Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4669888
Конспект внеклассного мероприятия по теме «Три ветви власти в Российской Федерации»
Содержание - История, обществознание, право
03.09.2019 08:43

Наумова Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания, МБОУ "СШ № 41" города Ульяновска. 
Мероприятие предназначено для учащихся 9-11 классов в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ по обществознанию. Предполагает знакомство с полномочиями органов законодательной и исполнительной власти в нашем государстве.


Конспект внеклассного мероприятия

«Интерактивная игра. «Три ветви власти в Российской Федерации».

Цели: ознакомить учащихся 9-11 классов в рамках подготовки к ГИА И ЕГЭ по обществознанию с полномочиями органов власти Российской Федерации, способствовать воспитанию патриотизма, развитию интереса к событиям внутренней политики нашей страны.

Задачи: учить умению работать с документами, выбирать главное по предложенной теме, работать в команде, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению применять полученные знания в практической деятельности.

Одной из форм интерактивного обучения является интерактивная игра. Как пример такого вида занятий хотела бы привести проведенную для учащихся 9-11классов игру по теме «Три ветви власти в Российской Федерации». Учащиеся 11 класса разделились на бригады. Каждая из них подготовила материал о полномочиях одной из ветвей власти в РФ. Перед ними была поставлена задача, чтобы с сообщением выступил каждый член бригады. Присутствующие на игре ученики 9,10 классов должны были выслушать выступления, а затем выполнить предложенные им задания. Жюри подводило итоги участия всех команд в игре.

Слово ведущего: Прошу внимания! Мы начинаем интерактивную игру «Три ветви власти в РФ». Ее участники – ученики 11 класса, которые выступают в роли консультантов, ученики 9 и 10 классов выступают в роли участников игры, так как команды из представителей этих классов на протяжении игры будут выполнять предложенные им задания и соревноваться, и зрители. Итоги этапов соревнования будет подводить жюри в составе представителей от 11 класса и учителей истории школы. Жюри также подведет итоги активности среди четырех бригад из учащихся 11 А класса и выявит победителя среди них. Итак, игра началась, желаю всем нам удачи и успехов.

Звучит гимн Российской Федерации.

Слово ведущего: Ст. 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ имеет свой герб, гимн, флаг. Президентом РФ является В.В. Путин. (На экране учащимся демонстрируют соответственно изображения герба, флага, текста гимна и портрета Президента РФ, которые используются для оформления зала, где проходит мероприятие).

В Конституции РФ, основном документе нашего государства, раскрываются принципы демократического устройства РФ. Уважаемые консультанты, прошу вас, используя текст Конституции, назвать эти принципы, а жюри приступить к оценке активности бригад консультантов.

Учащиеся 11 класса перечисляют принципы демократического устройства РФ, они постепенно появляются на экране для всеобщего обозрения.

1. Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, защита и соблюдение прав и свобод – обязанность государства.

2. Носитель суверенитета и единственный источник власти – народ.

3.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

4. Высшим непосредственным выражением воли народа являются референдум и свободные выборы.

5. Каждый гражданин обладает всеми правами и свободами.

6. Все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности и т. д.

7. Государственная власть осуществляется на основе разделения на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Эти органы власти самостоятельны.

Слово ведущего: Сегодня мы познакомимся с тем, как формируются органы законодательной и исполнительной власти нашего государства, каковы их полномочия, в какой связи эти органы власти находятся по отношению друг друга. (На экране появляется «Схема органов власти РФ»). 

Ребята! О России, нашем государстве можно говорить не только сухим языком законов и статей Конституции, о России поэтами написано много лирических строк, ей посвящали свои музыкальные произведения композиторы – песенники. Некоторые произведения о Родине прозвучат сегодня в исполнении одинадцатиклассников. Пожалуйста, кто начинает. (Жюри вновь учитывает количество выступивших от каждой из команд учащихся 11 класса).

В исполнении ребят по ходу игры звучат стихи о Родине Ф. Тютчева «Умом Россию не понять», М. Лермонтова « Родина», Н. Некрасова «Ты и убогая, ты и обильная, матушка Русь», С. Есенина «Гой, ты Русь, моя родная!», Белого «О Родине».

(Не более 2-ух стихов после очередного этапа игры.) (Представители команд в течение этого времени выполняют 1-ое задание и сдают его в жюри. Задание прилагается).

Слово ведущего: Продолжаются выступления консультантов, слово предоставляется команде, представляющей законодательную власть РФ, она принадлежит Федеральному собранию, которое состоит из двух палат – верхней – Совета Федерации и нижней – Государственной Думы. Пока к выступлению готовятся представители команды «Законодательная власть», звучит фрагмент лирической песни о Родине «Гляжу в озёра синие…». Одна из команд одиннадцатиклассников знакомит присутствующих с полномочиями Совета Федерации, другая – с полномочиями Государственной Думы. (Зрители предупреждены, что после этих выступлений представители команд 9 -10 классов получат задание, в котором из перечисленного надо определить соответственно полномочия ГД, Совета Федерации.

Вновь звучат стихи о России, затем зрителям предлагается сыграть в игру «Верю, не верю».

Слово консультантам игры - одиннадцатиклассникам, выступает команда, представляющая власть Президента РФ. Они характеризуют полномочия главы государства. (Жюри учитывает количество выступающих от команды). Следующее задание командам зрителей из 9, 10 классов будет связано с полномочиями Президента.

Слово ведущего: Выступления этой группы консультантов закончились, прошу двух представителей от команд 9,10 классов занять места для выполнения очередного задания. (Задание 2 прилагается). А зрителям предлагается поучаствовать в игре «Верю, не верю»», результаты которой также будет оценивать жюри, баллы пойдут в зачёт команд соответствующего класса.

Вопросы игры:

1. Я не верю, что ГД состоит из 450 депутатов.( Верю).

2. Я не верю, что Федеральное собрание действует постоянно. (Верю).

3. Я верю, что 1ое заседание ГД открывает старейший по возрасту депутат. (Верю).

4. Я не верю, что ГД может быть распущена Президентом. ( Верю).

5. Я верю, что Председатель Правительства назначается Президентом по согласованию с ГД. (Верю).

6. Я не верю, что Президент может принять решение об отставке Правительства. (Верю).

7. Я верю, что Президент является главой государства. (Верю).

8. Я не верю, что Президент в РФ избирается сроком на 6 лет. (Верю).

9. Я не верю, что последние выборы Президента в РФ были в 20005году. (Не верю)

10. Я не верю, что последние выборы в ГД были в 2005году. (Не верю).

11. Я верю, что Федеральное собрание – это парламент РФ. (Верю).

12. Я верю, что парламент РФ состоит из 2ух палат – Совета Федерации и Правительства РФ. (Не верю).

13. Я не верю, что депутата ГД можно лишить права неприкосновенности. (Верю).

14. Я не верю, что Правительство – это исполнительная власть. (Верю).

15. Я не верю, что депутаты ГД не могут находиться на государственной службе или заниматься другой оплачиваемой деятельностью. (Верю).

(Во время игры тихо звучат песни о России)

Представители команд сдают выполненные задания жюри.

Слово предоставляется команде «Правительство РФ». После их выступления от каждой команды приглашаем по 4 чел. для выполнения новых заданий 4. (Прилагается). А зрителям предлагаем поучаствовать в «выборах Президента», правда, не путём голосования, т. к. нам ещё нет 18 лет, и мы не имеем избирательных прав. Мы попробуем определить, кто из вас достоин быть Президентом другим способом.

Приглашаем представителей от зрителей, желающих принять участие в этом этапе игры.

Им предлагаем выполнить тест (прилагается) «Я – Президент». Каждый ответ имеет определённый балл, поэтому вы пишете не ответ, а балл, соответствующий выбранному вами ответу, а затем подсчитываете общее количество баллов. Разрешается при выборе правильного ответа пользоваться поддержкой товарищей по команде. Общий результат участника теста подсчитывает жюри, а зрителям предлагается исполнить известные им произведения о России (стихи или строки из песен, которые ещё не звучали.)

Жюри подводит итоги теста:

Приглашаем выйти тех, кто по итогам теста набрал более 10 баллов.

У вас есть шанс дорасти до руководителя любого ранга, т. к. у вас есть умение трезво оценивать обстановку, вы не будете принимать необдуманных решений, не задумываясь о последствиях, которые скажутся на судьбах людей. Сумеете вовремя обратиться за советом к знающим людям, если даже будете Президентом страны, для вас главное – не что в таком случае подумают о вашей компетенции, а как ваше решение скажется на судьбах людей, вы – достойный кандидат.

Если вы набрали менее 10 баллов:

вы неплохой человек, но вам надо забыть о карьере Президента, т. к. ваши руководящие действия принесут народу одни несчастья. Вы будете думать не о стране, доверившей вам свою судьбу, а об удержании собственной власти, любой ценой – путём популизма, подкупа депутатов, назначения на ключевые посты «своих людей». Постарайтесь не идти во власть, найдите себе другое дело по душе. Поприветствуем достойных кандидатов на пост Президента.

Слово жюри для подведения итогов всей игры и награждения победителей среди консультантов – одиннадцатиклассников и представителей команд 9, 10 классов и зрителей. Всем участникам большое спасибо.

Приложения.

Задание 1.

Назовите органы а) законодательной власти РФ; б) органы исполнительной власти РФ. Назовите, кто является главой государства РФ. Перечислите органы судебной власти РФ.

Задание 2.

Определите, что из перечисленного относится к ведению Государственной Думы, а что к ведению Совета Федерации:

1.Назначение выборов Президента

2.Назначение на должность Генерального Прокурора РФ.

3.Объявление амнистии.

4. Назначение на должность Уполномоченного по правам человека.

5.Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

6.Отрешение Президента от должности.

7.Утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения.

 

Задание 3.

Найдите в приведенном тексте нарушения Конституции РФ, которые совершил Президент в свой первый рабочий день.

«В шесть утра Президент уже на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает прислать за ним машину (1). В семь часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными силами страны. (2). В семь часов тридцать минут объявляет об отставке Правительства. (3). В восемь – он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ. (4) В восемь часов тридцать минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора. (5) В девять часов подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями. (6). В десять часов подписывает Договор о торговле между Россией и Китаем.(7). В 11 часов он ратифицирует два международных договора. (8). В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного суда.(9). С 13 часов обедает и отдыхает. В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов. (10). В 16 часов звонит министру обороны, приказывает прислать за ним машину, (11) едет на завод, который не выполнил план, разобравшись в ситуации, увольняет директора завода. (12). В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.(13). С 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов. (14)» Что в действиях Президента показалось вам самой большой нелепостью?

К полномочиям и действиям Президента не относятся – 1,5,9,10,11,12,13.

Задание 4. Определите, в каких случаях решения, скорее всего, принимались бы Федеральным собранием, Правительством, Президентом?

1.Снизилась безопасность полетов пассажирских самолетов.

2.Необходимо улучшить социальное положение пенсионеров.

3.Началось вооруженное столкновение между гражданами двух субъектов РФ.

4.Начались забастовки шахтеров.

5.Один из субъектов РФ заявил о своем выходе из РФ.

6.Потребовалось решить вопрос о свободной купле, продаже земли в государстве

Решение бы принимали: Президент – 3, Правительство – 1,2,4, Федеральное собрание – 5,6.

 

Тест «Я Президент».

Не успеете оглянуться – а вам уже 35 лет. Самое время попробовать себя на выборах на пост Президента страны. Постарайтесь убедиться в том, что Вы – именно тот человек, который нужен на должности главы государства. Выберите из предложенного подходящий для вас ответ. Который отмечен соответствующим баллом, вот балл и запишите в качестве ответа.

1.Какой из 3 указов вы бы подписали в первую очередь в условиях инфляции, будучи Президентом страны? А) о повышении пенсий -1 балл, Б) об увеличении налогов – 5 б., В) об ограничении зарплаты – 10 б.

2.Если бы ваши сотрудники предложили бы вам подписать в честь праздника указ об амнистии большой группе осужденных за преступления, вы бы А) подписали указ – 1 б. Б) не подписали – 10 б., В) посоветовались бы со специалистами – 5 б.

3.Если бы один из субъектов РФ объявил о своем суверенитете (независимости), а вас стали уговаривать решить проблему при помощи военной силы, вы бы: А) согласились – 1 б., Б) не согласились – 10 б., В) посоветовались с Государственной Думой – 5 б.

4.Если вы почувствовали, что ваша власть непрочна, и вас могут отстранить от должности по решению парламента, вы бы: А) распустили парламент -5б., подарили ли бы парламенту большие привилегии -1б, В) обратились бы за поддержкой к народу – 10б.

5.Если бы средства массовой информации активно вас критиковали, вы бы: А) ввели цензуру – 1 б., не реагировали -5 б., старались прислушаться к критике в свой адрес – 10 б.

6.Если бы вы поняли, что ваши шансы быть избранным на второй срок президентства невелики, вы: А) отменили выборы – 1 б., Б) не выставляли свою кандидатуру 5 б., В) попытались бы победить любыми способами -10 б.