Семинар для педагогов. «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе в условиях ФГОС». |
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог |
Кравченко Лариса Владимировна, педагог-психолог; Додуева Надежда Петровна, заведующий. МКДОУ «Сказка», город Бородино Красноярский край. Дата публикации: 22.06.2015 СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС». За два дня до проведения семинара педагоги получили задание: подробно ознакомиться с возрастными характеристиками детей своей возрастной группы. Перед началом самого семинара всем педагогам было предложено разделиться на 6 рабочих групп (в соответствии с возрастом детей): ранний возраст, младший, средний, старший, подготовительный возраст. Специалистам было предложено объединиться в одну группу. Семинар включал две части: теоретическая и практическая. 1 часть - это установочный доклад с презентацией «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»: То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития. Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и последовательно. Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Л.С. Выготский установил четыре основных закона – особенности детского развития: 1.Цикличность Собственно возраст как стадия развития и представляет собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом. 2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, развиваются неравномерно, непропорционально на каждом возрастном этапе. 3. «Метаморфозы». Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, он постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать. Так же Л.С. Выготским была разработана возрастная периодизация развития человека. В соответствии с данной периодизацией дошкольным детством считается период от 3-х до 7 -ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до l-го года) и раннего возраста (от 1-гo года до 3-х лет). В основу периодизации развития человека Л.С. Выготский положил понятие «Критического возраста», т.к. психическое развитие понималось им как процесс качественных преобразований (кризисов) в виде ломки отживших структур и формирования новых. (В психологическом словаре) «Возрастные кризисы» - это условное обозначение выраженных состояний конфликтности, возникающих в период перехода от одного периода возрастного развития к другому. В детском развитии Л.С. Выготский выделил 3 критических точки: 1год, 3 года, 7 лет. Если мы посмотрим на линию развития ребенка, то увидим, что развитие ребенка протекает неравномерно. Процесс идет то быстрее, то медленнее, причем включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждому новому этапу может предшествовать небольшой спад. Поскольку нервная система малыша пока незрелая, то приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми, что проявляется через капризы, негативизм (т.е. на лицо признаки плохого поведения). А на самом деле это сигнал взрослому об изменении своего отношения к ребенку и обогощение его деятельности с ним новым (усложненным) содержание, т.к. он вырос и требует дальнейшего развития. Пример: кризис 3-х лет, «Я сам!». Его признаки – упрямство, строптивость, своеволие, капризность. Вот как его чаще описывают: ребенок еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Л.С. Выготский говорил о том, что негативизм, характерный для всех кризисных этапов, несет в себе позитивный заряд, стимулирующий дальнейшее развитие. В каждом возрасте есть центральные новообразования, объединяющее вокруг себя развитие других психических процессов. 2-3 года: * Возникновение речи * Появление 3- наглядно-действенного мышления 4 года: * Усвоение первичных нравственных норм * Самооценка * Появление элементов партнерского общения 4-5лет: * Контролирующая функция речи * Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре * Появление элементов произвольности * Появление внеситуативно-личностной формы общения со взрослым 5-6лет: * Предвосхищение результата деятельности * Активная планирующая функция речи * Внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками 6-7лет: * Внутренний план действий * Произвольность всех психических процессов * Возникновение соподчинение мотивов * Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе * Возникновение первой целостной картины мира * Появление учебно-познавательного мотива. Знание закономерностей развития ребенка в норме является той основой, на которой строится предположение о наличии в развитии ребенка нарушений и принятии мер по их коррекции. 2 часть семинара предполагает три практических задания, позволяющих закрепить теоретические знания педагогов и использовать их при сопровождении детей в образовательном процессе в условиях ФГОС: Задание 1 . Игра «Практикант». «В дошкольное учреждение направляется студент для прохождения практики. Заведующий знакомит его с учреждением: они проходят по коридорам, двери в группы приоткрыты. Практикант наблюдает жизнь детей разного возраста и манеру поведения воспитателя догадываясь, что за возрастная группа" Каждой рабочей группе педагогов необходимо наглядно представить ребенка (детей) своей возрастной группы (ТО, ЧТО УВИДЕЛ ПРАКТИКАНТ), отражая особенности его (их) поведения, общения и манеру поведения воспитателя с данной категорией детей. На работу в группе дается 5 минут. Группа представляет свой материал, а все остальные участники определяют возраст детей. Высказывают свое мнение. Задание 2. Вставьте пропущенные слова. Каждой рабочей группе в течение 2 минут предлагается поработать с высказыванием и вставить пропущенные слова. Затем группа зачитывает готовое высказывание, которое сверяется с правильным ответом (ответ загорается на слайде). Задача1. Чем младше ребенок, тем …….. (ниже, выше) темпы его физического и психического…….(благополучия, развития). Ответ. Чем младше ребенок, тем ВЫШЕ темпы его физического развития. Задача2. Чем выше темпы развития ребенка, тем …… (труднее, легче) повредить его физическому и …… (психическому, социальному) здоровью. Ответ. Чем выше темпы развития ребенка, тем легче повредить его физическому и психическому здоровью. Задача3. Рост и развитие отдельных органов, систем и психических процессов протекает ……..(одновременно, не параллельно) и не с одинаковой степенью интенсивности. Ответ. Рост и развитие отдельных органов, систем и психических процессов протекает не параллельно и не с одинаковой степенью интенсивности. Задача4. Есть периоды развития, в которых организм бывает особенно………(нейтрален, чувствителен) к определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называют ………(удачными, сензитивными). Ответ. Есть периоды развития, в которых организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называют сензитивными. Задача5. Сензитивность возрастных периодов – это …..(чувствительность, безразличность) детей к обучению и …….(хаотичность, направленность) активности. Ответ. Сензитивность возрастных периодов – это чувствительность детей к обучению и направленность активности. Задача6. Обучение оказывает ….(пагубное, наибольшее) влияние на те психические функции, которые …..(только начинают, заканчивают) развиваться. Ответ. Обучение оказывает наибольшее влияние на те психические функции, которые только начинают развиваться. Задание3. Определите возраст играющих детей, назовите основные признаки, по которым вы определили его. Каждой рабочей группе (без учета возраста их детей) выдается описание игры. В течение 3 минут они работают с заданием, представляют его, правильный ответ загорается на слайде. Задача№1. Игра в «Магазин». Играют Саша, Маша, Сережа, Катя, Алеша, Света, Нина. У каждого своя роль. Двое – продавцы, один – кассир, другой – принимает товар, двое – сгружают его, покупатель – Нина. Она выбирает продукты, платит деньги, складывает покупку в сумку. Ответ. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). В игре участвуют 7 человек, каждый из которых выполняет действия, связанные с ролью Задача№2. Шура построила из трех кирпичиков кроватку и положила в нее куклу. Оле понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один кубик у Шуры. Шура расплакалась. Ответ. 3года. Оля играет одна, она не подчиняется правилам игры. В этом возрасте игры детей непродолжительны. Задача№3. Сеня взял коробку из-под ботинок, похожую на магнитофон, и стал танцевать, петь, сказав, что магнитофон играет. Ответ. 4 года. Мальчик играет один, игровые действия его разнообразны, в игре ребенок использует предметы-заместители, следовательно, развивается символическая функция сознания. Задача№4. Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гаража, голосом передавая звуки машины. В это время Дима, повернувшись спиной к Саше, въехал со своими машинами в гараж Саши. Ответ. Дошкольники 3-4 лет. Так называемая «игра рядом». Задача№5. Саша предложил Сереже и Боре построить корабль, чтобы поплыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой. Сережа стал рассказывать про крокодилов, обезьян, которых они обязательно встретят в Африке. В это время за Сашей пришла мама и забрала его домой. Игра распалась. Ответ. Дошкольники 4-5 лет. Кратковременное объединение играющих. Содержание игры связано с общей тематикой. Задача№6. Дети играли в «морское путешествие». Петя был капитаном, Саша – боцманом, Наташа – врачом, четверо детей – матросами. Капитан Петя вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоину. Быть водолазами согласились матросы. Но в это время пришел врач и позвал Петю к себе в кабинет. Петя предупредил, что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам исправить пробоину. Ответ. Дети 6-7 лет. Длительное объединение играющих, много разнообразных ролей, новых сюжетов. В игре дети умело согласовывают свои действия, используя новую ситуацию и изменение ролевых функций. Итог семинара: Знакомимся и относимся к цитате В.С.Мухиной: «Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание». |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».