Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5666575
Конспект урока по обществознанию на тему «Формы государства»
Содержание - История, обществознание, право
11.12.2020 02:44

Вронская Юлия Евгеньевна, преподаватель обществознания, ОГБПОУ Вичугский многопрофильный колледж, г. Вичуга Ивановской области. 
Мероприятие предназначено для обучающихся СПО 2 курса в рамках изучения дисциплины Обществознание. Предполагает знакомство с формами правления, формами государственного устройства, формами государственного (политического) режима.

 


 

Урок по дисциплине ОУД.11 Обществознание по теме «Формы государства» 

Урок усвоения новых знаний

Цель: Изучение основных форм государства и их особенностей. 

Задачи:

1.Обобщить и систематизировать знания о государстве, его признаках. Познакомить учащихся с формами государственного устройства, правления, политическими режимами.

2. Развивать навыки аналитического мышления, политическую грамотность.

3.Воспитывать активную гражданскую позицию, умение ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира. 

 

Конспект урока 

1. Организационный момент 

Взаимное приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Фиксация посещаемости. Нацеливание учащихся на урок. 

2. Мотивация учебной деятельности. 

Актуализация опорных знаний.

Преподаватель: Мы продолжаем изучение раздела «Политика». На прошлых уроках мы проходили тему «Государство». Вы знаете, что каждое государство обладает определенными признаками.

Вопрос классу: Назовите признаки государства? (ответ учащихся).

-    Суверенитет

-    Территориальная организация населения

-    Налогообложение

-    Публичность власти государства

-    Наличие аппарата управления и принуждения

Преподаватель: Совершенно верно.

Вопрос классу: Есть понятие страна и государство. Мы Россию называем страной и государством. Подумайте, чем же страна отличается от государства?

страна

государство

Территория, которая имеет политические, физико-географические границы.

Политическая форма организации на определенной территории.


3. Формулировка темы урока. Постановка целей и задач 

Преподаватель: Что же такое система организации государственной власти? – Форма государства

Давайте вместе с вами разберемся и вы назовете тему нашего урока.

Ребята называют тему урока.

Преподаватель подводит итог беседы, называет цель урока: Изучение основных форм государства и их особенностей

4. Изучение нового материала.

План:

I. Форма государства

II. Форма правления.

III. Форма государственно-территориального устройства.

IV. Форма политического режима. 

I Форма государства

Форма государства – это система организации государственной власти.

Элементами формы государства являются форма правления, форма государственного устройства, форма государственного (политического) режима.

Изучение составных элементов формы государства позволяет ответить на вопросы, как создаются и взаимодействуют высшие органы государства, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется и др.

Три элемента в сочетании придают государству неповторимое своеобразие. Вместе с тем каждый из элементов в отдельности является основанием для объединения государств по группам: формам правления, формам государственного устройства, формам государственного (политического) режима. Рассмотрим подробнее эти формы. 

II. Форма правления.

По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия - это форма правления, при которой государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха и передается по наследству.

Монархии бывают неограниченными (абсолютными) и ограниченными (конституционными).

В абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Бруней, Оман) отсутствуют представительные учреждения народа (парламенты). Единственным носителем суверенитета государства является монарх. Он соединяет в одном лице главу государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами, верховного судью, а в странах ислама — и духовного главу мусульман.

Иногда абсолютные монархии приобретают несвойственные им черты и становятся в этой связи нетипичными. Например, в Объединённых Арабских Эмиратах вся полнота власти принадлежит коллективу монархов в лице Высшего Совета семи эмиратов. Он избирает главу государства, как правило правителя эмирата, занимающего самую обширную территорию страны. Таким образом, данной монархии присущ республиканский признак — систематическая выборность главы государства.

В ограниченных (конституционных) монархиях власть главы государства ограничивается (на основе конституции или других правовых актов конституционного значения) представительными органами.

Имеются две разновидности конституционных монархий — дуалистическая (неразвитая, переходная) и парламентская.

Дуалистическая монархия (Иордания, Таиланд, Непал) характеризуется тем, что в ней существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Однако парламент фактически подчинён монарху, так как монарх наделён правом вето и правом роспуска парламента.

В парламентской монархии (Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.) значительна роль парламента. Ему принадлежит законодательная власть и подчиняется правительство, которое образуется из представителей партий, получивших большинство в парламенте. Он регулирует также личную жизнь монарха — брак, денежное содержание, дворцовую службу. Правовое положение монарха ограничено. Так, издаваемые им указы и распоряжения приобретают силу закона только после подтверждения правительством. Монарх «царствует, но не правит», выполняя в основном представительские функции. Вместе с тем он является неподкупным арбитром в разрешении политических споров, так как не принадлежит ни к одной из партий и стоит над политическими страстями. А главное, монарх всегда выступает символом единства народа и страны.

Республика (от лат. respublika — общественное дело) основана на принципах выборности органов государственной власти и высших должностных лиц, ограниченности срока пребывания у власти, зависимости от воли избирателей и ответственности за ошибки в своей политической деятельности (возможны: роспуск парламента, отставка правительства и т. п.).

Различают два основных вида республики: президентскую и парламентскую. И в той и в другой имеются выборные законодательные органы — парламенты. И в президентской, и в парламентской республике есть президенты. Однако в президентской республике президент избирается отдельно от парламента и является полномочным главой государства, а в парламентской президента избирает сам парламент, и он, как и в парламентской монархии, выполняет в основном церемониально-протокольные функции. Главное же различие между президентской и парламентской формами состоит в порядке формирования правительства и его ответственности.

В президентской республике (например, США) президент обладает правом назначения правительства и нередко возглавляет его, совмещая две должности: главы государства и главы исполнительной власти. Правительство подотчётно президенту. Президент и парламент независимы, так как ни один из этих институтов не обладает правом отстранения от власти другого.

В парламентской республике (Италия, ФРГ, Финляндия и др.) правительство во главе с премьер-министром формируется парламентом и несёт перед ним ответственность, т. е. парламент может вынести правительству вотум недоверия.

Помимо описанных форм, имеются смешанные формы республики, сочетающие элементы как президентской, так и парламентской модели (Франция).

Преподаватель: Рассмотрев формы правления, определите какая форма правления России?

Россия по формальным признакам относится к смешанному, президентско-парламентскому виду республики. В ней присутствуют элементы парламентской республики (обязательное согласие нижней палаты парламента — Государственной Думы на назначение Президентом РФ главы Правительства, возможность вотума недоверия Правительству и др.), а также элементы республики президентской (назначение министров по усмотрению Президента, непосредственное подчинение ему силовых структур, некоторых министерств, служб и агентств и т. д.). 

III. Форма государственно-территориального устройства.

Вторая форма которую мы с вами изучим - это форма государственно-территориального устройства.

Форма государственно-территориального устройства – это отношение между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

Существуют три формы государственного устройства:

-    унитарное государство

-    федеративное государство

-    конфедерация

Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают (Франция, Италия, Великобритания, Испания, Китай).

Признаки:

- единые, общие для всей страны высшие исполнительные, законодательные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

- единая система законодательства, одно гражданство;

- составные части унитарного государства государственным суверенитетом не обладают;

- все внешние международные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Федерация — единое государство, являющееся объединением относительно самостоятельных регионов (государственных образований) (Россия, США, ФРГ, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия).

Признаки:

- территория состоит из территорий ее отдельных субъектов;

- верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

- субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие государственные органы;

- существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

- в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;

- основную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы.

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных(союзных) государственных органов. Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.

Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов — право наций на самоопределение (т. е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство. Таким образом, основное различие между территориальной и национальной федерациями состоит в том, что в национальной федерации степень суверенности субъектов значительно выше, чем в территориальной.

Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерации представляют собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (Объединенная Арабская республика (ОАР) распалась после выхода из ее состава в 1961 году Египта), либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией и США. Появилась новая форма ассоциированного государственною объединения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация. 

IV. Форма политического режима.

Преподаватель: У нас осталась последняя не изученная форма - Политический режим.

Государственно-политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти.

Все государственно-политические режимы подразделяются на демократические и антидемократические.

Для демократического политического режима характерны следующие признаки:

1. предоставление широкой свободы личности и организациям;

2. признание равноправия граждан;

3. реальная гарантированность прав и свобод личности;

4. возможность участия граждан в осуществлении государственной власти;

5.наличие судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония;

6. разделение властей;

7. наличие легальной оппозиции власти;

8. плюрализм политических течений и идеологий;

9. признание конституционности и законности.

Демократические режимы в различных странах имеют свои разновидности, которые зависят от особенностей политической системы, от расстановки политических сил в обществе и в государственном механизме и т. д.

Для антидемократических режимов характерны следующие признаки:

1. ущемление прав и свобод личности;

2. огосударствление всех общественных организаций;

3. фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности;

4. милитаризация общественной жизни и наличие военно-бюрократического аппарата;

5. отсутствие легальной оппозиции власти;

6. фактическая ликвидация парламентаризма и политических партий;

7. концентрация власти в руках главы государства или правительства;

8. отказ от принципов конституционности и законности;

9. применение политических репрессий.

Разновидностями антидемократических режимов являются авторитарный и тоталитарный режимы.

5. Закрепление 

Преподаватель: мы с вами изучили тему «Форма государства», теперь нам предстоит закрепить полученные знания на практике, путем решения теста. Я предлагаю вам в чате написать ответ

1. Какое из приведённых ниже понятий объединяет остальные?

1) форма территориального устройства

2) унитарное государство

3) форма государства

4) федерация

Ответ:______3_______

2. Одна из форм правления –

1) унитарное государство

2) федерация

3) монархия

4) демократия

Ответ:______3________

3. В стране Х власть принадлежит наследственному правителю, который принимает законы, руководит деятельностью правительства, утверждает приговоры суда. Какова форма правления в стране Х?

1) республика

2) конституционная монархия

3) демократия

4) абсолютная монархия

Ответ:_______4________

4 Найдите в приведённом ниже списке типы политических режимов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) тоталитарный

2) пропорциональный

3) мажоритарный

4) демократический

5) легальный

6) авторитарный

Ответ:______1,4,6_________

5. Одна из форм государственного устройства –

1) федерация

2) диктатура

3)демократия

4) монархия

Ответ:_______1________

 

6. Рефлексия (только очно)

Преподаватель : В качестве рефлексии на уроке мы будем использовать прием

«Синквейн». Это написание пятистиший по теме урока. Ребята, это очень просто. (Слайд 16) На доске алгоритм написания и пример.

Первая строка - название темы урока. Одно слово (Существительное)

Вторая строка - два слова, раскрывающих тему урока. (Прилагательные).

Третья строка - три слова (глаголы) действие относящиеся к теме

Четвертая строка – может быть фраза или набор слов ,которые будут высказывать ваше отношение к теме.

Пятая строка- одно слово, подводящее итог (можно использовать синонимы к первой строке)

7. Подведение итогов 

Оценки за работу… 

8. Сообщение домашнего задания.

Конспект урока и презентация будет выложена на сайт колледжа.

Д/з Тест. Ссылку на тест найдете в памятке к уроку. Результаты теста я получу сразу, как вы нажмете кнопку «Отправить»


alt