«Музыкальные образы в произведениях И.С.Баха» Урок музыки в 7 классе. |
Содержание - ИЗО, МХК, музыка |
Яббарова Занфира Тимергазовна, учитель музыки, МБОУ «СОШ№28» г. Киселевск, Кемеровской области. Дата публикации: 26.01.2018 «Музыкальные образы в произведениях И.С.Баха» Урок музыки в 7 классе
Тип урока: углубление в тему Цель урока: раскрытие музыкальных образов И.С.Баха через творческие задания Образовательные задачи: расширение понятия «музыкальный образ»; знакомство с новыми музыкальными образами в творчестве И.С. Баха; совершенствование уровня исполнительства и творческих навыков и умений. Воспитательные задачи: развитие целостного мировосприятия учащихся; развитие эмоционально-осознанного восприятия музыки. Развивающие задачи: формирование художественно-эстетического вкуса; развитие творческих способностей учащихся; активизация художественной фантазии и воображения. Здоровьесберегающие задачи: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; снятие физического утомления и нервно-психических перегрузок; повышение эмоциональной стабильности. Оборудование: фортепиано, портрет композитора И.С.Баха, фонохрестоматия, слайды, мультимедийный проектор, экран, компьютер, нотный материал. Оформление доски: портрет И.С.Баха, эпиграф: «Не ручьем! — морем должен был он называться!» Ход урока Дети входят в класс под «Органную фугу соль минор» И.С.Баха Музыкальное приветствие Учитель: Ребята, вы вошли в класс по музыку известного вам композитора. Как вы думаете, это музыкальное письмо из далекого прошлого или это современная музыка? Дети: Эта музыка из далекого прошлого. Учитель: как вы поняли, по каким признакам? Дети: Потому что звучит орган и музыка старинная, величественная Учитель: Кто же этот композитор? Дети: Это великий Бах (1 слайд) Учитель: А что означает слово «бах» в переводе с немецкого? Дети: В переводе с немецкого «бах» - это ручей. Учитель: Это о нем Л.В.Бетховен сказал: «Не ручьем! — морем должен бы он называться» (высказывание на доске)
На сегодняшнем уроке нам предстоит убедиться в верности этого высказывания. Множество образов воплотил он в своих произведениях. И с некоторыми из них мы встретимся на уроке. (2 слайд, барокко) Чтобы лучше понять музыкальные образы Баха, мы познакомимся с наиболее яркими фактами из его жизни. Эти факты мы раскроем в совместной работе. Ребята, на столах у вас лежат пронумерованные карточки. Я прошу их озвучить по порядку. 1-ая карточки на экране — 3 слайд, КАРТОЧКА № 1 Иоганн Себастьян Бах родился в1685 голу в небольшом немецком городке Эйзенахе. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти. 2-ая карточка — 4 слайд, КАРТОЧКА №2 Предки Баха славились своей музыкальностью. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. Самыми талантливыми оказались три сына Баха: Вильгельм, Фридеман, Филипп Эммануил от первого брака и Иоганн Христиан от второго брака. 3-я карточка — без слайда КАРТОЧКА №3 Иоганн Бах был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор он не получил признание, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойденным. Это вынуждены были признать даже его соперники. 4-ая карточка — 5 слайд КАРТ0ЧКА №4 Рассказывают, что Иоганн Бах был приглашен в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маргпаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов. Оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маргпан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. 5-ая карточка — 6 слайд КАРТОЧКА №5 В другой раз, в городе Касселе Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил голову Баху, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «мне пришлось усердно заниматься. Кто будет также усерден, достигнет того же» Учитель Музыкальное произведение, которое прозвучит сейчас вам должно быть знакомо. Послушайте его внимательно и скажите, какой образ воплотил И.С.Бах в этой музыке? Какими средствами музыки ему это удалось? В помощь вам на столах карточки. Выберите самые точные слова, которые подходят к этой музыке и музыкальные средства, помогающие воплотить этот образ. СЛУШАНИЕ Дети Музыка легкая, шутливая и для создания такого образа композитор использовал подвижный темп, негромкую динамику, верхний регистр. Солирует флейта, аккомпанируют струнно-смычковые инструменты. Учитель. Какой стиль в этой музыке использовал Бах, гомофонический или полифонический? Или может он сочетал эти стили? Дети: Здесь сочетание стилей. Мелодию ведет флейта, а остальные голоса аккомпанируют. Но аккомпанирующие голоса достаточно самостоятельны и непрерывно сплетаются друг с другом. Учитель: К какой музыке мы отнесем это произведение, к маршу, танцу или песне? Дети: Эту музыку мы отнесем к танцу. Учитель: Ребята, а как мы назовем эту музыку? Дети: Произведение называется «Шутка» из «Сюиты №2» Учитель: Значит музыка эта шутливая и танцевальная. На столах у вас лежат разноцветные волны, которые вольются в огромное творческое море И.С.Баха Выберите волну, которая по окраске на ваш взгляд соответствует образу прослушанной музыки и прикрепите на доску. В шутке И.С.Баха воплотилась его любовь к народным немецким песням и танцам. Она пронизана народным юмором. Бах глубоко знал творчество великих композиторов не только Германии, но и Франции и Италии. Это способствовало тому, что он хорошо изучил музыкальные традиции этих стран, и сейчас мы послушаем музыкальное произведение Баха, которое он создал по образу французского народного танца «Менуэт» Учитель: Но сначала необходимо выполнить такое задание: - В конвертах на каждом столе лежат несколько иллюстраций танцев разных народов мира. Выберите ту иллюстрацию, которая соответствует французскому танцу Менуэт. Учитель проверяет правильность выполнения задания. Учитель: Теперь посмотрите на экран (слайд №7 с изображением менуэта). А теперь мы не просто послушаем «Менуэт» но и потанцуем (дети и учитель танцуют). Выберите, пожалуйста, волну по своей окраске соответствующей образу танца и прикрепите на доску. Еще одной гранью творчества И.С.Баха является вокальная музыка. Послушайте песню, написанную Бахом для своей второй супруги Анны Магдалины, обладающей великолепным голосом. Постарайтесь понять тот образ, который воплотил в ней Бах. (Песню «Перед дорогой» исполняет учитель) Какая она? Дети: Песня светлая, легкая, в ней воплощен образ природы (слайд №8 с природой) Учитель: Бах был человеком верующим, возвышенным, поэтому и песня звучит легко и прозрачно, он боготворит природу. Выберите волну, которая по окраске соответствуют этому образу природы и прикрепите на доске. Посмотрите, ребята, какое разноцветное море, состоящее из разных образов, у нас получилось. Что же это были за образы? Дети: Образ шутки был воплощен в «Сюите№2», образ танца был воплощен в «Менуэте», образ природы воплощен в песне «Перед дорогой» Учитель: Понятны ли были эти образы? Дети: Да, понятны Учитель: А понятны они вам потому, что образы, воплощенные в произведениях Баха волнуют каждое поколение по – своему, и они вечны. Стихотворение, посвященное Баху, читает учитель, слайд №9
Звучаньем струн когда-то покорял Орфей Не только род людской, но и лесных зверей; И все ж, великий Бах, твое искусство краше: Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше. Твой чудный звук! - Вот долетел до слуха он - И кажется, всем хором муз я окружен. Венчал тебя венком лавровым Апполон; В граните вечном твое имя высек он. Но ты и сам себе бессмертье обеспечил: Своим искусством ты себя увековечил. Все ребята, принимавшие участие в ходе урока, получили отличные оценки. Спасибо за урок. Вы свободны.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».