Интегрированный урок литературы и истории. (8 – 11 классы). Тема: «Ленинградцы ворот не открыли...» (Посвящается Блокадному Ленинграду) |
Содержание - История, обществознание, право |
Клаузер Лидия Алексеевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга» Тюменская область, ЯНАО, п. Красноселькуп. Интегрированный урок литературы и истории. (8 – 11 классы). (Посвящается Блокадному Ленинграду) Цели: • рассмотреть подвиг блокадного Ленинграда на основе исторических и литературных источников; • развивать познавательный интерес обучающихся к гуманитарным учебным дисциплинам; • пробуждать чувства патриотизма и памяти юного поколения к историческому и литературному наследию Отечества. Ход урока. I. Организационный момент. II. (Звучат стихи) Клаузер Л.А.: Шуршание листьев железных в венках... И шепот березовых листьев... Здесь слава и скорбь обнялись на века Под небом простреленным мглистым. Дубко В.А.: Суровый, шинельного цвета, гранит, Знамена из камня - недвижны... О вас, ленинградцы, гранит говорит, Отдавшие жизни - для жизни! (И.Демьянов) Историческая справка. (О плане «Барбаросса») Перед командующим группой армией «Север» генералом- фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землёй и сделать необитаемым. Не удалось. Тогда Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя», - цинично пророчествовал он. Клаузер Л.А. Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его. Ученица 1: 8 сентября 1941 года для ленинградцев наступил один из самых черных дней. Сомкнулось блокадное кольцо. Враг рассчитывал на то, что голод сломит воинов - защитников Ленинграда. Почти 900 дней (до 27 января 1944 года) Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни небывалой в истории блокады. По льду Ладожского озера была проложена трасса. И 13 ноября 1941 года, когда наконец стал лед, по ней отправился спешно собранный коннотранспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок в пути провалились под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Затем грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти», но позднее появилось и другое название - «Дорога жизни». Звучит песня А.Розенбаума «На дороге жизни». Но еще долго хлебную порцию снижали, она составляла 250 граммов (для рабочих) и 125 граммов (на иждивенца) в сутки. Именно так выглядел этот тяжелый, сырой кусочек. Сто двадцать пять блокадных грамм С огнем и кровью пополам. (О.Берггольц). Этот ломтик, эту темно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Он на 40 % состоял из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины. Голод отнимал физические силы. (Рассказ о почтальоне; о блюдце сахара). В блокадном Ленинграде вымирали целые семьи. Об этом свидетельствует дневник Тани Савичевой, которой было 11 лет, когда она осталась одна, но у неё хватило сил вести его. Её дневник стал историей, страницей летописи блокады. Давайте прочтем его: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов дня 1941 года. Бабушка — 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер - 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер - 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Дядя Леша - 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». Она умерла 1 июня 1944 года. Этот дневник погибшей ленинградской девочки, обрывающийся словами: «Осталась одна Таня...», - обращение к нам, живым..., чтобы мы помнили! Они пали... их нет... но они живут в нас. И все они имеют право на нашу память. Звучит песня Баллада о Тане Савичевой Ученица 5: В нас голод убивает страх Но он же убивает силы... На Пискарёвских пустырях Все шире братские могилы. (Ю.Воронов) Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях было найдено около 13 тысяч трупов - «подснежников», так их тогда называли. Воспоминание очевидца: «Дети лежали в постелях, истощенные, с широко открытыми глазами. Едва передвигались. Ужас от перенесенного застыл в глазах. Кожа лица, рук и тела была непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети не видели по 20 дней горячей пищи, даже кипятка». Всего в ноябре голод унес свыше 11 тысяч жизней, в декабре - 53 тысячи, в марте - 90 тысяч. Люди замерзали на улицах, площадях, в парадных, угасали в постелях, сидя на стульях. Ученица 6: Но, несмотря на все трудности, голод, город жил и боролся. Дмитрий Шостакович - один из крупнейших композиторов 20 века, назло войне, в Ленинграде под свист снарядов и грохот орудий создает свою знаменитую 7 симфонию. После исполнения «Ленинградской» симфонии один из американских журналистов написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!». Какая музыка была! Какая музыка играла, Когда и души и тела Война проклятая попрала. Какая музыка во всем, Всем и для всех - не по ранжиру. Осилим... Выстоим ... Спасем ... Ах, не до жиру - быть бы живу ... И через всю страну струна Натянутая трепетала, Когда проклятая война, И души, и тела топтала. Стенали яростно, навзрыд, Одной единой страсти ради: На полустанке - инвалид, И Шостакович - в Ленинграде. (А.Межиров «Музыка»). Ученица 7: Дух ленинградцев, воли к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только не покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выживать. Ольга Берггольц, поэтесса, остается в блокадном городе, посвящает ему стихи: Я говорю с тобой под свист снарядов, Угрюмым заревом озарена, Я говорю с тобой из Ленинграда, Страна моя, печальная страна... Над Ленинградом смертная угроза ... Бессонные ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слезы, Что называлось страхом и мольбой. Мы будем драться с беззаветной силой, Мы одолеем бешеных зверей, Мы победим, клянусь тебе, Россия, От имени российских матерей. Клаузер Л.А.: Строки из «Ленинградской поэмы» О.Берггольц: Я как рубеж запомню вечер: декабрь, безогненная мгла, я хлеб в руке домой несла, и вдруг соседка мне навстречу. - Сменяй на платье, - говорит, - - менять не хочешь - дай по дружбе: десятый день как дочь лежит. Не хороню. Ей гробик нужен. Его за хлеб сколотят нам. Отдай. Ведь ты сама рожала... И я сказала: «Не отдам». И бедный ломоть крепче сжала. Отдай, - она просила, - ты сама ребенка хоронила, я принесла тогда цветы, чтоб ты украсила могилу. ...Как будто на краю земли, одни, во мгле, в жестокой схватке, две женщины, мы рядом шли, две матери, две ленинградки. И, одержимая, она молила долго, горько, робко. И сил хватило - у меня не уступить мой хлеб на гробик. И сил хватило привести её к себе, шепнув угрюмо: - На, съешь кусочек, съешь... прости! Мне для живых не жаль - не думай, ... прожив декабрь, январь, февраль, я повторяю с дрожью счастья: мне ничего живым не жаль — ни слез, ни радости, ни страсти. Перед лицом твоим, война, я поднимаю клятву эту, как вечной жизни эстафету, что мне друзьями вручена. Их множество - друзей моих, друзей родного Ленинграда. О, мы задохлись бы без них в мучительном кольце блокадном. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Итог только одного блокадного дня - 20 февраля 1942 года: Фрунзенский морг 987 трупов, Свердловский морг - 749 трупов, Боткинская больница - 230, Василеостровский район - 870. На территории бывшего кирпичного завода, в печах обжига был устроен крематорий, где кремировали тысячи умерших ленинградцев. Ежедневно доставляли машины свой страшный груз и на Пискарёвское кладбище. На мемориальной стене печальные и торжественные слова: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане - мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты - красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград. Так пусть же перед жизнью бессмертною вашей На этом печально торжественном поле Вечно склоняет знамена народ благодарный. Родина-Мать и город-герой Ленинград. Танец скорби Ученица 8: Все, кто прошел эту войну, вправе гордиться собой и страной. А мы, войны не видевшие, наверное, не сможем так почувствовать простое человеческое счастье. Каждому выпала своя доля, но война была общей судьбой всего народа. Им нужно было выстоять и победить и они это сделали. Они победили, они обрели бессмертие. Клаузер Л.А.: Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождала она. Силу восхищения подвигам ленинградцев. Наш долг – быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей, быть достойным их, любить Родину так, как это делали они. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».