Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420459
Методическая разработка «Использование произведений художественной литературы в развитии связной речи детей с ОНР».
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Фандо Ольга Борисовна, учитель-логопед,МОУ «Кривковская начальная школа-детский сад»,д, Кривко, Приозерский район, Ленинградская область. 
Разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Используется в развитии связной речи посредством изучения произведений детской художественной литературы. В разработке представлен вариант планирования литературных произведений и способы работы с детьми.


Дата публикации: 12.03.2018


«Использование произведений художественной литературы в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

 Введение

Основное назначение человеческой речи – служить средством общения между людьми. Любой ребенок очень многое узнает об окружающем мире тем способом, что задает взрослым много вопросов. А если у него отсутствует речь или имеется ее «жалкое подобие», что он может узнать? Наличие тяжелых речевых расстройств замедляет ход психического развития и оказывает отрицательное влияние на формирование его характера.

Речевое развитие ребенка – это сложный многоаспектный процесс. Он включает в себя различные стороны овладения ребенком речью: психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие. Каждый ребенок в норме проходит своеобразные ступени овладения различными сторонами речевого развития. Разными авторами выделяется большое количество классификаций, этапов, ступеней каждой стороны речевого развития ребенка дошкольного возраста. Эти ступени являются условными, так как развитие каждого ребенка протекает индивидуально и зависит от различных факторов, но тем не менее развитие подчиняется общим закономерностям, характерным для всех детей.

Основная функция связной речи – коммуникативная

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетли­во выступает тесная связь речевого и умственного воспита­ния детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).

Связная речь выполняет важнейшие социальные функ­ции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающи­ми людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстети­ческое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-рече­вой опыт детей.

В настоящее время дети много времени проводят у компьютеров и телевизоров. В связи с занятостью родителей меньше времени уделяется чтению художественной литературы. Большинство детей знают ограниченное количество произведений художественной литературы.

Именно поэтому для развития связной речи было выбрано такое направление как использование произведений художественной литературы в развитии связной речи. Чтение художественной литературы является одновременно одним из способов развлечения и развития ребенка.

Как известно, коррекционно-развивающая работа ведется по лексическим темам. Ко всем лексическим темам подобраны произведения художественной литературы. Далее представлен вариант использования произведений художественной литературы в развитии связной речи.

Примерное тематическое планирование по использованию произведений художественной литературы в коррекционной работе.

 

Лексическая

тема

 

Младший

дошкольный

возраст

 

Старший

дошкольный

возраст

 

Осень. Грибы. Ягоды.

 

В. Сутеев «Под грибом»

 

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

В. Даль «Война грибов с ягодами»

 

Фрукты. Сад

 

 

В, Сутеев

 

«Мешок яблок» «Яблоко»

 

Овощи. Огород

 

 

В, Сутеев

«Дядя Миша»

 

 

Ю. Тувим

«Овощи»

 

Перелетные птицы

 

 

Русская народная сказка

«Журавль и цапля»

«Гуси-лебеди»

 

В. Гаршин

«Лягушка-путешественница», Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

 

Одежда

 

 

С,Маршак

«Рассеянный с улицы Бассейной»

 

«Красная Шапочка»

 

Мебель

 

 

Русская народная сказка

«Три медведя»

 

С. Маршак «Откуда стол пришел?»

 

Зима

 

 

М. Пляцковский

«Ромашки в январе» Русская народная сказка «Морозко»

 

К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»

А,Милн, Б. Заходер

«Как Винни-Пух и Пятачок отправились на охоту…»

 

Дикие животные

 

Русские народные сказки

«Колобок», «Теремок»

В, Сутеев

«Кот-рыболов»

Бажов «Серебрянное копытце»

В, Злотников «Подарок для самого слабого»

«Верное средство», «Крошка Енот»

 

 

Домашние животные

 

 

             Сказки:

«Зимовье зверей»,

Н, Носов

«Бобик в гостях у Барбоса»

Э, Успенский «Зима в Простоквашино»

 

 

Новый год

 

 

В.Сутеев «Елка»

 

 

 

М. Зощенко «Елка»

 

 

 

Домашние птицы

 

 

 

 

 

В, Сутеев «Утенок и цыпленок»

 

Б. Житков

«Храбрый Утенок»

 

В, Сутеев

«Петух и краски»

 

Зимующие птицы

 

 

М. Горький «Воробьишко

 

М. Пришвин «Гаечки»

 

Подводный мир

 

Русская народная сказка «По щучьему велению»

 

«Коралловый риф»

 

Игрушки

 

 

 

А. Барто «Я выросла»

В. Драгунский «Друг детства»

 

Посуда

 

 

К. Чуковский «Федорино горе»

 

К. Чуковский

«Федорино горе»

 

Продукты питания

Сказки:

«Два жадных медвежонка», «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок»

 

Сказки:

«Два жадных медвежонка», «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок»

 

 

Транспорт

 

Г, Цыферов

«Паровозик из Ромашково

К, Чуковский

«Тараканище»

 

Н. Носов «Автомобиль»»

 

Профессии

 

 

К, Чуковский «Айболит»

С. Маршак «Почта», «Живые буквы»

Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом, (художником). Как Незнайка сочинял стихи.

В. Маяковский «Кем быть?»

 

 

Животные жарких стран

 

Животные Севера

 

 

К. Чуковский «Бармалей»

С. Маршак «Где обедал воробей?», «Детки в клетке»

 

В. Катаев «Цветик-семицветик»

Р,Киплинг«Слоненок»

 

Армия

 

 

Г.Х. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

 

С. Баруздин «Шел по улице солдат»

К. Паустовский «Похождения жука-носорога»

 

 

 

Семья

 

 

Л. Пантелеев «Большая стирка»

 

М. Зощенко «Бабушкин подарок»

В. Осеева «Волшебное слово»

Признаки весны

 

«Заюшкина избушка»

К. Ушинский «Четыре желания»

 

 

 

 

Насекомые

 

 

 

К,Чуковский

«Муха-цокотуха»

 

 

В. Бианки

«Как муравьишка домой спешил»,
А. Милн, Б. Заходер «Винни-Пух и пчелы»

 

 

В планирование даны не все художественные произведения, так как периодически добавляются новые, что-то меняется. Все перечислить невозможно, так как слишком много художественной литературы для детей. В данном планировании использованы наиболее знакомые всем произведения. В перспективе поиск интересных литературных произведений, менее известных, и включение их в коррекционную работу с детьми, имеющих нарушения речи.

Методика развития связной речи с использованием произведений художественной литературы.

Перед началом работы с произведением обязательно вспоминаем название и автора произведения. При развитии связной речи применяется несколько вариантов работы.

1 – составление предложений по сюжетным картинкам.

2 – пересказ произведения по иллюстрациям

3 – пересказ без опоры на иллюстрации

4 – выкладывание иллюстраций по типу «Что сначала, что потом» и пересказ.

5 – ответы на вопросы педагога                                                                                               

Первый вариант - составление предложений - берется после использования других вариантов. Казалось бы, что он должен быть первым. В данном случае наоборот. Детям проще составить предложения по картинке, когда произведение уже изучено вдоль и поперек, т.е. пересказали по иллюстрациям, выложили последовательность, пересказали без иллюстраций и ответили на вопросы педагога. После этих видов работы можно взять любую сюжетную картинку (необязательно в порядке действий) и работать уже над составлением предложений. Предложения могут быть ответами на вопрос, например: «Что делает муха-цокотуха?». Ответ: «Муха-цокотуха приглашает гостей пить чай». Или ребенку задается общий вопрос: «Что ты видишь на картинке?». Второй вариант более сложный.

alt

При следующем виде работы дети пересказывают произведение по иллюстрациям в порядке действий. Пересказ ведется друг за другом, поэтому все внимательно слушают товарища и следят за сменой иллюстраций, этот вид работы ведется с небольшой подгруппой детей (4-5)человек. Если брать большее количество детей, то пока последний ждет свою очередь у него пропадает интерес к заданию и внимание становится неустойчивым. Здесь используются книги с яркими, красочными и с достаточно большими иллюстрациями. При пересказе берем ту же книгу, которую читал педагог. Если берутся отдельные сюжетные картинки без книги, желательно чтобы они были точной копией книги.

alt


alt

При пересказе без иллюстраций можно брать подгруппу с большим количеством детей, так как не тратится время на показ и рассматривание иллюстраций. Однако не все дети могут выполнять такой вид работы. Следующий вид работы –выложить цепочку из сюжетных картинок по принципу «Что сначала,что потом».Если серия состоит из большого количества картинок, то можно взять подгруппу из2-3 детей, после раскладывания картинок, дети пересказывают произведение. При маленьком количестве картинок, один ребенок раскладывает и пересказывает.

Последний вид работы – ответы на вопросы педагога. Педагог задает детям вопросы, ответы на которые есть на иллюстрациях. Здесь основное внимание уделено развитию памяти и внимания, ну и, конечно, развитию связной речи. Например: «Кто смотрел как дерутся волк и лиса?» (Сутеев. «Елка»). После ответа ребенка, выставляется иллюстрация с этим сюжетом. Ответ должен быть полным предложением.

При изучении определенной лексической темы, берется произведение художественной литературы, которое связано в лексической темой . Например, тема «Мебель», как ни странно, к нему подобрана русская народная сказка «Три медведя». Это произведение выбрано потому, что в сказке у каждого героя свой стул, своя кровать, подобранные по их росту. Этот момент обязательно обсуждается с детьми. Во время изучении художественного произведения книга с иллюстрациями находится в свободном доступе у детей. Чтобы дети могли в любой момент взять и посмотреть книгу. При индивидуальной работе можно использовать карточки меньшего размера, чем при подгрупповой работе и , если используются иллюстрации из книги, то иллюстрации в них могут быть тоже небольшого размера. Индивидуальную работу используем при работе с детьми, которые не могут по какой-то причине заниматься в подгруппе. К таким детям относятся гиперактивные дети, дети с РДА, с низкой речевой активностью стеснительные дети и некоторые другие категории. Использование произведений художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста способствует не только развитию речи ребенка, но знакомит его в большим количеством произведений и вызывает интерес к книгам. Это немаловажный фактор в развитии ребенка, особенно во время компьютерных технологий.  На протяжении учебного года два раза проводятся викторины по закреплению знаний произведений художественной литературы. Дети получают призы, что стимулирует у них интерес к чтению книг. В викторинах используются такие вопросы как «Назови героя», «Назови сказку», «лото-загадки по произведениям художественной литературы», «Собери сказку» и т.д. Проведение виктории позволяет увидеть положительные результаты работы по развитию связной речи. В дальнейшем планируется разработка проведение небольшого мониторинга на начало , середину и конец учебного года, чтобы наиболее точно проследить результаты работы. В данное время результаты отслеживаются по итогам проведенных викторин. Данная методическая разработка используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

Задания в викторинах: первый ряд – назови сказку, второй – назови героя. Это малая часть используемых иллюстраций.

alt 

Наглядные пособия должны быть яркие, крепкие, достаточного размера.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР