Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7424054
Формирование культуры речи у старших дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий.
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Никифорова Инна Резвановна, учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад №7 «Лисичка», Кемеровская область. 
В статье представлен материал по использованию ИКТ в коррекционной работе, для учителей логопедов работающих с детьми дошкольного возраста.

 


 

Дата публикации: 22.02.2018


 

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Похожее изображение

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из  центральных мест как самостоятельно формируемая функция.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Вместе с тем, в последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. По статистическим данным городского учителя-логопеда в городе Анжеро-Судженске порядка 75% - 90% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, имеют проблемы речевого развития от нарушений звукопроизношения до системного недоразвития речи различного уровня. Ежегодные логопедические обследования детей старшего дошкольного возраста, которые проводятся в нашем ДОУ, свидетельствуют о том, что более 50% воспитанников имеют нарушенное речевое развитие. Это накладывает свой отпечаток на коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда. Обучение правильной речи требуют регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Речевой материал для детей с нарушениями речи требует многократного повторения – это необходимо для достижения положительной динамики развития речи. Использование традиционных методик коррекции и развития речи недостаточно для успешной работы учителя-логопеда, в связи с этим встаёт задача поиска и разработки новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми, повышение мотивации детей к занятиям.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) сегодня является новой ступенью в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда. 

Использование ИКТ активизирует познавательную деятельность ребенка, привлекает внимание и поддерживает интерес к логопедическим занятиям, тем самым помогает учителю-логопеду решать самые трудные в традиционной практике задачи, связанные с развитием и коррекцией нарушений речи у детей. Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то применение компьютерных технологий в процессе коррекции недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и развивающие задачи, учитывать закономерности и особенности психического развития.

В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические разработки Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и др.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.).

Изучив информацию о ИК технологиях и их использовании в сфере образования, проанализировав личный опыт, пришла к необходимости внедрения ИКТ в свою деятельность. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс выступают мультимедийные презентации.

Мультимедийная презентация – это современная и перспективная информационно-рекламная технология. В каком-то смысле презентация – оживший буклет или каталог. Она помогает решать следующие задачи представленные на слайде:

Мультимедийные презентации стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

В состав мультимедийной презентации могут входить следующие компоненты: цифровые фотоизображения, форматированный текст, компьютерные рисунки и анимация, видеозарисовки, сюжеты, фильмы.

Презентации создаю в форме игры-путешествия, сказки. При разработке занятий чаще всего использую героев сказок и мультфильмов, которым дети помогают справиться с трудными заданиями. Дети им сопереживают, сочувствуют и выражают потребность помочь.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. В этом случае применение ИКТ становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Между педагогом и ребенком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае педагог выступает в качестве партнера, а контролирующую функцию берет на себя компьютерная программа. В ходе занятия дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Все это помогает создать на занятии атмосферу психологического комфорта, а также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

Презентации использую для развития речевого дыхания, автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи, нормализации просодических характеристик речи, развития фонематического восприятия, усвоения лексических тем, развития навыков словообразования и словоизменения, развития связной речи.

В презентациях использую:

  1. Упражнения на выработку правильного диафрагмального дыхания, направленной воздушной струи определенной длительности. При этом на экране летают или растворяются тучки, надувается и лопается шарик, двигаются герои. Для выработки речевого дыхания применяю слайды, на которых двигается различный транспорт, воет на луну волк и т.д. Дети озвучивают их на выдохе с различной силой и высотой голоса.
  2. В целях профилактики зрительного утомления на каждом логопедическом занятии провожу для детей офтальмотренаж - зрительную гимнастику, длительностью одна минута. На экране летают птички, насекомые.
  3. Для дифференциации звуков эффективен следующий вид задания. На экране изображен ряд картинок. Ребенку необходимо называть изображение только тех предметов, где имеется заданный звук. При правильном назывании картинка крутится; если данного звука в слове нет, то картинка исчезнет.
  4. При изучении лексических тем создаю слайды на изучение предложно-падежных конструкций. Герои на этих слайдах двигаются, выполняя определенные действия. Например, котенок сидит под стулом, передвигается за диван, выходит из-за дивана, прячется в шкаф и т.д. Или, например, лексико-грамматическое занятие “Зима”, где дети отправляются в гости к Зиме, с помощью презентации они оказываются в зимнем царстве, и выполняют различные задания.
  5. Любят дети играть в «Рифмовки» с помощью компьютерной презентации с показом слайдов.  -  Зимним вечером видна в небе жёлтая… (луна) – показ слайда с изображением луны, - Из трубы летят колечки -  это дым из нашей… (печки) – показ слайда с изображением печки и т.д.

Организация  занятий с использованием  ИКТ включает три этапа:

- Подготовительный этап направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребёнка к использованию компьютерных  игр и упражнений. Проводится  гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика  для подготовки зрительного и моторного анализаторов к работе. Ребёнок вводится в проблемную ситуацию.

- На основном этапе решаются поставленные коррекционно-образовательные задачи, отвечающие целям занятия.

- Заключительный этап. Необходим для совместной, а затем и самостоятельной  оценки ребёнком результатов.

Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям использую ИКТ  на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях (с соблюдением норм СанПиН), проведении мониторинга. Использование ИКТ уместно на любом этапе коррекционной работы:

  1. На подготовительном этапе узнавания речевых и неречевых нарушений.
  2. На этапе постановки, автоматизации и дифференциации и развития фонематического слуха.
  3. На этапе формирования и коррекции произносительной стороны речи.
  4. На этапе развития лексико-грамматической стороны речи.
  5. На этапе развития связной речи.

Использование мультимедийных презентаций на логопедических занятиях дает положительные результаты:

- вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;

- активизирует восприятие, познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;

- тренирует память, внимание и воображение; способствует общему развитию ребенка;

- ускоряет процесс постановки и автоматизации звуков, у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов;

- помогает детям с недоразвитием речи осмыслить, усвоить такие понятия, как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

- способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения;

- в процессе занятий с применением ИКТ дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.

- уменьшает утомляемость, дольше сохраняет работоспособность;

- повышает мотивацию к преодолению речевых  нарушений, самооценки.

Практическая значимость опыта заключается в использовании учителей-логопедов других образовательных учреждений мультимедийных презентаций на логопедических занятиях для коррекции речевого дыхания, голоса, звукопроизношения, слоговой структуры слова,  звукобуквенного и слогового  анализа, развития навыков связной речи, ставя помимо игровой, логопедическую задачу.

Использование ИКТ на каждом занятии не нужно. Средства ИКТ дополняют процесс коррекции и развития речи детей с речевыми нарушениями, способствуют повышению эффективности, являются, как бы мотивационном компонентом занятия. Нельзя забывать о дозированности такой формы работы, так как ни один, даже самый современный компьютер, не заменит естественного общения. Мысль и речь рождаются непосредственно только в социуме (общении).

Эффективность работы учителя-логопеда высока только в том случае, если средства ИКТ являются составной частью перспективной и проработанной системы работы по формированию культуры речи у детей 5 – 7 лет. И к этому нужно стремиться!

Таким образом, внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР