Конспект сказкотерапевтического коррекционно-развивающего занятия «Какой я есть?!» |
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог |
Скоблякова Анна Станиславовна, педагог-психолог, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Черкасская средняя общеобразовательная школа».
Дата публикации: 17.07.2017 Сказкотерапевтическое коррекционно-развивающее занятие «Какой я есть?!» Основные задачи занятия:
Необходимые материалы:
Приветствие Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким – желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить. Составление правил группы Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни: - Конфиденциальность. - Доверительное общение. - Активная работа на занятии. - Я-высказывания. - Право на свое мнение. - «Здесь и теперь». - Искренность. - Недопустимость насмешек. - Самоанализ. Правила можно дополнить или изменить, в зависимости от пожеланий участников группы. Разминка. Упражнение «Имя» Ведущий предлагает каждому участнику назвать свое имя и произнести два прилагательных, начинающихся на первую букву имени, например: Анна — активная, аккуратная. Введение в сказку Ведущий: Сегодня вы познакомитесь со сказкой про Осину, которая очень хотела измениться, стать другой, и узнаете, что из этого у неё получилось. Итак: Жила-была Осина. И однажды она захотела стать Ольхой. Уж очень у той все хорошо складывалось: и растет в удачном месте, и деревья рядом благородные стоят, и солнце ласково светит, и сережками красивыми увешана. А что Осина? Растет в темном и сыром лесу. Солнышко к ней совсем редко заглядывает, а люди и вовсе почему-то стороной обходят. Не уважают, что ли? И начала Осина меняться. И станет, как Ольха, и веточки расправит, и по сторонам посмотрит, и все ждет, когда у нее сережки появятся. Так старалась Осина, так старалась! Даже слух по лесу пошел: «Смотрите, Осина меняется. Как интересно!» Упражнение «Какой я есть и каким я хочу быть?» Участники делятся на пары и последовательно «лепят» друг из друга скульптуру своего состояния — реальную и желаемую… После того как все участники выполнили задание, начинается обсуждение. - Что вы почувствовали, когда входили в образ скульптуры — реальной? - А желаемой? - Какие различия вы заметили между «я» — реальным и «я» — желаемым у себя? - Есть ли в вашей жизни человек, на которого вы хотели бы быть похожи? Чем он вас привлекает? Продолжение сказки Ведущий: Итак, Осина начала меняться, но что-то ей совсем плохо после этого стало. Даже ствол болеть начал, а веточки и вовсе опустились. Загрустила Осина: хотела как лучше, а получилось еще хуже. Опечалилась она, даже всхлипнула, но вдруг услышала: «Не печалься, милое деревце!» Посмотрела Осина по сторонам и увидела Солнечный Лучик. Он ласково смотрел на нее и почему-то улыбался. — Это я — милая? — продолжая всхлипывать, спросила Осина. — Да от меня все отворачиваются. Неужели я такая страшная? — Ты милая и славная, — сказал Солнечный Лучик, согревая деревце, — а что другие говорят, так это просто их выдумки о тебе. И кто сказал, что они верные? — Они и сказали, — ответила Осина, — ведь их много. — А ты поверила. А зачем? — спросил Лучик. — И заметь, я от тебя не отворачиваюсь. Ты мне нравишься. — Нравлюсь? — удивилась Осина. — А за что? — За то, что ты есть, за то, что растешь, несмотря на суровые условия, в которых живешь, за то, что другим помогаешь, — ответил Лучик. — Кому же это я помогаю? — еще больше удивилась Осина. — Вон тем грибам, что рядом растут, — произнес Лучик. — Ты же для них почву подготавливаешь, защищаешь от проливного дождя и палящего солнца. Они ведь так и называются — подосиновики. Неужели забыла? — Да, — согласилась Осина, — я совсем забыла о них, пока изменяла себя. Упражнение «Мне в тебе нравится... » Ведущий: Сейчас я предлагаю вам вспомнить свои положительные качества.Все встают в круг. Я бросаю мяч одному из участников, говоря при этом: «Мне в тебе нравится...» и называю понравившееся качество (или несколько качеств).. Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему в нем качества. Мяч должен побывать у всех участников. Окончание сказки Ведущий: Осина сказала: — Я совсем забыла о тех, о ком заботилась, пока себя изменяла. — Ты не себя, ты себе изменяла, — уточнил Лучик. — Так старалась, что даже заболела. А всего-то надо было просто быть собой. — Быть собой? А другие, что скажут они? — волнуясь, спросила Осина. — Что скажут другие? — переспросил Лучик. — Не знаю. Всем ведь не угодишь, да и не нужно это. А кому ты понадобишься — сами к тебе придут. Кто-то за грибами, а кто-то просто захочет рядом постоять, энергию твою почувствовать. — Наверное, ты прав, Лучик, — впервые за долгое время улыбнулась Осина и выпрямилась.— Спасибо тебе за участие, теплоту и доброту твою. Я все поняла. Увидимся завтра? — Увидимся, — улыбнулся Лучик и поднялся в высокое небо. — До свидания, — сказала Осина и помахала ему вслед своими зелеными листочками. А наутро, проснувшись, она внимательно посмотрела по сторонам и с удивлением сделала первое открытие: — Как же здесь светло! Значит, так сыро мне было от собственных слез, а пасмурно — от грустных мыслей? И, вздохнув, Осина еще внимательнее посмотрела вокруг. — Вот это да! Все деревья разные, непохожие друг на друга, и каждое по-своему интересно! — сделала она второе открытие. — И Ольха — дерево как дерево, не лучше и не хуже других. Удивленная открытиями, Осина задумалась и вдруг поняла: «Как же хорошо быть собой!» Она выпрямилась, встряхнула веточками и улыбнулась навстречу новому дню. — Здравствуй, милая, — сказал появившийся Солнечный Лучик и заиграл в яркой зеленой листве. Упражнение «Я в группе» Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа..., подержит его руку в своей..., постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание на том, что слышит, что бы это ни было, пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают (1 минута)... А теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей справа и слева — ладонях, которых вы касаетесь..., по- старайтесь понять, какая ладонь теплее, какая — холоднее, и запомните была ли это ладонь соседа справа или слева (30 секунд)... А теперь, по-прежнему, с закрытыми глазами разнимите руки и сосредоточьтесь каждый на своем дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движутся грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе (1 мин.)... А теперь попробуйте посчитать каждый вдох, и на пятом — откройте глаза. Упражнение «Спасибо, что ты есть» Ведущий делит группу на две равные по количеству человек подгруппы. Участники образуют два круга — внутренний и внешний и поворачиваются лицом друг к другу. Задача участников — посмотрев в глаза стоящему перед ними человеку, сказать ему, назвав по имени: «Спасибо, что ты есть». Сначала эти слова произносит участник из внешнего круга, а затем — из внутреннего. При желании участники могут пожать друг другу руки или обняться. Затем стоящие во внешнем круге передвигаются на одного человека вправо, и упражнение повторяется снова, до тех пор, пока не встретятся участники, начинавшие друг с другом эту игру. По окончании упражнения члены группы возвращаются на свои места и делятся впечатлениями. Анализ сказки «История Осины» Ведущий предлагает участникам занятия ответить на вопросы для анализа сказки. 1. Почему Осина захотела стать Ольхой? 2. Отчего у нее это не получилось? 3. Как она стала себя чувствовать после всех попыток измениться? 4. Что хорошее увидел в Осине Солнечный Лучик? 5. Чему он ее научил? 6. Какие ценные качества были у Осины? 7. Какие ценные качества есть у вас? 8. Какие черты характера вы хотели бы улучшить? 9. Почему важно быть собой? 10. Какие открытия сделала Осина на следующее утро после разговора с Лучиком? 11. Какой вывод можно сделать из этой сказки? Обсуждение занятия Участники обсуждают занятие, отвечая на вопросы: - Что особенно понравилось и запомнилось? - Чего не хватало на этом занятии? - Какой вывод для себя можно сделать? Завершение занятия. Упражнение «Аплодисменты по кругу». Ведущий благодарит группу за совместную эффективную работу. Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Используемые источники: - Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. — М.: Генезис, 2011. - Игры и упражнения на знакомство и приветствиеsummercamp.ru› - Правильные правила для тренинговых групп. - b17.ru›Статьи психологов› pravilavoskob - psyoffice.ru» Игры и упражнения для тренингов» Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные - infourok.ru›masterklass…na-splochenie-kollektiva… |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».