Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7435329
Коррекционно-развивающая программа по формированию самооценки у подростков с ЗПР.
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Смирнова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 7» г. Кострома, Костромской области. 
Педагоги отмечают увеличение детей с ЗПР в условиях массовой школы. Большое количество детей с данным диагнозом, по сравнению с предыдущими годами, является показателем того, что специалистам необходимо менять методы и подходы к коррекционной работе с такими детьми. Внимание коррекционной – развивающей программы направлено на формирование у подростков адекватной самооценки в процессе обучения и воспитания в условиях инклюзии. Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Цель программы: обосновать педагогические условия повышения уровня самооценки у подростков с ЗПР в условиях инклюзивного образования.


Дата публикации: 27.07.2017


skachat

Коррекционно - развивающая  программа

по формированию самооценки у подростков с ЗПР

 

 «Растем вверх!»

(самооценка подростков)

 

Сроки реализации - 10 часов

Кострома, 2017

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………………...3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………………………..6

1.1.            Учебно – тематический план……………………………………………………………….6

1.2.            Календарное планирование………………………………………………………………...6

1.3.            Тематическое планирование………………………………………………………………..7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………10

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ …………………………………………………………….11

1.1.            Методики…………………………………………………………………………………...11

1.2.            План проведения мероприятий…………………………………………………………...15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………............................15

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Педагоги отмечают увеличение детей с ЗПР в условиях массовой школы. Большое количество детей с данным диагнозом, по сравнению с предыдущими годами, является показателем того, что специалистам необходимо менять методы и подходы к коррекционной работе с такими детьми. При этом в общеобразовательном учреждении должны быть учтены следующие критерии:

 - наличие сформированной и отлаженной гибкой образовательной системы, учитывающей интересы всех детей, а не только с отклонениями;

 - процесс образования должен подстраиваться под нужны и потребности  каждого ребенка, а не наоборот;

 - качественное образование и воспитание  должны получить все дети без исключения.

Отметим, что, конкретных методик, направленных на определение самооценки у подростков с ЗПР, в литературе представлено мало. Этот факт доказывает практическую значимость и своевременность проведения опытно-экспериментальной работы, предполагающей составление и внедрение авторской программы педагогической помощи детям с ЗПР.

Внимание коррекционной – развивающей программы направлено на формирование у подростков адекватной самооценки в процессе обучения и воспитания в условиях инклюзии.  Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Цель программы: обосновать педагогические условия повышения уровня самооценки у подростков с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

            Объект программы:  самооценка подростков с ЗПР, обучающихся в инклюзии.

            Предмет программы:    педагогические условия повышения уровня самооценки у подростков с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

            Гипотеза исследования:  Педагогическими условиями повышения уровня самооценки у подростков с ЗПР в условиях инклюзивного образования  являются:

  • Обучение способам осознания и принятия себя как личности, части коллектива;
  • развитие эмпатии у детей по отношению к партнеру;
  • формирование у детей моральных норм и правил конструктивной коммуникации;
  • обучение социально-приемлемым способам выражения агрессии;
  • привлечение ближайшего социального окружения в процесс обучения детей эффективным способам общения.

Научно-методические основы  разработки программы:

  1. 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
  2. 2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;
  3. 3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
  4. 4.План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010

№ 1507-р;

  1. 5.Конвенция о правах ребѐнка;
  2. 6.Устав МБОУ «СОШ № 7»;
  3. 7.Локальные акты школы.
  4. 8.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях /Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.2. 2821 – 10 / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189;
  5. 9.Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (Постановление Правительства РФ от 29.12.N 2567 – р.).
  6. 10.

Задачи  опытно-экспериментальной работы:

1.  Определить  цель, этапы и методы опытно-экспериментальной работы.

2. Выявить уровень начальный уровень самооценки у подростков с ЗПР в условиях инклюзивного образования, отследить динамику развития самооценки в ходе динамической, итоговой  и отсроченной диагностик.

3. Разработать авторскую программу , способствующую повышению уровня самооценки у подростков с ЗПР в условиях инклюзивного образования

4. Проанализировать эффективность внедрения в образовательный процесс ОУ  программы по повышению уровня самооценки у детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Методы опытно-экспериментальной работы:

  1. I.Входная, итоговая, отсроченная диагностика.
  2. 1.Методика определения уровня самооценки  Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан
  3. 2.Методика А.И. Липкиной «Три оценки», 1976
  4. 3.Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв, 2006.
    1. II.  Динамическая диагностика.
    2. 1.Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси, 1972 г.
    3. 2.Методика определения уровня самооценки  Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан
    4. 3.Методика самооценки "Дерево" (автор Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко )

Этапы работы в рамках программы:

1 этап. Введение в программу: Пилотное исследование учащихся. Знакомство с целями, задачами программы. Отработка понятия «Тренинг», «Самооценка», «Агрессия», «Тревожность». Работа по данным направлениям.

2 этап. Динамическая диагностика: Проведение методик, тренинги по развитию самооценки и дыхательные упражнения.

3 этап: Контрольный: итоговая и отсроченная диагностика; поведение итогов работы в ходе собрания с родителями, на педагогическом совете, выработка дальнейшей перспективы работы с данной категорией детей.

Срок реализации: программа рассчитана на полгода, по 2 занятия в месяц.

Возраст детей: 13-15 лет, дети с диагнозом ЗПР, обучающиеся в условиях инклюзивного образования.

Форма реализации программы:

-Индивидуальная работа (возможны консультации по личным запросам, проведение диагностик)

-Групповая работа (выполнение упражнений, заданий, тренинг с элементам лекций, бесед)

-Работа с семьей (информирование, личные консультации при необходимости)

Критерии эффективности:

- успешное социальное самоопределение школьников с ЗПР и профессиональное   самоопределение выпускников с диагнозом ЗПР  в соответствии с качеством полученного в школе образования;

 - качество обучения по всем предметам, сформированность предметных и ключевых

компетентностей;

 - динамика интеллектуального и общего развития, уровня воспитанности учащихся;

 - сохранение контингента учащихся и расширение

социальной географии ОУ;

- сотрудничество классных руководителей, психолога, медицинского работника, родителей, школьной администрации в ходе реализации программы.

Организационные условия:данная программа рассчитана на 10 занятий по 45 мин. Занятия будут проводиться во внеурочное время два раза в месяц.

Место проведения занятий: кабинет школьного психолога, располагающийся на 1 этаже. В школе оборудован медицинский кабинет.

Порядок мониторинга хода результатов реализации программы:

 - Первичная, динамическая, контрольная и отсроченная диагностики в ходе исследования;

- Обсуждение и подведение промежуточных итогов на педагогическом совете и в рамках консультаций с родителями.

Ожидаемые результаты:

  1. 1.Сохранение, развитие  физического и психического здоровья

Учащихся с ЗПР: понимание и принятие других людей, позитивный «Я» - образ, адекватная самооценка, сформированность коммуникативных умений;

2.  повышение  качества обучения по всем (основным) предметам;

3. успешная социализация школьников с ЗПР с условиях инклюзии;

4. привлечение ближайшего социального окружения в процесс обучения детей эффективным способам общения (детей нормы, учителей-предметников, родителей).

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебно – тематический план

Содержательные блоки

Количество часов

1.«Самооценка». Этот блок упражнений предназначен для знакомства подростков с таким видом групповой работы как тренинг. Так же здесь освещается основная тема занятий – самооценка. С помощью методик выявляется преобладающий тип отношения к себе.

2 (1 до программы _ пилотное исследование)

2. «Мы глазами других и мы на самом деле». Этот блок упражнений предназначен для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а так же для изучения межличностного общения, практикуется правильное понимание и принятие других людей

5

3.Формирование позитивного «Я образа». Данный блок упражнений направлен на формирование позитивного «Я» - образа через получение новой информации о себе, своих умениях, достижениях.

 

4

 

 

 

 

 

 

Календарное планирование

 

Месяц

неделя

Название темы

Май 2017

 1

Пилотное исследование

сентябрь

1,3

Лекция «Правила тренинга».  « Я как часть коллектива»

октябрь

1,3

«Я и мое окружение», «Я и значимые другие»

ноябрь

2,4

«Я и мои личные качества», «Мои возможности»

декабрь

2,4

«Мои достижения», «Я –часть коллектива, социума»

январь

2,4

« Мое светлое будущее», круглый стол с родителями « Семья, ребенок, школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ занятия

Название общей темы

Цели занятия

Тематика занятия, основные упражнения

1.

Что такое тренинг? Правила тренинга.

Входная диагностика.

Снижение эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.

Беседа с родителями по необходимости.

 1.   Представление участников занятий друг другу, определение правил работы группы.

2.        Разминка: упражнения на знакомство и синхронизацию.

3.          Основная часть:

упражнения, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса и самооценки участников: «Приветствие» (знакомство друг с другом),«Шаг вперед все, кто...», «Мое личное место».

Обсуждение итогов занятия.

Ритуал прощания.

2.

« Я как часть коллектива»

Взаимодействие; отреагирование чувств.

Разминка; упражнения на синхронизацию, доверие и взаимодействие.

Основная часть: упражнение на осознание своих эмоций как негативных, так и позитивных,  неконструктивности поведения (психодраматическая реконструкция недавних реальных конфликтов):«Слепой и поводырь», «Приветствие» (рассказ о своих эмоциях) .

Заключительное обсуждение.

Ритуал прощания (проведение групповых релаксационных дыхательных упражнений).

3.

«Я и мое окружение»

Повышение активности и самооценки детей;

принятие ими своих негативных качеств.

Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение: «Приветствие» (пожелания высказывают участники и напутственные добрые слова), «Толкалки», .

Основная часть: разыгрывание конфликтных ситуаций с обсуждением агрессивных проявлений участников.

Релаксационные упражнения: «Переменное дыхание».

Ритуал прощания.

4.

«Я и значимые другие»

Изучение мотивов своего поведения;

изучение мотивов поведения других людей;

выражение своего отношения к своему агрессивному поведению.

Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.

2.        Основная часть: групповая дискуссия с анализом поведения людей в различных ситуациях: «Связь», «Шла Саша по шоссе».

Релаксационные упражнения: Переменно-ноздревое дыхание,текст визуализации «Горы», (автор — Д. В. Ильина) .

Ритуал прощания.

5.

«Я и мои личные качества»

Повышение активности и самооценки детей.

Принятие своих негативных качеств детьми и их коррекция.

Разминка: упражнения на движение, взаимодействие.

Основная часть: упражнения на отреагирование эмоций, формирование эмпатических реакций у подростка: «Где мне сесть?, «Обзывалки»,«Спасибо».; ролевая игра с провоцированием гнева и агрессии (Разыгрывание конфликтных ситуаций с обсуждением агрессивных проявлений участников).

Заключительное обсуждение с оценкой своей выдержки и конструктивности при разрешении конфликта.

 Релаксационные упражнения: «сдвинь камень», «апельсин».

Ритуал прощания (каждый обязательно должен попрощаться со всеми остальными, поблагодарить и, если нужно, извиниться).

Домашнее задания: завести свой личный блокнотик самонаблюдения (Реальная ситуация, которая произошла с тобой (в школе, на улице, дома).

  1. 1.Что ты при этом чувствовал? Что ты при этом думал?
  2. 2.Что тебе хотелось сделать? Что ты сделал на самом деле?
  3. 3.Знак (символ), если удалось проявить позитивный навык (избежать деструктивного поведения)).

6.

«Мои возможности»

Провести динамическую диагностику. Отслеживание динамики обучения и воспитания, представленную классным руководителем.

Развитие самооценки.

 

Проведение методик.

Упражнение: «я могу, я умею…»

7.

«Мои достижения»

 Дать представление о саморазвивающейся личности, научить правильной оценке своих сил и возможностей.

Беседа по вопросам: «Я» человека и его место в мире, Проблема «Я»: активное или пассивное отношение к преградам на жизненном пути,

Деликатность, чувственность, Убежище «Я». Заполнение карты «Мои достижения».

 

8.

«Я –часть коллектива, социума»

Помочь в выборе жизненной позиции, личных предпочтений и интересов.

Упражнение «4 персонажа», «Избавление от установок» (Задача этого занятия - провести "инвентаризацию" именно сильных сторон личности каждого участника.) ;  «Мозговой штурм» (Цель упражнения: помочь участникам выявить что занижает их самооценку. Участникам предлагается высказать свои мысли по поводу негативных утверждений, которые занижают их самооценку.)

9.

« Мое светлое будущее»

Подвести итоги работы (обсуждение блокнота самонаблюдения);

провести итоговую диагностику

Беседа с родителями по необходимости.

Итоговая диагностика.

Итоговое обсуждение достижений всего цикла. Упражнение: «Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций», «Мне в тебе нравится...» — на развитие позитивной самооценки и реконструкцию положительного «Я-образа».

Пожелания, напутствия детей друг другу, педагога детям.

10.

« Семья, ребенок, школа»

 Проведение отсроченной диагностики. Круглый стол с родителями и педагогами, работающими с данной категорией детей, для определения эффективности работы и продумывания дальнейшего плана работы.

Отсроченная диагностика. Обобщение  и представление результатов работы. Обсуждение вопросов, хода дальнейшей работы по социализации детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Представление результатов обучения детей в ходе учебного года классным руководителем, отслеживание динамики обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Самооценка - это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе.

Реализация  многих  аспектов самооценки ( принятие и осознание собственного «я»,  осознание себя частью коллектива и общества, улучшены коммуникативные способности подростков с ЗПР, повышен их уровень социализации в целом)  - необходимое условие успешности проведенной коррекционно  - развивающей программы.

Исследователями давно доказано, что по мере формирования и укрепления самооценки возрастает  способность школьников с ЗПР к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

Участие  в программе не только детей, выбранной категории, но и классных руководителей, соц.педагога, школьного психолога и родителей также способствует становлению и формированию адекватной самооценки подростков с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. I.Методики.

Методика определения уровня самооценки  Дембо-Рубинштейн в модификации  А. М. Прихожан

Бланк

 

 

 

Интерпретация

При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личностная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черта будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм - 48 баллов).

Показатели уровня притязаний Адекватный - 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности. Высокий - 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики. Низкий - ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант. Уровень самооценки Адекватная - 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам. Завышенная - 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как "закрытость для опыта", то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей. Заниженная - менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейн. Самооценка слишком низкая может быть результатом проявления двух психологических проблем: действительно неуверенности в собственных возможностях и "защитной" неуверенности. Второе явление наблюдается в случае, если человек сам навязывает себе эту "недооценку", чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.

 

Методика А.И. Липкиной «Три оценки», 1976

Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

-характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,

б) любая другая аргументация;

- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв, 2006.

Описание методики: Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.

Инструкция

«Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:4 – очень часто;3 – часто;2 – иногда;1 – редко;0 – никогда.»

Стимульный материал


1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто понапрасну волнуюсь.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.


Интерпретация результатов

– сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;

– сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.

– сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

Методика исследования самооценки личности 
С.А. Будасси

Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

Текст методики

1. Аккуратность

17. Легковерие

33. Педантичность

2. Беспечность

18. Медлительность

34. Радушие

3. Вдумчивость

19. Мечтательность

35. Развязность

4. Восприимчивость

20. Мнительность

36. Рассудительность

5. Вспыльчивость

21. Мстительность

37. Самокритичность

6. Гордость

22. Надежность

38. Сдержанность

7. Грубость

23. Настойчивость

39. Справедливость

8. Гуманность

24. Нежность

40. Сострадание

9. Доброта

25. Нерешительность

41. Стыдливость

10. Жизнерадостность

26. Несдержанность

42. Практичность

11. Заботливость

27. Обаяние

43. Трудолюбие

12. Завистливость

28. Обидчивость

44. Трусость

13.Застенчивость

29. Осторожность

45. Убежденность

14. Злопамятность

30. Отзывчивость

46. Увлеченность

15. Искренность

31. Подозрительность

47. Черствость

16. Капризность

32. Принципиальность

48. Эгоизм

Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

 

Тест "Дерево с человечками"

Автор этого теста — известный британский психолог Пип Уилсон (Pip Wilson). Он был создан для школьников с целью проверить, как они освоились в школе за первые три года. Однако позже выяснилось, что он актуален и для взрослых. Тест помогает человеку определить его настоящее и желаемое эмоциональное состояние и даже в какой-то степени осознать свое положение в обществе.

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.

Расшифровка результатов теста:
Если вы выбрали позицию № 1, 3, 6 или 7, то это характеризует вас как целеустремленного человека, который не боится никаких препятствий и преград.
Если ваш выбор пал на один из следующих номеров: 2, 11, 12, 18 или 19, то вы общительный человек, который всегда окажет любую поддержку друзьям.
Выбор человечка под номером 4 определяет вас как человека с устойчивой жизненной позицией и желающего добиться всевозможных успехов без преодоления трудностей.
Номер 5 — вы часто бываете утомлены, слабы, у вас небольшой запас жизненных сил.
Выбор пал на человечка под номером 9 — вы веселый человек, любящий развлечения.
Номер 13 или 21 — вы замкнуты, часто подвержены внутренним тревогам и избегаете частого общения с людьми.
Номер 8 — вы любите уходить в себя, размышлять о чем-то своем и погружаться в собственный мир.
Если вы выбрали номера 10 или 15 — у вас нормальная адаптация к жизни, вы находитесь в комфортном состоянии.
Номер 14 — вы падаете в эмоциональную пропасть, скорее всего, подвержены внутреннему кризису.
Позицию номер 20 обычно выбирают люди с завышенной самооценкой. Вы прирожденный лидер и хотите, чтобы люди прислушивались именно к вам и ни к кому другому.
Выбор пал на человечка № 16? Вы ощущаете себя уставшим от необходимости поддерживать кого-то, но, возможно, вы увидели на этой картинке, что номер 17 вас обнимает — в таком случае вы склонны расценивать себя как человека, окруженного вниманием.

 

 

 

  1. II.План мероприятий  в рамках коррекционно – развивающей программы

 

 

№ п.

этапы

деятельность

1.

Приветствие

Озвучивание педагогом задач и цели мероприятия. Орг. моменты

2.

Основная часть

Последовательное проведение игр и занятий в рамках задуманного, инструкция к выполнению задания. Контроль за исполнением и дисциплиной

3.

Рефлексия

Подведение итогов мероприятия. Обсуждение мероприятия сильные и слабые стороны, внесение предложений и рекомендаций к последующим мероприятиям. Ритуал прощания.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. А. А. Карелин Большая энциклопедия психологических тестов М.: Эксмо, 2007
  2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – М., 1998.
  3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М., Владос – Пресс,2004
  4. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005
  5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000.
  6. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997
  7. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. М., 2005
  8. Н. П. Фетискин и др.  Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп  М.: ИИП, 2009, ISBN 978-5-903182-45-9
  9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.,2004

 

Интернет- источники:

 

  1.  https://infourok.ru/material.html?mid=18146  Психолого-педагогическая программа

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР