Конспект внеклассного мероприятия «Все для фронта, все для победы» (на основе краеведческого материала с использованием бригадной формы работы). |
Содержание - История, обществознание, право |
27.08.2020 07:28 |
Наумова Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания, МБОУ "СШ № 41" города Ульяновска.
Внеклассное мероприятие «Все для фронта, все для победы» (на основе краеведческого материала с использованием бригадной формы работы). Цели: охарактеризовать, какое положение занимал г. Ульяновск в годы Великой Отечественной войны, подчеркнуть, как жители города встретили известие о начале войны, какие чувства и качества характера это событие пробудило в сердцах людей, познакомить с тем, какие задачи решали труженики тыла в годы войны и осветить вклад жителей нашего города в победу над врагом, познакомиться с примерами героизма наших земляков на трудовом фронте. Задачи: Учить умению работать с различными источниками для отбора материала по предложенной теме, умению планировать свою работу, делать выводы, обобщения, умению применять полученные знания на практике. Учить умению работать в коллективе, формировать коммуникативные навыки общения. Подготовка к мероприятию: 1.Класс за 3- 2,5 недели до намеченного урока получает задание: найти материал и подготовить реферат по предложенной теме. 2.Темы рефератов: А). Как жители города Ульяновска узнали и отреагировали на начало войны с фашистской Германией в первые же дни войны. Б). Какие проблемы встали перед руководством города в начале войны, в годы войны. В). Вклад тружеников тыла – наших земляков в разгром врага. Г). Жизнь детей военного времени. 3. Подготовить выставку плакатов времен войны («Наши силы неисчислимы», «Родина – мать зовет!», «Ты чем помог фронту?», «Не болтай!» и др. 4. Подготовить выставку литературы, использованной для написания рефератов и по теме «Наш край в годы войны» Оформление класса: 1.Карта «Великая Отечественная война. 1941-1945 годы». 2.Таблички на столы с названиями участников мероприятия: «Жители военного города», «Дети военного времени», «Руководители города», «Героические труженики тыла», «Очевидцы событий. (Приглашенные ветераны)». 3.Плакаты времен войны. Ход мероприятия. Класс разбит на группы в соответствии с выбранной темой реферата, каждая группа занимает отведенный ей стол. Слово учителя: «Когда враг 22 июня 1941 года напал на наше государство, его территория на годы войны как бы разделилась на три части: зона фашисткой оккупации, фашистский тыл; зона ведения боевых действий и советский тыл, куда фашистские войска не дошли. (Показ по карте). Вопрос участникам: «Как вы думаете, в какой части страны находился наш город Ульяновск в годы войны?» Слово учителя: «Действительно, на территории нашего города не гремели вражеские взрывы, эту землю не топтали сапоги вражеских воинов, но и наш край почувствовал на себе все тяготы военного времени, как и сотни тысяч советских людей, трудившихся в тылу под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» Перед тружениками тыла стояли очень важные задачи, от решения которых также в немалой степени зависела победа над врагами. (Показать на экране). Задачи, стоящие перед тружениками советского тыла в годы Великой Отечественной войны. 1.Помощь фронту (материальная и моральная). 2.Размещение на своей территории эвакуированных из западных районов страны промышленных предприятий. 3.Наладка оборудования на эвакуированных предприятиях и выпуск на них военной продукции. 4.Перевод на выпуск военной продукции имеющихся местных заводов. Слово учителя. На сегодняшнем мероприятии нам предстоит выяснить, какой вклад в разгром врага внесли жители нашего города, в чем этот вклад заключался, насколько он был весомым. Слово представляется гостям мероприятия. Перед нами выступают со своими воспоминаниями «жители города». Выступают представители группы «жители города». Они рассказывают о том, как известие о начале войны было встречено в нашем городе, о митинге в парке им Свердлова в первый день войны, о мобилизации в ряды действующей армии, о записи добровольцев на фронт. Приводят слова доктора Сурова, именем которого названа одна из улиц района авиастроителей: «Все готов отдать для победы над врагом!» Ребята рассказывают о том, как встретили известие о начале войны рабочие завода им. Володарского, как отреагировали на это трагическое событие. Слово учителя: «Очень популярным на фронте и в тылу в военные годы было стихотворение К. Симонова «Жди меня». Его прочитает ученица класса. Слово учителя: Это стихотворение хорошо передавало желание людей того времени, а оно было одно, главное для всех – скорей бы дожить до Победы. Но каждый понимал, приблизить ее можно, лишь огромным трудом, огромным напряжением сил всех граждан страны. Большие проблемы встали в начале войны и перед руководителями города, о чем нам расскажут представители группы «руководители города». Ребята рассказывают о том, что Ульяновск по решению правительства стал центром размещения нескольких эвакуированных предприятий, увеличилось население города, остро стояла проблема расселения прибывших рабочих, проблема электроснабжения, снабжения питьевой водой, о том, как эти проблемы решались. Слово учителя: «Наладить производство – это еще полдела, необходимо было на отлаженных станках вести постоянный выпуск военной продукции для фронта. Действительно ли можно говорить о подвигах тружеников тыла в годы войны, в чем он заключался? Слово ребятам из группы «труженики тыла». Они рассказывают о том, какую военную продукцию выпускали предприятия города в годы войны, о движении «фронтовых бригад», движении «двухсотников», о подвигах женщин тружениц, о рационализаторах. Показываем на экране документ того времени. «Справка отдела промышленности секретарю обкома ВКП(б) области об итогах работы предприятий области в годы войны.» Вопрос классу: « Скажите, используя таблицу, сколько времени в основном тратилось на пуск эвакуированного предприятия? (2-3 месяца в среднем). «Справка отдела промышленности секретарю обкома ВКП(б) области об итогах работы предприятий области в годы войны». За годы Отечественной воины предприятия области изготовили продукции на 3 007 314 тысяч рублей. В том числе: а) предприятия металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности на 2 044 395 тысяч рублей; б) предприятия текстильной промышленности на 164 860 тысяч рублей; в) предприятия легкой промышленности па 258 319 тысяч рублей; г) предприятия пищевой промышленности на 200000 тысяч рублей; д) предприятия лесной и топл. промышленности 55 225 тысяч рублей; е) предприятия общей промышленности 274 515 тысяч рублей. В том числе: за годы Отечественной войны предприятия области изготовили следующие номенклатуры; Завод имени Володарского ...Станки разные — 4006 штук, электромоторы— 1448 шт. Автозавод и завод малолитражных двигателей автомашин ЗИС-5 — 7 260 штук, двигателей Л-3/2—19 985 шт, запчастей к автомашинам и двигателям Л-3/2 на сумму 12 326 тыс. руб. Завод «Контактор» - пускатели типа ПМ-О, ПМЛ, I1M-2 — 108645 штук, автоматов— 3809 шт., кнопок пусковых—150847 шт., реле— 2834 шт. Текстильные предприятия - серошинельного сукна — 23890 тыс. метров, мешков для мукомольной промышленности — 8510 тыс. шт. Легкая промышленность Швейные фабрики дали — 4 223 тыс. шинелей.., выработано чулочно-носочн. изделий — 13 154 тыс. пар, белья — 2485 тыс. штук, верхнего трикотажа — 174 тыс. штук. Пищевая промышленность - муки — 497 763 т, крупы — 102 601 т, мяса — 18515 т, колбас^ ных наделим— 1745 т, рыбных изделий— 1677 т, пищевых концентратов — 5738 т, консервов (услов. банок)—97 250 банок, махорки — 328 тыс. пачек, спирта — 5320 тыс. декалитров, декстрина — 60 т. казеина — 124 т. Местная и кооперативная промышленность - изготовлено белья — 643 тыс. шт., валеной и кожаной обуви—60 тыс. пар, ружейного ремня — 66 тыс. комплектов. Слово учителя: «В годы войны часто можно было услышать по радио песню под названием «Землянка», она пользовалась большой популярностью и в тылу, и на фронте, нам ее исполнит вокальная группа. (Показ документа на экране). Документ «Из справки облоно отделу школ обкома ВКП(б) – Участие школ в обороне Родины». Вопрос классу: «В чем выражалась по документу помощь фронту детей войны?» Документ «Из справки облоно отделу школ обкома ВКП(б) – Участие школ в обороне Родины».За время Отечественной войны школами области проведена большая работа по оказанию помощи, как фронту, так и тылу. В 1943-44 гг. на полях колхозов и совхозов работало около 110 000 учащихся и 7250 учителей. Ими заработано '2 800 000 трудодней, в совхозах более 200 000 руб. Обработано с начала посева включительно до уборки урожая 200 000 га. Собрано лекарственного сырья и пищевых растений 347 000 т. Заготовлено веточного корма 3 500 000 веников. Собрано средств в помощь фронту 2000 000 руб, послано на фронт 20 000 посылок бойцам. Тимуровцами оказана помощь 857 семьям фронтовиков, учащимися проведено 1570 концертов в .госпиталях и учителями 24 000 читок и бесед па полевых станах. Школы получили денежные премии — 10000 руб. Зав. облоно Овчинников. У нас остался пустым стол «Очевидцы событий». Вы ведь понимаете, что таких людей в живых осталось очень мало, но вы теперь представляете, какая тяжелая доля выпала им в жизни. Давайте уважать тех из них, кто живет рядом с нами за их подвиг – жизнь в таких тяжелых условиях не ради себя, ради Победы, ради свободы Родины, в которой мы живем. От имени детей войны выступает приглашенный ветеран. Подведение итогов мероприятия. Ребята, вы помните какие задачи стояли перед жителями советского тыла в годы войны. (Показ задач вновь на экране). Весомым ли был их вклад в победу над врагом? Посмотрим документ «Из справки обкома ВКП(б) о итогах работы промышленности области в годы войны». Перечислите, пожалуйста, какие отрасли промышленности, какие предприятия помогали фронту? Какие внесли самый большой вклад? Вы провели неплохую исследовательскую работу, чтобы познакомиться самим и познакомить других, с тем как жил наш город в годы войны и заслужили небольшую, немножко неожиданную награду. Призываю вас, как и к любой награде отнестись к ней с уважением, почтительно. Каждая бригада получает пайку черного хлеба весом 400 грамм – норма для рабочего в годы войны. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».