понятий на уроке истории

(7 класс)

Тема урока: Опричнина Ивана Грозного

Тип урока: комбинированный

Этап коррекции знаний

На прошлом уроке вы познакомились со множеством новых слов - понятий. Проверим, насколько хорошо они вами усвоены, можете ли вы применить их в новой, незнакомой для вас ситуации. Одновременно будем отрабатывать приемы логического мышления и тренировать логическую память.

Вы знаете, что между понятиями могут существовать различные отношения, например: ВИД - РОД

 

Упражнение 1. Перед вами 2 столбика понятий:

1регентство

2поместье

3наместник

4сословие

5вотчина

6волостель

7приказ

8Боярская Дума

9реформы

1   земельное владение

2   форма правления

3   общественная группа

4   орган управления

5   должностное лицо

6   общественные перемены

 

1вариант - производит обобщение понятий (т.е. подыскивает к понятиям левого стол­

бика подчиняющие их более общие (родовые) понятия правого столбика).

2вариант - обратная операция ограничения понятий (подобрать к понятиям правого

столбика более частные (видовые) понятия левого столбика).

Проверка: работа в парах.

Упражнение 2. Провести анализ понятий, т.е. выделить существенные и случайные признаки.

Реформы:

1.прогрессивные

2.аграрные

3.проводимые правительством                  

4.постепенные  

5.государственные

(По такому же признаку отрабатываются понятия: сословная монархия, поместье, вотчина).

 

Упражнение 3. Расположите понятия в виде цепочки так, чтобы каждое последующее относилось к предыдущему, как род к виду.

1.приказ

2.государственное управление 

3.разбойный приказ

4.орган управления в Русском государстве

Ответ: 3 -> 1 -> 4 -> 2

 

Упражнение 4. Расположите понятия по порядку, но не в виде цепочки, а в виде схемы, поскольку некоторые понятия являются родовыми по отношению не к одному, а нескольким понятиям.

1.поместье

2.монастырская вотчина                                     

3.феодальное земельное владение

4.вотчина

5.светская вотчина


Ответ:  

 

А теперь поговорим о таком виде отношений между понятиями, как рядоположенность.

 

Упражнение 5. “Четвертый лишний” (три из четырех предложенных понятий относятся к одному ряду (группе). Их можно обобщить родовым понятием. А одно из четырех в этом ряду не относится. Найдите его).


1.Боярская дума

2.Парламент

3.Земский собор

4.Генеральные штаты

 

1.Удел

2.Вотчина

3.Губа

4.Поместье

 

1.Чети

2.Разрядный приказ

3.Челобитная изба

4.Стоглав

 

Упражнение 6. Связано с реформами Избранной рады. На экране - перечень мероприятий Избран­ной рады. Произведите группировку - соотнесите с реформами:

1вариант: - центрального управления

2вариант - местного управления

3вариант - военная

4вариант - финансово-налоговая

1)ограничение местничества

2)отмена кормлений

3)создание приказов

4)перепись земель и промыслов

5)земельные (поместные раздачи)

6)введение «большой сохи» и тягловой подати

7)выбор руководителей местного самоуправления

8)Уложение о службе

9)введение «пищальных денег»

10)введение «кормленичего окупа»

11)организация стрелецкого войска

12)созыв Земского собора

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР