Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7535975
Конспект урока по истории 6 кл. Тема: «Борьба русских земель с западными завоевателями».
Содержание - История, обществознание, право

Гайдарь Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания, МБОУ «Большевистская СОШ имени А.А.Зуева», Волгоградская область, Еланский район, п.Большевик.
Методическая разработка предназначена для учителей истории, работающих в 6 классе. Урок позволяет раскрыть полководческий талант Александра Невского, воспитывать чувство гордости и любви к родине на примерах мужественной обороны русской земли от иноземных захватчиков.

Дата публикации: 10.10.2014 г.


 


Тема: Борьба русских земель с западными завоевателями.

Цели: познакомить учащихся с борьбой северных земель с западными завоевателями, раскрыть сущность полководческого таланта А. Невского; развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное; воспитывать чувство  гордости и любви к Родине.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, презентация.

Ход урока.

  1. 1.Орг. Момент.
  2. 2.Проверка домашнего задания.
  3. 1)Работа в парах по карточкам одна группа ребят.

Карточка №1 (показать на карте)

Когда и где произошла первая встреча русских дружин с монголо- татарами? Какие страны завоевали монголо- татары, прежде чем отправиться на русь?

Карточка№2

Почему монголы не знали поражения? В чем была их сила? Какую задачу поставил Чингисхан перед монголами, начав завоевательные походы?

Карточка №3

Кто и когда возглавил поход на русскую землю? Покажите на карте земли, города, взятые монголо- татарами во время первого похода на Русь.

  1. 2)Тест « Нашествие с Востока.» остальные учащиеся.

1.В битве на реке Калке союзное войско половцев и русских князей:

а) одержало победу                   б) ни одна из сторон не могли одержать победу

в) потерпело поражение            г) войска разошлись без сражения

2.монгольское нашествие на Русь началось в :

а) 1227 г.    б)1237 г.      в)1239 г.          г)1240г.

3.Хан Батый назвал  « злым городом»:

        а)Торжок  б)Коломну  в)Козельск  в) Киев

      4.Особенность  монгольского войска заключалась в том, что монголы:

а) сражались только на конях

б) использовали и легковооруженную пехоту, и конницу

в)имели только тяжеловооруженную конницу

г)применяли своеобразное военное построение- клин

5.Во время второго похода на Русь Батый преследовал цель:

а) подавить восстание против монголо- татар в Северо- Восточной Руси

б)завоевать южные русские земли и вторгнуться в Западную Европу

в) провести разведку для последующего осуществления плана Чингисхана

г) захватить Киев и утвердиться в качестве правителя русских земель.

3.Работа над новым материалом.

1). Актуализация знаний.

Учитель. Монголо- татары в 13веке, разорившие  Русь были не единственными врагами. На западе существовал еще один опасный и коварный враг- немецкие и шведские рыцари. (показ на карте). Тема нашего урока « Борьба русских земель с западными завоевателями.» Прочитайте план и скажите. Что вы сегодня узнаете на уроке? Обобщение ответов учащихся. Сегодня вы познакомитесь  с битвами против иноземных захватчиков. Создадим образ полководца Александра Ярославича(Невского).

2).Сравнение войск и вооружения.

Учитель. Вспомним из истории Средних веков с какой целью западные рыцари вели крестовые походы?

Ученик рассказывает как велась подготовка рыцарей к к военным походам и какое оружие было у русских воинов и рыцарей.

Учитель. Кто был лучше подготовлен и почему? Воспользовавшись слабостью русских земель и монголо- татарским нашествием рыцари Ливонского и Тевтонского орденов отправились завоевывать Новгородские земли. В это время в Новгороде княжил 20 летний Александр Ярославич. В историю он вошел с именем Александр Невский.

3).Рассказ подготовленного ученика об Александре Ярославиче.

Учитель. Что вы узнали об Александре Ярославиче? Каким вы его себе представили ?

4).Невская битва.

Учитель. Первыми свой поход на Русь начали шведы. Летом 1240 г. шведские корабли прибыли в устье реки Ижора. Высадившись на берег, шведы и их союзники раскинули свои шатры в том месте, где Ижора впадала в Неву. Границы Новгородской земли охранялись «сторожами»: в районе Невы, по обоим берегам финского залива, находилась «морская стража» ижорян. На рассвете июльского дня 1240 года старейшина Ижорской земли Пелгусий, находясь в дозоре, обнаружил шведскую флотилию и спешно послал доложить обо всем Александру. Получив такое известие, князь Александр Ярославович принял решение внезапно атаковать врага. Времени , чтобы дождаться подкрепления не было. Александр начал сбор собственной дружины. К войску присоединились новгородские ополченцы. По принятому обычаю воины собрались в храме Святой Софии и получили благословение от архиепископа Спиридона. Александр воодушевил дружину речью, фраза которой дошла до наших дней и стала крылатой: « Нас мало, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде.» ( Предлагаю объяснить смысл фразы.)

5.) Самостоятельная рабата учащихся.

Прочитать как происходила Невская битва и заполнить таблицу в рабочей тетради на печатной основе.

6). Проверка таблицы.

Учитель. Что определило победу русских воинов в битве на реке Неве? Почему Александра Ярославича назвали Невским?

7).Ледовое побоище.

Учитель. Разгром шведов на реке Неве не остановил датских и немецких завоевателей. Летом 1240года они захватили Изборск, Псков и подошли совсем близко к Новгороду. Зимой 1241-1242 г. А. Невский со своей дружиной и ополченцами освободили Изборск и Псков. Но главное сражение с датскими и немецкими рыцарями было еще впереди. Это сражение на Чудском озере, которое произошло 5 апреля 1242 г. Перед битвой А .Невский приказал всем своим воинам снять тяжелые железные доспехи. Почему?

8). Просмотр видео « Ледове побоище». Перед просмотром познакомить с вопросами(вопросы написаны на доске).

Какое событие произошло 5 апреля 1242г.?

Как были построены и вооружены рыцари?

Как построил войско Александр Невский?

Какова была тактика боя?

Почему войско А. Невского одержало победу?

9).Беседа по вопросам.

4. Закрепление.

Работа в тетради на печатной основе №1,2 стр.35-36.

5.Итог.

1).Беседа.

С какими великими битвами вы познакомились? В каком году они произошли?

Против кого вел борьбу А. Невский? Каким вы его себе представили? Можем  мы назвать А.Невского великим полководцем? Ответ обоснуйте.

2.) Потомки чтят и помнят великого полководца.

ПетрIприказал перенести прах А. Невского в Петербург в Александро- Невскую лавру.

Русская Православная Церковь причислила А. Невского к лику святых.

Екатериной Iбыл учрежден орден Святого А. Невского.

В годы Великой Отечественной войны был поставлен фильм С.М.Эйзенштейна « Александр Невский».( просмотр отрывка фильма)

6. Домашнее задание. П.13, тетрадь № 3,4.

 

 

Литература:

История России для детей и взрослых. В.М. Соловьев. Москва. ООО. « Белый город»

 

 skachat


 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР