Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429947
Методическая рекомендация «Интерактивный подход к преподаванию предмета «Музыка» в общеобразовательных организациях»
Содержание - ИЗО, МХК, музыка

Михтеева Елена Юрьевна, учитель музыки высшей категории, МОУ Лицей г. Фрязино московской области. 
Методическая рекомендация предназначена для учителей музыки. В статье говориться об интерактивных методах обучения и их преимуществах на уроках музыки. Интерактивный метод это один из главных способов по развитию личностных ориентаций школьников. Он помогает решить 3 главные задачи. Приводится пример методической разработки урока с применением интерактивных методик. Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационной и способствует активизации познавательной деятельности школьников.


Дата публикации: 11.08.2018


Методическая рекомендация «Интерактивный подход к преподаванию предмета «Музыка» в общеобразовательных организациях»

 

Введение

Наша российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков прочно вошел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. ФГОС – нормативный документ, основа построения ФГОС – системный и деятельностно-компетентностный подход к образованию учащихся.

Реализация задач ФГОС направлена:

  • на новую образовательную парадигму, которая включает в себя:
    системно-деятельностный подход, умение учиться, самостоятельно добывать знания, формирование базовых национальных ценностей;
  • формирование УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные);
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные).

В музыкальном образовании системный подход базируется на основных положениях музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского, в которой представлены самые важные закономерности музыкального искусства (ведущий принцип – связь музыки с жизнью).

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.К.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина.

Деятельностный подход на уроках музыки реализуется при взаимодействии различных видов музыкально-практической деятельности учащихся. Это восприятие музыки и размышление о ней, установка ассоциативных связей между произведениями разных видов искусств, сопоставление жизненных явлений с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства, умение устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств, находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе, осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез, умение задавать вопросы, умение отвечать на вопросы. Это вокально-хоровая работа, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, инсценировки песен, импровизации, работа с учебником и рабочей тетрадью, освоение элементов музыкальной грамоты, исследовательские проекты, выполнение диагностических заданий.

В содержании ФГОС выделены основные категории и понятия, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования». К ним относятся: а) базовые национальные ценности, передаваемые от поколения к поколению и характеризующие отношение человека к семье, обществу, труду, государству; б) основные элементы научного знания, включающие в себя основные понятия, факты, теории, предназначенные для обязательного изучения в школе; в) универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых направлен учебный процессов.

Базовые национальные ценности представлены в содержании вариативных программ по предмету «Музыка» и направлены на формирование ценностных ориентаций личности, её духовного багажа, т.к. изучаемые на уроках музыки сочинения представляют «золотой фонд» мирового музыкального наследия прошлого и настоящего времени.            

К основным элементам научного знания следует отнести теорию интонационной природы музыки, музыковедческие категории – образ, жанр, стиль, язык;
композитор – исполнитель – слушатель; музыка народная и профессиональная; социальные функции музыки и другое.

Главная задача школы – сформировать у ученика новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а задача учителя - создать условия для пробуждения мысли ребенка, мотивировать его к получению новых знаний, наделить обучающегося опытом самостоятельной деятельности, т.е. научить учиться, самостоятельно добывать знания.  Главной функцией учителя является организация учебной деятельности школьников, в рамках которой активность детей носит поисковый характер. Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и ученика (сотрудничество). Основным нововведением ФГОС является рассмотрение универсальных учебных действий (УУД). УУД обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения, создают возможность самостоятельного успешного постижения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. УУД могут быть сформированы только в условиях активной деятельности учащихся при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения

Поэтому, целью своей работы считаю: совершенствование профессиональных компетенций учителя музыки, направленных на актуализацию, систематизацию и применение наиболее значимых вопросов теории и практики преподавания предмета «Музыка» в условиях реализации ФГОС ООО; освоение, систематизирование и реализация накопленного опыта, применение умений и знаний в разработке сценарных планов уроков музыки с использованием интерактивных методик.

В достижении данной цели были решены следующие задачи:

1) изучение методической литературы по теме («Интерактивные методы обучения на уроках искусства и их преимущества»);

2) разработка методических материалов с применением интерактивных методик по предметам «Музыка»;

3) использование интерактивных видов работы с обучающимися в своей профессиональной деятельности в школе.

Какие приемы и формы работы должен использовать учитель, чтобы ребенок стал инициативным и предприимчивым?

Раздел 1. Интерактивные методы обучения и их преимущества

Слово «интерактив» образовано от слова»interact» (англ.), где «inter» — взаимный, «act» —действовать. Термин «интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог осуществляется при взаимодействии «учитель — ученик» или «учитель — группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении диалог строится также на линиях
«ученик — ученик» (работа в парах), «ученик — группа учащихся» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся — аудитория» (презентация работы в группах).

Интерактивное обучение - это форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. При совместной деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала каждый вносит свой индивидуальный вклад, при этом идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение прислушиваться к мнению другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Интерактивный метод это один из главных способов по развитию личностных ориентаций школьников.

Главная цель интерактивного обучения:

  • целостное развитие личности ученика;
  • создание комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальность, состоятельность;
  • дать знания и навыки, создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Интерактивное обучение решает 3 задачи:

1.Познавательную;

2.Коммуникативно-развивающую;

3.Социально-ориентационную.

Задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. Ученик сам открывает путь к познанию, усвоение знаний это результат его деятельности. Роль учителя перестает быть центральной, он лишь управляет процессом и занимается его общей организацией, готовит заранее задания, формирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения.

Интерактивное обучение требует от учителя необходимых методических и психологических знаний и умений, требует большой подготовки учителя: владение информацией, подготовка раздаточного материала, умения использовать технологии, позволяющие включить всех участников учебного занятия в процесс обсуждения, умения осуществлять психологическую подготовку участников и правильно организовывать пространство для занятия, умения регламентировать этапы работы и визуализировать ключевые
понятия и т. д

Преимущества интерактивных методик в следующем:

  • пробуждают интерес у учащихся, получают удовольствие;
  • формируют у учащихся мнения и отношения (к произведениям искусства);
  • активное взаимодействие один с другим и учителем, выполняя общие задания, все учащиеся вовлечены в деятельность;
  • интенсивность работы на уроке (прорабатываешь массу материала);
  • формируют жизненные навыки.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к решению совместных общих задач. В ходе интерактивного обучения учащиеся учатся мыслить, решать сложные проблемы, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого организовывается индивидуальная, парная, групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с источниками информации, творческие работы, рисунки.

Интерактивное обучение решает следующие задачи:

  • развивает коммуникационные умения и навыки, устанавливает контакт между учащимися;
  • решает информационную задачу, так как обеспечивает учащихся необходимой информацией;
  • развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и.т.д.);
  • обеспечивает воспитательную задачу: приучает работать в команде, слушать чужое мнение, проявлять терпимость;
  • эффективное усвоение материала, учащиеся легче вникают, понимают и запоминают материал.

Примеры некоторых методов интерактивного обучения, используемых на уроках музыки:

«Письмо из прошлого»

Предлагаю написать письмо от героя произведения, от автора (композитора, художника, зрителей) какой – либо эпохи.

«Мозаика»

Класс делится на команды и друг другу задают интересные вопросы по музыкальному произведению или по пройденной теме урока. Если команда не может ответить на вопрос, то отвечает та команда, которая задала вопрос.

«Образ текста»

По пройденной на уроке теме дать опорные слова и к ним записать еще 5-6 слов, выражающие тему урока.

«Составление кластера»

Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы, либо автора прозвучавшего произведения.
Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. 

«Блеф-клуб»

Задают вопросы учитель или группа учеников «А верите ли вы…». Отвечавшая группа или пара, обосновывает свой ответ.

«Город глазами иностранца»

Учащиеся делают презентации, например, «Музыкальная столица Европы». Представляют в презентации композиторов, которые жили и творили в какую-либо эпоху,

«Живая газета»

Группам дается время 5-7 минут на подготовку, каждая группа после прозвучавшего произведения рассказывают, например, о жанре, стиле, композиторе.

«Придумать 5 вопросов»

Парой или группой придумывают вопросы по теме (автор вопроса должен знать ответ).

«Репортаж с места событий»

Берут интервью (работа в паре или группой) поклонников, ценителей искусства, с выставки или с концерта.

«Готовим экскурсию»

Группы составляют виртуальное путешествие по местам, например, где жил И.С. Бах. Затем обмениваются своими презентациями и представляют не свою, а презентацию другой группы.

«Блиц-турнир»

Звучат фрагменты музыкальных произведений, нужно записать названия этих сочинений и композитора.

Раздел 2. Методическая разработка урока музыки, с применением интерактивных методик

Урок музыки в 3 классе

Тема урока: «Кантата Александр Невский»

Цели урока:

  • Интегрирующая: создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского через различные виды искусства (музыка, живопись, кино, архитектура);
  • Образовательные: ввести и усвоить новые понятия: «кантата», «набат», «контраст», «трехчастная форма»; осознать действия принципа контраста в развитии образов кантаты С. Прокофьева;
  • Практические: формировать умения и творческие навыки каждого ученика, использовать музыкальную терминологию, развивать наблюдательность и умение анализировать;
  • Мотивационная: вызвать интерес к образу Александра Невского как исторической личности, углубить полученные знания;
  • Воспитательные: пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества; уважение к историческому и духовному наследию России.

Тип урока: интегрированный

Формы работы: групповые, индивидуальные, фронтальные

Задача презентации:

  • показать многомерность и гармоничность различных видов искусства для создания образа Александра Невского;
  • расширить зрительный ряд.

 

I. Организационный момент

Музыкальное приветствие

II.Актуализация слухового опыта

Слайд 1.  Звучит хор (фрагмент) «Вставайте, люди русские». Знакомо ли музыкальное сочинение?

Слайд 2. Учащиеся выстраивают «логическую цепочку» в процессе восприятия (песня-хор - симфонический оркестр -маршевый характер, колокольный звон), участвуют в обсуждении.

Слайд 3. Вспоминают композитора и название музыкального произведения. Портрет С.Прокофьева, А.Невского.

III. Изучение нового материала

Определяют тему урока («Кантата Александр Невский»).

Слайд 4. «Он чувства сердца разделил между Отчизною и Богом». Объясняют смысл этих слов. Вспоминают, почему в истории и культуре России А. Невский запечатлен в двух ликах: воина-полководца и святого? Почему его стали называть Невским? (просмотр видео из фильма «Ледовое сражение»).

Слайд 5. Картина В. Присекина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Кому принадлежат эти слова? Посмотрим и послушаем речь А. Невского, а затем хором произнесем эти главные слова.

Слайд 6. В 1938 году был создан фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский, отрывки из которого мы с вами видели. К этому фильму была написана музыка, а позднее, в 1939 году – кантата «Александр Невский». Новый термин «кантата» (читаем в учебнике о новом жанре, рассуждаем и выясняем, что же общего между жанрами «кант» и «кантата»). Можно ли петь хвалебные канты в честь А. Невского?

Слайд 7. Звучит хор «Вставайте, люди русские». Сколько частей вы услышали? (3 части), значит, форма трехчастная. Прошу напеть первую и вторую части кантаты (нотные примеры в учебнике)

Класс делится на группы.

1 группа - определяет связь между картиной и музыкой, созвучны ли они, чем?

2 - группа проводит интонационно-образный анализ, сравнивает части между собой, выявляют контраст.

3 - группа определяет, почему именно такую форму выбрал С. Прокофьев для этой части, как композитор передает состояние тревоги (колокольный звон «набат») Каждая группа выражает свои суждения, дополняя друг друга.

Слайд 8. Орден святого А. Невского является государственной наградой Российской империи с 1725 года и до наших дней. Он был задуман Петром I для награждения за военные заслуги и учрежден Екатериной I после смерти Петра.

Слайд 9. Памятники А. Невскому во Пскове, Петербурге, Владимире.

Слайд 10. В том месте, где по преданию была Невская битва, поставили
Александро-Невскую лавру.

IV. Итог урока

Какое произведение звучало на уроке?

Мозаика. Класс делится на команды и друг другу задают интересные вопросы по уроку.

Домашнее задание:

1гр. Придумать 5 вопросов А. Невскому.

2 гр. Письмо из прошлого: написать письмо от Александра Невского.

3 гр. Поиск: найти героев в наши дни, награжденных орденом А.Невского.

4 гр. Поиск: найти стихи об А.Невском

 

Заключение

Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыкального искусства, самостоятельному осмыслению музыкального материала. Они помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания, формируют творческую активность учащихся в учебной и во внеурочной деятельности.

Использование интерактивных технологий позволили не только разнообразить формы урока, но и результаты усвоенного материала оказались значительно лучше. Учащиеся проявили большой интерес к подобным формам работы. Уроки с использованием интерактивных технологий позволяют педагогу по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особенности. Наличие выбора в вариантах выполнения домашнего задания, активизирует учащихся и позволяет им выбрать наиболее интересное для них задание, а значит и результат усвоения материала может быть гораздо более высоким.

Применение в практике преподавания музыки интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. 

Литература

1.Авдулова Т.П. «Психология игры: современный подход» - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

2.Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного
учителя-музыканта» - М., Владос, 2002.

3.Бугаева З.Н. «Веселые уроки музыки» - М., Аст, 2002.

4.Гавронская Ю. А. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» Ю. А. Гавронская // Высшее образование в России. – 2008. – № 7. – С. 104.

5.Смолина Е.А. «Современный урок музыки» - Ярославль, Академия развития, 2006.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР