Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429853
Конспект сказкотерапевтического коррекционно-развивающего занятия «Какой я есть?!»
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Скоблякова Анна Станиславовна, педагог-психолог, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Черкасская средняя общеобразовательная школа». 
Занятие предназначено для подростков, целью которого является повышение самооценки через осознание собственной уникальности и ценности. Сказкотерапия – является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая самые разные задачи. Она способствует изменению взгляда школьников на себя и свою жизнь; высвобождению позитивных эмоций, чувств. Сказка является наиболее проверенным и эффективным средством воспитания и обучения детей, а также одним из методов работы с детьми, которые испытываю эмоциональные и поведенческие затруднения.

 


Дата публикации: 17.07.2017


Сказкотерапевтическое коррекционно-развивающее занятие

«Какой я есть?!»

Основные задачи занятия:

  • повышение уверенности в себе;
  • развитие интереса к себе;
  • укрепление идентичности;
  • осознание своих индивидуальных особенностей;
  • сплочение коллектива.

Необходимые материалы:

  • стулья (по количеству участников);
  • мячик или мягкая игрушка.

Приветствие

Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким – желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

 Составление правил группы

Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни:

- Конфиденциальность. 

- Доверительное общение. 

- Активная работа на занятии. 

- Я-высказывания. 

- Право на свое мнение.

- «Здесь и теперь». 

- Искренность. 

Недопустимость насмешек.

- Самоанализ. 

Правила можно дополнить или изменить, в зависимости от пожеланий участников группы.

Разминка. Упражнение «Имя»

Ведущий предлагает каждому участнику назвать свое имя и произнести два прилагательных, начинающихся на первую букву имени, например: Анна — активная, аккуратная.

Введение в сказку

Ведущий: Сегодня вы познакомитесь со сказкой про Осину, которая очень хотела измениться, стать другой, и узнаете, что из этого у неё получилось. Итак:

Жила-была Осина. И однажды она захотела стать Ольхой. Уж очень у той все хорошо складывалось: и растет в удачном месте, и деревья рядом благородные стоят, и солнце ласково светит, и сережками красивыми увешана. А что Осина? Растет в темном и сыром лесу. Солнышко к ней совсем редко заглядывает, а люди и вовсе почему-то стороной обходят. Не уважают, что ли?

И начала Осина меняться. И станет, как Ольха, и веточки расправит, и по сторонам посмотрит, и все ждет, когда у нее сережки появятся. Так старалась Осина, так старалась! Даже слух по лесу пошел: «Смотрите, Осина меняется. Как интересно!»

Упражнение «Какой я есть и каким я хочу быть?»

Участники делятся на пары и последовательно «лепят» друг из друга скульптуру своего состояния — реальную и желаемую… После того как все участники выполнили задание, начинается обсуждение.

- Что вы почувствовали, когда входили в образ скульптуры — реальной?

- А желаемой?

- Какие различия вы заметили между «я» — реальным и «я» — желаемым у себя?

- Есть ли в вашей жизни человек, на которого вы хотели бы быть похожи? Чем он вас привлекает?

Продолжение сказки

Ведущий:

Итак, Осина начала меняться, но что-то ей совсем плохо после этого стало. Даже ствол болеть начал, а веточки и вовсе опустились. Загрустила Осина: хотела как лучше, а получилось еще хуже.

Опечалилась она, даже всхлипнула, но вдруг услышала: «Не печалься, милое деревце!»

Посмотрела Осина по сторонам и увидела Солнечный Лучик. Он ласково смотрел на нее и почему-то улыбался.

—  Это я — милая? — продолжая всхлипывать, спросила Осина. — Да от меня все отворачиваются. Неужели я такая страшная?

— Ты милая и славная, — сказал Солнечный Лучик, согревая деревце, — а что другие говорят, так это просто их выдумки о тебе. И кто сказал, что они верные?

— Они и сказали, — ответила Осина, — ведь их много.

— А ты поверила. А зачем? — спросил Лучик. — И заметь, я от тебя не отворачиваюсь. Ты мне нравишься.

— Нравлюсь? — удивилась Осина. — А за что?

— За то, что ты есть, за то, что растешь, несмотря на суровые условия, в которых живешь, за то, что другим помогаешь, — ответил Лучик.

— Кому же это я помогаю? — еще больше удивилась Осина.

— Вон тем грибам, что рядом растут, — произнес Лучик. — Ты же для них почву подготавливаешь, защищаешь от проливного дождя и палящего солнца. Они ведь так и называются — подосиновики. Неужели забыла?

— Да, — согласилась Осина, — я совсем забыла о них, пока изменяла себя.

Упражнение «Мне в тебе нравится... »

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам вспомнить свои положительные качества.Все встают в круг. Я бросаю мяч одному из участников, говоря при этом: «Мне в тебе нравится...» и называю понравившееся качество (или несколько качеств).. Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему в нем качества. Мяч должен побывать у всех участников.

Окончание сказки

Ведущий:

Осина сказала:

—  Я совсем забыла о тех, о ком заботилась, пока себя изменяла.

— Ты не себя, ты себе изменяла, — уточнил Лучик. — Так старалась, что даже заболела. А всего-то надо было просто быть собой.

— Быть собой? А другие, что скажут они? — волнуясь, спросила Осина.

—  Что скажут другие? — переспросил Лучик. — Не знаю. Всем ведь не угодишь, да и не нужно это. А кому ты понадобишься — сами к тебе придут. Кто-то за грибами, а кто-то просто захочет рядом постоять, энергию твою почувствовать.

— Наверное, ты прав, Лучик, — впервые за долгое время улыбнулась Осина и выпрямилась.— Спасибо тебе за участие, теплоту и доброту твою. Я все поняла. Увидимся завтра?

— Увидимся, — улыбнулся Лучик и поднялся в высокое небо.

— До свидания, — сказала Осина и помахала ему вслед своими зелеными листочками.

А наутро, проснувшись, она внимательно посмотрела по сторонам и с удивлением сделала первое открытие:

—  Как же здесь светло! Значит, так сыро мне было от собственных слез, а пасмурно — от грустных мыслей?

И, вздохнув, Осина еще внимательнее посмотрела вокруг.

—  Вот это да! Все деревья разные, непохожие друг на друга, и каждое по-своему интересно! — сделала она второе открытие. — И Ольха — дерево как дерево, не лучше и не хуже других.

Удивленная открытиями, Осина задумалась и вдруг поняла: «Как же хорошо быть собой!»

Она выпрямилась, встряхнула веточками и улыбнулась навстречу новому дню.

— Здравствуй, милая, — сказал появившийся Солнечный Лучик и заиграл в яркой зеленой листве.

Упражнение  «Я в группе»

Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа..., подержит его руку в своей..., постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание на том, что слышит, что бы это ни было, пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают (1 минута)...

А теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей справа и слева — ладонях, которых вы касаетесь..., по- старайтесь понять, какая ладонь теплее, какая — холоднее, и запомните была ли это ладонь соседа справа или слева (30 секунд)... А теперь, по-прежнему, с закрытыми глазами разнимите руки и сосредоточьтесь каждый на своем дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движутся грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе (1 мин.)...

А теперь попробуйте посчитать каждый вдох, и на пятом — откройте глаза.

Упражнение «Спасибо, что ты есть»

Ведущий делит группу на две равные по количеству человек подгруппы. Участники образуют два круга — внутренний и внешний и поворачиваются лицом друг к другу.

Задача участников — посмотрев в глаза стоящему перед ними человеку, сказать ему, назвав по имени: «Спасибо, что ты есть».

Сначала эти слова произносит участник из внешнего круга, а затем — из внутреннего. При желании участники могут пожать друг другу руки или обняться. Затем стоящие во внешнем круге передвигаются на одного человека вправо, и упражнение повторяется снова, до тех пор, пока не встретятся участники, начинавшие друг с другом эту игру. По окончании упражнения члены группы возвращаются на свои места и делятся впечатлениями.

Анализ сказки «История Осины»

Ведущий предлагает участникам занятия ответить на вопросы для анализа сказки.

1. Почему Осина захотела стать Ольхой?

2. Отчего у нее это не получилось?

3. Как она стала себя чувствовать после всех попыток измениться?

4. Что хорошее увидел в Осине Солнечный Лучик?

5. Чему он ее научил?

6. Какие ценные качества были у Осины?

7. Какие ценные качества есть у вас?

8. Какие черты характера вы хотели бы улучшить?

9. Почему важно быть собой?

10.  Какие открытия сделала Осина на следующее утро после разговора с Лучиком?

11.  Какой вывод можно сделать из этой сказки?

Обсуждение занятия

Участники обсуждают занятие, отвечая на вопросы:

- Что особенно понравилось и запомнилось?

- Чего не хватало на этом занятии?

- Какой вывод для себя можно сделать?

Завершение занятия. Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Ведущий благодарит группу за совместную эффективную работу. Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

 

Используемые источники:

Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. — М.: Генезис, 2011.

- Игры и упражнения на знакомство и приветствиеsummercamp.ru

- Правильные правила для тренинговых групп. - b17.ruСтатьи психологовpravilavoskob

- psyoffice.ru» Игры и упражнения для тренингов» Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные

- infourok.rumasterklass…na-splochenie-kollektiva…

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР