Конспект урока «Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны» |
Содержание - История, обществознание, право | |||||||||||||||
25.06.2024 18:05 | |||||||||||||||
Кривоногова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания МКОУ «Усть-Ницинская СОШ» Свердловская область. Конспект урока истории в 10 классе Тема «Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны»
Тип урока: изучение нового материала. Форма работы: парно-групповая, фронтальная, индивидуальная. Цель: формирование представления у обучающихся об основных событиях третьего периода войны; причинах и итогах победы СССР, и окончании Второй мировой войны. Задачи: - дать представление о третьем периоде войны, окончании Великой Отечественной и Второй мировой войн; - продолжить развивать умения смыслового чтения через работу с учебником и историческими источниками, умения логически мыслить и рассуждать, строить причинно-следственные связи; развивать внимание и мышление; - продолжить формировать чувство патриотизма к Родине, толерантности и гуманности к народам разных национальностей; уважения к истории и культуре прошлого своей страны. Оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, учебник по истории России под ред. А.В. Торкунова, раздаточный материал (исторические источники).
Ход урока Слайд - титул I. Организационный момент. Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Ребята садятся по парам.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания осуществляется дифференцированно (Приложение 1). Слайд 1 группа – задание на соотнесение дат и событий. 2 группа – задание на определение терминов. 3 группа – работа с источниками (определение военной операции или события). Общее задание: работа с картами битв (одну на каждую группу). Представитель от каждой группы выходит к доске, на которой прикрепляет карту магнитом, и называет сражение. После выполнения заданий идет сличение с эталоном и краткий анализ ошибок. Проверка осуществляется в виде обмена ответами между группами. Слайд. - У вас на столах лежат листы для самооценки как своей работы на уроке, так и группы (пары). Не забывайте заносить баллы по каждому выполненному заданию в нужную графу (Приложение 2). Критерии для выставления баллов будут в презентации.
III. Переход к новой теме. Мотивационный этап. - Давайте вспомним, на сколько периодов можно разделить Великую Отечественную войну? (3 периода) - Какие периоды вы уже прошли, дайте им краткую характеристику? (1 – от начала войны до Сталинградской битвы; 2 – коренной перелом в войне с ноября 1942-1943 гг.); - Какой период изучаем сегодня? Попробуйте назвать хронологические рамки (3 период с 1944-9 мая 1945 гг.); - Как вы думаете, закончатся ли на этом война с фашистской Германией? Для этого вспомните события из всеобщей истории. Почему? (нет, так как будет война с Японией); - Обратите внимание на слайд презентации, как вы думаете, какие события изображены? Слайд (освобождение Европы, водружение Красного знамени Победы над Рейхстагом) - Что объединяет данные события? (освобождение советскими войсками территорий, захваченных фашистами, и победа СССР в войне; и др.)
IV. Этап целеполагания и постановки учебной задачи - Сделайте вывод: какие вопросы мы будем рассматривать сегодня на уроке? - Попробуйте сформулировать тему урока. Запишите дату и тему урока в тетрадь. Обратите внимание на план урока. Слайд 1.Завершение освобождения территории СССР. 2.«Десять сталинских ударов». 3.Крымская (Ялтинская) конференция. 4.Битва за Берлин и окончание войны в Европе. 5.Потсдамская конференция. 6.Разгром милитаристской Японии. 7.Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.
V. Освоение новых знаний. 1. Завершение освобождения территории СССР. - Германия понесла значительные потери, но по-прежнему была сильным противником. Чтобы в этом убедиться, давайте обратимся к данным на стр.56. Проанализируем таблицу. - Тем не менее, понеся тяжелое поражение в 1943 г., германская армия перешла к стратегической обороне. Стремясь закрепить военный успех, Ставка Верховного главнокомандования приказала в 1944 г. обеспечить окончательный разгром немецкой армии и освобождение территории СССР. 2. «Десять сталинских ударов». Второй вопрос разбирается форме лекции учителя с использованием карты на стр. 60 учебника. Задача обучающихся: вести хронологию третьего периода в тетради. Слайды Наступательные операции 1944 г., получившие в народе название"Десять Сталинских ударов", начались сразу же после завершения наступления 1943 г., не давая врагу опомниться после поражения в битах под Курском и на Днепре. 1 удар. В январе первый крупный удар был нанесен по противнику под Ленинградом. Была прорвана блокада, а немецкие войска отброшены к Нарве и Пскову. 2 удар. В феврале – марте крупное наступление советских войск было предпринято на Украине. В результате от оккупации была освобождена практически вся Правобережная Украина. 3 удар. В апреле – мае завершился разгром немецких войск в Крыму. Если немцам потребовалось в 1941 – 1942 гг. 250 дней для того, чтобы оказаться в Севастополе, то советским войскам для его освобождения понадобилось всего три дня. 4 удар. 6 июня войска союзников начали грандиозную десантную операцию в Нормандии. Это означало открытие долгожданного второго фронта. Чтобы не дать немцам возможности перебросить войска на запад, 10 июня Красная армия начала летнее наступление на Карельском перешейке. Прорвав линию Маннергейма и заняв Выборг и Петрозаводск, советские войска вынудили Финляндию выйти из войны и начать переговоры о мире. 5 удар. Слайд. Самым мощным было наступление наших войск в Белоруссии (операция «Багратион»), начавшееся 23 июня. Главный удар был нанесен на центральном направлении, где из-за обилия озер и болот противник не ожидал наступления. Слайд. Особенно неожиданным для него был танковый прорыв советских войск на этом участке фронта. В результате немецкие войска были наголову разбиты в районе Витебска, Бобруйска, Могилева, Орши. В окружении оказалось до 30 дивизий противника. Освобожденной от врага оказалась не только вся Белоруссия, но и значительная часть Литвы и восточной Полыни. Рассеченной надвое оказалась и группа немецких армий «Север» в Прибалтике. 6 удар. Слайд. В июле начали наступление войска 1-го Украинского фронта, окружившие 8 дивизий противника и освободившие Львов. 7 удар. В августе на южном направлении Красная армия разгромила в районе Кишинева немецко-румынские войска. В окружении оказались 22 дивизии противника, которые после отказа сдаться были уничтожены. В результате рухнул весь южный фланг немецкой армии. Из войны оказалась выведена Румыния. Ее столица Бухарест была 31 августа занята советскими войсками. 8 сентября Красная армия перешла границу Болгарии. 20 октября совместными усилиями войск 3-го Украинского фронта и Народно-освободительной армии Югославии был освобожден Белград. Румыния и Болгария выступили против Германии. 8 удар. В сентябре – октябре были освобождены от немцев основные территории Эстонии и Латвии, а 38 дивизий противника окружены и уничтожены южнее Риги. 9 удар. Осенью советские войска вышли на границу Венгрии и Чехословакии. Опасаясь выхода Венгрии из войны, Гитлер ввел свои войска в Будапешт. Но изменить ситуацию на фронте это уже не могло. Ударами с севера и юга Красная армия сомкнула кольцо вокруг венгерской столицы. В окружении оказалось почти 200 тыс. вражеских войск. 10 удар. Тогда же был нанесен удар по немецким войскам в северной Финляндии, после чего началось освобождение от немцев Норвегии. 25 октября овладели норвежским городом Киркинес, а 27 октября 126 легкий стрелковый корпус занял г. Найден. Всего в результате «десяти сталинских ударов» за 1944 г., по советским официальным данным, было выведено из строя 120 дивизий противника.
Слайд Физминутка (в форме блиц-опроса) -Я задаю вопросы по теме «Великая Отечественная война». Если утверждение верное, вы встаете, если неверное – сидите. 1. 900 дней длилась оборона Ленинграда? (да) 2. Г.К. Жуков – четырежды герой Советского Союза? (да) 3. По радио о начале войны объявил Левитан? (нет) 4. Во главе фашистской Италии стоял Адольф Гитлер? (нет) 5. Операция по освобождению Белоруссии называлась «Багратион»? (да) 6. «Дорога жизни» проходила по Онежскому озеру? (нет) 7. Герои-панфиловцы защищали город Сталинград? (нет)
3. Крымская (Ялтинская) конференция. Слайд - Используя текст учебника на стр.59 (пункт 4) составьте таблицу (работа в группах), в которой вам необходимо будет сравнить 2 конференции: Крымскую и Потсдамскую. Вопросы для сравнения вам необходимо придумать самим. Составление конференций антигитлеровской коалиции. Пример
Проверка таблицы. Слайд 4. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. В зависимости от времени 2 варианта работы. 1 вариант (время ограничено): краткая лекция учителя с использованием карты. Лекция учителя (в объеме учебника). Обратите внимание на фотографию на стр.57. Слайд Командующие фронтами на заключительном этапе Великой Отечественной войны: И С. Конев, А. М. Василевский, Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, К. А. Мерецков (сидят, слева направо), Ф. И. Толбухин, Р. Я. Малиновский, Л. А. Говоров, А. И. Еременко, И. X. Баграмян (стоят, слева направо). Учитель прикрепляет портреты командующих на доску, обучающиеся должны их назвать, используя фото в учебнике (Приложение 3). Ответы к портретам 1.Жуков Георгий Константинович 2.Василевский Александр Михайлович 3.Рокоссовский Константин Константинович 4.Конев Иван Степанович 5.Малиновский Родион Яковлевич 6.Мерецков Кирилл Афанасьевич 7.Баграмян Ивана Христофорович Слайд. К началу апреля была освобождена территория Венгрии, Польши и Восточной Пруссии. Развернулась битва за Берлин, который Сталин приказал взять любой ценой без помощи западных союзников. Па столицу Германии устремились войска 1-го Белорусского (маршал Г. К. Жуков), 2-го Белорусского (маршал К. К. Рокоссовский) и I к) Украинского (маршал И. С. Конев) фронтов общей численностью 2,5 млн. человек. 24 апреля кольцо советских войск вокруг Берлина сомкнулось. Для спасения столицы Гитлер стал снимать войска с Западного фронта, чем облегчил задачу англо-американских дивизий. Уже 25 апреля они соединились с советскими частями на Эльбе в районе Торгау. Слайд. 30 апреля 1945 г. бойцы 150-й стрелковой дивизии М. А. Егоров и М. В. Кантария водрузили над Рейхстагом Красное знамя Победы. В тот же день покончил жизнь самоубийством Гитлер. Берлинский гарнизон капитулировал. Сайд. 8 мая в Карлсхорсте под Берлином представителями стран-победительниц и гитлеровским военным руководством был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. От СССР подпись под документом поставил маршал Г. К. Жуков. Но война для нашей страны завершилась лишь 9 мая, когда капитулировали остатки немецкой армии в Чехословакии. Этот день был объявлен Днем Победы. Слайд. 24 июня, спустя ровно четыре года после начала войны, на Красной площади состоялся Парад Победы. 2 вариант: просмотр видеоролика “Берлинская операция» (ссылка https://www.youtube.com/watch?v=coJogXUQykQ), а затем ответить на вопросы к нему. Вспомогательные вопросы к фильму:
Задание группам. Слайд. Анализ исторического источника “Акта о капитуляции Германии” (Приложение 4) по предложенным вопросам:
5. Потсдамская конференция. Используя текст на стр.62 пункт 6, заполнить до конца сравнительную таблицу по антигитлеровским конференциям. Проверка заполненной таблицы. Слайд. 6. Разгром милитаристской Японии. Рассказ учителя с использованием карты на стр.64 учебника. Разгром Германии не означал окончания Второй мировой войны. Она продолжалась на Дальнем Востоке, где США, Англия и Китай вели войну с Японией. Слайд. Выполняя союзнические обязательства, СССР 8 августа объявил войну Японии, после чего нанес сокрушительный удар по миллионной японской Квантунской армии, расположенной в Маньчжурии. Всего за две недели Советская армия под командованием маршала А. М. Василевского разгромила основные силы японцев и заняла не только Харбин и Мукден в Северо-Восточном Китае, но и Порт-Артур и Дальний (на Ляодунском полуострове), а также Пхеньян. В ходе десантных операций были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова. Слайд. 2 сентября 1945 г. японская делегация на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе подписала акт о безоговорочной капитуляции Вторая мировая война завершилась полным поражением и капитуляцией тех, кто ее развязал. Вопрос 7 дается домой для подготовки на следующий урок.
VI. Первичное закрепление знаний. Тест (Приложение 5). 1. Прочтите текст об одной из военных операций Великой Отечественной войны. Какая советская республика была освобождена в результате этой военной операции? «План операции предусматривал одновременный прорыв обороны противника на шести участках. Успешное выполнение замысла операции «Багратион» позволяло полностью очистить от войск противника московское направление, завершить освобождение всей территории… выйти на побережье Балтийского моря и к границам Восточной Пруссии». а) Украина б) Молдавия в) Белоруссия г) Эстония 2. Фронтами, принимавшими участие в Берлинской наступательной операции советских войск, командовали: а) И.В. Панфилов и М.С. Шумилов б) С.А. Ковпак и А.Н. Сабуров в) Н.Ф. Ватутин и И.Д. Черняховский г) И.С. Конев и К.К. Рокоссовский 3. Кто из перечисленных советских воинов водрузил Знамя Победы над зданием рейхстага в Берлине? Найдите в приведённом списке фамилии двух советских воинов и укажите цифры, под которыми они указаны. а) В.Г. Клочков б) М.А. Егоров в) М.В. Кантария г) С.И. Сафронов д) Я.Ф. Павлов 4. Рассмотрите изображение и выполните задание. Укажите месяц и год, когда сделана данная фотография.
а) апрель 1942 г. б) июнь 1945 г. в) август 1943 г. г) август 1945 г. 5. Рассмотрите карту и выполните задание. Укажите название реки, обозначенной на схеме цифрой «2».
а) Висла б) Эльба в) Одер г) Неман
VII. Рефлексия. - Подведем итоги урока. В своих листах самооценки выставьте оценку за урок, исходя из полученных баллов за выполненные задания. Оцените деятельность своей группы (пары), исходя из предложенных критериев.
VIII. Домашнее задание. Дифференцированные задания (Приложение 6). Подготовка к круглому столу по теме «Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы». §25, заполнить контурную карту, учить записи в тетради. «5» - используя дополнительную литературу и интернет, заполните маршрутный лист; «4» - прочитать статью «Уроки Великой Отечественной войны», выполнить задание; «3» - вопросы №4,5 на стр.65 письменно. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».