Выступление на городском семинаре «Аукцион педагогических идей» «Использование методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи школьников с ограниченными возможностями здоровья» |
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог |
Сарапулова Светлана Александровна,учитель-дефектолог, учитель начальных классов, специалист I квалификационной категории, ГБС(К)ОУ «Общеобразовательная школа-интернат № 1» г. Севастополь. Дата публикации: 12.04.2018 Меня зовут Сарапулова С.А. Я работаю в школе-интернате №1учителем-дефектологом начального образования 10 лет. Имею первую квалификационную категорию. Основная моя деятельность направлена на развитие и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками. Категория обучающихся детей в моём классе это: - дети с глубокой умственной отсталостью - дети с расстройством аутистического спектра - не говорящие дети - дети с недостатком зрения - а также обучается глухонемая девочка Ежедневно идёт работа над овладением обучающимися произносительной стороны речи. Детям с ОВЗ необходимы вспомогательные средства облегчающие процесс речевого высказывания. Изучая, различные способы, методы и приёмы активизации речи у детей с умственной отсталостью, я сделала вывод, что приём мнемотехники является более эффективным методом. (2 слайд) И сегодня я хотела бы рассказать вам об использовании методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. (3 слайд)
(4 слайд) Задачи и суть мнемотехники Задачи мнемотехники:
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ученик легко воспроизводит текстовую информации. (5 слайд) Где можно использовать мнемосхемы? Обучение пересказу
Обогащение словарного запаса
Составление рассказов
Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок
Отгадывание загадок (6 слайд) 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
(7-8 слайд) Ученик очень быстро запоминает стихотворение если может его увидеть. Также можно упражнять детей по каждой лексической теме. Вместе с детьми мы читаем сказки, беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, беседуем по тексту, отслеживаем последовательность событий в произведении с помощью мнемотаблиц. (9 слайд) У детей: - расширяется круг знаний об окружающем мире; - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появляется интерес к заучиванию стихов и скороговорок, загадок; - словарный запас выходит на более высокий уровень; - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать используя мнемотаблицы, тем самым облегчим запоминание и увеличим объём памяти. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».