Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7425031
Статья «Из опыта учителя изобразительного искусства»
Содержание - ИЗО, МХК, музыка

Икизли Александра Святославовна, учитель ИЗО, ГБОУ Школа №1948 г.Москвы.
Статья посвящена об опыте работы учителем изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе. Одной из главных задач преподавания изобразительного искусства является задача планомерного, систематического развития художественного, творческого, образного мышления учащихся школ, восприятия изо не только как школьного предмета, но и феномена общечеловеческой культуры.


Дата публикации: 25.10.2018


Статья на тему:

«Из опыта работы учителя изобразительного искусства»

 

Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Будучи студенткой художественно-графического факультета Педагогического колледжа , я ни на секунду не сомневалась, что пойду работать по профессии. Считаю это своим призванием!

За 2.5 года работы в школе – это время постоянного поиска и творческих идей, работа удивительная по насыщенности, интенсивности, по обилию радостных эмоций, сомнений, тревог и волнений, которые делают мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества.

В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди, обладающие динамизмом, мобильностью, самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной. Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.

Практика доказывает, что творческие способности развиваются в деятельности, требующей проявления творчества. Творчество школьника выражается в открытии, создании субъективно нового, без опоры на образец.

Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать информационную компетентность - научить ребенка отбирать сведения, оценивать их качество, формировать умение находить требуемые данные, проявляя при этом творческую активность. Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку. Думаю, что через повышение творческой активности учащихся можно достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным.

Проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий - это мощный стимул в обучении. Поэтому свои уроки я всегда провожу с использованием мультимедийной поддержки. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.

 

Информационно-коммуникационные технологии применяю на разных этапах обучения:

 

  • при объяснении нового материала;
  • при закреплении;
  • при повторении;
  • при контроле знаний, умений и навыков.

 

Поставив себе задачу включения в учебный процесс

информационно-коммуникационных технологий, следовало решить вопрос по накоплению учебных программ, которые можно применять на уроках искусства.

Используемые мною программы можно разделить на следующие группы:

- информативные - энциклопедии: «Энциклопедия классической музыки», «Большая энциклопедия живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи», «Русский музей», «Современное российское искусство».

Достоинством данных программ является большой объем предлагаемой информации с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. Можно совершать виртуальные экскурсии по залам музеев, по странам мира и познакомиться с их культурой;

- обучающе-развивающие: «Азбука искусств», «Мировая художественная культура», «История искусств». Данные пособия научат читать тайные символы искусства, расшифровывать замысел художника и способы его воплощения, чувствовать и видеть произведения искусства. Получив порцию эксклюзивной информации, можно отправиться в виртуальный экзаменационный кабинет. Графический редактор позволит на практике применить полученные знания.

Я работаю по программе Бориса Михайловича Неменского ("Изобразительное искусство и художественный труд"), данная программа полезна тем, что приобщает школьников к миру искусства, что не требует от детей специальных,

ремесленных - правильных навыков. Работа в рамках этой программы позволяет ребенку осознать себя как автора и будущего мастера. Кроме того, искусство, оставаясь высокой духовной категорией, в таком изложении становится доступной формой самовыражения личности. Все это способствует самоопределению школьника в мировой и национальной культуре. Для меня очень важно то, что программа Б.М. Неменкого не ставит задачи научить каждого ребенка рисовать академически правильно, а предоставляет широкий диапазон материалов и средств для выражения своих идей, отношений на плоскости листа или в объеме. Каждый ребенок имеет возможность проявить свою индивидуальность - работать вместе со всеми и быть при этом самим собой. Программа объединяет практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности в единую образовательную струк­туру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой дея­тельности,диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Существует последовательность доминирующих тем, которой подчиняется логика перехода от одного урока к другому. Сквозная идея программы – связь искусства и жизни. Каждый год является новой ступенькой в познании этих связей, каждая четверть последовательно развивает и конкретизирует тему года, а каждый урок – тему четверти.

В начале каждого раздела я провожу так называемый вводный урок. Моя задача вовлечь детей в атмосферу раздела. Дать им возможность прочувствовать, поразмышлять на данную тему. Вводные уроки, где заявляется и мотивируется тема блока, происходит эмоциональный настрой с помощью зрительного ряда, музыки, стихотворений, показа слайдов, видео- мультимедиа, выставка подлинников и фотографий. Далее идёт обсуждение возможных вариантов раскрытия этой темы, выполняются эскизы, наброски.

 

Следующий цикл уроков идёт по методу поэтапных открытий, т.е. чёткое вычленение тем каждого урока, что обеспечивает постепенность, медленность втягивания учеников в осознание темы, в раскрытие через переживание её основных граней.

 

Завершающий этап. Необходимо при завершении работы видеть итог труда. Один из возможных вариантов – коллективная работа. Выполняется общий фон, компонуются и наклеиваются вырезанные изображения, выполненные на предыдущих уроках. Можно устроить выставку коллективных работ разных классов, использовать их для украшения школьных праздников и т.д.

 

Часто на уроках возникают проблемы из-за того, что у детей что-то не получается. Не секрет, что каждый ученик сталкивается в школе с неуспехом, а ощущать себя неуспешным — очень тяжело. Вернее так: существует очень большой разрыв между теми, кто умеет рисовать, и теми, у кого ничего не выходит. Они-то и начинают срывать урок. Такие дети уверены, что научиться рисовать просто невозможно. Для них приходится «разбирать рисунок» на простые геометрические фигуры. После этого возникает обычно такая реакция ребят: «И я так смогу!» Я всегда говорю учащимся, что рисовать могут все, было бы желание. Они приходят в восторг от того, что все так просто, и хотят еще рисовать. Постепенно я перехожу к более сложным деталям, но дети этого не замечают. Страх у большинства пропадает. Создается ситуация успеха.

Как я создаю ситуацию успеха.

Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение становится фактором развития. Более того, ребенок занимаясь нелюбимым делом, по окончании его тут же пытается о нем забыть. Моя задача позаботиться о том, чтобы организуемая деятельность скрывала в себе ситуацию успеха – иначе результаты будут прямо противоположными, например: нелюбовь к искусству, ненависть к труду, презрение этикета, пренебрежение научными знаниями, враждебность по отношению к людям, злобу к чужому успеху. Существует так называемое счастье творчества как созидательного усилия, направленного на воображаемый результат-продукт деятельности. Успех такого рода усилий - основа для переживания глубокого и длительного удовлетворения. Оно более чем что-то другое приносит детям счастье. Ситуация успеха - это субъективное чувствование, ощущение рождается когда ученик преодолевает свой страх, свое неумение, свою застенчивость непонимание, робость, растерянность. Ситуация успеха – некий взлет для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своем личностном развитии.

Поэтому, на мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя ставить детям оценки за то, что они рисуют «неправильно». Главное — мыслить, создавать, творить. Наблюдая за успехами и неудачами ребят, я убедилась в том, что некоторые темы им более близки и понятны, другие же вызывают затруднения и оставляют равнодушными. Поэтому моя цель — прежде всего заинтересовать детей, а потом их научить.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР