Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2801217
«Музыкальные образы в произведениях И.С.Баха» Урок музыки в 7 классе.
Содержание - ИЗО, МХК, музыка

Яббарова Занфира Тимергазовна, учитель музыки, МБОУ «СОШ№28» г. Киселевск, Кемеровской области. 
Тип урока: углубление в тему. Цель урока: раскрытие музыкальных образов И.С.Баха через творческие задания. Образовательные задачи: расширение понятия «музыкальный образ»; знакомство с новыми музыкальными образами в творчестве И.С. Баха; совершенствование уровня исполнитель-ства и творческих навыков и умений.


Дата публикации: 26.01.2018


«Музыкальные образы в произведениях И.С.Баха» Урок музыки в 7 классе

Похожее изображение

Тип урока: углубление в тему

Цель урока: раскрытие музыкальных образов И.С.Баха через творческие задания

Образовательные задачи: расширение понятия «музыкальный образ»; знакомство с новыми музыкальными образами в творчестве И.С. Баха; совершенствование уровня исполнительства и творческих навыков и умений.

Воспитательные задачи: развитие целостного мировосприятия учащихся; развитие эмоционально-осознанного восприятия музыки.

Развивающие задачи: формирование художественно-эстетического вкуса; развитие творческих способностей учащихся; активизация художественной фантазии и воображения.

Здоровьесберегающие задачи: сохранение и укрепление физического и

психического здоровья детей; снятие физического утомления и нервно-психических перегрузок; повышение эмоциональной стабильности.

Оборудование: фортепиано, портрет композитора И.С.Баха, фонохрестоматия, слайды, мультимедийный проектор, экран, компьютер, нотный материал.

Оформление доски: портрет И.С.Баха, эпиграф: «Не ручьем! — морем должен был он называться!»

Ход урока

Дети входят в класс под «Органную фугу соль минор» И.С.Баха

Музыкальное приветствие

Учитель: Ребята, вы вошли в класс по музыку известного вам композитора. Как вы думаете, это музыкальное письмо из далекого прошлого или это современная музыка?

Дети:  Эта музыка из далекого прошлого.

Учитель: как вы поняли, по каким признакам?

Дети:  Потому что звучит орган и музыка старинная, величественная

Учитель: Кто же этот композитор?

Дети:  Это великий Бах    (1 слайд)

Учитель: А что означает слово «бах» в переводе с немецкого?

Дети: В переводе с немецкого «бах» - это ручей.

Учитель: Это о нем Л.В.Бетховен сказал: «Не ручьем! — морем должен бы он назы­ваться» (высказывание на доске)


На сегодняшнем уроке нам предстоит убедиться в верности этого высказывания. Множество образов воплотил он в своих произведениях. И с некоторыми из них мы встретимся на уроке.   (2 слайд, барокко)

Чтобы лучше понять музыкальные образы Баха, мы познакомимся с наиболее яркими фактами из его жизни. Эти факты мы раскроем в совместной работе. Ребята, на столах у вас лежат пронумерованные карточки. Я прошу их озвучить по порядку.

1-ая карточки на экране — 3 слайд,

КАРТОЧКА № 1 Иоганн Себастьян Бах родился в1685 голу в небольшом немецком городке  Эйзенахе. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти.

2-ая карточка — 4 слайд,

КАРТОЧКА №2 Предки Баха славились своей музыкальностью. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. Самыми талантливыми оказались три сына Баха: Вильгельм, Фридеман, Филипп Эмману­ил от первого брака и Иоганн Христиан от второго брака.

 3-я карточка — без слайда

КАРТОЧКА №3 Иоганн Бах был лучшим среди своих современников исполните­лем на органе и клавесине. И если как композитор он не получил признание, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойденным. Это вынуждены были признать даже его соперники.

4-ая карточка — 5 слайд

КАРТ0ЧКА №4 Рассказывают, что Иоганн Бах был приглашен в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маргпаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов. Оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маргпан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха.

5-ая карточка — 6 слайд

 КАРТОЧКА №5 В другой раз, в городе Касселе Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил голову Баху, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «мне пришлось усердно заниматься. Кто будет также усерден, достигнет того же»

Учитель Музыкальное произведение, которое прозвучит сейчас вам должно быть знакомо. Послушайте его внимательно и скажите, какой образ воплотил И.С.Бах в этой музыке? Какими средствами музыки ему это удалось? В помощь вам на столах карточки. Выберите самые точные слова, которые подходят к этой музыке и музы­кальные средства, помогающие воплотить этот образ.

СЛУШАНИЕ

Дети Музыка легкая, шутливая и для создания такого образа композитор использовал подвижный темп, негромкую динамику, верхний регистр. Солирует флейта, аккомпанируют струнно-смычковые инструменты.

Учитель. Какой стиль в этой музыке использовал Бах, гомофонический или полифонический? Или может он сочетал эти стили?

Дети: Здесь сочетание стилей. Мелодию ведет флейта, а остальные голоса аккомпанируют. Но аккомпанирующие голоса достаточно самостоятельны и непрерывно сплетаются друг с другом.

Учитель: К какой музыке мы отнесем это произведение, к маршу, танцу или песне?

Дети: Эту музыку мы отнесем к танцу. Учитель: Ребята, а как мы назовем эту музыку? Дети: Произведение называется «Шутка» из «Сюиты №2»

Учитель: Значит музыка эта шутливая и танцевальная. На столах у вас лежат разноцветные волны, которые вольются в огромное творческое море И.С.Баха

Выберите волну, которая по окраске на ваш взгляд соответствует образу прослушанной музыки и прикрепите на доску.

В шутке И.С.Баха воплотилась его любовь к народным немецким песням и танцам. Она пронизана народным юмором. Бах глубоко знал творчество великих композиторов не только Германии, но и Франции и Италии. Это способствовало тому, что он хорошо изучил музыкальные традиции этих стран, и сейчас мы по­слушаем музыкальное произведение Баха, которое он создал по образу француз­ского народного танца «Менуэт»

Учитель: Но сначала необходимо выполнить такое задание:

 - В конвертах на каждом столе лежат несколько иллюстраций танцев разных народов мира. Выберите  ту иллюстрацию, которая соответствует французскому танцу Менуэт.

Учитель проверяет правильность выполнения задания.

Учитель: Теперь посмотрите на экран (слайд №7 с изображением менуэта). А теперь мы не просто послушаем «Менуэт» но и потанцуем (дети и учитель танцуют).

Выберите, пожалуйста, волну по своей окраске соответствующей образу танца и прикрепите на доску.

Еще одной гранью творчества И.С.Баха является вокальная музыка. Послушайте песню, написанную Бахом для своей второй супруги Анны Магдалины, обладающей великолепным голосом. Постарайтесь понять тот образ, который воплотил в ней Бах.

(Песню «Перед дорогой» исполняет учитель)

Какая она?

Дети: Песня светлая, легкая, в ней воплощен образ природы (слайд №8 с природой)

Учитель: Бах был человеком верующим, возвышенным, поэтому и песня звучит легко и прозрачно, он боготворит природу.

Выберите волну, которая по окраске соответствуют этому образу природы и прикрепите на доске.

Посмотрите, ребята, какое разноцветное море, состоящее из разных образов, у нас получилось. Что же это были за образы?

Дети: Образ шутки был воплощен в «Сюите№2», образ танца был воплощен в «Менуэте», образ природы воплощен в песне «Перед дорогой»

Учитель: Понятны ли были эти образы?

Дети: Да, понятны

Учитель: А понятны они вам потому, что образы, воплощенные в произведениях Баха волнуют каждое поколение по – своему, и они вечны.

Стихотворение, посвященное Баху, читает учитель, слайд №9

 

Звучаньем струн когда-то покорял Орфей

Не только род людской, но и лесных зверей;

И все ж, великий Бах, твое искусство краше:

Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше.

Твой чудный звук! - Вот долетел до слуха он -

И кажется, всем хором муз я окружен.

Венчал тебя венком лавровым Апполон;

В граните вечном твое имя высек он.

Но ты и сам себе бессмертье обеспечил:

Своим искусством ты себя увековечил.

Все ребята, принимавшие участие в ходе урока, получили отличные оценки. Спасибо за урок. Вы свободны.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ