Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7425594
«Справляемся с агрессией».
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Галкина Ирина Владимировна, педагог-психолог муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья» Ступинского муниципального района Московской области.
Методическая разработка: конспект развивающего занятия для подростков «Справляемся с агрессией». Целью является профилактика насилия в подростковой среде. Через обучение навыкам самоконтроля и приемлемого выражения гнева происходит изменение самосознания учащихся. И, как следствие, уменьшение количества актов агрессии в классных коллективах и различных подростковых сообществах. Целевая группа – учащиеся 6-7 классов.

 

Дата публикации: 21.07.2016


skachat

 

Развивающее занятие для подростков «Справляемся с агрессией».

Пояснительная записка.

Современное общество агрессивно по своей сути, насилие в самых различных его формах и проявлениях сопровождает человека всю его жизнь, от рождения до смерти. Социальное и психологическое неблагополучие семей, поток негативной информации, льющейся на нас с экранов телевизора и страниц СМИ и многие другие негативные факторы делают проблему профилактики насилия очень актуальной.

Понятие насилия рассматривается по-разному в разных концепциях. В самом узком смысле - нанесение физического ущерба другому лицу, в самом широком - ущемление прав и свобод другого человека.

С психологической точки зрения насилием является любое поведение, которое нарушает права другого. К сожалению, действуя подобным образом, дети не всегда даже понимают, что совершают акты насилия по отношению к другому. Насилие среди детей и подростков можно подразделить на эмоциональное и физическое. Зачастую в школах распространены такие явления, как индивидуальная и групповая агрессия, жестокое обращение с одноклассниками, угрозы применения физического насилия, издевательства, оскорбления и т.д.

Как правило, физическое и эмоциональное насилие тесно связаны. Причем последнее по силе своего деструктивного воздействия и последствий причиненной психотравмы зачастую является гораздо более значимым для личности ребенка.

Универсальным средством, позволяющим перевести поведение подростков на осознанный уровень, является тренинговое занятие. Задача - организовать психологически комфортные условия для эффективной работы, что позволит каждому участнику осознать особенности своего поведения, своих поступков, и на этой основе сознательно изменять свое поведение.

В процессе занятия участники учатся обсуждать волнующие их проблемы, принимать решения, учитывая состояния и потребности другого человека, признавая его ценность как личности, учитывая его мнения и интересы, а не только исходя из собственных целей. Создаются такие ситуации, в которых участникам необходимо найти приемлемое для себя и для данной ситуации решение проблемы, формирование умения идти своим путем. Общение организуется таким образом, чтобы каждый участник имел возможность попробовать новые способы поведения, поэкспериментировать с собственным ролевым репертуаром, по-новому проиграть и прочувствовать различные ситуации своей жизни.

Ввиду важности заявленной темы, профилактика насилия является необходимой во всех учреждениях системы образования Российской Федерации. Данная профилактика должна осуществляться последовательно и системно, различными категориями специалистов с учетом специфики конкретного образовательного учреждения.

Цель занятия: профилактика агрессивных проявлений в подростковой среде.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

- обучение подростков способам выражения гнева в приемлемой форме;

- обучение навыкам самоконтроля,

- развитие самосознания учащихся;

Целевая группа – подростки, 6-7 класс.

Расчетное время – 1-1,5 часа.

Положительным результатом проделанной работы следует считать уменьшение числа возможных актов насилия в охваченных образовательных учреждениях, улучшение психологического климата в классных коллективах, расширение сферы личностных компетенций подростков.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Теоретическое обоснование профилактики насилия в подростковой среде.

Защита подрастающего поколения от насилия должна являться приоритетной задачей государства в целом и системы его образовательных учреждений, как общественных институтов, на которые возложены функции обучения и воспитания в частности.

Физически и психологически здоровый новый член общества – есть основа здоровья и процветания нации. Защита детей от жестокого обращения и насилия имеет важнейшее значение для всех без исключения аспектов их роста и развития.

Последствия психического и физического насилия очень серьезны: Снижение самооценки, потеря уверенности в себе, трудности в установлении и поддержании социальных контактов, дезинтеграция в обществе, и, как следствие, девиантное поведение - вот только некоторые из возможных последствий.

Именно поэтому на современном этапе так возрастает роль профилактики насилия в подростковой среде. Особенно это касается первичной профилактики, когда принимаются превентивные меры по недопущению каких-либо форм насилия.

Инструментом, направленным на первичную профилактику насилия в подростковой среде было выбрано психокоррекционное занятие. Подростковый возраст это период становления личности, формирования ее мировоззрения и выработки многих личностных компетенций. С другой стороны, это период когда общение для человека выходит на передний план, становится ведущей деятельностью. Подросток активно заявляет о себе, стремится занять среди сверстников лидерские позиции, повысить свой статус в коллективе. Именно поэтому необходимо, чтобы все это происходило в социально приемлемых рамках, при помощи личного авторитета и умений подростка, без применения физического и психологического насилия.

Поэтому коррекционно-развивающее занятие направлено на развитие личностных компетенций учащихся, обучение навыкам самоконтроля, развитие их самосознания.

План занятия.

1. Беседа. Определение агрессии, виды.

Дается определение доброкачественной агрессии, объясняется, что только в случае самозащиты агрессия бывает оправданной.

Далее идет обсуждение, как возникает агрессия, а также факторы, которые могут привести к ее возникновению или усилению.

После этого, также в интерактивной форме разбираются проявления агрессии, ее виды. Даются понятия физической и вербальной агрессии, здесь следует отметить, что не всегда подростки понимают, что ругань, оскорбления, это такая же агрессия, и ее возможные негативные последствия не менее значимы для объекта. Также необходимо, чтобы подростки осознали, что косвенная агрессия, в конечном счете, ничем не оправданнее прямой.

Примерное содержание беседы.

Агре́ссия (лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Доброкачественная агрессия - это настойчивое, невраждебное, самозащитное поведение. Оно проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность устранена, исчезает и проявление этой формы агрессии. Доброкачественная агрессия может обнаруживаться с первых месяцев жизни ребенка. Этот вид агрессии необходим для нормальной адаптации человека к окружающей среде, помогает ему познавать мир, самоутверждаться.

Как возникает агрессия.

1стадия. Влияют стрессогенные факторы (то, что раздражает человека)

2стадия. Копится внутреннее напряжение (раздражение, недовольство и т.д.)

Повышается кровеносное давление, мышечное напряжение.

Возникает необузданное, импульсивное желание, во что бы то ни стало, немедленно прекратить действие стрессогенных факторов.

3стадия. Выплеск энергии (разрядка) - гнев, ярость

Классификации агрессии.

Проявления агрессии (агрессивности) разнообразны. Агрессия (агрессивность) бывает:

* Физическая и вербальная

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица или объекта; вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

* Прямая или косвенная

Прямая агрессия непосредственно направленная на человека, косвенная — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.); * Внешняя агрессия и аутоагрессия

Внешняя агрессия направлена на окружающих, внутренняя - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

* Защитная или провоцирующая

Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия. Провоцирующая агрессия - первое проявление агрессии, "первая атака".

* Здоровая (обоснованная) и необоснованная (деструктивная)

Границы агрессии (агрессивности) бывает трудно определить. Для кого-то агрессивностью представляется то, что другие назовут просто энергичностью. Если агрессия имеет основания, выглядит привлекательно и вызывает симпатии, она может получить название здоровой агрессивности.

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяется следующее: привлечение к себе внимания сверстников, ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство, защита и месть, стремление быть главным, стремление получить желанный предмет и др.

Факторы усиливающие агрессию.

Боль. Исследователи обнаружили, что особи самых разных животных, подвергавшиеся болевому воздействию, проявляют друг к другу тем большую жестокость, чем сильней вызванные у них болевые ощущения. Боль усиливает агрессивность также и у людей. Многие из нас могут вспомнить подобные реакции, которые у нас вызвал неожиданный и сильный ушиб или мучительная головная боль.

Жара. Давно замечено о влиянии климата на поведение человека. Изменение климата может влиять на поведение. Наиболее изученным является жара. Массовые беспорядки чаще имели место в жаркие, чем в холодные дни.

Атакующее поведение другого. Атакующее поведение другого человека, например сознательное причинение боли или оскорбительное действие, является особо сильным возбудителем агрессии. Чаще всего действует принцип «око за око, зуб за зуб».

Теснота. Субъективное ощущение нехватки пространства — также является стрессовым фактором. Состояние стресса, испытываемое животными в перенаселенном замкнутом пространстве, повышает уровень агрессивности. Несомненно, что в компактно заселенных больших городах происходит большее количество преступлений, и люди там испытывают больший эмоциональный дистресс.

2. Упражнение «Дайте волю своим чувствам».

Перед выполнением упражнения дается установка, что отрицательные эмоции, которые могут привести к агрессии, испытывают все без исключения, это нормально. Но, так как мы люди и живем в обществе, необходимо эти негативные эмоции научиться брать под контроль и учиться выражать агрессию в социально приемлемой форме, переводя в другое русло.

Далее совместными усилиями составляется список доступных способов выражения или переадресации негативных эмоций. Многие из этих способов хорошо известны подросткам и уже давно интуитивно ими используются, просто они не задумываются об этом.

Ведущий записывает предлагаемые подростками способы на доске. На некоторых способах стоит остановиться более подробно, разобрать, дать пояснения. Например, кто-то предлагает «правильно дышать». Здесь ведущему следует рассказать о дыхательных упражнениях, которые способствуют саморегуляции, некоторые можно «продышать» вместе.

3. Упражнение «Стоп!».

Ведущий раздает маленькие листочки плотной бумаги, картона (примерно 5*5, либо 7*7). Каждый член группы должен нарисовать и положить в карман одежды или в сумку свой личный знак "Стоп". Например, он может быть похож на дорожный знак, связан с чем-то или кем-то важным для человека, либо какой-нибудь другой. Главное, чтобы это был личностно-значимый знак. Подросткам предлагается, что как только их начнут одолевать незваные мысли и желания, они могут достать из кармана картинку, потереть ее, просто дотронуться и мысленно или шепотом произнести себе: "Стоп".

Обратить внимание подростков, что для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка.

4. Упражнение «Улыбка».

Способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу солнца, мы становимся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях мы можем вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.

5. Упражнение «Обратная связь».

Один из важных путей снижения агрессии у другого человека – установление с оппонентом обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

* констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);

* констатирующий вопрос («Ты злишься?»);

* раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

* обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто–то громко кричит»);

* апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»). Давая обратную связь агрессивному поведению, человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, человек должен понять, что к нему хорошо относятся, но против того, как он себя ведет.

6. Упражнение «Возьми себя в руки».

Используется для выработки навыков самоконтроля. Инструкция: "Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть и пр., есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека".

7. Упражнение «Ругаемся овощами».

Группе предлагается поругаться, но не плохими словами, а... овощами: «Ты – огурец», «А ты - редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.

Данное упражнение можно использовать также для создания положительного настроя на работу, разрядки обстановки.

8. Рефлексия.

Подросткам предлагалось оценить свое самочувствие после занятия. Можно провести это вербально, либо подготовить небольшую анкету.

Примерные вопросы: Что понравилось? Что не понравилось? Получили ли вы какую-нибудь новую полезную информацию, навыки и пр.?

Рекомендации по использованию.

Данное занятие рекомендовано к использованию среди подростков, в частности успешно апробировано на 6-7-ых классах.

Также следует отметить, что объем материала, предлагаемый по плану, избыточен для одного занятия и не предполагает его полного воспроизведения. Важными и необходимыми для освоения темы являются пункты 1,2, и 8. Набор остальных упражнений может варьироваться ведущим в зависимости от располагаемого времени, специфики контингента, психологического настроя группы и пр.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И. А. Баевой. М.: Экон-Информ, 2009. 248 с.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. — СПб.: Нева, 2002. — С. 248.

3. Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

4. Жестокое обращение с детьми (Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям) / Под ред. Т.Я. Сафоновой Т.Я., Е.И. Цымбала. М.: ИПК «Весть», 2001.

5. Кривцова С.В.; Мухаматулина Е.А. «Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с подростками», М., 1999.

6. Курбатова Т. Н. Самореализация и агрессия // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 8 / Под ред. Л А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

7. Материалы международной научно-практической конференции «Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков». – Н. Новгород: НГЦ, 2003.

8. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.

9. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е.Н. Волковой. СПб.: Питер, 2008. – 240 с.

10. Семенюк Л.К. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М.: Флинта, 1998. - С. 27.

11. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция, - Минск, 1996. 12. http://www.psihologu.info/diagnosticheskaya-rabota/

13. http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=5008

14. http://www.all-tests.ru/vidy-agressii-agressivnosti.htm