Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430014
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: «Конфликты. Способы выхода из конфликтных ситуаций».
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Меньшикова Ирина Анатольевна, педагог-психолог, МОУ Захальская СОШ п.Свердлово, Эхирит-Булагатского района Иркутской области. 
Коррекционно-развивающее занятие для 8-11 классов, в которых есть дети с повышенным уровнем агрессии, конфликтные личности.


Дата публикации: 05.03.2018

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: «Конфликты. Способы выхода из конфликтных ситуаций»

 

Формат проведения: коррекционно-развивающее занятие для 8-11 классов, в которых есть дети с повышенным уровнем агрессии, конфликтные личности.

Цель занятия:

Содействие развитию навыков бесконфликтного общения.

Задачи:

1) Познакомить учащихся с понятием «конфликт».

2) Научить предотвращать конфликт и способам выхода из конфликтных ситуаций.

Оборудование: изображение графика интересов человека, листочки с примерами конфликтных ситуаций, таблички с названиями способов выхода из конфликта «уступка», «избегание», «компромисс», «сотрудничество», «соперничество», коробочка с надписью «коробка гнева».

План занятия:

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1

Вводная часть

-Приветствие

-Озвучивает тему и цели урока.

 

-Высказывают мнение о задачах, необходимых для решения цели урока.

2

Основная часть 1

-Дает определение понятие конфликт

-Задание: написать 3 возможные причины конфликта

-Подводит итог о том, насколько разнообразны могут быть причины конфликта.

-Упражнение «Конфликтная ситуация»

- Объясняет динамику конфликта

 

-Записывают определение

 

-Работают в парах

 

-Обсуждают результат

 

 

 

-Выполняют упражнение в парах

-Групповое обсуждение результата, подведение итогов.

-Выполняют график динамики в тетрадях

 

 

Основная часть 2

-Способы выхода из конфликта

- Упражнения на снятия эмоционального напряжения

Работают у доски (отмечают на графике способы выхода из конфликта)

-Выполняют упражнения

 

3

Заключительная часть

Рефлексия

Высказывают свое мнение о занятии, подводят итоги

 

Вводная часть

Педагог-психолог: «Здравствуйте, я рада приветствовать вас на нашем занятии, которое будет посвящено конфликтам и способам выхода из конфликтных ситуаций, а целью нашей встречи будет являться: содействие развитию навыков бесконфликтного общения. И прежде чем мы начнем, я бы хотела спросить вас, а какие задачи нам необходимо поставить перед собой, для успешного решения цели».

Ученики высказывают свое мнение, формируется список задач на доске, записывают тему занятия в тетрадь.

Основная часть1.

Педагог-психолог: В своей жизни мы так или иначе встречаемся с конфликтами, каждый из здесь присутствующих когда-нибудь являлся участником или свидетелем конфликтной ситуации, поэтому мы можем говорить о том, что конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Давайте попробуем сформулировать определение понятию «конфликт».

Ученики высказываются по очереди.

Педагог-психолог: вы сказали все верно, давайте запишем. Конфликт – это такое соотношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или сужений ради достижения своих интересов и целей. А теперь я попрошу вас поработать в парах и каждая из пар должна придумать 3 причины, по которым может возникнуть конфликт.

Ученики озвучивают причины.

Педагог-психолог: посмотрите сколько много причин мы с вами озвучили, и соответственно, конфликты могут возникать по совершенно разным причинам и совершенно разных сферах (экономических, семейных, трудовых и т.д.).

Упражнение «Конфликтная ситуация».

З парам учащихся раздается лист с заданной конфликтной ситуацией, в которой 1 участник «наезжает» на другого, а 2 надо ответить. (Педагог помогает, задает наводящие вопросы и т.д.)


1.1 участник говорит другому: «Ты че развалился на моей парте! Совсем офигел!»…

2.1 участник: «У тебя освобождение от физкультуры? Ты слабак или больной какой-то?»

3.1 участник: «Ты вечно меня перебиваешь, когда ты уже заткнешься!?»


Педагог-психолог: а теперь вам необходимо разыграть эту же ситуацию, но 1 участник будет начинать позитивно. (По необходимости привести пример).

Совместно обсуждение

Анализ: Ребята, от кого в первую очередь зависело, будет развиваться конфликт или нет? Что для вас показалось трудным?

Выводы: Предупредить конфликт намного легче, чем выйти из него.

Я думаю, что теперь вы сможете предупредить конфликт, достаточно быть терпимее вежливее и тактичнее.

А теперь давайте посмотрим как же развивается конфликт. Я буду озвучивать стадии, а вы в свою очередь отмечать их у себя в тетрадях.

1.период предконфликтный-возникновение и развитие конфликтной ситуации (накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов и создающие повод для реального противоборства между ними. /Обозначить отрезком с пометкой 1/.

2.период открытый – один из участников осознавший конфликтную ситуацию переходит к активным действиям, направленным на нанесение ущерба, а второй принимает ответные действия. / Обозначить отрезком с пометкой 2/. В результате действий наступает эскалация-нарастание или развитие конфликта. /график идет вверх с подписью эскалация/. Далее наступает кульминация – верхняя точка эскалации наступает тогда, когда одна или две стороны переходят к действиям наносящий серьезный ущерб или к осознанию того, что конфликт должен быть прекращен. /обозначить вершину графика точкой с подписью кульминация/.

3.период – завершение конфликта – переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта. /график идет вниз с пометкой 3/.

4.период послеконфликтный – длится некоторое время. / Обозначить отрезком с пометкой 4/.

 

 

Основная часть2.

Педагог-психолог: Сегодня, мы с вами уже говорили о том, что конфликт лучше предотвратить, но если случилось так, что он неизбежен и вы уже являетесь его участником то, что делать? Необходимо найти оптимальный способ выхода из конфликтной ситуации, для этого мы с вами сейчас выполним задание «Стратегии выхода из конфликта».

На доске нарисован график интересов

 

Мы рассмотрим различные способы выхода из конфликта на примере одной конфликтной ситуации. Дочь хочет сделать себе татуировку (она будет сторона Х), а мать против (она будет сторона Y).

1.Уступка(приспособление) - оценка интересов соперников высокая, стремление уйти от конфликтной ситуации ради сохранения межличностных отношений.

Давайте подумаем и обсудим, как бы выглядела уступка в нашей конфликтной ситуации.

Учащиеся высказывают свое мнение и находят на графике место для таблички «уступка».

Например: Дочь сообщает матери о желании сделать себе татуировку, мать кричит на дочь и категорически запрещает ей это делать, дочь подчиняется требованиям матери.

Соблюдены ли интересы дочери? (нет). На каком они уровне? (на низком).

Соблюдены ли интересы матери? (нет). На каком они уровне (на высоком).

Сделайте отметку на графике. (Кто-то у доски, остальные в тетради).

И т.д. по схеме.

2.Избегание(уход) – не происходит удовлетворение ничьих интересов, выражается в стремлении уйти от конфликта, межличностное отношение не подвергается серьезным изменениям.

3.Соперничество – стремление удовлетворить только свой интерес не принимая в расчет интересы партнера, активно используется власть, сила, авторитет, нарушаются межличностные отношения.

4.Компромис-баланс интересов, не портятся межличностные отношения, но в большинстве случаев не приводит к разрешению конфликтов.

5.Сотрудничество-высокий уровень направленности как на свои интересы , так и на интересы соперника.

Итак, давайте подведем итоги: какая из стратегий является самой оптимальной? (Дети отвечают) Верно, это сотрудничество, когда интересы всех сторон конфликта соблюдены. Как же разрешить конфликт этим способом?


1.Необходимо выслушать другого и понять его точку зрения.

2.Не откладывайте решение конфликта на потом.

3.Учитесь признавать свои ошибки.

4.Будьте спокойны и рассудительны.

5.Старайтесь говорить о проблеме, а не о человеке.


А теперь давайте выполним несколько несложных упражнений для снятия эмоционального напряжения, использование которых поможет вам не начинать и не развивать конфликт.

«Коробка гнева»

Я предлагаю вам выписать на листочек ваши недавние обиды, может, вы огорчены кем-то или чем-то, запишите несколько штук. А теперь разорвите свои обиды на мелкие кусочки и отправьте их в «коробку гнева». Правило коробки гласит «Все, что отправлено в коробку остается там навсегда».

«Саморегуляция»

Выйти из стресса можно путем управления своим психоэмоциональным состоянием, например с помощью дыхания. Сделайте глубокий вдох через нос и медленно выдохните через рот, повторите несколько раз. В стрессовой ситуации подумайте о хорошем, о том, что приносит вам радость (хобби, еда, друг и пр.) Снять эмоциональную напряженность можно с помощью управления тонуса мышц. Закройте глаза, почувствуйте, как ваши веки тяжелеют, расслабьте мышцы лица, шеи, плеч, рук и ног, дышите ровно.

.Заключительная часть (рефлексия).

Педагог-психолог:

Как вы думаете, выполнили ли мы поставленные в начале занятия задачи?

Что нового вы узнали?

Что было интересно?

Что вызывало у вас затруднения?

Общее мнение о занятии?

Исключить конфликты из нашей жизни невозможно, но уметь их сводить к минимуму и с достоинством выходить из конфликтных ситуаций мы должны уметь. Спасибо за занятие, до свидания!

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР