2. Актуализация опорных знаний и мотивации. Самоопределение в учебной деятельности.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
|
Учитель: Скажите, пожалуйста, о чем мы с вами разговаривали на прошлом уроке? Мы говорили о том, как музыка вдохновила на создание музыкальных картин. О каком композиторе мы говорили?
Учитель: Какое произведение мы разбирали? Учитель: Правильно.
Учитель: Приём «Согласен – Не согласен» Если вы согласны отвечайте – да, если нет – дайте правильный ответ.
1 Произведение было написано от выставки, которую посетил композитор.
2 В произведении 8 частей.
3.Это произведение написано в жанре – сюиты.
4.Это произведение исполняют в театре.
|
Учащиеся дают ответ на поставленные вопросы.
Обучающая структура Тек оф-тач даун
Ученики последовательно выполняют действия.
|
Личностные Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Уважительное и доброжелательное отношение к культуре. Сформированность ответственного отношения к учению; Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Регулятивные Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
|
3. Постановка учебной задачи (проблемы).
Обсуждение проговаривание темы и цели урока.
|
Учитель: Молодцы! Абсолютно правильно.
Учитель: Что вы знаете о театре? на ваших столах лежат листы бумаги, я говорю слово «театр», а вы пишите, рисуете все с чем ассоциируется это слово, например, театр- сцена… и так работаем (ответы детей).даю время.
|
Обучающая структура, мыслительный прием токин мэт
Учащиеся записывают в тетрадь тему урока)
Учащиеся делают радоту на листе совместно, команды переходят от стола,к столу чтобы проанализировать работы других команд, презентуют свои работы.
|
Познавательные
Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
|
4. «Открытие» детьми нового знания.
Формирование умения давать полные ответы на поставленные вопросы.
|
Спасибо, мне очень приятно, что вы знаете так много, но сегодня мы поговорим об истории рождения музыкального театра – оперы.
Театр зародился очень, давно, его истоки ведут нас в далёкое прошлое, Древнюю Греция
В Древней Греции был любим и почитаем бог Дионис- бог виноделия, веселья, покровитель театра. Его называли разными именами Вакх,Бахус
свиту называли вакханалией, что означает с древнегреческого языка «веселящиеся и поющие».
Домом Диониса являлся театр,
где ставили театрализованные представления на знаменитые литературные произведения «драма», так назывались первые спектакли. Отсюда и произошло название театра - драматический.
В Древней Греции в театрах актерами были мужчины. Главным атрибутом костюма являлась маска, которая выражала характер героя.
Шло время и искусство изменялось вместе с людьми.
Как же переводится с итальянского языка «опера»?
это слово означает «труд», «творение», «сочинение», «музыкальная повесть», «труд композитора» - это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют.
Основа оперы – солист, оркестр, хор, ансамбль
Музыкальный театр – содержит синтетические виды искусства.
В этом театре присутствуют музыка, живопись, танец, драматургия, песня.
Какие виды искусств относятся к опере?
Музыка, драматургия, живопись (костюмы, декорация)
Либретто – это краткое изложение сюжета оперы, балета, мюзикла.
Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история. Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.
Композитор - человек, сочиняющий музыку на текст оперного либретто, певцы её исполняют.
Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. В оперном словаре есть ещё слова ариетта - маленькая ария, которая будет характеризовать героиню. Ариозо - в духе, в характере, в манере оперной арии. Именно в итальянской опере возникло бельканто - искусство прекрасного пения.
Ансамбль (франц. ensemble- вместе)- группа исполнителей, выступающих вместе. В опере поют все вместе и каждый о своём. Звучит очень красиво.
Речитатив - полуречь, полупение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев.
Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт.
Дирижёр и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчёркивает индивидуальность солистов - певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен.
Балет - в каждом оперном спектакле есть балетные номера, которые украшают действие танцами.
Художник создаёт для оперы декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность героев, подчёркивая историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу.
Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссёр ставит спектакль, гриммер гримирует артистов, костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля.
Антракт - перерыв между действия спектакля. За это время происходит смена декораций на сцене, артисты отдыхают, зрители обмениваются впечатлениями.Учитель: В основе оперы - былина о Садко, новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. В былине о Садко показ реальных героев сочетается со сказочными образами, фантастика - с настоящими бытовыми сценами
Идея оперы - прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Опера "Садко" написана русским композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым (1844-1908). Работая над оперным либретто, Римский-Корсаков обращался к различным вариантам былины о Садко. В этих вариантах показаны предшествующие события: спор гусляра с новгородскими купцами, чудесное появление в Ильмень - озере золотых рыбок, подаренных Морским царём Садко за его песни. Материалом для образа морской царевны - Волховы композитору послужила народная сказка "Василиса Премудрая и Морской царь". Ряд других сюжетных особенностей был заимствован в песенных и эпических произведениях народной поэзии. В итоге либретто оперы "Садко" имеет народный характер. Садко - гусляр характеризуется народными песнями разных жанров, фантастические образы - особыми средствами выразительности: вокализами, своеобразной ладовой гармонией, меняющимися ладами.
Учитель: Ребята, а кто может сказать: что такое былина как литературный жанр? (Выслушивание ответов учащихся)
Учитель: Молодцы! В своей опере многие слова, а также описание декораций и сценических подробностей композитор заимствовал целиком из народного эпоса, былин, песен, заговоров, причитаний. В либретто сохранен былинный стих с его характерными особенностями.
Чтение отрывка из былины
В славном в Нове –граде
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты ;
По пирам ходил- играл Садко.
Учитель: Опера открывается увертюрой - оркестровым вступлением, своего рода былинным зачином. Вступление рисует образ моря, который проходи через все произведение. Называется оно «Океан – море синее».
|
Работа в рабочих тетрадях.
Работа учащиеся в рабочих тетрадях, слова ,которые относятся к оперному искусству, проговаривают, дают объяснение.
Ответы учащиеся.
|
Предметные Владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы; Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
|
Продолжение работы по теме урока
|
Учитель: Вступление " Океан-море синее" рисует картину моря, которая будет происходить через всю оперу и является своеобразным былинным зачином, характерным для жанра былины. Основным приемом развития вступления является повтор(моря), определяющий вариационность построения, где главную тему повтора исполняют низкие струнные инструменты, а в завершении вступления звучат деревянно-духовые инструменты английского рожка и двух кларнетов, придавая оттенка сказочности, намекая на чудеса.
Чтение отрывка из былины
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Тут-то Садко перепался,
Пошел прочь от озера во свой во Новгород.
Учитель: А что же это за инструмент такой: гусельки яровчаты? Учитель: Правильно! Гусли – русский народный музыкальный инструмент. А яровчаты – потому что сделаны из явора, белого клена.
Далее события разворачиваются следующим образом. Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру.
- Что чувствует в душе Садко? (он обижен и раздосадован).
- Итак, Садко – на берегу Ильмень-озера. Какую песню будет петь Садко, после того, как купцы прогнали его с пира и, оказавшись на берегу Ильмень - озера?
|
Выслушивание ответов учащихся
|
|
Слушанье: Песня Садко «Ой ты, темная дубрава».
Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. «Колыбельной Волховы».
|
Учитель: А теперь мы перейдем к музыкальной характеристике фрагмента.
- Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко?
- Какой голос (академическое пение) у главного героя?
- Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек, и возникает образ Морской царевны - фантастического существа.
В последующей сцене Садко и Морской царевны много ансамблевых и сольных номеров. "Кто же ты, девица?" - спрашивает Садко. Морская царевна ему отвечает: " Долетела песня твоя до глубокого дна Ильмень - озера. Сёстры мои позаслушались, пуще их всех позаслушалась я - позаслушалась, пригорюнилась. Вот и вышла - повышла я с сёстрами на зелен луг да на крут бережок. О, разгони же тоску ты кручинушку, песню весёлую спой. Наигрыш ты заиграй переборчатый- сёстры круги заведут". Песня Садко пробудила в Морской царевне человеческое участие. По её просьбе Садко поёт песню "Заиграйте, мои гусельки"
Гусляр и Морская царевна полюбили друг друга. При прощании Волхова обещает Садко подарить золотых рыбок в награду за его песни. Она предсказывает ему радость и богатство.
Учитель: Чтобы представить морскую царевну прослушаем ее песню.
Учитель: Дайте характеристику живописному образу Морской царевны Какой предстаёт перед нами Волхова - образ фантастический или человечный?
|
Ответы учащихся:
- Мелодия распевная, выразительная, написана в характере лирической народной песни.
-Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях, голос - высокий мужской, тенор
- В симфоническом оркестре - звучание арфы.
Ответы учащихся.
|
|