Внедрение регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности |
Содержание - ИЗО, МХК, музыка |
08.04.2020 06:41 |
Куликова Юлия Владимировна, учитель музыки МОУ СОШ №30, город Вологда.
Внедрение регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности Какие факторы влияют на эмоциональную и нравственную сферу личности наших учеников? Освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему, обращение к фольклору влияют на эмоциональную и нравственную сферы личности. Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории России – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности. Если 20 лет назад патриотическое воспитания было в приоритете, то с вызовом нашего времени это направление перестало иметь место. Еще В. Сухомлинский писал: «Культура воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки». Региональный компонент в системе школьного музыкального образования позволяет приобщить подрастающее поколение к истокам своей малой Родины, открыть её историю, выявить связь с современностью. Географически Вологодская область – это север России. Исторически сложилось так, что и ранее, и сегодня Вологодчина находится на первом месте среди других регионов России по доле русского населения – более 97% (по официальным данным Всероссийской переписи населения 2010 года). Таким образом, Вологодская область – регион с сохраненной русской идентичностью, глубокими культурными и православными традициями. На своих занятиях, уроках музыки я включаю произведения народного песенного фольклора северных народов. Знакомлю детей с праздниками разных народов. Совместно с учителями - предметниками проводим интегрированные занятия, где также знакомим учащихся с обычаями разных народов. Реализация регионального компонента музыкального воспитания позволяет решить задачи: 1. Обогащение слухового опыта детей при знакомстве с творчеством музыкальных коллективов. 2. Обучение детей анализу средств музыкальной выразительности. 3. Приобщение к русской народно-традиционной (региональной) музыкальной культуре. 4. Накопление представлений о жизни и творчестве композиторов 5. Развитие коммуникативных способностей (УУД, ФГОС). 6. Знакомство детей с музыкальной культурой города Вологда, Вологодского края в привлекательной и доступной форме. Используя такие традиционные формы работы как: разработка факультативных курсов по их творчеству, организуют кружки, проводят вечера, приуроченные к знаменательным датам, и литературные гостиные совмещенные с уроками музыки, Музыкальные гостиные, традиционно на базе нашей школы проходит Квест «Вологодские штучки», игра с поиском заветных ответов про деятелей и город Вологда. Так же уже традиционным в нашей школе является городской фестиваль песни и литературы «Рубцовская осень». Хочу остановиться на творчестве Николая Рубцова, имя очень значимое для развития культуры Вологодского края. Известно что, не имея специального образования, Николай Рубцов был очень музыкален. Начиная с первого класса, я на своих уроках знакомлю учеников с творчеством Николая Рубцова. Например, тема урока в 1 классе «Всюду музыка живет», которому отведено 2 часа по тематическому планированию, один урок я посвящаю знакомству с личностью Николая Рубцова, обобщаю тему «интонация» разучиваем в качестве закрепления вокальных навыков фрагмент романса «В горнице моей светло». Программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно - исследовательскую деятельность. Работая учителем, приходится думать о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. Тематика может быть очень разнообразной: творчество композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики, рейтинг любимых музыкальных видеоклипов и другие. Очень важна роль регионального компонента в проектной деятельности, это поможет учащимся не только расширить свои знания о малой родине, но и развить навык подготовки к проектной деятельности. К примеру, ученица 6 «В» класса Анастасия Буторова в этом году работает над проектом по музыке на тему «Стихотворения Н.Рубцова в музыке», в качестве готового продукта этого проекта будет летбук, в котором первый разворот будет посвящен биографии поэта, основная часть будет составлять список лирических песен и романсов на стихи Рубцова и инструменты, которыми владел поэт. В качестве рефлексии будет проведена викторина в 4 классе, в которой используя памятки, будут прослушаны романсы на стихи поэта и обязательно будут выставлены оценки.
Подводя итог своего выступления хочу сказать, что везде мы насыщаемся духом творчества, но самая сильная точка –это наша Родина, место, в котором остается наша душа, детство, родители, воспоминания… И очень важно знать культуру нашего края, гордится историей края, беречь и учиться. Это и является ответом на вопрос, заданный в начале моего выступления. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».