Конспект урока по истории 6 кл. Тема: «Борьба русских земель с западными завоевателями». |
Содержание - История, обществознание, право |
Гайдарь Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания, МБОУ «Большевистская СОШ имени А.А.Зуева», Волгоградская область, Еланский район, п.Большевик. Дата публикации: 10.10.2014 г.
Тема: Борьба русских земель с западными завоевателями. Цели: познакомить учащихся с борьбой северных земель с западными завоевателями, раскрыть сущность полководческого таланта А. Невского; развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине. Тип урока: комбинированный. Оборудование: карта, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, презентация. Ход урока.
Карточка №1 (показать на карте) Когда и где произошла первая встреча русских дружин с монголо- татарами? Какие страны завоевали монголо- татары, прежде чем отправиться на русь? Карточка№2 Почему монголы не знали поражения? В чем была их сила? Какую задачу поставил Чингисхан перед монголами, начав завоевательные походы? Карточка №3 Кто и когда возглавил поход на русскую землю? Покажите на карте земли, города, взятые монголо- татарами во время первого похода на Русь.
1.В битве на реке Калке союзное войско половцев и русских князей: а) одержало победу б) ни одна из сторон не могли одержать победу в) потерпело поражение г) войска разошлись без сражения 2.монгольское нашествие на Русь началось в : а) 1227 г. б)1237 г. в)1239 г. г)1240г. 3.Хан Батый назвал « злым городом»: а)Торжок б)Коломну в)Козельск в) Киев 4.Особенность монгольского войска заключалась в том, что монголы: а) сражались только на конях б) использовали и легковооруженную пехоту, и конницу в)имели только тяжеловооруженную конницу г)применяли своеобразное военное построение- клин 5.Во время второго похода на Русь Батый преследовал цель: а) подавить восстание против монголо- татар в Северо- Восточной Руси б)завоевать южные русские земли и вторгнуться в Западную Европу в) провести разведку для последующего осуществления плана Чингисхана г) захватить Киев и утвердиться в качестве правителя русских земель. 3.Работа над новым материалом. 1). Актуализация знаний. Учитель. Монголо- татары в 13веке, разорившие Русь были не единственными врагами. На западе существовал еще один опасный и коварный враг- немецкие и шведские рыцари. (показ на карте). Тема нашего урока « Борьба русских земель с западными завоевателями.» Прочитайте план и скажите. Что вы сегодня узнаете на уроке? Обобщение ответов учащихся. Сегодня вы познакомитесь с битвами против иноземных захватчиков. Создадим образ полководца Александра Ярославича(Невского). 2).Сравнение войск и вооружения. Учитель. Вспомним из истории Средних веков с какой целью западные рыцари вели крестовые походы? Ученик рассказывает как велась подготовка рыцарей к к военным походам и какое оружие было у русских воинов и рыцарей. Учитель. Кто был лучше подготовлен и почему? Воспользовавшись слабостью русских земель и монголо- татарским нашествием рыцари Ливонского и Тевтонского орденов отправились завоевывать Новгородские земли. В это время в Новгороде княжил 20 летний Александр Ярославич. В историю он вошел с именем Александр Невский. 3).Рассказ подготовленного ученика об Александре Ярославиче. Учитель. Что вы узнали об Александре Ярославиче? Каким вы его себе представили ? 4).Невская битва. Учитель. Первыми свой поход на Русь начали шведы. Летом 1240 г. шведские корабли прибыли в устье реки Ижора. Высадившись на берег, шведы и их союзники раскинули свои шатры в том месте, где Ижора впадала в Неву. Границы Новгородской земли охранялись «сторожами»: в районе Невы, по обоим берегам финского залива, находилась «морская стража» ижорян. На рассвете июльского дня 1240 года старейшина Ижорской земли Пелгусий, находясь в дозоре, обнаружил шведскую флотилию и спешно послал доложить обо всем Александру. Получив такое известие, князь Александр Ярославович принял решение внезапно атаковать врага. Времени , чтобы дождаться подкрепления не было. Александр начал сбор собственной дружины. К войску присоединились новгородские ополченцы. По принятому обычаю воины собрались в храме Святой Софии и получили благословение от архиепископа Спиридона. Александр воодушевил дружину речью, фраза которой дошла до наших дней и стала крылатой: « Нас мало, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде.» ( Предлагаю объяснить смысл фразы.) 5.) Самостоятельная рабата учащихся. Прочитать как происходила Невская битва и заполнить таблицу в рабочей тетради на печатной основе. 6). Проверка таблицы. Учитель. Что определило победу русских воинов в битве на реке Неве? Почему Александра Ярославича назвали Невским? 7).Ледовое побоище. Учитель. Разгром шведов на реке Неве не остановил датских и немецких завоевателей. Летом 1240года они захватили Изборск, Псков и подошли совсем близко к Новгороду. Зимой 1241-1242 г. А. Невский со своей дружиной и ополченцами освободили Изборск и Псков. Но главное сражение с датскими и немецкими рыцарями было еще впереди. Это сражение на Чудском озере, которое произошло 5 апреля 1242 г. Перед битвой А .Невский приказал всем своим воинам снять тяжелые железные доспехи. Почему? 8). Просмотр видео « Ледове побоище». Перед просмотром познакомить с вопросами(вопросы написаны на доске). Какое событие произошло 5 апреля 1242г.? Как были построены и вооружены рыцари? Как построил войско Александр Невский? Какова была тактика боя? Почему войско А. Невского одержало победу? 9).Беседа по вопросам. 4. Закрепление. Работа в тетради на печатной основе №1,2 стр.35-36. 5.Итог. 1).Беседа. С какими великими битвами вы познакомились? В каком году они произошли? Против кого вел борьбу А. Невский? Каким вы его себе представили? Можем мы назвать А.Невского великим полководцем? Ответ обоснуйте. 2.) Потомки чтят и помнят великого полководца. ПетрIприказал перенести прах А. Невского в Петербург в Александро- Невскую лавру. Русская Православная Церковь причислила А. Невского к лику святых. Екатериной Iбыл учрежден орден Святого А. Невского. В годы Великой Отечественной войны был поставлен фильм С.М.Эйзенштейна « Александр Невский».( просмотр отрывка фильма) 6. Домашнее задание. П.13, тетрадь № 3,4.
Литература: История России для детей и взрослых. В.М. Соловьев. Москва. ООО. « Белый город»
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».