Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4974500
Художественные тексты как ресурс обучения истории
Содержание - История, обществознание, право
19.02.2020 13:34

Шамова Галина Альбертовна, методист, учитель истории МБОУ «Образовательный комплекс «Школа №29 г. Йошкар-Олы». 
Значение художественного текста при обучении истории. Практическое применение фрагментов романа В.Пикуля «Честь имею» при изучении первой мировой войны. Для широкого круга учителей, заинтересованных в повышении мотивации изучения истории школьниками.

 


Художественные тексты как ресурс обучения истории. 

«История – учительница жизни, она учит правде и добру», - говорили древние греки. В этом небольшом определении заключена идея значения истории для духовно-нравственного, патриотического воспитания молодого поколения. Любовь к родине закладывается с детства и начинается с семьи. Родители учат детей уважать старших, знакомят ребенка с историей и традициями семьи. Большое начинается с малого, и постепенно формируется чувство любви не только к малой родине, но и к Родине с большой буквы, к государству, а уважение к старшим перерастает в уважение к окружающим людям. Родители, серьезно занимающиеся воспитанием детей, покупают ребенку книги, поощряют посещение библиотек и чтение, понимая, что чтение, как и математика, ум в порядок приводит.

Неотъемлемой частью образовательного процесса современной школы является духовно-нравственное воспитание, которое приобретает  системный характер. Учащиеся изучают различные области знаний, но есть две, изучение которых, на мой взгляд, невозможно друг без друга. Это литература и история. Нельзя хорошо знать литературу без знания истории, и очень трудно мотивировать учащихся на изучение истории без помощи художественной исторической литературы, которая является одним из важных ресурсов изучения истории. Безусловно, нельзя относиться к историческим романам, как к архивным документам, но, во-первых, серьезный писатель всегда обращается к архивам, а во-вторых, если он пишет талантливо, то читатель может ярко представить эпоху, личность, устои общества, традиции, обряды. Не случайно учебники по истории содержат списки дополнительной литературы. Использование художественных текстов расширяет кругозор, формирует образное восприятие, побуждает к чтению, а, значит, способствует развитию речи, наконец, повышает  мотивацию к изучению истории.

Практически на каждом уроке знакомлю учащихся с тем, что можно дополнительно прочитать по теме урока. На уроках довольно часто обращаюсь к художественным текстам, а последний урок в четверти запланирован как урок свободного высказывания, на котором учащиеся рассказывают о прочитанных книгах по истории, пересказывают понравившиеся фрагменты, дают оценки поступкам исторических личностей. Происходит обмен мнениями, иногда возникает дискуссия, учащиеся приобретают опыт публичных выступлений.

Одним из талантливых писателей, посвятивших творчество истории России,  является В.Пикуль. Начав читать его романы, оторваться невозможно; в них Россия представлена как великое государство. Все его творчество пропитано любовью к России. Великолепный язык, яркие, подчас хлесткие характеристики исторических деятелей, портретные описания позволяют полностью погрузиться в эпоху, дают ощущение сопричастности к деятельности исторических личностей, не вымышленных, а настоящих, действовавших в определенный период истории.

Рассмотрим пример использования художественного текста при изучении первой мировой войны. На уроке обобщения и систематизации знаний «Россия в первой мировой войне 1914-1918гг.» используем фрагменты романа В.Пикуля «Честь имею» (М., Просвещение, 1992).

Учащиеся заранее получают задание прочитать роман к уроку обобщения по теме и используют художественный текст в качестве дополнительного материала. Изучение истории первой мировой войны проходит по алгоритму, который есть у каждого учителя истории.


1.Исторические условия (предпосылки войны).

2.Причины войны.

3.Цели стран-участниц.

4.Характер войны.

5.Ход военных действий (дата, событие, сражение, его значение).

6.Итог войны. Объяснить причины поражения или победы.

7.Значение (для государства, международное).

Составление записей по алгоритму помогает систематизировать не только записи, но и знания. Класс делится на группы, которые представляют интересы воюющих сторон, например, Россия и Антанта, Германия, Австро-Венгрия, Сербия. Урок проходит с элементами ролевой игры; если получается, учащиеся говорят от первого лица, если нет, то дают информацию как  историческую справку.

 Например, при рассмотрении вопроса о предпосылках войны анализируем международное положение, говорим о противоречиях в Европе, одновременно работаем с исторической картой и зачитываем фрагмент на «возле Сербии расположились Босния, Герцеговина, Далмация, Словения, Воеводина, Истрия и независимое княжество Черногория. К единению их обязывала историческая, этническая и языковая общность балканских народов. Но создание такого обширного государства славян (каким позже и стала Югославия) не могли допустить ни султанская Турция, ни кайзеровская Германия, ни далекая Англия, ни близкая Австрия, ибо славянское возрождение станет союзно России, а царь не замедлит получить базы для своего флота в Адриатическом море» (с.16).

Отношение европейских государств к Сербии: «В 1883г. король Сербии Милан втайне от Народной скупщины и министров вступил в сговор с Габсбургами, обещая им не претендовать на Боснию и Герцеговину, за что Вена сулила Милану беречь его престол от покушений народа и притязаний Карагеоргиевичей. С этого времени на смену турецкому угнетению пришло угнетение немецкое: Австро-Венгрия сделала из Сербии нечто вроде своего протектората. Покорить Сербию венские Габсбурги вряд ли были способны, но они подчинили ее своему грубому диктату, чтобы Сербия стала придатком Австрии- и политически и экономически. Милан Обренович не только грабил свой народ – к его услугам Габсбурги нарочно открыли сейфы венского банка, закабаляя сербов займами» (с.17). 

Противоречия между государствами накануне войны, имперские настроения Германии: «Россия энергично сближалась с Францией, она расходилась с Англией и побаивалась союза Германии с Австрией, но почему-то совсем не пугалась Японии. Нансен блуждал тогда в полярных просторах, в Афинах возродились забытые Олимпийские игры, граф Цеппелин создавал дирижабли, в Гааге открылась международная конференция о всеобщем разоружении, после чего все страны начали усиленно вооружаться… Германский император Вильгельм II даже не скрывал своего боевого азарта: «Этот фокус в Гааге придумала Россия, но пусть в Петербурге не думают, что я покидаю в море свои пушки, лучшие в мире, и пусть русские торчат в Маньчжурии, а в Европе они всегда получат от меня коленом под зад…» (с.27)

Конференция в Гааге: «Гаагская мирная конференция, созванная в 1899г., продолжила работу в 1907 г.… Германия старалась не связывать себя международными правилами военной морали, нежно лелея главную формулу своей военной доктрины: «война есть акт насилия, цель которого принудить противника исполнить нашу волю». Если в Гааге говорили о том, как «гуманизировать» войну, чтобы от нее никак не страдало мирное население, то немецкий генштаб доказывал немцам обратное: «цивилизованная война – это абсурдное противоречие… бойтесь добрых поступков, старайтесь быть жестоки, безжалостны, хищны и немилосердны! Гражданские лица не должны быть пощажены от ужасов войны». Человечество слишком уповало на мирное разрешение всех спорных вопросов, но кайзер Вильгельм увидел в Гаагских конференциях лишь заговор врагов: «пусть они посмеют сунуться… мы готовы! Уже давно пора, чтобы дерзкая банда врагов ощутила на себе гнев нашего гренадера…» Никто не думал окружать кайзера, никто не собирался сунуться в Германию, но кровью все же запахло. Европа ощутила ее запах в «боснийском кризисе» (Глава 2, часть 5 «Науки армию питают», с.79)

Разумеется, это только некоторые примеры применения художественного текста, но такая работа дает учащимся возможность ощутить сопричастность к изучаемым событиям, понять роль своего государства в истории, видеть в исторических личностях живых людей с их настроениями, интересами, замыслами, полнее понять роль личности в истории.