Гумерова Ландыш Абдулгазовна, учитель музыки, МБОУ «АСОШ №3», пгт Аксубаево, Аксубаевского района республики Татарстан. Урок предназначен для учащихся 4 класса общеобразовательной школы. Знакомство с театральным жанром . С его структурными особенностями.
Тема: Мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально – театральных представлений.
Цель: Расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, связанных с «путешествиями» в музыкальный театр.
Задачи:
Обучающие: Расширить представление учащихся о музыкальных жанрах
Развивающие: Развивать умение давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке; формировать умение сравнивать различные музыкальные жанры.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к театральным жанрам.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: традиционный.
Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Используемое оборудование: Ноутбук, мультимидийный проектор.
Музыкальный материал к уроку: Ф. Лоу «Моя прекрасная леди», песня Элизы «Я танцевать хочу».
Этапы урока.
|
Деятельность учителя.
|
Деятельность учащихся.
|
УУД
|
1.Организационно- –мотивационный момент.
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
Учитель: Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите на партнера по лицу и партнера по плечу. Дайте пять партнеру по плечу, и слегка ударьтесь кулачками. Молодцы! Ребята, присаживайтесь.
|
Сигнал тишины High Five (ХАЙ ФАЙВ).
Приветствие ДАБЛ ФАМС, ПАМП АП
Учащиеся входят в класс.
Приветствуют друг друга.
|
|
2. Актуализация опорных знаний и мотивации. Самоопределение в учебной деятельности.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
|
-Учитель: Ребята, сегодня мы познакомимся с интересными , новыми для вас, музыкальными жанрами . Но для этого нам необходимо попасть в удивительный мир! Закройте глаза, вслушайтесь…
(Звуки настраивающегося оркестра, аплодисментов, театрального звонка.)
-Звонок последний прозвучал,
И замер в ожиданье зал.
Вот робкие аккорды прозвучали,
Бесшумно, плавно занавес подняли.
-Куда же мы отправляемся? (В театр)
-А что бы попасть в театр, в первую очередь, что необходимо сделать? (Купить билет).
-Чтобы получить билет,
Нужен на вопрос ответ!
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Приём «Согласен – Не согласен»
-Итак, для того чтобы получить билет, необходимо ответить на вопросы. Если вы согласны отвечайте – да, если нет – дайте правильный ответ·
Опера - это танцевальный жанр?
Автором оперы «Иван Сусанин» является С.Рахманинов?
Мазурка, полонез – это танцы из оперы«Иван Сусанин»?
Марфа – героиня оперы «Хованщина» М.Мусоргского?
Второе название оперы «Иван Сусанин»– «Жизнь за царя»
- Вы прекрасно справились с заданием, и получаете билет в «Театр музыкальной комедии», так звучит и тема нашего урока. (слайд 3)
I Введение в урок. Но прежде чем отправляемся в музыкальный театр. Давайте вспомним правила поведения в театре.
|
Учащиеся дают ответ на поставленные вопросы.
Обучающая структура
Тек оф-тач даун
Ученики последовательно выполняют действия.
Ученики последовательно выполняют действия.
Финк- райт – раунд робин( подумай-запиши- обсуди в команде.)
|
Личностные
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2 Уважительное и доброжелательное отношение к культуре народов России;
3 Сформированность ответственного отношения к учению;
4 Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Регулятивные
1Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
2 Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
|
3. Постановка учебной задачи (проблемы).
Обсуждение проговаривание темы и цели рока.
|
Учитель:- Познакомимся с Московским государственным академическим театром оперетты.(просмотр слайдов).
Вроде всё осмотрели… А сейчас пора пройти к своим местам и насладиться музыкальным спектаклем. Сегодня мы познакомимся с опереттой и мюзиклом.
Учитель:- Согласны ли вы с данными утверждениями?
|
Работа в рабочих тетрадях.
Работа индивидуально в таблице.
Обучающая структура, мыслительный приемЭй Ар Гайд (До).
|
Познавательные
1.Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
2 Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
|
4. «Открытие» детьми нового знания.
Формирование умения давать полные ответы на поставленные вопросы.
|
- А что такое оперетта?
Оперетта (итал. operetta, франц. opérette, буквально — маленькая опера), один из видов музыкального театра (разновидность оперы с разговорным диалогом), сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет с элементами эстрадного искусства. «Оперетта» - итальянское слово и означает буквально маленькая опера. (слайд 10)
-Родилась оперетта во Франции. Наверное, потому у неё такой веселый характер. Свое развитие она получила в XIX веке в самом музыкальном городе мира – Вене.Сейчас мы послушаем Вальс из оперетты «Летучая мышь». Но прежде я хочу в кратце рассказать вам о чём эта оперетта: о великом чувстве человечества – любви, о неверности мужчин и мудрости их жён, об умении прощать измены и продолжать любить снова.
|
Работа в рабочих тетрадях.
|
Предметные
1 Владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
2 Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
|
Слушание музыки: Ф. Лоу «Моя прекрасная леди».
|
Вальс из оперы «Летучая мышь» Обратите внимание, что в блистательно-яркой, жизнерадостной, восторженной музыке можно отчетливо выделить несколько запоминающихся мелодий. При этом главная тема вальса повторяется несколько раз. С какими жизненными обстоятельствами звучания этого танца связана такая его композиция? (Вальс звучит на балу, где много разных людей; повторяющаяся мелодия словно объединяет их в едином действии — танце.)
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
- Это «серьезная» или «легкая» музыка?
- Подберите, по очереди, одно слово, которое отражает ваше впечатление о вальсе.
-Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
|
Ответы детей.
|
|
Физкультминутка
|
К нам пришел ученик из другого класса, предложил отдохнуть.
|
Повторение движений со слайда детьми.
|
|
Продолжение работы по теме урока.
|
Оперетта кружила Европу в танцевальных ритмах и не заметила, как перелетела через океан, в Америку. Там она стала называться МЮЗИКЛОМ, что в переводе с английского означает «музыкальный».В отличие от оперетты мюзикл может быть не только комедией, но и драмой и даже трагедией с гибелью героев в финале.Сегодня я предлагаю начать ваше знакомство с Мюзиклом, содержание которого похоже на историю Золушки: простая лондонская цветочница превращается в прекрасную леди. - А что обозначает слово «леди»? Рассмотрите портрет композитора – создателя мюзикла и запомните его имя.
|
Работа детей в рабочей тетради.
Ответы детей:
1. Жена лорда;
2. Вежливое обращение к замужней женщине;
3. Воспитанная женщина благородного происхождения.)
|
|
Слушание музыки: песня Элизы «Я танцевать хочу».
|
Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали эту музыку? Выберите слова, отражающие ее характер, настроение?
|
Ответы детей.
|
Коммуникативные
1Играть определенную роль в совместной деятельности соблюдать нормы публичной речи;
2Владение устной речью ;
3Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
|
Первичное закрепление.
|
А сейчас, вернемся к нашим утверждениям. Изменились ваши мысли?
|
Эй Ар Гайд (После) Обсудим свои мысли.
Работа индивидуально в таблице.
Ответы детей.
|
Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
|
Итог урока. Рефлексия деятельности.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что на уроке было самым интересным?
- Что вызвало затруднение?
За работу в классе поставила отлично, кто работал на уроке.
- Нарисуй смайлик.
- Д/З Придумай и нарисуй афишу к оперетте или мюзиклу.
|
Ответы детей.
Работа детей с билетиком.
|
|
|