Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381632
Рабочая программа кружка «Я - рожден в России» в системе дополнительного образования
Содержание - История, обществознание, право

Гробова Ольга Викторовна, учитель истории и обществознания п.Панковка Новгородский район Новгородская область МАОУ Панковская СОШ Новгородского района Новгородской области. 
Рабочая программа составлена для реализации работы кружка в системе дополнительного образования для внеурочной деятельности. Программа может быть использована для преподавания в Центре внешкольной работы. Кружок «Я - гражданин России» имеет патриотическую и краеведческую направленность. Рабочая программа составлена с учетом современных ФГОС и рассчитана для преподавания в 7-8классах. Для реализации данной программы необходимо осуществлять связи с учреждениями культуры, встречи, беседы с интересными людьми, использовать местный краеведческий компанент и социокультурные возможности. Предполагается использование различных форм и методов для мотивации ,расширение познавательного интереса, кругозора кружковцев.


Дата публикации: 16.11.2018


Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для реализации внеурочной деятельности «Я - гражданин России».

Пояснительная записка.

Введение.

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ, «Уставом МАОУ Панковская СОШ», локальными правовыми актами, Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в МАОУ и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных проблем. Учреждение современной школы, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско – патриотического воспитания только с помощью знаниегого подхода невозможна. Новое время требует от образовательного учреждения нового содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправление можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско-патриотическое воспитание - в современных условиях - это целенаправленный нравственный нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укреплении ответственности за свой политический, правовой, нравственный выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Задача кружка: познакомить учащихся с культурой русского народа, способствовать успешной социализации учащихся, развивать способность решать элементарные задачи, находясь в нестандартной жизненной ситуации, отстаивать свои права и не нарушать прав других людей, воспитывать в уважении к праву, формировать гражданские качества личности и правовую культуру в целом.

Место предмета в учебном плане. Предмет занимает определенное место в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности учащихся. Разработан для учащихся 7-8 классов. Рассчитан на 34 часа для преподавания 1 час в неделю. Апробирован в течение 5 лет на базе реабилитационного центра «Подросток» в городе Великий Новгород.

Система формируемых умений в процессе занятий в кружке «Я - гражданин России»:

Показатель образованности

1. Личностный. Самоопределение личности. Способность к самоопределению и самореализации.

2. Информационный. Восприятие социальной информации. Развитие критического мышления в процессе восприятия различной социальной информации.

3. Интеллектуальный. Решение проблемно – познавательных задач. Решение познавательных и практических задач в типичных жизненных ситуациях.

4. Коммуникативный. Конструктивное разрешение проблемных ситуаций моделируемых учебных задач.

Развитие коммуникативных умений.

5. Креативный. Реализация в творческой деятельности. Участие в социальных проектах.

Рабочая программа кружка ставит целью:

1. Создание условий для социализации личности;

2. Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;

3. Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;

4. Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуация

Формы работы: индивидуальная и массовая: встречи с замечательными людьми города, студентами университета, ветеранами, уроки мужества с членами «Боевого братства», организация миниакций по благоустройству родного города и поселка, поисковая работа, рассуждения - беседы, написание эссе, обсуждение фильмов на семейно-правовую тему, рисование на гражданско-патриотическую тему, лекции, слайд-шоу, экскурсии в музеи, по боевым и историческим местам, участие в городских митингах, акциях, линейках, посещение библиотеки «Читай-города», «Медиатеки», музея деревянного зодчества «Витославицы».

Принципы: Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания, и единства развивающей и воспитательной среды.

Планируемые результаты освоения программы «Я - рожден в России»

В соответствии с ФГОС результаты обучения курсу, как и другим школьным предметам, условно подразделяю на личностные, метапредметные и предметные. Курс как интегративный предмет социального характера обладает большим потенциалом для достижения большинства личных и метапредметных результатов обучения, выделенных ФГОС.

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Личностными результатами формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • Мотивированность на созидательное участие в жизни общества;
  • Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур.

Метапредметные результаты   изучения курса проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания.

Предметными результатами   содержания программы по обществознанию являются:

  • Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  • Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
  • Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.


Календарно – тематическое планирование.

Тема урока

Цель

Форма работы

Планируемые результаты

УДД

предметные

метапредметные

личностные

1-2

Введение. Цели и задачи кружка. Что такое право? Что изучает Конституция?

Знакомство с курсом «Я -гражданин России» .Происхождение государства. Происхождение права. Сущность права. Основания права. Источники права. Конституция РФ?

Урок изучения нового материала, работа с текстом Конституции РФ.

Понимать кто такой гражданин. Знать термины: «основания права», «источники права»; устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обществознания

Уметь отличать права граждан и неграждан. Оценивать результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий

Усвоить назначение курса. Уметь высказывать свое мнение

Уметь высказывать свое мнение

3

Мой край родной

Урок-путешествие

Комбинирован-ный урок

Экскурсия по карте

Оценивать результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий

Усвоить умение работы с картой

Уметь находить географическое расположение достопримечательностей родного края

4-6

Экскурсия в музей деревянного зодчества «Витославлицы»

Экскурсия

Двухуровневая экскурсия.

Знакомство с русской культурой и историей

Оценивать результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий

Выражать устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения

Уметь проводить экскурсию

7

Конкурс рисунков на асфальте «Что мне понравилось в музее деревянного зодчества «Витославлицы»

Творческий эскиз на асфальте цветными мелками

Творческий урок изодеятельности

Устанавливать внутрипредмет-ные связи, оценивать экспонаты, обобщать ранее полученную информацию

Оценивать свою деятельность

Понимать назначение знаний для человека

Уметь выполнять практические задания

8-9

Посещение выставки в церкви Жен Мироносиц «Рукам - работа, душе - радость»

Экскурсия и мастер-класс по русскому творчеству, рукоремеслу. Мастер-класс по валянию из шерсти (плетению из бересты)

Урок-практикум

Понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека, понимает роль труда, знакомится с русскими традициями

Устанавливать внутрипредмет-ные связи, давать заглавия, выделять этапы развития русских национальных традиций

Формировать устойчивую мотивацию к учению

Мотивировать к учению и получению новых знаний

10

Эссе «Что нового я узнал о русских национальных традициях»

Урок написания эссе

Урок-практикум

комментировать алгоритм написания эссе, оценивать собственные социальные возможности, использовать дополнительные источники информации

Умеет определять правильность действия на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Давать оценку своим знаниям

Уметь писать эссе

11

Строим гражданское общество

Сущность гражданского общества. Гражданское общество и государство. Развитие идеи гражданского общества. Структура гражданского общества.

Урок - дискуссия

Устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обществознания 7 класса, характеризовать развитие отношений общества и государства.

Соотносить с темой свой жизненный опыт, решать жизненные задачи по теме

Давать оценку своих учебных действий

Знать основные нравственные понятия и нормы

12

История артефакта

Обобщение и закрепление знаний, полученные в ходе изучения курса

Контрольная работа

Уметь определять понятия; вступает в речевое общение; работать с различной информацией

Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; осуществлять поиск нужной информации

Давать оценку своих учебных действий

Знать основные нравственные понятия и нормы

13

Моя семья. Семейные ценности. Генеалогия.

Сущность семейных традиций. Семейные реликвии. Что такое генеалогия.

Комбинирован-ный урок

Классифицировать
семейные
ценности

Самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы

Собирать информацию в семье, создавать свои представления, исследуя архив

Формировать отношение к человеку как высшей ценности

14

Создание своего генеалогического дерева

Создание генеалогического древа своего рода.

Комбинированный урок

Устанавливать связи истории своей семьи с историей края, государства

Самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы

Устанавливать коммуникативные связи с ближайшими родственниками, осуществлять поиск информации

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

 

15-16

Просмотр фильма на тему семейных ценностей (выбор педагога)

Семейные ценности. Общечеловеческие ценности. Семейный альбом.

Комбинированный урок

Устанавливать влияние истории своей страны на жизнь отдельно взятой семьи, выявлять особенности своей родословной

Анализировать социальные ситуации, находить выход в трудной жизненной ситуации

Высказывать свое мнение

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

 

17-18

Обсуждение фильма

Выявление

общечеловеческих

ценностей, важности уважения своих корней, своей родословной

Комбинирован-ный урок

Устанавливать связи, комментировать сюжет, аргументировать факты

Принимать, понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Высказывать свое личное мнение

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения жизненной ситуации задачи.

 

19-20

Встреча с интересными людьми

Жизнь замечательных людей Новгородчины, ветеранов, тружеников тыла.    

Комбинированный урок

Применять жизненный опыт в познавательных целях, устанавливать ретроспективные внутрикурсовые связи

Использовать опыт ближайшего окружения для решения познавательных задач

 

Иметь целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей

22-23

Встреча с воинами, участниками ограниченного контингента советских войск в Афганистане, представителями Боевого Братства

Жизнь замечательных людей Новгородчины

Комбинирован-ный урок

Комментировать, получать важную информацию по теме

Использовать внутрипредметные связи, соотносить материал   ранее полученных знаний с новой информацией

Привлекать к обсуждению родителей, соотносить свое мнение с их точкой зрения

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

 

24

Права и свободы человека и гражданина России

Правовой статус личности. Гражданство. Личные права. Политические права. Социально-экономические права. Обязанности гражданина РФ

 

Комбинирован-ный урок

Уметь определять понятия; вступать в речевое общение; работать с книгой

Готовить связный рассказ по схеме, использовать в познавательных целях разнообразный иллюстративный материал, соотносить текст Закона о гражданстве с личным опытом и знаниями

Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Ориентироваться

в многообразии информации

25

Гарантии и защита прав человека и гражданина в России

Кто гарантирует права человека. Как осуществляются гарантии прав человека. Гарантии защиты и гарантии реализации прав. Национальный уровень защиты прав

Комбинирован-ный урок

Анализировать статьи Конституции на основе данных таблицы и классификаций, оформлять жалобу уполномоченному по правам человека; обосновывать собственную позицию

Вступать в речевое общение; работать с книгой

Определять свой уровень социальной активности

Ориентироваться

в своей системе знаний:

26-27

Права ребенка. Особенности правового статуса несовершеннолетних 14–18 лет

Статус ребёнка. Права детей по Конвенции о правах ребёнка. Правовой статус малолетних в РФ: до 6 лет, с 6 до 10 лет, с 10 до 14 лет

Урок-тренинг

Оценивать значимость деятельности организаций по защите прав, осуществлять поиск примеров в СМИ, систематизировать материал в хронологической таблице, готовить сообщение

Вступать
в речевое общение; работать с книгой

 

Знать основные нравственные понятия и нормы

28-29

Международная система защиты прав и свобод.

ООН. Совет Европы. Основные документы по защите прав и свобод. Билль о правах. Всеобщая декларация прав человека. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Комбинирован-ный урок

Привлекать социальный кругозор и дополнительные источники информации относительно международных организаций современного мира, осуществлять сравнительный анализ основных документов по защите прав человека в современном мире

Ориентироваться

на понимание причин успеха в учебе

 

Задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания

 

30-31

Интерактивная игра «Выборы президента детского коллектива»

Выборы. Избирательная система.

Урок-игра

Уметь определять понятия; вступать в речевое общение;

Осуществлять поиск нужной информации

Формулировать свою

Знать основные права человека и нормы

32

Суд над наркотиками

Отрицательное отношение к вредным привычкам

Урок-суд

Уметь отстаивать личную точку зрения

Научиться строить отношения с людьми

Высказывать свою точку зрения. Формировать личное отрицательное отношение к алкоголю, наркотикам

Уметь сказать «нет»

33

Тренинг на сплоченность коллектива

Оценка своей роли в коллективе. Умение работать и играть в команде.

Урок-тренинг

Уметь брать ответственность за свою и чужие жизни

Применять полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений;

Уметь работать в команде, понимать и принимать цели коллектива

 

34

Акция «Чистое село»

Оценка своей роли в коллективе. Умение работать и играть в команде.

Уборка территории около школы

Участвовать в коллективном деле

Умение выполнять практические задания

Уметь работать в команде