Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7435347
Статья «Система работы педагога – психолога по повышению психологической комфортности в классе».
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Гатальская Анна Владимировна, педагог - психолог МБОУ «Трудармейская средняя общеобразовательная школа» Прокопьевского муниципального района, Кемеровская область. 
Школа сегодня – серьезный психогенный фактор. Одним из направлений работы школьного психолога может быть психопрофилактика эмоционального напряжения (стрессов, срывов) у участников образовательного процесса. Педагог-психолог помогает определять и использовать свои возможности, предотвращать эмоциональные стрессы. Назначение работы с обучающимися: формирование ответственности за свое психологическое здоровье и освоение способов психопрофилактики эмоционального напряжения. Содержание работы основано на факторах, выделенных в проблематике эмоционального напряжения: причины, вызывающие повышение эмоционального напряжения; внешнее проявление; способы выхода из состояния эмоционального напряжения, в частности через творчество; организация здоровьесберегающего досуга.


Дата публикации: 26.01.2018


Система работы педагога – психолога по повышению психологической комфортности в классе.

Школа сегодня – серьезный психогенный фактор. Одним из направлений работы школьного психолога может быть психопрофилактика эмоционального напряжения (стрессов, срывов) у участников образовательного процесса. Педагог-психолог помогает определять и использовать свои возможности, предотвращать эмоциональные стрессы.

Назначение работы с обучающимися: формирование ответственности за свое психологическое здоровье и освоение способов психопрофилактики эмоционального напряжения. Содержание работы основано на факторах, выделенных в проблематике эмоционального напряжения:

причины, вызывающие повышение эмоционального напряжения;

внешнее проявление;

способы выхода из состояния эмоционального напряжения, в частности через творчество;

организация здоровьесберегающего досуга.

Формы работы с обучающимися: игровой тренинги психологические игры, в результате которых обобщаются знания, обосновываются предлагаемые пути разрешения проблемы, осваиваются новые способы выхода или профилактики состояния эмоционального напряжения.

План работы с данным классом содержал следующие направления:

Тестирование обучающихся «Определение состояния психологического климата в классе»;

Игровой тренинг «Владей собой», «Творите на здоровье», «Как сделать досуг полезным»;

Психологический курс развивающих занятий, который решает комплекс задач по интеллектуально-личностно-деятельностному развитию младших школьников, подготавливая их к переходу на следующую ступень школьного образования;

Психологические игры: «Психологический климат», «Формула самосовершенствования», «Во власти чувств»;

Информационное сообщение педагогу (классному руководителю): «Как улучшить психологический климат в классе»;

Информационное сообщение родителям: «Выбирая досуг. На здоровье себе и детям».

Научиться управлять своими эмоциями, контролировать свое психическое состояние – это большое благо, это гарантия повышения психологической культуры, общей культуры, шаг к самосовершенствованию. Таким образом, содействуя психологической профилактике эмоционального напряжения, педагог – психолог содействует развитию личности участников образовательного процесса.

Психологический климат к классе

Неблагоприятный климат

В отношениях друг к другу преобладают индивидуализм, настороженность, постоянное состояние обороны, ожидание посягательства ни личность, неуверенность и равнодушие. К делу в такой группе приступают неохотно, присутствует апатия (нет веры в успех задуманного) осуществление дела возможно только при условии контроля, но и в этом случае члены группы предпочитают шаблонные решения, избегают ответственности и как результат — низкое качество работы.

В группе с неблагоприятным социологическим климатом каждый шаг опасен для личности — могут унизить, отсюда повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищенности. Долгое пребывание в состоянии эмоционального неблагополучия, как утверждают психологи и медики, ведет к развитию неврозов.

Благоприятный климат

Климат называют благоприятным, если в группе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности если члены группы готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело; если в группе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену группы, за ним признается право принятия значимых для группы решений.

Каждый ребенок в группе с благоприятным климатом уверен в себе поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настроение можно определить музыкальным термином «мажор». В группе с благоприятным климатом отношения таковы, что, совершив ошибку, личность не перестает чувствовать себя принятой, значимой для других. Ученики не боятся проявить себя, не боятся задать вопрос учителю, не боятся быть осмеянными в случае ошибки, в такой группе сформировано ценностное отношение к делу, истине, человеку. Правда, поддерживать такую систему отношений необходимо еже­дневно и на каждом уроке каждому из учителей, работающих в классе

Тест «Определение состояния психологического климата в классе»

Инструкция. В целях изучения психологического климата в ва­шем классе просим ответить на ряд вопросов. Обведите кружком ответ, выражающий ваше мнение.

1. С каким настроением вы обычно идете в школу?                                                   

         1.Всегда с хорошим настроением;

         2.с хорошим чаще, чем с плохим;

         3.с равнодушием;

         4.с плохим чаще, чем с хорошим;

         5. всегда с плохим настроением.

2. Нравятся ли вам люди, которые учатся вместе с вами?

         1.Да, нравятся;

         2.многие нравятся, некоторые - нет;

         3.безразличны;                                                                      

            4.некоторые нравятся, но многие - нет;

         5.никто не нравится.

3. Бывает ли у вас желание перейти в другой класс?

         1.Никогда не бывает;

         2.редко бывает;

         3.мне все равно, где учиться;

         4.часто бывает;

         5.думаю об этом постоянно.

4. Устраивает ли вас учеба в школе?

         1.Учебой вполне доволен;

         2.скорее доволен, чем недоволен;

         3.учеба для меня безразлична;

         4.скорее недоволен, чем доволен;

         5.совершенно недоволен учебой.

5. Как, по вашему мнению, относится к вам классный руководитель?

         1.Очень хорошо;      

         2.хорошо;

         3.безразлично;                     

         4.скорее недоволен;

         5.очень плохо.

6. В какой форме обращаются к вам чаще преподаватели?

         1.Убеждают, советуют, вежливо просят;

         2.чаще в вежливой форме, иногда грубо;

         3.мне это безразлично;

         4.чаще в грубой форме, иногда вежливо;

         5.в грубой форме, унижающей достоинство.

Обработка результатов. За ответ на каждый вопрос учащийся получает столько баллов, какой номер ответа выбрал. Суммируют баллы по всем вопросам:

6-12 баллов - школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится (высокий уровень).

13-18 баллов - школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо (средний уровень).

19-30 баллов - школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой (низкий уровень).                                                                                                                    

 диа                                  

Игровой тренинг «Владей собой».

Цель психологическая: выявить причины, приводящие к тревожности и эмоциональному напряжению (агрессии); определить пути и меры коррекции психопрофилактики эмоци­онального напряжения.

Цель педагогическая: научить учащихся находить пути вы­хода из состояния тревожности, не позволяя доводить его до эмо­ционального напряжения.

Цель диагностическая: самооценка тревожности.

Содержание

Тема: «Владей собой». Чтобы ее обосновать, предлагается выпол­нить тест из одного вопроса: Кто должен заботиться о здоровье человека (в том числе и о его психологигеской составляющей)? Варианты ответов:

1. врачи;

2. родители;

3. учителя;

4. все кто угодно, только не сам человек;

5. сам человек.

Правильный ответ «5».

Так как школа учреждение не медицинское, а образователь­ное, и здесь как раз психика подвергается риску, то речь должна идти о психических способах защиты своего здоровья, его про­филактики. «Позаботься о себе сам» — эти слова могут стать девизом всех встреч в этом учебном году.

Ответив на вопрос о здоровье, вне зависимости от выбора от­вета вы согласитесь с тем, что о нем надо заботиться. А чтобы ответить на вопрос: «Как?», желательно вначале установить при­чины его возможного нарушения. Отсюда следуют три задачи.

Установить уровень тревожности для пред­определения эмоциональных срывов.

Определить их причины, проявление и качества.

Найти выходы из состояний тревожности и эмоционального перенапряжения.

Это и объясняет тему встречи «Владей собой».

Несколько слов о тревожности

Нет такого человека, который никогда бы не испытывал тре­ноги... Волноваться — это естественно. В человеке заложен осо­бый биологический механизм, помогающий справляться с эмо­циональной перегрузкой. Доктор Селье различает три стадии стресса: тревогу, сопротивление, истощение.

Тревога означает, что ваш организм готов сразиться с возник­шими трудностями и принять вызов судьбы. Такое состояние временно и предназначено природой для экстремальных ситуаций. Организм не может пребывать в нем долго.

Когда вы справились с трудностью или привыкли к беспо­койству, в силу вступает обратный механизм и все возвращается в свое обычное состояние. Это стадия сопротивления. Переход к стадии истощения происходит, если человек про­должает переживать трудности или нервничать даже после их исчезновения. В результате - эмоциональный срыв, наносится непоправимый ущерб здоровью.  Общеизвестен факт, что все болезни имеют психологические корни. В нашей жизни подчас не хватает положительных эмоций, зато отрицательные имеются в избытке, поэтому агрессия приобретает характер эпидемии.

Тревожность — это личностная характеристика, склонность человека к переживанию тревоги. Это особенное эмоциональное состояние, которое возникает в тех ситуациях, когда причина опасности неясна, неопределенна.

Первый этап Причины тревожности и эмоциональных срывов

Давайте все-таки выясним, что же может быть причиной тревожности. Минута на размышление про себя, а затем в своей группе вы должны записать все свои предположения.

Пауза для всех

Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре - на задержку дыхания, четыре - на выдох. Проделайте так три раза, слушая при этом только дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

Второй этап Проявление тревожности

Вот теперь у вас есть возможность описать ощущения человека, находящегося в состоянии тревоги. Минута на размышление про себя, 3 минуты на групповую работу. Оставьте записи.

Пауза для всех

Растяжка. Чувство тревоги «живет» на шее ниже затылка. Научимся его снимать. Руки сложить за спиной «замком». Потянуть их, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки. Потягивание. Универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь.

Четвертый этап - Коррекция и психопрофилактика

Поделитесь соображениями, как можно предотвратить состояние ненужной тревожности.

Пауза для всех

Мудры. Сложите пальцы большой к безымянному кольцом, остальные выпрямите. Это мудра Земли: улучшает психофизическое состояние организма, снимает стрессы, повышает самооценку.

Или мудра Лестница небесного храма: сложите пальцы в виде ле­стницы большой на большой, указательный на указательный, сред­ний на средний, безымянный на безымянный и медитируйте. Сни­мает депрессию, улучшает настроение, снимает состояние безысход­ности и тоски. Вы самый уравновешенный человек. Улыбнитесь.

Пятый этап- Передача знаний. Учимся улыбаться и быть уверенными в себе.

Пауза для всех                                                                                                     

Переход из одного состояния в другое сопровождается соот­ветствующей перегруппировкой лицевых мышц. Например, улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр моз­га. Результат - чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержите улыбку 10-15 секунд. Измените улыбку на ухмылку - почувствовали недовольство. Примите гневный вид - почувствовали гнев. Ваше лицо, голос, жесты, осанка мо­гут вызвать любое чувство. Следовательно, если на уроке вам неинтересно, вы должны сделать вид, что вам это интересно, и это действительно вам поможет.

Первую встречу можно считать завершенной. Отрефлексировав причины и проявления симптомов тревожности, опре­делив пути выхода (свои, а не навязываемые взрослыми), осво­ив их, вы сможете быть творцом своего душевного и физического благополучия. Научите себя справляться с волнением в экстремальных ситуациях, и вы сможете, сохранив свое здоровье, оставаться уверенным в себе человеком.

Игровой тренинг  «Психологический климат на уроке»

Цель психологическая: выделить составляющие психологи­ческого климата, осознать и принять ответственность за свой вклад в психологический климат на уроке.

Цель педагогическая: научить принимать во внимание и ис­пользовать составляющие психологического климата в целях по­вышения эффективности урока (для учащихся).

Цель диагностическая: оценить психологический климат в коллективе.

План

Сообщение о макрофакторах, влияющих на формирование
психологического климата в группе.

Совместное выделение составляющих психологического климата на уроке.

Деловая игра: определение факторов, влияющих на состояние психологического климата на уроке.

Заключение.

Проведение: 3 этапа для составления характеристик успокаива­ющего, тонизирующего и концентрирующего воздействия, перемежающиеся паузами: релаксирующей, тонизирующей, концентрирующей внимание.

Форма: игра.

Подготовительный этап: проведение теста «Психологический климат в классе».

Содержание

Человек создан для счастья... Есть возражения? Думаю, что нет. Что ему для этого нужно? (Выслушать ответы)... О! Сколько ус­ловностей и условий... Так мы никогда не станем счастливыми. Начнем с того, что за свое счастье ответствен сам человек. Он сам себя делает счастливым или несчастным. Он создает условия вок­руг себя для переживания счастья или несчастья.

Хорошо ли вам сейчас?

Комфортно?

Приятно?

Приятно находиться среди этих людей?

В этом месте?

Ваши ответы - оценка психологического климата в данных условиях. Определим:

климат - «комфортно, уютно, приятно...» - благоприятная атмосфера среди общающихся; психологигеский - учитывающий индивидуальные особенно­сти общающихся, отсюда психологигеский климат - преобладающий в группе относи­тельно устойчивый психологический настрой ее членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности. Поступ­ки любого члена коллектива, группы влияют на психологический климат: отрицательные - деформируют, положительные - улуч­шают.           

Уточним: психологический климат может быть благоприят­ным и неблагоприятным. Попробуйте по описанию определить, о каком климате идет речь.

В отношениях друг к другу преобладает настороженность, постоянное состояние обороны, ожидание посягательства на личность, неуверенность и равнодушие. К делу в такой группе приступают неохотно, присутствует апа­тия (нет веры в успех задуманного), осуществление дела воз­можно только при условии контроля, но и в этом случае чле­ны группы предпочитают шаблонные решения, избегают от­ветственности и как результат — низкое качество работы.  В группе с неблагоприятным социологическим климатом каждый шаг опасен для личности - могут унизить, отсюда - повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищенности. Долгое пребывание в состоянии эмо­ционального неблагополучия, как утверждают психологи и медики, ведет к развитию неврозов.      (Неблагоприятный климат)

В группе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Члены группы готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого каче­ства, работая без контроля и неся ответственность за дело. В группе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену группы, за ним признается право принятия значимых для группы решений.  Каждый ребенок в группе уверен в себе, поскольку чув­ствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в вы­ражении собственного мнения. Преобладающее настроение можно определить музыкальным термином «мажор». Отношения таковы, что, совершив ошибку, личность не перестает чувствовать себя принятой, значимой для других. Ученики не боятся проявить себя, не боятся задать вопрос учителю, не боятся быть осмеянными в случае ошибки, в та­кой группе сформировано ценностное отношение к делу, ис­тине, человеку. Правда, поддерживать такую систему отношений необхо­димо ежедневно и на каждом уроке.     (Благоприятный климат)

Кто или что влияет на психологический климат в коллективе, группе, классе? От чего может зависеть психологическая атмосфера в вашем классе? В разных кабинетах? На разных предме­тах? (Ответы либо записать, либо огра­ничиться повторным проговариванием.)

Сначала нужно определить, что вызывает успокаивающее (релаксирующее) действие, второй этап будет посвящен тонизирующему воздей­ствию, третий - концентрации внимания.

Этап 1. Успокаивающее воздействие

Работа в течение 5 минут.  Обсуждение закон­чено. Представьте свои критерии с точки зрения успокаивающе­го воздействия. Его оказывает:

во внешнем виде помещения... (выслушать ответы);

во внешнем виде участников (учителя и ученика)... (выс­лушать ответы);

среди личных характеристик (учителя и ученика)... (выс­лушать ответы).

Спасибо!

Этап 2. Тонизирующее воздействие – упражнение «Пальгиковая гимнастика»

Всем известно, что между мелкой моторикой и интеллекту­альной деятельностью существует прямая связь. Чтобы избежать умственного переутомления и сохранить голову ясной, запомните и выполняйте следующее упражнение.

Руки поставить локтями на стол. Кисть зафиксировать вверх. Пальцы сжать в кулак. На счет «раз» большой палец вытянуть вверх, на счет «два» - прижать к кисти, на счет «три» - вытянуть горизонтально (параллельно столу), «четыре» - сжать. По­вторить 3-4 раза. И так с каждым пальцем. По окончании потря­сти кистями, потянуться, сложив их в «замок».

Похлопаем в ладоши!

Этап 3. Концентрация внимания - упражнение «Передай предмет по кругу»

Вы сидите в кругу из 6 человек. Один из вас задумывает ка­кой-либо предмет, этот человек будет ведущим. Все закрывают глаза. Ведущий прикасается к соседу слева, тот открывает глаза и смотрит на ведущего. Ведущий молча показывает несколько ма­нипуляций с задуманным предметом и «передает» его соседу, тот трогает за плечо своего соседа слева и показывает, что показы­вал ведущий, и так до последнего человека. Последний «передает» предмет самому ведущему. Что это был за предмет, прогова­ривает каждый, начиная с последнего.

Модификация. Встать в два круга - внешний и внутренний, лицом друг к дру­гу, внутренний круг передает предмет, внешний наблюдает. Затем меняются.

Резюме: чтобы понять другого, нужно быть очень внимательным. Желание понять заставляет нас концентрировать внимание.                                                                                   

Игровой тренинг  «Творите на здоровье!»

Цель психологическая: сознание возможностей и влияния творческих приемов на самочувствие, активность, настроение (т. е. психологическую составляющую здоровья).

Цель педагогическая: научить приемам развития собствен­ной творческости, Определить способы творческого подхода к психотравмирующим ситуациям.

Цель диагностическая: определить влияние творческих за­дач на самочувствие, активность, настроение.

Содержание

Магическое слово «творчество»... Счастлив тот, кто ему сопричастен, особенно если вспомнить творческие задания по литера­туре, истории, физике... А ведь это - возможность проявить себя, свою индивидуальность!

Предлагаю наше общение начать с мини-теста САН. Прислу­шайтесь к себе и оцените в баллах по 7-балльной шкале ваше (на настоящий момент) самочувствие, активность, настроение. Вы­чертите профиль САН на вашем бланке. Средним является зна­чение 4, выше 4 - благоприятное состояние, ниже - неблагопри­ятное. Нормальные оценки состояния находятся в диапазоне от 5,0 до 5,5.

Оставим на вашей совести причины вашего же недовольства, если оно есть, и займемся делом, т.е. здоровьем, так как тема нашей встречи «Творите на здоровье». Здоровье, особенно психологическое, вещь хрупкая, зависимая... На одной из встреч мы обсуждали, от чего оно зависит, и определили пути выхода из состояния эмоционального напряжения, которое является пред­течей стрессовых и эмоциональных срывов. Одним из таких пу­тей было названо творчество.

Сегодня нам предстоит убедиться в этом воочию. Вам предлагается свободно и самостоятельно разделиться на шесть команд (по 4 человека в каждой команде). Перед вами шесть столов, расставленных вкруговую. На каждом столе твор­ческое задание. На выполнение задания отводится 3 минуты, за­тем звучит гонг - и вы переходите к левому столу. Каждая коман­да, подойдя к столу, обнаружит ответы предыдущей команды. Ей следует дополнить их или предложить свою версию. На листе от­ветов вписывается номер команды и ответ. Нацеленность не на вре­мя, не на правильность (в творчестве понятие правильности весь­ма относительно), а на оригинальность.

Подойдите, пожалуйста, к своим столам. По сигналу гонга при­ступайте к выполнению задания.

Пишите! Рисуйте! Делайте! Главное, не оставляйте пустых листов. Виды заданий:

1. Ребус. В ребусе зашифрованы устойчивые словосочетания.

2. Выражение. Придумайте как можно больше предложений из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указан­ ной буквы.

3. Задачи на смекалку.

4. Эскизы. Добавьте любые детали к основному изображению, чтобы получились различные интересные рисунки.

5. Скрепка. Придумайте как можно больше способов применения скрепки.

6. Не отрывая руки. Рисуйте, не отрывая карандаша от бумаги (условия в первом возможном перекрещивании, во втором перекрещивание линий не допускается).

Спасибо! Время вышло. Вернитесь на свои места. Вы попро­бовали свои творческие способности в разных видах творческих заданий. Что-то получилось хорошо, что-то не очень. Важно не это... Как вы себя чувствуете? Каково ваше настроение? Ответьте еще раз на вопросы мини-теста САН и постройте график, обозначив его цифрой 2. (Если он сместился вправо — вы творче­ский человек и эмоциональный срыв вам не грозит. Вы даже в трудной ситуации найдете оригинальный выход. И если выполнять подобные упражнения, то ваши творческие способности проявятся самым неожиданным образом.)

А теперь последнее задание. Используйте свои скрытые твор­ческие резервы для нахождения творческого решения психотравмирующей ситуации. Подумайте и предложите, как можно ис­пользовать свою творческую неординарность, чтобы не попасть в ловушку стресса, эмоционального напряжения, когда вы:

-в размолвке с родителями;

-в ссоре с друзьями;

-встречаете непонимание со стороны учителей;

-получаете плохие отметки...

Как можно творчески выйти из состояния эмоционального на­пряжения? Что для этого можно сделать или нужно делать? Запи­шите. Спасибо!

Помните! Творчество дает ощущение свободы! Ощущение соб­ственной ценности и интереса жизни! Ощущение уверенности, легкости и радости, энергии и вдохновения! А это - лучше любого лекарства.  Творите и здоровы будете!                                                   

Игровой тренинг  «Как сделать досуг полезным».

Цель психологическая: осознание важности здоровьесберегающего отношения к организации своего досуга.

Цель педагогическая: научить способам и приемам здоровьесберегающего досуга.

Цель диагностическая: определить мотивы досуга.

Содержание

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем

И опять писать начнем.

Школьная речевка. Не случайно наша встреча начинается с рифмовки, знакомой вам с первого класса. Это почти ученический фольклор. Ваша работа — это учеба. Полдня, а то и больше, вы в школе; дома надо успеть выучить задание на завтра, а завтра быть готовым опять «писать». И так всю неделю с одним выходным. А как быть с ус­талостью: физиологической, психологической? (Пальчики, по рифмовке, и те должны отдохнуть...) Как организовать свой от­дых? Чем наполнить свой досуг? Вот вопросы, которые сегодня мы обсудим. Давайте сначала определимся с понятиями.

Задание 1.

Дайте определение досуга, как вы его понимаете, и предло­жите способы его наполнения. Время работы в группах 3 мину­ты. Закончили обсуждение. Зачитайте определения и предложения... Спасибо!

Определение досуга по Р. Глассеру: «Досуг — форма деятель­ности, не ориентированная на получение денег. В досуге человек переключается на другие виды деятельности, утверждает и реа­лизует себя как личность. Досуг неправильно отождествлять с ничем не заполненным, свободным от всякой деятельности вре­менем, иными словами, с бездельем».

Давайте обратимся к себе и ответим на вопросы теста «Моти­вы отдыха» с тем, чтобы определить мотивы, побуждающие вас к внеучебной деятельности.

Задание 2.

Выразите свое согласие (+) или несогласие (-) с предложен­ными утверждениями.

Тест «Мотивы отдыха»

Ты встречаешься с товарищами по увлечению, чтобы:

  1. 1.заполнить свободное время;
  2. 2.отвлечься от основной учебы и будничных дел, обсудить общие интересы;
  3. 3.приобрести новые знания, расширить кругозор;
  4. 4.почувствовать себя значимым в общественной жизни;
  5. 5.поднять свой авторитет среди друзей и знакомых;
  6. 6.развивать свои творческие способности;                                                              
  7. 7.расширить круг друзей и знакомых;
  8. 8.отдохнуть, занявшись чем-то новым, незнакомым;
  9. 9.участвовать в выставках, смотрах, конкурсах;
  10. 10.приобрести знания и умения, чтобы продолжить учебу, стать
    в этом виде деятельности профессионалом;
  11. 11.познакомиться и обсудить интересующие тебя вопросы со знающими людьми;
  12. 12.практически научиться какому-нибудь новому делу;
  13. 13.развить в себе качества, присущие людям, которые для тебя авторитетны;
  14. 14.общаться с интересными людьми;
  15. 15.создать что-то свое в той сфере, которая тебя особенно привлекает;
  16. 16.провести время со своими знакомыми и друзьями.

Балл приносит только положительный ответ. Посчитайте, сколько у вас положительных ответов по следующим мотивам:

Мотив «познание» - 3,10,11,12.

Мотив «достижение успеха» - 4, 6, 13,15.

Мотив «общение» - 2, 7,14,16.

Мотив «отдых» или «стремление к престижу» - 1, 5, 8, 9.

Максимальный балл - 4.

Выполним упражнение рефлексотерапии, при которых биоло­гически активные точки массируются пальцами.  Итак, если настиг приступ усталости, то большим и указательным пальцами в течение 30 секунд на­давливайте на переносицу с обеих сторон;  стимулирующее действие оказывает также мягкое, масси­рующее надавливание в течение 20 секунд большим пальцем на первый сустав мизинца. Минута - и усталость отступит.

3. Дыхательное упражнение:

при внезапных приступах немотивированной тревоги, стра­ха помогает правильная дыхательная техника. Сделайте медлен­ный вдох, сосчитав до 4; задержите дыхание, вновь сосчитав до 4; и медленно выдохните, сосчитав до 4. После паузы повторите все сначала.

4. Возможно, вы услышали старые проверенные способы организации досуга, а воз­можно, обнаружили новые, неожиданные.

К традиционным советам по организации досуга можно отне­сти: коллекционирование, цветоводство, рисование, музициро­вание, посещение вернисажей и театров, спорт, домашних животных, кулинарию, ремонт аппаратуры и автомашин... Все­гда можно занять себя с пользой для себя! Важно, чтобы это дела­лось с радостью и удовольствием.

А самый эффективный здоровьесберегающий антистрессовый досуг - смена деятельности! Причем полезной деятельности. Валяться в постели или на диване - это неэффективно, к тому же медики предупреждают, что 48 часов такого состояния мо­жет привести к новому стрессу - стрессу безделья. А он хуже, чем плохая работа.

Досуг - ваш. Вам и решать, как его использовать. Главное, что он должен быть психологически оправдан. Отдых необходим для укрепления здоровья, нервной системы, предотвращения стрес­сов. Кто об этом позаботится, если не вы? Выбирая вариант от­дыха, помните, что в результате вам необходимо достичь бодро­сти, свежести мысли, хорошего настроения, работоспособности, поэтому досуг должен быть здоровьесберегающим.              

Психологические игры

Дразнилки

Очень часто дети настолько болезненно реагируют на кри­тику, что бросаются в драку по малейшему поводу. Задача игры - помочь им научиться сдерживать свои эмоции, не проявлять обиду.  Ведущий должен высказать несколько критических замеча­ний в адрес каждого из играющих. Задача - создать ситуацию, когда игрок должен либо признать критику в свой адрес, либо поспорить с ведущим, доказать свою точку зрения. Критика со стороны ведущего может быть любой - например, он может сказать кому-то из игроков: «Ты не умеешь рисовать!»  В некоторых случаях участник игры спокойно соглашается с этим, признает: «Да, я не умею рисовать!». Но при этом он при­водит другое свое качество, которым может гордиться - например, говорит; «Зато я умею танцевать!» и т.п.   Но в некоторых случаях он может с гневом или злостью возражать. Ведущий оценивает ответ каждого. В конце игры при подведении итогов становится ясно, кто умеет сдерживать свои эмоции. Именно спокойные, хладнокровные и получат больше очков.

«Эстафета»

Смысл игры прост: проводится самая обыкновенная эстафета. Присутствующие делятся на две команды, по очереди каждый участник должен пробежать несколько метров, кос­нуться рукой дерена, вернуться обратно. После этого забег совершает другой игрок. Эстафета может идти и по иному сце­нарию. Ведущий внимательно наблюдает за реакцией играющих. Кто-то обязательно будет бурно проявлять радость или гнев в случае проигрыша. В этом случае игроки получают штрафное очко. Те, кто может сдержать свои эмоции, становятся победителями. Например, можно поставить условие тот участник, ко­торый не набрал за время игры ни одного штрафного очка, бу­дет считаться самым сдержанным из всех.

«Не рассмеяться!» Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Ведущий начинает игру с рассказа какой-то смешной исто­рии или анекдота. Затем разговор продолжают остальные. Для них главное - не рассмеяться, даже услышав что-то очень смешное. В начале игры все достаточно успешно сдерживают свои эмоции. Но потом кто-то из игроков не выдерживает и раздается веселый смех. Ведущий внимательно наблюдает за игроками. Те, кто сдерживает свои эмоции, получают оценку повыше. Ну а ребята, не сумевшие сдержать их, получают меньше очков. Соответственно, в конце игры подводятся итоги. Победителем становится тот, кто набирает очков больше. Игру можно разнообразить, разделившись на пары. По оче­реди каждая пара выходит на всеобщее обозрение - и напарни­ки начинают смешить друг друга. Игроки как этой пары, так и все остальные не должны рассмеяться даже в ответ на очень смешные действия или слова. Те, кто сумел сдержать свои эмо­ции, заработают высокую оценку. Ну а кто не сумел - получа­ют меньше очков или не получают их совсем. Победителем бу­дет тот, кто наберет очков больше.

«Спокойствие, только спокойствие» Для детей среднего школьного возраста.

Хорошо известный и любимый многими сказочный герой Карлсон часто повторял эту фразу. Он обычно говорил: «Спо­койствие, только спокойствие, это дело житейское!». Обычно эта фраза употреблялась им, когда он видел, что вокруг все раз­дражены или обозлены до предела, и их надо успокоить. Игра также направлена на то, чтобы научить детей спокойно вести себя в самых разных ситуациях. Очень часто дети не могут довести до конца начатое дело. Это объясняется их повышенной возбудимостью, эмоциональ­ностью. Им хочется побыстрее заняться чем-то более интерес­ным. Но в некоторых случаях просто необходимо заставить себя довести до конца начатое дело.

Ведущий должен следить за ходом игры и подводить итоги. Остальные игроки делятся на пары. Один игрок в каждой паре становится «взрослым», другой - «ребенком». Задача «взрос­лого» - что-либо объяснить «ребенку». Объяснения могут быть самыми разными: например, касающимися решения какого-то математического примера или задачи. Второй участник, «ребе­нок», должен делать вид, что ничего не понимает, постоянно задавать различные вопросы по поводу объяснения.

Допустим, «взрослый» объясняет: «Очень важно соблюдать правила дорожного движения. Иначе может произойти что-то непоправимое!». «Ребенок» в ответ на это постоянно задает провокационные вопросы: «Почему?», «Что может случиться? и т. д. Таким образом игра должна продолжаться до тех пор пока «взрослый» не начнет явно раздражаться от неуместных вопросов. Вот в этом-то и заключается смысл игры.

Ведущий следит за изменением настроения «взрослого», за проявлением нервозности с его стороны или негативных эмоций, раздражения. В случае, если этого не происходит, «взрослый» спокойно продолжает свои объяснения, ему засчитывается определенное количество очков. Чем более спокоен участник игры, тем больше очков он получает. И, наоборот, чем более нервозен он, тем меньше очков ему засчитывается. В конце игры подводятся итоги: победителем считается тот, кто наберет больше очков.

Игру можно разнообразить. Выходит один из ребят и начи­нает объяснять что-то собравшимся. Все остальные должны за­давать ему различные провокационные вопросы. В результате игрок будет постоянно отвлекаться от своего объяснения, сби­ваться, а от этого неминуемо появится раздражение. Соответс­твенно, чем больше негативных эмоций проявит игрок, тем меньше очков он получит. Ведущий внимательно наблюдает за действием. Иногда проявление эмоций может быть не явным, а скрытым. По поведению игрока будет видно, что он раздражен, расстроен, но он будет стараться держать себя в руках. Это - очень хорошее уме­ние, и оно заслуживает высокой оценки. В конце игры также подводятся итоги. Участники, набравшие больше всего очков, становятся победителями. Эта игра полезна также тем, что дети смогут ясно увидеть, что чувствует учитель, когда ученики не понимают или не желают понимать его объяснений.

Находчивость и храбрость.  Для детей среднего школьного возраста.

Уверенного в себе человека трудно чем-нибудь напугать. Именно поэтому важно помочь детям воспитать в себе уверенность. Игра направлена на развитие этого качества, а также по­могает научиться бороться со страхами.

Ведущий предлагает обсудить несколько неоднозначных ситуаций.  Они могут варьироваться от самых простых до более сложных. Например, школьник пришел на урок и вдруг узнал, что именно сегодня важная и ответственная контрольная, а он совершенно не подготовился. Ведущий по очереди может обра­щаться к ребятам, чтобы выяснить у них мнение относительно такой проблемы. По ответу будет ясно, насколько устойчива психика к такой ситуации. Например, ребенок может отвечать уверенно, предлагать различные варианты поведения, начиная с того, чтобы списать контрольную у кого-то, и до того, чтобы отпроситься домой, ссылаясь на плохое самочувствие.

Некоторые дети будут отвечать неуверенно, как бы сомнева­ясь в правильности своих действий. Это и свидетельствует, что такая ситуация могла бы вызвать у них страх. Задача ведуще­го - попытаться вести разговор таким образом, чтобы сам ре­бенок понял причину своего страха перед контрольной. Воз­можно, он недостаточно хорошо усвоил последние темы, мо­жет быть, его пугает мысль о постоянных неудачах и т. д. В игре нет победителей и побежденных, задача - помочь детям самос­тоятельно разобраться со своими страхами, чтобы они могли контролировать свои эмоции, возникающие в непредвиденных обстоятельствах.

В данной игре можно обсуждать ситуации на самые разные темы, например: «Что делать, если потерялся ключ от кварти­ры, а все уехали на дачу?» или «Что делать, если к соседям лезут воры?».  Вряд ли целесообразно травмировать детскую психику ситу­ациями, связанными с мистикой. Задача игры - научить ребенка сох­ранять уверенность в себе, а не дезориентировать его рассказа­ми о паранормальных явлениях. Впрочем, можно оговориться, что при любом столкновении с чем-то непонятным вряд ли нужно все воспринимать слишком серьезно. Возможно, все объясняется очень просто: например, чьим-то розыгрышем или какими-то природными явлениями.

«Терпение и труд все перетрут». Для детей среднего школьного возраста.

Иногда для того, чтобы научить детей сдерживать свои эмо­ции, нужно направить их энергию на выполнение какого-то определенного дела. Данная игра рассчитана на то, чтобы нау­чить детей вовремя переключаться с шумных эмоциональных игр на более спокойные.

Задача ведущего - спровоцировать бурное проявление эмо­ций у детей. Например, можно затеять какой-то спор, устроить небольшую ссору. При этом нужно внимательно следить за эмоциями участников игры. Те игроки, которые бурно прояв­ляют свои чувства, получают определенное количество штраф­ных очков. Им следует выполнить какое-то задание ведущего.

При этом ведущий может выбрать следующие варианты за­даний: решить какую-то головоломку, собрать из конструктора какую-то игрушку или сделать какое-то другое действие, тре­бующее внимательного и терпеливого отношения. Разумеется, далеко не все смогут быстро переключиться и точно выпол­нить задание. При этом ведущий должен внимательно следить за «провинившимися» игроками, то есть теми, кто получил штрафные очки. Если они хорошо справились с заданием, то их штрафные очки сгорают, а если игроки не смогли хорошо спра­виться с делом, то у них штрафные очки остаются. В конце игры подводятся итоги. Победителями считаются те, кто не по­лучил ни одного штрафного очка.

«На обидчивых воду возят». Для детей младшего школьного возраста. Игроки делятся на две команды. Члены первой будут «обид­чивыми», а участники второй команды, наоборот, будут пытаться переубедить «обидчивых». Сначала выступает первая команда. Ее члены могут разыграть сценку или рассказать ис­торию из собственной жизни - относительно того, как их кто-то когда-то сильно обидел. Или можно рассказать, как сам игрок невольно или специально обидел кого-то. Члены второй команды должны внимательно прослушать рассказ или посмотреть «сценку» - театрализованное предс­тавление. После этого они должны подробно обсудить обрисованную ситуацию и сказать свое мнение. Они могут сказать, почему нельзя было обижаться в данном случае. Или наоборот, можно сказать, какие меры нужно было принять.

Ведущий внимательно наблюдает за игрой и действиями всех ребят. Затем наиболее убедительные и активные игроки второй команды получают заработанные очки. Потом команды меняются ролями. Члены второй команды становятся «обид­чивыми», а первая команда, наоборот, пытается их переубе­дить. Игра продолжается. В конце ведущий подводит итоги.

Победителями считаются те, кто получил больше очков. Именно эти ребята могут считать себя самыми сознательными и сдержанными в проявлении различных эмоций, в том числе и обиды.

«Ветер и парусники». Для детей среднего школьного возраста.

Игра поможет детям не только познакомиться с основными сторонами света, но и разовьет у них ассоциативное мышление и способность образно воспроизводить свои чувства. Сама игра проводится под тихую, мелодичную музыку. Играющие встают в круг, а ведущий - в центр. Роль «ветра» выполняет ведущий, а роль «парусников» дети. Игра начинает­ся с прочтения небольшого четверостишия:

Ветер сильный, ветер мощный, Он для паруса помощник. Он направит, повернет И домой всегда вернет.

Затем под тихую, спокойную музыку ведущий говорит: «Ве­тер дует с севера». Задача «парусников» развернуться в направ­лении ветра, то есть лицом на юг. Когда ведущий говорит: «Ве­тер дует с запада», все поворачиваются лицом к востоку, если «буря», то «парусники» кружатся на одном месте. По команде «переменно» играющие должны стоять на месте, покачиваясь, а по команде «штиль» замереть. С каждым разом темп игры уве­личивается. Если играющий ошибается, он выходит из игры. Побеждает тот, кто сделает меньше ошибок.

«Угадай, чей голосок». Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Играющие встают в круг, не держась за руки, ведущий в центр. Ему завязывают глаза. По команде круг начинает движе­ние в одну сторону и говорит: Встали детки в ровный круг, Развернулись резко вдруг. И сказали: «скок-скок-скок», Разгадай, чей голосок.

Слова «скок-скок-скок» произносит только один из игро­ков. Задача ведущего - угадать, кто сказал эти слова. Если он отгадывает, то меняется местами с игроком, если нет, игра продолжается дальше.

«Рыжая лиса и зайцы». Для детей среднего школьного возраста.

Игра на развитие умения определять и чувствовать замыслы человека по лицу.

Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Вне круга рисуют дом лисы. Затем все играющие закры­вают глаза, а ведущий обходит круг и дотрагивается до одного из игроков - он и становится лисой, остальные - зайцами. После этого все открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга, стараясь определить, кто же является лисой. Лиса старается себя не выдавать. Затем три раза хлопают в ладоши и хо­ром спрашивают: «Рыжая лиса, где ты?» и смотрят друг на дру­га. После третьего повторения лиса откликается: «Вот я», и на­чинает всех ловить. Пойманных она помещает в свой дом. Выигрывает тот, кого лиса поймать не сможет.

«Гармония».  Для детей младшего и среднего школьного возраста. Игра на развитие чувства гармонии и уравновешенности. Ведущий просит играющих поднять ногу и далее таким же образом выполнять все последующие его задания. Те, кто не удерживает равновесия и встает на обе ноги, выбывает. Задания могут быть следующими: изобразить птицу в полете, цаплю на болоте, танцора, пьяного человека и прочие фигуры.

Информационное сообщение педагогу (классному руководителю)

«Как улучшить психологический климат в классе»

Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности учебно-воспитательной работы в классе. Психологический климат в классе зависит не только от классного ру­ководителя, учителя, на него влияют организация учебной деятельнос­ти, качество учебников, питание и здоровье учащихся, их обучаемость и способности. Существуют не менее важные стороны жизнедеятель­ности класса, его психологического климата, которые почти целиком определяются руководителем.

Организация общих коллективных дел, совместных переживаний:
коллективные поздравления с днем рождения учащихся; выражение
искреннего сочувствия от имени класса в дни печальных событий, болезни, неудачи; совместные поездки-экскурсии по памятным местам, походы; совместное посещение концертов, спектаклей; совместное про­ведение праздничных дней.

Умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися.

а)      Верный сигнал вашей доброжелательности - добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает, если вы не подчеркиваете разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником, высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеете внимательно и заинтересованно слушать учащихся.

б)      Учитывайте индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.

в)      Умейте выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.

г)      Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.

д)      Старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслу­живает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успе­хов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.

е) Критика по форме и по содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержанны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.

Информационное сообщение родителям «Выбирая досуг. На здоровье себе и детям».

Цель психологическая: значимость профилактических мер в деле укрепления психологического здоровья.

Цель педагогическая: расширить способы профилактики укрепления нервной системы в условиях досуга.

Цель диагностическая: оценить состояние нервного напря­жения.

Содержание

У каждого из нас такие дети, каких мы заслуживаем.  Нахман из Вроцлава

И какие же у нас дети?

Медики говорят: «Больные! Слабые!»

Педагоги констатируют: «Быстро устаю­щие!»

Психологи вторят: «Дети с неустойчивой психикой!»

Да и сама мама частенько признается: «Неуправляемый».

Это все следствия. А причина? Причина — «нервное напряже­ние». И что? Мы, родители, обвиняем экономику, потому что нам мало платят и мы все время на работе и детей своих не видим; мы, родители, обвиняем школы — слишком много задают и тре­бовательно спрашивают; мы, родители, обвиняем улицу, с ее тле­творным влиянием, потому что ребенок убегает туда от невыу­ченных уроков и заставляющих их учить родителей. Там он про­водит свой досуг. Или другой пример: ребенок занят все свободное время (все, не занятое пребыванием в школе) перед экраном те­левизора, теперь компьютера. Мы недовольны, мы ворчим, мы принимаем меры...  А что мы можем противопоставить?

Чем мы заполняем свой, пусть небольшой во временных рам­ках, но досуг? Приготовление пищи, стирка белья и ремонт авто­машины в гараже не в счет.

Досуг можно представить в двух категориях: отдых-разрядка и отдых-зарядка. Тому, кто перенапряжен на работе, полезен от­дых-разрядка, снимающий напряжение, стрессовые состояния. У кого работа однообразна и скучна, полезен отдых-зарядка, ак­тивизация, встряска.

У каждой хозяйки даже при выполнении бытовых работ есть свои секреты и приемы, как не устать от домашних дел. Кто-то напевает, если тяжело, кто-то снимает напряжение, затевая стир­ку. Кто-то для разрядки принимается наводить красоту. Кто-то делает гимнастику, принимает душ - сло­вом, каждому свое. Объясните это своим детям.

Кстати, самый большой эффект достигается от смены деятель­ности. Чтобы сохранить бодрость, активность, надо чаще менять занятие. Или заняться любимым делом, оно ведь не восприни­мается как тяжелое. Можно рукодельничать, мастерить, даже готовить, печь пироги. Но когда это делается с радостью - уда­ется переключиться и отдохнуть с пользой.

Отдохнуть от школьных забот могут помочь различные увле­чения, коллекционирование, рукоделие. Поддержите детей. Это интуитивный способ избавления от напряжения. Рыбки в доме, птицы, цветы, домашние животные - большая радость и удовольствие. Милые и забавные животные вмиг снимают нервное на­пряжение, возникающее порой в семье, нервозность в отноше­ниях. Преданные глаза собаки, мягкая шкурка кошки - хоро­ший антистрессор! Американские врачи «выписывают» кошку своим пациентам для профилактики стресса.

На досуге полезно заняться укреплением своего психологи­ческого здоровья. Кроме того, весенний период - время конт­рольных работ, зачетов и экзаменов у наших детей. Неплохо было бы их подготовить к этому стрессовому периоду. Обратите вни­мание на питание и другие рекомендации.

Завершая тему досуга, хочется еще раз напомнить, что это воз­можность восстановить себя. Для этого дома должна быть соот­ветствующая атмосфера... А она зависит в первую очередь от ро­дителей, от их ума и такта, знания человеческой психологии, от их любви друг к другу, детям, тем, кто живет вместе с вами. Не давите на близких, не устанавливайте дома тяжелый и жесткий диктат, руководствуясь своими вкусами и пристрастиями. Это не­разумно. Будьте терпимы и мудры.

Человечество всегда жило в условиях стресса. И стрессовых факторов меньше не будет. Пусть дети вместе с вами ищут свои приемы управлять собой, своим настроением, способы снятия эмоционального напряжения и приемлемого расслабления. Им это очень и очень пригодится в жизни.  Удачи вам!

Список использованной литературы

Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения [Текст] / Л.Г. Федоренко.- Спб.: КАРО, 2003. - 208с.

Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах: система работы с детьми, родителями, педагогами [Текст] / С.А.Коробкина. - Волгоград: Учитель, 2010. - 238с.

Павлова М.А. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы [Текст] / М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 87с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР