Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7434839
Методическая разработка урока по естествознанию в 5, 6, 7, 9 коррекционном классе - комплекте VIII вида.
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Касимова Дарья Александровна, учитель коррекционных классов. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Озерная средняя общеобразовательная школа № 9 села Черное Озеро, Ширинского района, Республики Хакасия.
Данная методическая разработка урока по естествознанию в 5, 6, 7, 9 классе - комплекте разработана по специальной (коррекционной) программе VIII вида и предназначена для педагогов коррекционных школ и классов, которые осуществляют свою педагогическую деятельность в классах – комплектах. В данной разработке урока присутствуют четыре темы, поставлены разные цели и задачи на каждый класс. При изучении нового материала, вопросы урока поставлены так, что учащиеся самостоятельно выделяют признаки, сравнивают разные объекты природы. Подобранные загадки о растительном мире, позволяют в игровой форме закрепить новый материал.

  

 


Дата публикации: 01.07.2015


 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В 5, 6, 7, 9 КОРРЕКЦИОННОМ КЛАССЕ - КОМПЛЕКТЕ VIII вида.

Тема 5 кл.: Разнообразие растительного мира.

Цель: познакомить учащихся с основной классификацией растений.

Задачи:

Повторить знания о частях растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; развивать мышление, память, внимание; воспитывать интерес к живой природе.

Тема 6 кл.: Воздух занимает место. Л.р.№ 6 «Объем воздуха».

Цель: познакомить детей с воздухом.

Задачи: развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности, высказывать предположение, мнение, обосновывать его. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

Тема 7 кл.: Видоизменение корней.

Цель: познакомить учащихся с видами корней и типами корневых систем.

Задачи:

Сформировать знания о корне— подземном органе растения; его значении;

Сформировать понятия о видоизменениях корней;

Показать биологическое, медицинское и хозяйственное значение корней;

Сформировать умения на гербарных и натуральных объектах распознавать типы корневых систем.

Тема 9 кл.: Тестирование по теме «Опорно – двигательная система».

Цель: оценка умений и навыков.

Задачи: связать все имеющие у учащихся знания в систему, помочь выйти на более высокий уровень

Оборудование: карточки, Красная книга, Грамзапись Вивальди «Гроза»,

Вид урока. Комбинированный.

Методы. Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, репродуктивный.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

II. Проверка знаний в 9 классе (тестирование - 40 мин.)

- Сегодня на уроке биологии в 9 классе проверка знаний, вы выполняете тестирование по большому разделу, который мы изучали много уроков. А раздел называется опорно – двигательная система. Вы получаете листы с заданиями, все задания я поделила на 3 блока или части. В первом блоке дано несколько ответов, из которых только один верный. Вы выбираете верный, по вашему мнению, ответ. Во втором блоке вы должны дописать недостающие слова, а в третьем блоке дать развёрнутый свободный ответ на поставленный вопрос. Предупреждаю, списать друг у друга не получится, потому что у вас разные варианты. Денис получает 1 вариант, Стас 2 вариант. Задание вы выполняете 40 минут, по истечении времени сдаете листы. Задание понятно? Приступайте к выполнению. Работают все остальные со мной.

III. Этап актуализации.

- Вспомните, на какие две группы можно разделить природу? (Живая и неживая.)

- Давайте отгадаем загадки, вспомнив, что относится к неживой природе.

Загадки:

Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода)

Не птица, а летает. В лоб попадёт — фонарь зажжёт. (Камень)

Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все ... (Солнце)

Что вокруг нас всегда, но мы это не видим? (Воздух)

Рассыпалось к ночи золотое зерно, Глянули поутру – нет ничего. (Звезда)

И еще, очень много-много предметов, которые относятся к неживой природе.

- 6 класс, Саша, скажи какой раздел ты начал изучать на прошлом уроке? Выбери картинку с нашей темой урока. Верно.

Сообщение темы и целей урока в 6 классе

Тема урока в 6 классе: Воздух.

Цель урока: сегодня мы продолжим знакомство с воздухом.

Открой учебник на странице 68 – 70, приступай к чтению параграфа.

Все остальные продолжают работать со мной, продолжаем отгадывать загадки.

Загадки:

Живут они в лесах,

На горах, в лугах, в степях,

На воде и под водой,

В небесах и под землёй.

Пищу добывают,

Деток охраняют.

Строят прочные жилища,

И лекарства – травы ищут.

По своим живут законам,

Их всем людям надо знать,

Чтоб повсюду охранять. (Животные.)

-К какой природе будут относиться животные?

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы.)

Их много на земле,

Они растут везде.

Кусты, раскидистые мхи.

Деревья травы и цветы

Необычайной красоты,

Растут в лесах,

В степях, лугах и на горах

Они планеты всей спасенье.

Растут и множатся… (растения).

Есть еще одна группа, по-другому, мы эту группу называем царством бактерий.

- Это всё относится к живой природе.

Сообщение темы и целей урока в 5 классе

- Сегодня в 5 классе мы начнем изучать одну из групп или царств живой природы.

- Как вы думаете с какой группой мы начнем знакомиться? Верно.

- Тема нашего урока: Разнообразие растительного мира.

- Сегодня мы должны познакомиться с растениями.

Повторение знаний о частях растений.

- Чтобы начать изучение растений нужно ответить на вопрос.

- И каких частей, состоят большинство растений? Вывешиваются карточки и делается упор на плакат.

(Корень, стебель (ствол), листья, цветы, плоды с семенами.)

- 7 класс, скажите какой раздел вы начали изучать на прошлом уроке? Выберите карточку с нашей темой урока. Верно.

Сообщение темы и целей урока в 7 классе

Тема урока в 7 классе: Видоизменение корней.

Цель урока: сегодня мы познакомимся с видоизменением корней.

Открой учебник на странице 51-53 приступай к чтению параграфа.

ІV. Изучение нового материала.

1. Актуализация новых знаний.

Саша и Виолетта перечислите растения, которые растут возле вашего дома, а на пришкольном участке. Замечали ли вы, какие растения растут в лесу?

- Рассмотрим растения?

-Какие растения увидели?

- Что можете сказать о разнообразии растений? (Растения очень разнообразны)

- Но есть и похожие по строению растения. Чтобы удобнее было изучать растения ученые-ботаники разделили их на группы по определенным признакам. Ботаники – это ученые, которые изучают растения.

- Давайте мы попробуем разделить изображенные растения на группы.

(Деревья, кустарник, травы.)

- Нас повсюду окружают разнообразные растения. Они растут в лесах, парках, садах, огородах, в наших домах.

Растения различны по внешнему виду и размеру. Есть большие – до 50 метров, например дерево тополь, а есть очень маленькие, всего несколько миллиметров, например, ряска, которая растет на поверхности водоемов.

Растения, которые выросли самостоятельно, без ухода за ними, называются дикорастущими. Это дуб, тополь, боярышник, подорожник, крапива.

Есть растения, за которыми ухаживает человек, они называются культурными. Например, яблоня, картофель, капуста, огурцы и т.д.

- Как люди ухаживают за растениями? (поливают, выпалывают сорняки, вносят в почву удобрения).

- А для чего они это делают? (чтобы получить хороший урожай).

Растения человеку приносят огромную пользу. Он питается плодами растений, кормит ими животных. Среди растений встречаются такие, которые помогают человеку бороться с разными растениями. Малина, подорожник, ромашка, алое, зверобой – эти растения называются лекарственными. Древесину (деревья) используют для изготовления мебели. Из древесины получают бумагу, а из нее изготавливают тетради, альбомы, книги,

журналы, газеты. Мы носим удобную и легкую одежду, которая сшита из льна и хлопчатника. Растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, который необходим для дыхания человеку и животным. Растения украшают нашу жизнь, они делают уютным наш дом, красивыми и нарядными улицы. Каждый человек должен знать, что растения нужно охранять. Редкие растения занесены в красную книгу.

(Показ Красной книги).

V. Первичное закрепления материала

5 класс открывают тетради, записывают число, классная работа, тему урока и конспектируют главное параграфа т.е. записывают помещенное в рамочке на странице 49.

- Работает со мной 7 класс

Учитель: Вы знаете ребята, что любое растение имеет корень.

Давайте подумаем, для чего нужен корень растениям?

Ученик: Корень укрепляет растения в вертикальном положении, поглощает воду и минеральные вещества из почвы.

Учитель: Оказывается, корень выполняет не только эти две функции, у многих растений в корнях происходит запас питательных веществ.

Учитель: Давайте, вспомним виды корней. Корень у растений развивается из корешка зародыша семени. Это будет главный корень. Но есть корни, которые отрастают от стеблей—придаточные корни. Существуют еще боковые корни, которые развиваются на главном и придаточных.

Учитель: Ребята у вас у всех на столах лежат картинки с растениями. Найдите пожалуйста все эти виды корней.

Ученик: (Работают с раздаточным материалом).

Совокупность всех видов корней одного растения называется корневой системой.

Какая же бывает корневая система? ( стержневая и мочковатая)

Стержневая - это корневая система, в которой хорошо виден главный корень. Пример: лютик, фасоль, клевер.

Мочковатая это корневая система, с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем. Пример: лук, пшеница, чеснок.

Учитель: Некоторые корни выполняют особые функции, в связи с чем меняется и их строение. Очень широко распространены—запасающие корни. К ним относятся корнеплоды и корневые клубни. Что же это за корни? Как они образуются?

Корнеплод—это такое видоизменение, где запас питательных веществ происходит в главном корне и основании стебля.

(Пример: морковь, редька, свекла).

Корнеклубни—это видоизменения, в которых запасные питательные вещества накапливаются в придаточных и боковых корнях.

(Пример: георгины, пионы).

Корнеплоды человек широко использует в пищу, а корнеклубни – для размножения растений.

Ребята откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока и понятия корнеплод и корнеклубни с примерами.

6 класс работает со мной

Учитель: Саша, скажи, чего в комнате не видно?

- Воздуха.

Учитель: Что ты знаешь о воздухе? /Он невидим, прозрачный, бесцветный /.

Учитель: Откуда же ты тогда узнал, что в комнате находится воздух? /Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать/.

- Молодец! Сейчас, мы проведем несколько опытов по обнаружению воздуха.

Учитель: - Возьмем стакан и на дно его положим бумажную салфетку, затем, повернем стакан отверстием вниз, резко его опустим в тарелку с водой, а потом быстро его вытащим из воды, потрогаем салфетку, она оказалась сухой. Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.

Учитель: - Берем целлофановый мешочек и начнем его скручивать со стороны отверстия. Но мере скручивания мы увидем, что он надувается, становится выпуклым. Это доказывает, что в мешочке находится воздух, который и раздувает мешочек.

Учитель: - Берем ком земли, кусочек кирпича, губку и все это опускаем в воду. В воде появились пузырьки воздуха. Это доказывает что в земле, в кирпиче, в губке находится воздух.

Учитель: - Мы доказали, что воздух повсюду занимает место.

Учитель: - Сейчас закрой глаза, послушайте музыку, /звучит грамзапись "Гроза" Вивальди/ и скажите, что она вам напомнила? /Дождь, гром, ветер/.

Учитель: - Откуда взялся дождь? /Это ветер пригнал тучи/.

Учитель: - Что такое ветер? /Это движение воздуха/.

Учитель: - Покажи ладонью, как можно почувствовать ветер. /Дети ладонью машут перед лицом /.

Учитель: - Что ты при этом ощущаешь? /Прохладу, свежесть/

Учитель: - Саша, а ветер для человека хорошо или плохо?

Учитель: - Чем хорошо? /Плавают парусные лодки, люди летают на дельтаплане и т.д./

Учитель: - Чем плохо? Докажите свой ответ /

Физкультминутка

Расслабление мышц плечевого пояса. - Роняем руки (Поднимаем руки вверх, слегка наклоняемся вперед. Роняем руки. Повиснув, руки слегка качаются, пока не остановятся. Повторяется несколько раз). Образ: руки висят, как веревочки. - Трясем кистями. (И.П. – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками. - Стряхиваем воду с пальцев. (И.П. – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц. - Мельница. (Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед – вверх). Движения выполняются несколько раз подряд в быстром темпе.

VI. Закрепления материала (практическая работа)

Саша, я тебе предлагаю выполнить в рабочей тетради задание 39 и 40, разрешается пользоваться учебником.

5 класс выполняет задание по карточкам.

– К нам в гости пришла Совушка - умная головушка.

Она приготовила для вас задание: - Разделите растения по группам.

- Найдите лишнее растение.

7 класс идем в гости к Айболиту

Учитель: Вы знаете. Что многие корни растений и их видоизменения используются в пищевых целях. Но кроме этого их еще можно использовать и в медицинских целях. Со своими секретами поделиться к нам пришел всем известный сказочный герой—доктор Айболит.

Доктор Айболит: Здравствуйте ребята! Вы все, наверное, меня узнали, вы знаете, что я всегда оказываю помощь всем больным живым организмам, используя различные препараты. Но оказывается в природе существует 9 врачей, которые всегда готовы помочь в создании 100%-ного здоровья.что же это за врачи?

1. Солнечный свет.

2. Свежий воздух

3. Чистая вода.

4. Естественное питание.

5. Голодание.

6. Физические упражнения.

7. Отдых.

8. Хорошая осанка.

9. Разум.

Мы с вами поговорим о естественном питании. А сейчас я загадаю вам загадку, а потом бегло пробежимся по народной медицине.

1.Есть красавица одна,

И румяна, и стройна,

Хоть в землянке век живет,

А большой от всех почет:

Кто проходит близко-

Кланяется низко.

О каком корнеплоде идет речь?

Ученик: о моркови.

Доктор Айболит: О моркови даже есть пословица: «От моркови больше крови». Морковь—относительно молодая культура. В 19 веке эти растения были завезены арабами в Испанию. Первые культурные формы моркови имели желтые и пурпурные корнеплоды. Позднее они были вытеснены оранжевыми, весьма красивым цветам. Главное богатство моркови— каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. этот витамин улучшает зрение, особенно в сумерках.

Морковь необходимо включать в рацион при болезнях желудка, кишечника, почек. Она обеспечивает рост детей, восстанавливает сопротивляемость к болезням, нормализует обмен веществ. Она также способствует физическому и умственному развитию организма. Морковь облегчает заучиванию чего- либо наизусть, также чистит рот, достаточно пожевать кусочек моркови, чтобы количество микробов во рту резко уменьшилось. Древнеримские писатели говорили, что морковь—королева овощей.

2. Та, что не слаще хрена.

«Белая в земле,

А черная снаружи».

Что это такое?

Ученик: Это редька.

Доктор Айболит: Редьку выращивают очень давно: уже в Вавилоне, древнем Египте свыше 5 тысяч лет назад она была важным овощным растением. Высоко ее чтили древние греки, римляне. Как свидетельствует легенда, когда о достоинствах редьки спросили Апполона, он ответил, что она стоит столько золота, сколько весит сама. Травники рекомендовали ее как хорошее средство от кашля, коклюша, при кровохарканье, невролгии, малокровии.

Чаще всего используют сок свежего корня.

3. Ни на вкус, ни на цвет соперников нет.

Сафьян башмак,

В земле горит.

О каком корнеплоде говорится в этой загадке?

Ученик: О свекле.

Доктор Айболит: Свекла—древний овощ, родом из Средиземноморья. У персов это растение считалось символом ссоры и сплетен. Еще в древности это растение использовалось и как лекарственное, и как пищевое.

Свекла отличается высоким содержанием сахара, минеральных солей, витаминов А, С, В.оказывается рекомендуется съедать 50- 100 г вареной свеклы. В русских травниках ее рекомендовали использовать при цинге, туберкулезе, малокровии, гипертонии, зубной боли, насморке.

Оказывается, только в этом корнеплоде содержатся биологически активные вещества, которые снижают артериальное давление, тормозят развитие атеросклероза, препятствуют ожирению.

Молодую свеклу можно использовать вместе с ботвой, в которой много аскорбиновой кислоты, витаминов группы В.

2. Работа с карточками.

– К нам в гости пришла Совушка - умная головушка. Она приготовила для вас задание (раздаются карточки).

VII. Итог урока.

- О чём мы говорили сегодня с 5 классом на уроке?

- На какие группы можно разделить растения?

- Что общего у всех растений?

- О чём мы говорили сегодня с 6 классом на уроке?

- Все ли пространство занимает воздух?

- О чём мы говорили сегодня с 7 классом на уроке?

- С какими корнями вы познакомились на уроке?

- Чем занимался 9 класс?

Домашнее задание.

5 класс - с. 47 -49, подготовить доклад об одном растении из Красной книги.

6 класс - с.68 – 70, провести опыт, который дан в учебнике на стр.70

7 класс – с.51- 53, ответить на вопросы на стр.53

9 класс я вам домашнее задание не задаю, так как у вас было тестирование по разделу.

Рефлексия.

- Какое впечатление от урока? Какое настроение?

«Дерево успеха» Если вам все понятно, возьмите красный листочек и прикрепите к веточке, если что-то было непонятно оранжевый.

Оценки за урок. Самооценка.

Спасибо за урок.

Используемая литература:

1. Учебник «Биология» 6 класса для специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида. Автор – составитель

А.И.Никишов – Москва «Просвещение» 2009г.;

2. Учебник «Биология» 7 класса для специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида. Автор – составитель

З.А.Клепина – Москва «Просвещение» 2014г.;

3. Учебник «Биология» 9 класса для специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида. Авторы – составители

Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва – Москва «Просвещение» 2014г.;

4. Рабочая тетрадь «Биология. Неживая природа. 6 класс». Пособие для

учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида. Автор – составитель А.И.Никишов – Москва «Просвещение»

2012г.;

5. Учебник «Природоведение» 5 класса для специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида. Авторы – составители

Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина – Москва «Просвещение» 2014г.;

6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. Авторы

программы по природоведению В.В.Воронкова, Л.В.Кмытюк,

Т.В.Шевырева - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб. 1. – 224 с.;

7. Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе // Коррекционно-развивающая

направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.;

8. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-

развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.:

МГПИ, 1983. – С. 72-77.;

9. Шелкунова О.В. Тестовый контроль знаний на уроках естествознания в специальных (коррекционных) школах // Ступени: Научный журнал. – 2000. – № 1.;

10. http://tana.ucoz.ru- современные уроки природоведения

11. http://pedsovet.su- методические материалы для уроков природоведения

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР