Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868040
Использование технологии деятельностного метода на уроках истории в условиях реализации ФГОС
Содержание - История, обществознание, право
15.01.2022 09:17

Гордеева Татьяна Владимировна, учитель истории и обществознания, МАОУ «СОШ № 36», г. Перми. 
Разработка теоретического материала по применению личностно-деятельностного метода на уроках истории и обществознания. Разработана технологическая карта к уроку истории.        

      


Использование технологии деятельностного метода на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Сегодня ключевой задачей развития образовательной системы становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, которые ориентированы на достижение обучающимися качественно новых результатов.

Социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход. В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия.

Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противопоставляется привычному словесному методу учения, при котором дети пассивны, а впоследствии не знают, как применять практически полученные умения и знания.

Всем уже понятно, что обучение должно быть развивающим. В нашем, стремительно меняющемся мире, уже мало просто высокого уровня знаний-человек должен уметь оценивать свои возможности , ставить перед собой цель, планировать пути ее достижения , оценивать результат и двигаться дальше. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Для формирования ценностно-ориентированной личности, способной к саморазвитию требуется выполнить целый комплекс задач, среди которых основными являются:

1. Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать свои результаты;

2. Формирование личностных качеств-ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей;

3. Формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний (метапредметность);

Конструктивно выполнить эти задачи образования помогает технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Следует подчеркнуть, что ориентация на развивающее обучение вовсе не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно самоопределение личности. Поэтому дидактическая система Я.А. Коменского и сегодня составляет методологическую основу «традиционной школы». Однако, для всех, очевидно, что существующая дидактическая система, не исчерпав своей значимости не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования. В работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и других педагогов сформированы дидактические требования, которые позволяют решать современные образовательные задачи. Перечислим основные из них:

1. Принцип деятельности

Основной вывод психолого-педагогических исследований заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность.

2. Принцип целостного представления о мире.

Еще Я.А. Коменский отмечал, что явления нужно изучать во взаимной связи, а не разрозненно. В наше время этот тезис приобретает еще большую значимость. Он означает, что у ученика должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире(природе, обществе, самом себе0, о роли и месте каждой науки в системе наук.

3. Принцип непрерывности

Этот принцип означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Особую актуальность эта проблема приобрела в связи с появлением вариативных программ.

4. Принцип минимакса

Учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик усваивает это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип психологической комфортности. Этот принцип предполагает снятие по возможности стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя комфортно.

6. Принцип вариативности

Данный принцип предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения делать свой выбор.

7. Принцип творчества (креативности)

Принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Данные принципы обучения, развивая идеи традиционной дидактики, интегрируют полезные идеи из новых концепций и не отвергают, а продолжают и развивают традиционную дидактику. Эти принципы в определенной мере необходимы и достаточны для реализации современных целей исторического образования.

Практическая адаптация этих принципов требует обновления традиционных форм и методов обучения, разработки нового содержания материала.

Технология деятельностного метода предполагает этапы:

- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;

- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

- Выявление места и причины затруднения;

- Построение проекта выхода из затруднения;

- Реализация построенного проекта;

- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

- Включение в систему знаний и повторение;

- Рефлексия учебной деятельности;

 Описанная технология обучения реализуется мною в курсе преподавания истории и обществознания. Этот метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения в условиях реализации ФГОС. Кроме того, он обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Предмет: История средних веков.

Класс:6 класс.

Тема урока: Средневековый город. Борьба городов с сеньорами

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Прогнозируемые результаты:

- личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач);

- метапредметные (регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция); познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).

- предметные (выяснить причины, сущность и итоги борьбы средневековых городов и феодалов. Познакомиться с самоуправлением в освободившихся городах

Дидактические средства: учебник, памятки, раздаточный материал.

Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора

 

Организационная структура урока

Этап урока

Формы работы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Самоопределение к деятельности. Организационный.

Цель: настроить учащихся на восприятие материала урока, мотивировать учащихся на применение исследовательских способностей.

Беседа, Фронтальная

Звучит средневековая музыка.

https://www.youtube.com/watch?v=o3FR8juJJcA

Слово учителя об уроке, о важности изучения нового материала, о способах его применения в дальнейшей школьной практике.

Выбор учащимися пути знакомства с новым материалом: традиционный (по учебнику), нетрадиционный.

 

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Волевая саморегуляция 

2. Подготовительный этап.

Цель этапа: создать условия для самостоятельной формулировки учащимися темы урока и целей урока; формировать умения находить причастия, отличать их от других самостоятельных частей речи.

Фронтальная

(Приложение 1).

Вовлечение учащихся в учебный процесс, создание проблемной ситуации.

- Посмотрите на картину.

-Что изображено на ней?

- С кем воюют горожане?

-Почему города воюют горожане и сеньор?

Выход на проблему.

- Учитель записывает тему на доске.

 

(Приложение 1).

- Рассматривают картину

Высказывают предположения. Формулируют тему.

Формулируют цели урока, достижение которых поможет справиться с проблемой.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.

Логические: формулирование проблемы.

 

Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. 

 

3. Изучение нового материала.

Цель этапа: сформулировать причины, этапы и результаты борьбы городов и сеньоров. 

 

Групповая

(Приложение 2.)

- предлагает ученикам разделиться на группы, каждой группе выдает лист с заданием.

-Учитель заполняет таблицу на доске во время отчета групп.

(Приложение 2.)

- работая в группах, учащиеся должны самостоятельно поработать с текстом и таблицей.

- Ученики (представители групп) выступают со своими предложениями, объясняют, как и почему они пришли к таким выводам.

-Ученики заполняют таблицу вместе с учителем.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Самостоятельный вывод, а не получение «готового правила». Грамотная формулировка причин и результатов. (Приложение 3.)

 

4. Закрепление полученной информации; первичное включение нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Цель этапа: проверка усвоения изученного материала, применение его на практике.

 

Индивидуальная. Фронтальная.

- Сейчас мы попробуем побывать в роли горожан и в роли сеньора.

(Приложение 4).

 

-Учащиеся работают в группах.

Выступают в роли сеньора и горожан. Остальные группы задают вопросы отвечающим.

 

 

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, моделирование, выполнение действий по алгоритму, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

Регулятивные: обосновывать свою точку зрения, грамотно формулировать свой ответ; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.  Осознание значимости новых результатов

5. Контроль знаний

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.

 

Индивидуальная

- учитель предлагает ученикам викторину с краткими ответом

- учащиеся выполняют задания викторины на листочках

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

 

Самоопределение, самоусвоение знаний. Осознание значимости новых результатов

6. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Фронтальная.

Учитель организует рефлексию, уточняет, достиг ли цели каждый.

- оценивает работу учащихся.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их усвоения. (Приложение 6).

 

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности.  Ценностное отношение к деятельности и ее оценка.

7. Домашнее задание

 

- Учитель предлагает учащимся выбрать домашнее задание

- Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала

Личностные: самопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль

 

 

 

Приложения.

Приложение 1

 alt

Приложение 2

 

Задания группам.

1 группа.

 Прочитать материал хроник, посмотреть текст параграфа и выяснить причины войны горожан и сеньора.

 

Документ

ГОРОД ЛАН ПОД ВЛАСТЬЮ АРХИЕПИСКОПА

Над этим городом издавна тяготело такое злополучие, что в нем никто не боялся ни Бога, ни властей, а каждый, сообразуясь лишь со своими силами и с своими желаниями, производил в городе грабежи и убийства. Начну с того, что было самого худшего: если случалось, что король приезжал в город, он, который, конечно, имел полное право требовать, в качестве монарха, безусловного уважения, соответствующего его сану, даже он, говорю я, с самого начала испытывал постоянные притеснения ю во всем том, что ему принадлежало по праву... Когда утром или вечером водили на водопой его лошадей, их отнимали силой, избив предварительно его людей, вошло в обычай обращаться с самими клириками в высшей степени неуважительно. Не щадили ни их имущества, ни лично их самих Но что я скажу о положении простого народа? Ни один земледелец не мог войти в город, ни один не мог даже приблизиться к нему, не рискуя быть брошенным в тюрьму и вынужденным платить за себя выкуп, или же его тянули в суд без всякого действительного основания, под первым попавшимся предлогом... Сеньоры и их слуги совершали открыто грабежи и разбои. Ночью прохожий не пользовался безопасностью; быть задержанным, схваченным или убитым - вот единственное, что его ожидало.

Гвиберт Ножанский «Рассказ о собственной жизни» (XII в.).

Клирики - представители духовенства.

Гвиберт Ножанский (1053-1121) - аббат монастыря во Франции, автор одного из первых в средние века автобиографических сочинений.

 

2 группа. Рассмотреть иллюстрации учебника, прочитать материал параграфа. Приготовить рассказ о ходе борьбы сеньора и горожан.

 

3 группа. Рассказать об итогах борьбы горожан и сеньора. Выяснить, что такое коммуна.

 

Приложение 3

Заполнение таблицы во время проверки задания

   Причины борьбы

      Ход борьбы

        Результаты

1.

 

1.

2.

 

2.

3.

 

3.

 

 

 

 

Приложение 4

Задания группам:

1 группа. Представить себя в роли горожан и выдвинуть свои требования сеньору.

2 группа. Представить себя в роли сеньора и предъявить требования городу.

3.От имени сеньора рассказать о возможных результатах войны.

 

Приложение 5

Метод «Заверши предложение»

1.Город –это….

2.Сеньор напал на город потому что….

3.Коммуна –это…

4.Что значит выражение «Городской воздух делает человека свободным»?

 

Приложение 6

Метод «Рефлексивный экран»

На доске записано начало фраз с многоточием. Учащиеся выбирают начало фразы из рефлексивного экрана и продолжают ее:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задания… 

Я могу объяснить следующие понятия… 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР