Никольская Ирина Владимировна, преподаватель истории, ОГБПОУ ВМК г. Вичуга, Ивановской области. Конспект урока и план урока по теме «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны» для студентов СПО 2 курса на основе краеведческого материала, форма работы: групповая. Цель урока: Создание условий для овладения студентами знаниями о роли тыла в годы Великой Отечественной войны, развитие навыков самостоятельного поиска, отбора, анализа информации по теме.
Дата публикации: 11.07.2018
Тема урока: Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
Тип урока: открытие новых знаний.
Содержание урока:
1. Экономика в годы войны.
2. Наука и культура в годы войны.
3. Быт и жизнь людей в годы войны в тылу.
Цель урока: Создание условий для овладения студентами знаниями о роли тыла в годы Великой Отечественной войны, развитие навыков самостоятельного поиска, отбора, анализа информации по теме.
Задачи урока:
Предметные:
- сформировать целостное представление о значимости тыла в годы Великой Отечественной войны, способе организации жизни в тылу с целью приближения Победы.
Метапредметные:
- научить определять самостоятельно цели деятельности и составлять план деятельности,
- самостоятельно осуществлять деятельность,
- развивать навыки:
-самостоятельного разрешения проблем, оценивания и принятия решений,
- совершенствовать навыки и умения:
- сотрудничества, аргументированно выражать свое мнение, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Личностные:
- способствовать формированию собственного представления о роли тыла в годы Великой Отечественной войны, воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
-способствовать формированию ответственного отношения к выполняемой работе,
- способствовать развитию умения осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, информационно-рецептивный, проблемный
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.
Оборудование:
- мультимедийная установка,
- персональный компьютер,
- презентация,
- раздаточный материал,
- плакаты.
Время урока: 45 минут.
ХОД УРОКА
№ п/п
|
Этапы
|
Цели и содержание деятельности
|
Время,
мин
|
Деятельность
|
Планируемый результат
|
педагога
|
студентов
|
1
|
Организационный этап
|
Проверить готовность к учебному занятию.
Студенты делятся на группы, знакомятся с условиями работы в группе.
|
3
|
Приветствует студентов.
|
Приветствуют преподавателя.
|
Настрой на совместную деятельность.
|
2
|
Мотивационно-целевой
|
Мотивировать обучающихся к изучению данной темы.
Совместно сформулировать тему, цели, задачи учебного занятия.
|
10
|
Организует работу групп
|
Слушают, осознают.
|
Принятие темы, целей и плана учебной деятельности путём их осознания.
1. Великая Отечественная война.
2. Военную технику, оружие.
3. «Производство в годы войны».
4. Тыл и фронт.
-Что? (тыл). Когда? (в годы войны). Какой тыл? (советский).
Совместное формулирование темы урока: «Советский тыл в годы войны»
|
На мультимедийной установке просматриваются слайды с фотографиями производства во время войны.
Вопросы и задания для обучающихся:
1.К какому периоду истории относятся кадры фильма?
2. Что производят на предприятиях?
3. Как можно озаглавить фильм?
4. На какие две большие части делит война жизнь страны?
-Продолжаем изучение Великой Отечественной войны.
Сегодня говорить о сражениях не будем.
-Сформулируйте тему урока.
|
Организует работу групп
Чертит схему:
Ключевое слово
ВОЙНА.
Фронт Тыл
ПОБЕДА
|
Вступают в диалог.
Осознанно строят высказывания, аргументируют собственное мнение.
Формулируют тему урока.
Записывают в рабочей тетради
|
Вопросы для обучающихся:
На кадрах вы увидели выпуск военной продукции
1. Что объединяет фронт и тыл?
2. К чему стремился на фронте и в тылу советский народ?
Они трудились, приближая Победу. Эта конечная цель фронта и тыла.
Победили бы мы без тыла в войне?
3. Кто главная движущая сила тыла? (Люди). Это будет нашим третьим вопросом.
Можете предположить, какой вопрос будет главным?
|
|
Проводите обсуждение вопросов
|
Вступают в диалог, предлагают варианты ответов
Осознанно строят высказывания, аргументируют собственное мнение
|
Осознание необходимости определение целей и плана урока
1. Фронт и тыл объединены одной целью приблизить Победу.
2. К Победе. Эта конечная цель фронта и тыла.
3. Кто главная движущая сила тыла? (Люди)-это третий вопрос нашего урока (рассмотрим на краеведческом материале).
КАКОЙ ВКЛАД ВНЕС ТЫЛ В ДЕЛО ПОБЕДЫ?
|
Мы должны дать ответ на главный вопрос урока:
КАКОЙ ВКЛАД ВНЕС ТЫЛ В ДЕЛО ПОБЕДЫ?
|
Организует совместное целеполагание.
|
Формулируют цель.
|
Совместное формулирование целей урока:
Стремление тружеников тыла помочь фронту в деле приближения Победы.
|
Исходя из целей урока, предложите план достижения поставленных целей.
1. Экономика в годы войны.
2. Наука и культура в годы войны.
3. Быт и жизнь людей в годы войны
|
|
Составляют план деятельности на занятии, записывают его в тетрадь.
|
План:
1. Экономика в годы войны.
2. Наука и культура в годы войны.
3. Быт и жизнь людей в годы войны.
|
3
|
Содержательный этап
|
1.Цель этапа:
Дать понятие эвакуации, определить ее значение для экономики страны.
|
20
|
1.Что характеризует экономику в годы войны?
2. ученые считают, что эвакуация тесно связана с индустриализацией.
Назовите причины эвакуации?
3. Назовите центры эвакуации предприятий на Востоке страны.
4. Как изменилась выпускаемая продукция?
|
слушают, отвечают на вопросы, записывают выводы в тетрадь.
|
(Слайды с 3 по 9) Упадок экономики в первый период войны, неудачи Красной армии.
24 июня 1941 – создание Совета по эвакуации. Эвакуация связана с индустриализацией. Предприятия были перемещены на Восток, в крупные индустриальные районы. Записать центры эвакуации в тетрадь. (проверка по слайду с картой).
Единство фронта и тыла обеспечивают люди. На эвакуированных предприятиях выпускали военную продукцию. (Перевод экономики на военный лад).
Итак, вы правильно поняли значение эвакуации.
|
|
|
Задание 2
Организация работы в группах:
Сегодня работаем в группах, изучаем особенности экономики, общественной и культурной жизни в тылу.
Записи ведете в тетрадях, затем дает отчет о работе
1 группа Экономисты
Задания: исследовать особенности промышленности в годы войны.
Вопросы:
1.Как экономика перестроилась на военный лад?
2.Какие действия по превращению страны в единый военный лагерь были предприняты?
|
10
|
Организует работу в группах.
Координирует деятельность обучающихся.
- Для работы вам предлагаю дополнительный материал, а также с. 207-208 в учебнике.
Разделите вопросы для подготовки, это позволит вам сэкономить время работы, затем проверим.
|
Работают в группах с источниками (Плакат «Тыл - фронту», дополнительный материал, учебник).
Усваивают новые знания, делают записи в тетради.
|
Умение работать в группах.
Работать с новой информацией самостоятельно, находить нужную информацию, решать поставленную задачу.
Максимальная самостоятельность в приобретении знаний
|
2 группа Обществоведы.
Задание: исследовать особенности культурной жизни страны в годы войны.
Вопросы:
1. Какой вклад в дело Победы внесли деятели культуры и искусства? (Перечислить виды искусства, привести примеры созданных произведений 2-3 примера).
2. Почему в годы войны особенно развивался кинематограф?
|
Для работы вам предлагаю дополнительный материал, а также с. 207-208 в учебнике.
Стимулирование максимальной самостоятельности.
Организация обсуждения вопросов
|
Работают в группах с источниками с источниками, учебником, выставкой плакатов.
Анализируют прочитанный текст, отвечают на вопросы.
|
3 группа Исследователи.
Задание: исследовать особенности науки в годы войны.
Вопросы:
1. Какие науки развивались в годы войны?
2. Какая область медицины была наиболее востребована в годы войны?
3. В годы войны продолжали работать учебные заведения, как вы думаете, зачем?
|
|
Записывают в рабочей тетради ответы на вопросы.
|
Выступления представителей групп, проверка с помощью кадров презентации.
|
Задание 3:
Работа с цитатой Жукова о роли тыла в годы войны: «Тыл – это половина Победы»
Мы свами сказали о промышленности в годы войны, отметили тяжелый труд людей в сельском хозяйстве, культурная жизнь и наука не прекращалась в годы войны.
1. Как бы вы проиллюстрировали это высказывание, продолжили?
2. Что было общего между людьми на фронте и в тылу?
|
5
|
Организует работу с цитатой на доске, просмотр слайда, обсуждение и анализ выполненной работы
Приведите примеры, как жили и трудились люди нашего края в на благо Победы.
Послушаем выступления
|
Вступают в диалог.
Осознанно строят высказывания, аргументируют собственное мнение.
Выступление Асликян Лианы и Ковшовой Светланы.
|
Умение вести диалог, правильно формулировать свои мысли.
Фронт не мог бы существовать без тыла, советский народ бы не добился победы, если бы не было помощи людей в тылу?
Общее: стремление к Победе, мужество, отвага, стойкость, давали награды и звания за работу в тылу.
Итак, силами тружеников тыла ковалась Победа. Вичужане внесли немалый вклад в Победу.
|
|
Физкультминутка:
|
- снятие усталости напряжения, поддержание работоспособности
|
5
5
|
Организует проведение физкультминутки (динамической паузы)
|
Выполняют задания
|
Собрать фразу из картинок и слова ЕДИНСТВО ФРОНТА И ТЫЛА.
Логический переход к следующему заданию урока
Поддержание работоспособности.
|
|
|
Задание №4
Просмотр фильма о жизни и труде наших земляков. Война коснулась всех: мужчины ушли воевать, женщины, дети и старики их заменили у станков и на полях.
Вопросы перед просмотром:
1. Что объединяет героев фильма?
2. Сформулируйте главную мысль, переданную в фильме?
Можем теперь ответить на главный вопрос урока:
Какой вклад внес советский тыл в дело Победы?
|
Организует работу с видеоматериалом.
|
Вступают в диалог.
Осознанно строят высказывания.
|
1. Герои– труженики тыла, вичужане, пережили войну детьми. Они дети войны.
2. Фронт и тыл едины, они трудом приближали победу, заменили ушедших на фронт мужчин.
|
|
3. Рефлексивно-оценочный
|
Вопросы к обучающимся:
- Какой была тема урока?
- Какая цель была поставлена в начале урока?
- Ответили мы на главный вопрос?
- Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?
- Какие трудности вы испытали на сегодняшнем уроке?
- Как вы оцениваете результаты своей работы
|
5
|
Организует деятельность студентов по самооценке и взаимооценке знаний по теме, побуждает к совершенствованию результатов
|
Отвечают на вопросы теста, выбирают правильный вариант
Ответа.
Анализируют деятельность на уроке и оценивают результат.
|
Ответственность за результат своей работы.
Осуществление самоанализа хода и результатов деятельности.
Самооценка успешности в достижении цели.
Определение собственной мотивации и перспектив дальнейшей учебной деятельности
Готовность к дальнейшему сотрудничеству
|
|
Домашнее задание
|
Записать воспоминания членов семьи, знакомых о жизни в тылу, рассказы участников войны.
По аналогии с фильмом создать
1. Фото-видео-презентацию.
2. Записать воспоминания на бумаге.
|
2
|
Дает рекомендацию, инструкцию выполнения Д.з.
|
|
|
Конспект урока.
I. Орг. Момент.
Здравствуйте, уважаемые студенты. Наш урок истории необычный:
- во-первых, у нас гости,
- во-вторых, урок проходит в конце апреля, это время подготовки к празднованию Дня Победы.
Сегодня вы работаете в группах, три группы: «Экономисты», «Исследователи», «Обществоведы». В конце урока вы дадите оценку своей работе.
Ход урока.
II. Мотивация.
Начать урок мне хотелось бы с просмотра видеофрагмента.
- К какому периоду истории относится кадры фильма? Ваши версии.
- Что производят? (Военную технику)
- Как можно озаглавить фильм? Производство, промышленность в годы ВОЙНЫ.
Прозвучало ключевое слово ВОЙНА- запишу его.
-На какие две большие части делит война жизнь страны?
ФРОНТ и ТЫЛ
Сегодня мы не будем говорить о сражениях и битвах Великой Отечественной войны.
Сформулируем тему урока.
ЧТО? Фронт. КОГДА? В годы войны. КАКОЙ тыл? Советский.
Запишем тему в тетрадь.
«СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» (кадры презентации 1-й).
Попробуем сформулировать цели урока.
(СХЕМА): ЧТО объединяет фронт и тыл? Люди.
Какая общая цель? К чему стремились советский народ на фронте и в тылу?
К ПОБЕДЕ. Впишу в схему.
Победили бы мы без тыла в Великой Отечественной войне?
Какой вопрос будет главным?
КАКОЙ ВКЛАД ВНЕС ТЫЛ В ДЕЛО ПОБЕДЫ?
На этот вопрос мы попытаемся ответить.
Теперь попробуйте составить план работы и запишите его в тетрадь.
ПРОВЕРИМ: мой вариант на доске– я открываю.
План
1. Экономика в годы войны.
2. Наука и культура в годы войны.
3. Быт и жизнь людей в годы войны в тылу.
III. Актуализация знаний. Содержательный этап.
- Что вы знаете об экономике в годы войны?
Эвакуация, переход экономики на военный лад. 24 июня 1941 года был создан совет по эвакуации. (Запишем в тетрадь)
-Назовите причины эвакуации. (варианты)
Некоторые историки считают, что эвакуация связана с индустриализацией. Предприятия были перемещены на Восток, в крупные индустриальные районы. Записать центры эвакуации в тетрадь.
(проверка по слайду с картой). На эвакуированных предприятиях выпускали военную продукцию. (Перевод экономики на военный лад).
Итак, вы правильно поняли значение эвакуации.
Задачи были решены
1. Создать военную экономику, максимально подчинив все хозяйство страны нуждам обороны.
2. Мобилизовать все население для отпора врагу, в том числе и психологически.
3 июля Сталин обратился к народу, проникновенная речь, он готовился.
Выполним Задание 2.
Организация работы в группах:
Сегодня работаем в группах, изучаем особенности экономики, общественной и культурной жизни в тылу.
Записи ведете в тетрадях, затем дает отчет о работе.
Для работы вам предлагаю дополнительный материал, а также с. 207-208 в учебнике.
Разделите вопросы для подготовки, это позволит вам сэкономить время работы, затем проверим, не забывайте про самооценку, поэтому работает вся группа. 5 минут на работу.
Проверим, пожалуйста:
1. Экономисты. (презентация для проверки).
2. Обществоведы. (презентация для проверки).
3. Исследователи. (смотрим плакаты художников на доске).
Спасибо за исследования, выводы вы записали в тетрадь.
Задание 3:Работа с цитатой Жукова о роли тыла в годы войны: «Тыл – это половина Победы»
Мы свами сказали о промышленности в годы войны, отметили тяжелый труд людей в сельском хозяйстве, культурная жизнь и наука не прекращала свою деятельность в годы войны.
На доске у меня одно из высказываний маршала Жукова.
1. Как бы вы проиллюстрировали это высказывание, продолжили?
2. Что было общего между людьми на фронте и в тылу?
Фронт не мог бы существовать без тыла, советский народ бы не добился победы, если бы не было помощи людей в тылу.
Общее: стремление к Победе, мужество, отвага, стойкость, давали награды и звания за работу в тылу.
Итак, Силами тружеников тыла ковалась Победа. Люди-основной ресурс в тылу. Что происходило в Вичуге в годы войны нам сейчас сообщат представители группы Исследователей.
1. Ковшова Светлана.
2. Асликян Лиана.
Итак, вы убедились, Вичужане внесли немалый вклад в победу.
Разминка. Динамическая пауза:
Вы немного устали сидеть на местах, вам предлагается задание для разминки: решите головоломку.
Задание: собрать картинки, построиться и назвать получившуюся фразу, встаем, работаем на скорость, кто быстрее выполнит.
Фраза: ЕДИНСТВО ФРОНТА И ТЫЛА.
Задание 4.Просмотр фильма.
Война коснулась всех: мужчины ушли воевать, женщины, дети и старики их заменили у станков и на полях. Просмотр фильма о жизни и труде наших земляков.
Вопросы перед просмотром:
1. Что объединяет героев фильма?
2. Сформулируйте главную мысль, переданную в фильме?
Варианты ответов:
1. Герои– труженики тыла, вичужане, пережили войну детьми. Они дети войны.
Формулируя основную мысль фильма, мы можем ответить на главный вопрос урока?
Какой вклад внес тыл в дело Победы?
Фронт и тыл едины, они трудом приближали Победу, дети, женщины, старики заменили ушедших на фронт мужчин.
IV. Рефлексивно-оценочный.
- Какой была тема урока?
- Какая цель была поставлена в начале урока?
-Ответили мы на главный вопрос?
- Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?
- Какие трудности вы испытали на сегодняшнем уроке?
- Как вы оцениваете результаты своей работы?
Варианты ответов:
Самооценки работы по группам, оценка преподавателя.
V. Домашнее задание:
Рядом с нами живут люди старшего поколения, их жизнь связана с военным временем. Записать воспоминания членов семьи, знакомых о жизни в тылу, рассказы участников войны. По аналогии с фильмом создать
1. Фото-видео-презентацию.
2. Записать воспоминания на бумаге. |