Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 3833115
Моделирование художественно-творческого процесса на уроках музыки.
Содержание - ИЗО, МХК, музыка

Кочурова Ольга Александровна, учитель музыки, МБОУ "СОШ № 46" г. Братска, Иркутской области. 
Обобщая достижения теории и практики, я пришла к осмыслению существующей потребности обучающихся к активной, творческой деятельности. В ходе изучения проблемы художественно-творческого развития школьников была разработана модель, в которой были сформированы содержание, формы, методы, технологии развития личности на уроках музыки .. Согласно этой модели, был разработан цикл занятий по музыкальному образованию и воспитанию учащихся.


Дата публикации: 27.11.2018


МОДЕЛИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ МУЗЫКИ

«Музыка – это образ наполненный смыслом…» О. Шпенглер

«Музыка – это тайное метафизическое упражнение души…» А. Шопенгауэр

Трудно не согласиться с этими словами. Но что нужно сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души? Как сделать урок музыки – уроком познания себя и окружающего мира, уроком творчества? Ответить на этот вопрос мы сможем тогда, когда научим любить музыку, когда дети начнут ее чувствовать и понимать ее глубинный смысл. И мне как учителю музыки необходимо создать все условия, чтобы дети хотели постигнуть таинство музыки».

«Музыка моей души –

Это звук сердец

влюбленных,

Это гром богов небесных,

Это луч людей земных,

Это танец для двоих.

Давыдова Настя, ученица 6а класса.

Пройдя путь с 1 по 8 класс, учащиеся, за это время должны постичь духовный опыт человечества и раскрыть механизм превращений жизненных явлений в музыкальные образы. А главное научиться: слушать, чувствовать, понимать.

Секрет обучения ребенка состоит в развитии творческих способностей и свободному творческому мышлению, постижение абсолютной свободы творчества через непосредственное знание природы и своего внутреннего опыта.

Задача:

1) Раскрыть творческое – бессознательное и выразить в образах.

2) Раскрыть образную взаимосвязь природы и человека

3) Раскрыть взаимосвязь природы искусств и наук

4) Раскрыть взаимосвязь между чувствами, средствами выразительности и образами

5) Раскрыть временную сущность искусства

6) Развить способность к индивидуальной творческой деятельности.

Основополагающая цель:

Всестороннее развитие личности и творческого потенциала. Воспитание чувств.

Предлагаемая мною технология педагогической деятельности направлена на преображение человеческого духа – универсального средства для решения многих нравственных проблем.

Уже с рождения в каждом человеке заложен природный код, код гармонии. Почему так образно, символично и непосредственно дети младшего школьного возраста воспринимают действительность? Неудивительна детская способность символизировать и устанавливать ценности в мире, так как их чувства не подвержены законам общества.

На первом этапе нужно научить ребенка вспомнить уже заложенную в нем природу, ведь первоначально человек был близок к ней, но в связи с мутацией утратил способность воспринимать гармонию мира. Необходимо вернуть ребенка в первоначальное духовное состояние через комплексное восприятие действительности средствами музыки погрузить его в мир природы и искусства. А извлечь информацию из глубин подсознания можно в момент творческого погружения. Затем создать образ, «музыку души», в виде рассказа, картины, песни, стихотворения, театрального образа («Музыка моей души – это…»).

Желание детей выражать образы своих чувств с помощью музыки становятся предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир,

Важно удерживание этого состояния, при котором музыкальный образ находит отклик в душе.

«Сначала неизбежно идут Музыка, фантазия, сказка, а за ним и научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль» (К. Циолковский)

С самого раннего детства необходимо воспитать у детей цельное восприятие искусств (звук, цвет и слово), стимулируя все фантазией и воображением.

В вопросе познания духа наука и искусство идут параллельными путями. Школьная программа должна вернуться к своей истинной сущности - понимания природы вещей. В этом познании музыка занимает важное место. Поэтому необходимо новое видение мира, где единство всех наук и культур объединились бы в одну общую цель – познание гармонии миропорядка.

Музыка тяготеет к всевозможным комбинациям, в особенности тяготеет к литературе и живописи. (Музыка – литература – живопись – история – физика – биология – география - математика - химия - философия - языки…)

Мир многогранен и главное в нем найти свое «Я». Одним из ключевых моментов моей педагогической философии, является постижение гармонии музыки, природы и природы в музыке; генетического родства природы, человека и искусства. В основе всей моей педагогической концепции лежит идея золотого зерна (как именовали ее в древнем Китае), где человек рассматривается как составляющая частица Вселенной. В основе технологии лежит философия знаков-символов и знаковых систем - образов

Художественный образ – основное ядро произведения, в нем есть свое символическое значение, а из элементов складывается общая картина. Важнейшей чертой картины мира, как считают на востоке, сознание единства всех предметов и событий. В каждом музыкальном произведении органично сплетаются основные символы природы – земля, воздух, огонь, вода, человека, предметы – каждый из них символичен.

Важно правильно истолковать образы-символы музыкального искусства, что поможет правильно раскрыть основную идею произведения. И свою задачу, как преподавателя я вижу в развитии в учащихся понимания языка музыки, как способа познания мира.

Человек всегда стремился узнать, как возник мир, как он устроен и по каким законам живет. Уже сам пытливый вопрос о происхождении Вселенной показывает, что окружающий мир – это контраст природных явлений и состояний.

«Для чего человек рожден на Земле? Чтобы делать мир красивым и созидать во имя красоты»

Воплощая в своих образах идеал красоты, музыка пробуждает в учащихся способность находить внутреннюю меру предметов. Учить чувствовать и понимать красоту, значит творить сообразно ее законам. Я выявляю три основных закона: закон истины, добра и красоты, в котором заключена вся концепция искусства...

1) Знание – это образ наполненный смыслом.

2) Добро – это чувства и эмоции.

3) Красота – гармония – средства выражения. Это форма освоения мира.

Творческий процесс на уроке я разделяю на четыре этапа, где я приобщаю детей к образному многообразию.

Первый этап – раскрытие образа средствами чувств.

Второй этап – раскрытие образа средствами выразительности.

Третий этап – раскрытие образа анализ и сопоставление, размышление, умение найти скрытую идею музыкального произведения.

Четвертый этап – создание музыкального образа самостоятельно (сочинить, изобразить, выразить).

Я слушаю музыку – я музыкант – я художник – я писатель – я режиссер

Главная задача на первом этапе раскрыть музыкальный образ через художественное и поэтическое творчество.

Развитие изобразительной и поэтической деятельности через музыку дает возможность увидеть мир в новом ракурсе. Таким образом, полноценно понять художественный образ музыки можно только в условиях взаимодействия синтеза искусств, что поможет создать оптимальное условие для раскрытия многосторонних способностей и будет способствовать формированию сотворческой деятельности.

В работе я часто использую термины: ритм живописи, мелодичность стиха, колорит в музыке, ритмический рисунок, гармонический окрас, музыкальная картина симфоническая картина, пейзажность в музыке, изобразительность стиха.

В связи с выше указанным, для себя я выделила наиболее актуальными следующие методы работы, где главным является раскрытие образной сферы музыки:

1) Метод мелодико-графического моделирования

2) Метод цвет-образ

3) Метод моделирования художественного образа

4) Метод символического видения

5) Метод смыслового видения

6) Метод звук-слово

7) Метод погружения

8) Метод контрастного сопоставления

9) Метод представления

10) Метод музыкально-образной драматургии

11) Метод проектной деятельности

Каждое произведение несет свой образно-выразительный смысл, свою трактовку, воплощение образов, изобретение, открытие – одним словом своя конструкция. Поэтому раскрывать образную сферу музыки каждый раз будем по-разному. В основе технологии лежит теория символов и знаковых систем.

Человек имеет знаковый характер сознания, реальная действительность представляется нам через знаки-символы. Каждый образ искусства символичен, в каждом заложен определенный смысл. Моя задача как педагога при помощи верного истолкования раскрыть их значение. В каждом произведении органично вплетаются образы – природы (вода, огонь, воздух, земля, человек и предметы.) Все они взаимосвязаны друг с другом. Как только в голове учащегося складывается знаковая система образов, сами знаки для него приобретают выразительное значение, отдельных личностей, мир композитора и свой внутренний мир. Свою главную задачу, как преподавателя я вижу в развитии понимания языка музыки, как способа познания гармонии мира.

В своей технологии я также использую теорию художественных открытий.

«Надо быть изобретателем, создать свою модель мира и образов, где композитор раскрывался как мастер и творец. Музыка - свободная игра фантазий, построение образа под воздействием чувств» (Стравинский)

«Соединить несоединимые образы в искусстве и найти их общую идею» (Ф. Шопен)

«Уметь найти и понять тему первого и второго рода» (Ф. Лист)

«Раскрыть мир природы окружающего мира и человека в нем» (Восточные философы)

«Важно через музыкальные образы раскрыть событие эпохи, времени, страны, раскрыть судьбу и характер самого композитора» (М.Глинка)

Что значит правильно смоделировать образ – это, прежде всего, проживать его изнутри, что побуждает самостоятельно размышлять, активно включать воображение. Главная задача учителя – поставить ученика в воображаемую среду.

Мною разработана система творческих заданий, вопросов, которые помогают раскрыть образную сущность искусства.

Можно ли по музыке определить время, судьбу композитора, его характер (Игра диалог времен).

Если бы я был режиссером, какой бы я снял фильм, клип по этой музыке?

Определить символы эпохи и построить модель этого времени. Смоделируйте образ на бумаге. Оживите картину средствами музыки...

Таким образом, ученики становятся на мгновение художниками, режиссерами, поэтами, главными героями сказок, философами, историками и т.п. Ученики моделируют образ: сравнивают и сопоставляют, подбирают к нему музыкальные инструменты,преобразуют-жанровые особенности и способ исполнения-раскрывают основную идею-основные символы, чувства-мысли и наконец изображают движение музыки. Таким образом, у детей ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче образного восприятия, им свойственна творческая активность. Ученик развивает в себе эмоционально образные качества изобретательности, воображение, образность, умение вести диалог.

«Музыка – это картина, в которой живет мир».

«Давайте нарисуем образ музыки, ее движение восходящие и нисходящие линии. Что у нас получилось, какие образы мы видим».

Учащиеся рисуют мелодико-графическую схему музыки. Они видят, что движение мелодии перерастают в образы музыки. Выявляют основной образ и его символы. Разграничивают художественные образы. Цветок и мотылек художественные образы. А земля - «песок», огонь - «солнце», ветер - «воздух» – элементы природы. Цветок – это музыка (искусство). Мотылек-свобода творчества и власть воображения.

Этот методологический подход позволяет развить в детях мелодический, интонационный, ритмический слух, развить умение мыслить образами.

«Музыка и элементы природы» Метод-цвет-образ.

Задача научиться видеть в музыке основные природные стихии и выражать свое ощущение в элементах мира. Выясняем, какие элементы неживой природы являются частью биосферы и как проявляют себя элементы природы в искусстве. Выясняем, что каждой стихии соответствуют свои образы, своя музыка, свои интонации, свой цвет. На примере Китайских и Японских художников можно обнаружить четыре основных цвета соответствующие разным элементам природы Красный – огонь (символ духовности). Синий-вода (быстротечная жизнь). Черный или зеленый-земля, Белый-воздух. Ученики замечают, что к каждому цвету соответствует свой музыкальный образ, своя музыка. Слушая музыку, ученики отмечают, как постепенно и неодновременно начинают звучать элементы природы. Дети слышат волнообразные переливы воды, звучание восходящего солнца, просыпающуюся землю и воздух, который вдыхает жизнь. Кто же звучал первым. Это вода (символ зарождающей жизни). Ученики слышат, что у каждого образа природы – свой инструмент, голос Воды - гитара, солнце Огонь - саксофон, голос Земли – скрипки и ударные, Воздух-арфа, маракас.

Таким образом, в предмет музыка входит проблема эстетической организации природной среды, социальной формы поведения людей, красоты человеческих отношений.

«Музыка – это еще и отражение времени». Только через музыку мы можем ощутить время данной эпохи.

После погружения в музыку.

«Назовите основные образы средневековья и определите их основную роль в эпохе…» Рыцарь – церковь – трубадур.

Какай музыкой они будут изображены?» Учащиеся раскрывают жанровые особенности способ исполнения и особенность звучащей музыки. Определяют основную идею времени. Строят модель времени (церковь-природа–человек). Рисуем модель времени. Поэтизируем основные символы времени. Отвечают на зрительные тесты (например: «Какая картина или какой образ прозвучал?»)

Творческие задания на моих уроках не только развивают образно, но и заставляют размышлять, анализировать, включая разные виды творческого познания. Все это воспитывает гармонично развитую личность, развивает умение взаимодействовать на уровне созидательности в творчестве, взаимодействовать с разными видами искусств и наук. Одним словом музыка расширяет широкий спектр познания.

Основными критериями оценки результатов обучения продуктивно–творческой деятельности выступает приоритетность качественных изменений, происходящих в учащихся:

- уровень внутренней открытости для постижения музыки;

- уровень сопричастности к содержанию музыки и стоящими за ними жизненными явлениями;

- уровень ориентированности в закономерностях музыкального искусства, музыкально – драматических процессах, выразительных средств музыкального произведения.

Проводимая мною работа по раскрытию природосообразности музыкального искусства дает очень высокий показатель качества знаний и уровень обученности школьников.

«Птицы ввысь метнулись

И пропала грусть,

До свиданья, музыка!

Я к тебе вернусь!»

               Сапогова Ира, ученица 8а класса.