Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7960031
Методическая разработка учителя-предметника. Тема: Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Опера «Садко» Н.А.Римского-Корсакова
Содержание - ИЗО, МХК, музыка
23.08.2024 04:10

Гумерова Ландыш Абдулгазовна, учитель музыки МБОУ «Аксубаевской средней общеобразовательной школы №3». 
Знакомство учащихся 5 классов с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы.


Методическая разработка учителя-предметника

Тема: Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Опера «Садко» Н.А.Римского-Корсакова.

Цель урока:

- познакомить учащихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы.

Задачи урока:

- сформировать у учащихся представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине);

- развивать внимание, память, художественное мышление, эстетический вкус, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки учащихся;

- воспитывать музыкальную культуру, правила поведения при слушании музыки, артистическое чувство исполнения вокального материала, способствовать становлению положительных эмоций.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: традиционный.

Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Используемое оборудование: Колонки, ноутбук.

Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее. Вступление к опере «Садко»; Песня Садко «Ой ты, темная дубрава»; сцена «Появление лебедей и их сказочное превращение»; Это новый год

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность     учащихся.

УУД

1.Организационно- –мотивационный момент.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Распевание - приветствие : «Музыка, здравствуй».Учитель: - Ребята, присаживайтесь.

 

Учащиеся входят в класс.

Приветствуют друг друга.

 

 

2. Актуализация опорных знаний и мотивации. Самоопределение в учебной деятельности.

 

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Учитель: Скажите, пожалуйста, о чем мы с вами разговаривали на прошлом уроке? Мы говорили о том, как музыка вдохновила на создание музыкальных картин. О каком композиторе мы говорили?

Учитель: Какое произведение мы разбирали? Учитель: Правильно.

Учитель: Приём «Согласен – Не согласен» Если вы согласны отвечайте – да, если нет – дайте правильный ответ.

1 Произведение было написано от выставки, которую посетил композитор.

2 В произведении 8   частей.

3.Это произведение написано в жанре – сюиты.

4.Это произведение исполняют в театре.

 

Учащиеся дают ответ на поставленные вопросы.

 

 

Обучающая структура Тек оф-тач даун

 

 

 

Ученики последовательно выполняют действия.

Личностные Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Уважительное и доброжелательное отношение к культуре. Сформированность ответственного отношения к учению; Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Регулятивные Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

 

3. Постановка учебной задачи (проблемы).

 

Обсуждение проговаривание темы и цели урока.

Учитель: Молодцы! Абсолютно правильно.

Учитель: Что вы знаете о театре?  на ваших столах лежат листы бумаги, я говорю слово «театр», а вы пишите, рисуете все с чем ассоциируется это слово, например, театр- сцена… и так работаем (ответы детей).даю время.

 

 

Обучающая структура, мыслительный прием токин мэт

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока)

Учащиеся делают радоту на листе совместно, команды переходят от стола,к столу чтобы проанализировать работы других команд, презентуют свои работы.

 

Познавательные

Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.

4. «Открытие» детьми нового знания.

 

Формирование умения давать полные ответы на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спасибо, мне очень приятно, что вы знаете так много, но сегодня мы поговорим об истории рождения  музыкального театра – оперы.

Театр зародился очень,  давно, его истоки ведут нас в далёкое прошлое, Древнюю Греция                                               

В Древней Греции был любим и почитаем  бог Дионис- бог виноделия, веселья, покровитель театра. Его называли разными именами Вакх,Бахус

свиту называли вакханалией, что означает с древнегреческого языка «веселящиеся и поющие».

Домом Диониса являлся театр,               

 где ставили театрализованные представления на знаменитые литературные произведения «драма», так назывались первые спектакли. Отсюда и произошло название театра - драматический.

 В  Древней Греции в театрах актерами были мужчины. Главным атрибутом костюма являлась маска, которая выражала характер героя.

Шло время и искусство изменялось вместе с людьми.

Как же переводится с итальянского языка «опера»?

это слово означает «труд», «творение», «сочинение», «музыкальная повесть», «труд композитора»  -  это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором  действующие лица поют. 

Основа оперы – солист, оркестр, хор, ансамбль

                                                               

Музыкальный театр – содержит синтетические виды искусства.

 В этом театре присутствуют музыка, живопись, танец, драматургия, песня.

Какие виды искусств относятся к опере?

Музыка, драматургия, живопись (костюмы, декорация)

Либретто – это краткое изложение сюжета оперы, балета, мюзикла.

Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история. Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.

Композитор - человек, сочиняющий музыку на текст оперного либретто, певцы её исполняют.

Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. В оперном словаре есть ещё слова ариетта - маленькая ария, которая будет характеризовать героиню. Ариозо - в духе, в характере, в манере оперной арии. Именно в итальянской опере возникло бельканто - искусство прекрасного пения.

Ансамбль (франц. ensemble- вместе)- группа исполнителей, выступающих вместе. В опере поют все вместе и каждый о своём. Звучит очень красиво.

Речитатив - полуречь, полупение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев.

Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт.

Дирижёр и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчёркивает индивидуальность солистов - певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен.

Балет - в каждом оперном спектакле есть балетные номера, которые украшают действие танцами.

Художник создаёт для оперы декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность героев, подчёркивая историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу.

Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссёр ставит спектакль, гриммер гримирует артистов, костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля.

Антракт - перерыв между действия спектакля. За это время происходит смена декораций на сцене, артисты отдыхают, зрители обмениваются впечатлениями.Учитель: В основе оперы - былина о Садко, новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. В былине о Садко показ реальных героев сочетается со сказочными образами, фантастика - с настоящими бытовыми сценами

Идея оперы - прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Опера "Садко" написана русским композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым (1844-1908). Работая над оперным либретто, Римский-Корсаков обращался к различным вариантам былины о Садко. В этих вариантах показаны предшествующие события: спор гусляра с новгородскими купцами, чудесное появление в Ильмень - озере золотых рыбок, подаренных Морским царём Садко за его песни. Материалом для образа морской царевны - Волховы композитору послужила народная сказка "Василиса Премудрая и Морской царь". Ряд других сюжетных особенностей был заимствован в песенных и эпических произведениях народной поэзии. В итоге либретто оперы "Садко" имеет народный характер. Садко - гусляр характеризуется народными песнями разных жанров, фантастические образы - особыми средствами выразительности: вокализами, своеобразной ладовой гармонией, меняющимися ладами.

Учитель: Ребята, а кто может сказать: что такое былина как литературный жанр? (Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Молодцы! В своей опере многие слова, а также описание декораций и сценических подробностей композитор заимствовал целиком из народного эпоса, былин, песен, заговоров, причитаний. В либретто сохранен былинный стих с его характерными особенностями.

Чтение отрывка из былины

В славном в Нове –граде

Как был Садко-купец, богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было:

Одни были гусельки яровчаты ;

По пирам ходил- играл Садко.

Учитель: Опера открывается увертюрой - оркестровым вступлением, своего рода былинным зачином. Вступление рисует образ моря, который проходи через все произведение. Называется оно «Океан – море синее».

 

 

 

Работа в рабочих тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа учащиеся в рабочих тетрадях, слова ,которые относятся к оперному искусству, проговаривают, дают объяснение.

Ответы учащиеся.

Предметные Владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы; Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее». Вступление к опере «Садко».

 

Учитель:

- Какую картину рисует музыка?

 

 

 

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор нарисовал музыкальную картину моря?

 

 

- Какие особенности развития музыки вы можете здесь назвать?

 

Ответы учащиеся -Музыка рисует грозную стихию бескрайнего моря).

-Звучание низких струнных инструментов, повторении мелодии, появлении деревянно-духовых инструментов)

 

 

Коммуникативные

Играть определенную роль в совместной деятельности соблюдать нормы публичной речи; Владение устной речью ; Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Физкультминутка

Делай как я

Повторение движений за учителем.

 

Продолжение работы по теме урока

Учитель: Вступление " Океан-море синее" рисует картину моря, которая будет происходить через всю оперу и является своеобразным былинным зачином, характерным для жанра былины. Основным приемом развития вступления является повтор(моря), определяющий вариационность построения, где главную тему повтора исполняют низкие струнные инструменты, а в завершении вступления звучат деревянно-духовые инструменты английского рожка и двух кларнетов, придавая оттенка сказочности, намекая на чудеса.

         Чтение отрывка из былины

Как пошел Садко к Ильмень-озеру,

Садился на бел-горюч камень

И начал играть в гусельки яровчаты.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,

Тут-то Садко перепался,

Пошел   прочь от озера во свой во Новгород.

Учитель: А что же это за инструмент такой: гусельки яровчаты? Учитель: Правильно! Гусли – русский народный музыкальный инструмент. А яровчаты – потому что сделаны из явора, белого клена.

Далее события разворачиваются следующим образом. Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру.

- Что чувствует в душе Садко? (он обижен и раздосадован).

- Итак, Садко – на берегу Ильмень-озера. Какую песню будет петь Садко, после того, как купцы прогнали его с пира и, оказавшись на берегу Ильмень - озера?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушивание ответов учащихся

 

Слушанье: Песня Садко «Ой ты, темная дубрава».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. «Колыбельной Волховы».

 

 

 

Учитель: А теперь мы перейдем к музыкальной характеристике фрагмента.

- Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко?

- Какой голос (академическое пение) у главного героя?

- Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек, и возникает образ Морской царевны - фантастического существа.

В последующей сцене Садко и Морской царевны много ансамблевых и сольных номеров. "Кто же ты, девица?" - спрашивает Садко. Морская царевна ему отвечает: " Долетела песня твоя до глубокого дна Ильмень - озера. Сёстры мои позаслушались, пуще их всех позаслушалась я - позаслушалась, пригорюнилась. Вот и вышла - повышла я с сёстрами на зелен луг да на крут бережок. О, разгони же тоску ты кручинушку, песню весёлую спой. Наигрыш ты заиграй переборчатый- сёстры круги заведут". Песня Садко пробудила в Морской царевне человеческое участие. По её просьбе Садко поёт песню "Заиграйте, мои гусельки"

Гусляр и Морская царевна полюбили друг друга. При прощании Волхова обещает Садко подарить золотых рыбок в награду за его песни. Она предсказывает ему радость и богатство.

Учитель: Чтобы представить морскую царевну прослушаем ее песню.

Учитель: Дайте характеристику живописному образу Морской царевны Какой предстаёт перед нами Волхова - образ фантастический или человечный?

Ответы учащихся:

- Мелодия распевная, выразительная, написана в характере лирической народной песни.

-Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях, голос - высокий мужской, тенор

- В симфоническом оркестре - звучание арфы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

5. Первичное закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

- Что такое либретто?

- Назови имя композитора, написавшего оперу "Садко"

- Какие виды искусств объединены в оперном спектакле?

- Что такое - Ария?

- Что такое – Речитатив?

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вокально – интонационная работа

Учитель: В разделе вокально-интонационной работы мы с вами вспомним песню в преддверии нового года «Это новый год»которая поможет поднять настроение

Исполнение хором песни

 

7. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Учитель: Что нового узнали на уроке? * Чему научились? * Что на уроке было самым интересным? * Что вызвало затруднение? За работу в классе поставила отлично, кто работал на уроке .

 

- Повторить разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы.

 

Учитель: Спасибо вам за урок. До свидания!

 

 

Запись домашней работы.

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР