Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7433115
Работа учителя – логопеда с обучающиеся с различной речевой патологией в условиях инклюзивного образования в общеобразовательной школе.
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Талалова Ирина Васильевна, учитель-логопед МОУ «СОШ №7» г. Саянска, Иркутской области. 
Особенности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися с различными речевыми патологиями в условиях инклюзии в массовой школе. Для учителей - логопедов общеобразовательных и специальных коррекционных школ.


Дата публикации: 15.03.2018


Работа учителя-логопеда с обучающимися с различной речевой патологией в условиях инклюзивного образования в общеобразовательной школе.

Картинки по запросу логопед

В настоящее время в России отмечается тенденция к увеличению рождения детей с различными патологиями развития, в том числе и речевыми. В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании» - все дети, не смотря на свои физические, интеллектуальные, социальные, этнические и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться со своими сверстниками по месту жительства.

При поступлении в школу различные нарушения речи являются предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности, отгороженности в отношениях с одноклассниками и учителями. В дальнейшем недостатки речи отразятся на освоении учебного материала и процесса обучения в целом. Особенно это актуально в условиях инклюзии.

Как правило, в период школьного обучения дети самостоятельно начинают осознавать собственные речевые недостатки. Этому способствует ежедневная необходимость контактировать с гораздо большим количеством людей, чем в семейном кругу, отвечать, разговаривать, выступать перед значительным количеством сверстников. В этот период дети с различными речевыми нарушениями особенно чувствуют дискомфорт от того, что их не всегда понимают окружающие. Поэтому во многих случаях уже сформирована достаточная мотивация для коррекционно- развивающих занятий с учителем- логопедом. У обучающихся с тяжелыми или множественными нарушениями речи страдают все ее компоненты ( словарь, лексика, грамматика, слоговая структура ), часто нарушен фонематический слух. Работа предстоит длительная по времени и многогранная. Но самих детей часто заботит внешняя - звукопроизносительная сторона своей речи. Чтобы закрепить интерес и повысить мотивацию к коррекционно- развивающим занятиям, создать первые ситуации успеха, часто приходится начинать коррекционно-развивающую работу именно с тех звуков, отсутствие или искажение которых, особенно беспокоит самого обучающегося. Подготовка артикуляционного аппарата и непосредственно постановка звука может занимать значительный по продолжительности период времени. Для каждого обучающегося это индивидуально, в зависимости от состояния и подготовленности артикуляционного аппарата, отсутствию или наличию патологий развития речевого аппарата и т.п. После постановки звука, при автоматизации в связанной разговорной речи часто и возникаю основные трудности. В кабинете учителя – логопеда на коррекционно-развивающих занятиях как правило дети занимаются индивидуально или в подгруппе. Обучающийся настраивается на занятие, старается контролировать свою речь, учитель- логопед осуществляет постоянный контроль. Все направленно на автоматизацию звука. Но на уроках ситуация иная. Самоконтроль у обучающихся сформирован слабо, требуется систематический контроль со стороны учителя, а в классе основная цель урока- усвоение учебного материала. В условиях массового класса обеспечить систематический контроль за речью достаточно трудно, особенно, если в классе несколько обучающихся с различными речевыми нарушениями различной тяжести. Большое количество новой информации при обучении постоянно отвлекает ребенка, ему трудно сосредоточиться на закреплении звука в речи, постоянно контролировать свое произношение. Поэтому большую нагрузку в автоматизации звука несут родители. Они должны стать полноправными участниками коррекционно-развивающего процесса. В домашних условиях обучающийся чувствует себя комфортно, не стесняется, если что то не получается, родители его хорошо слышат и могут поправлять речь по необходимости, пока у ребенка формируется самоконтроль.

В настоящее время в наличии имеется значительное количество пособий по автоматизации звуков в речи. Но часто речевой материал не систематизирован, не удобен для автоматизации звука особенно не специалисту. Родители покупают яркие книги, в которых

оказывается либо мало речевого материала для закрепления звуков, либо он не всегда подходит в конкретном случае. Это может запутать как ребенка, так и самих родителей, замедлить процесс автоматизации звуков в связанной речи.

Поэтому, исходя из многолетнего опыта работы, хочу предложить последовательность автоматизации твердого звука «р» в словах у детей с различными речевыми патологиями. Материал для автоматизации звука в домашних условиях размещен на небольших карточках, которые вклеиваются в специальную тетрадь. Так и учителю - логопеду и родителям удобнее отслеживать последовательность автоматизации звуков, при необходимости – возвращаться к каким- либо упражнениям. Дополнительно есть возможность дописать рекомендации, пояснения к выполнению заданий.

После постановки твердого звука «р», автоматизация лучше проходит у одних обучающихся в обратных слогах, у кого то - в прямых слогах. Поэтому, речевой материал для автоматизации подбирается индивидуально, исходя из речевых возможностей ребенка на данном этапе. Для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями речи процесс автоматизации может быть значительно растянут во времени, и требует более тщательного отбора речевого материала, последовательности в его освоении..

При отсутствии или искажении каких либо звуков в речи, слова с этими звуками заменяются или вычеркиваются на данный момент. Например, при отсутствии или искажении шипящих звуков - слова шар, жар.

1.Автоматизация твердого звука «р» в слогах:

Обратные слоги: ар, ор, ур, ыр, эр, ер, ыр, ир,юр.

Прямые слоги: ра, ро, ру, ры, рэ

2.Автоматизация твердого звука «р» в односложных словах:

Односложные слова со звуком «р» в конце слова:

Пар, вар, мир, пир, жир, жар, дар, шар, спор, мэр, сор, сыр.

Односложные слова со звуком «р» в начале слова:

Рак, раз, рысь, рыл, рой, рис, раб, рог, рок.

3.Автоматизация твердого звука «р» в словах с двумя – тремя слогами с ударением на слоге:

Слова с двумя-тремя слогами со звуком «р» в конце слова:

По-жар, то-вар, ба-зар, то-пор, ко-вер, са-пер, Е-гор, ак-тер.

Ко-ман-дир, о-фи-цер, пас-са-жир.

Слова с двумя-тремя слогами со звуком «р» в начале слова:

Ро-ма, ро-за, ра-на, ро-ща, руб-ка, рус-ский, ры-бак, ры-нок.

Ру-ба-нок, ра-бо-та, ро-зо-вый, ра-куш-ка, ру-мя-нец.

4. Автоматизация твердого звука «р» в словах с двумя- тремя слогами – звук в середине слова:

Жи-раф, на-род, по-рог, пи-рог, тво-рог, ко-ма-ры, ба-ра-бан.

Ка-ран-даш, то-по-ры, во-ро-на, ко-ро-ва.му-ра-вей, ко-роб-ка.

5. Автоматизация твердого звука «р» в односложных словах со стечением согласных:

Бра, брать, брат, грач, крап, край, бровь, врос, крот, круг, кровь, пруд, драп, трап, трал, брус.

6. Автоматизация твердого звука «р» словах с двумя- тремя слогами со стечением согласных:

Дра-ма, тра-ва, ут-ро, тру-ба, мет-ры, гет-ры, брыз-ги, бро-ви, гры-зун, гра-фин, вед-ра, дра-ка.

Гра-ни-ца, пра-ви-ла, гру-зо-вой, дру-жи-на, под-ру-га, трол-лей-бус.

7. Автоматизация твердого звука «р» словах с двумя звуками в слове.

Варвара, тротуар, пригорок, простор, тротуар, крекер, разговор, мрамор, прибор, фарфор, квартира, раствор, тренер, трактир.

Далее так же поэтапно и в системе строится работа по автоматизации звука в словосочетаниях, предложениях различной слоговой структуры, чистоговорках,

скороговорках, связанных текстах и рассказах. Также, при необходимости – осуществляется дифференциация звуков, если при отсутствии звука «р», обучающийся заменял на звук «л» или т.п. Параллельно на коррекционно – развивающих занятиях ведется работа над всеми компонентами речевой системы.

Благодаря своевременной и систематической работе над коррекцией речевых недостатков у обучающихся с различной речевой патологией появляется возможность обучаться в массовой школе. В этом случае, инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР