Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7424554
Выступление на городском семинаре «Аукцион педагогических идей» «Использование методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Сарапулова Светлана Александровна,учитель-дефектолог, учитель начальных классов, специалист I квалификационной категории, ГБС(К)ОУ «Общеобразовательная школа-интернат № 1» г. Севастополь. 
Категория обучающихся детей в моём классе это дети с глубокой умственной отсталостью, дети с расстройством аутистического спектра, не говорящие дети, дети с недостатком зрения, а также обучается глухонемая девочка. Ежедневно идёт работа над овладением обучающимися произносительной стороны речи. Детям с ОВЗ необходимы вспомогательные средства облегчающие процесс речевого высказывания. Изучая, различные способы, методы и приёмы активизации речи у детей с умственной отсталостью, я сделала вывод, что приём мнемотехники является более эффективным методом.


Дата публикации: 12.04.2018


alt

Меня зовут Сарапулова С.А. Я работаю в школе-интернате №1учителем-дефектологом начального образования 10 лет. Имею первую квалификационную категорию.

Основная моя деятельность направлена на развитие и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками.

Категория обучающихся детей в моём классе это:

- дети с глубокой умственной отсталостью

- дети с расстройством аутистического спектра

- не говорящие дети

- дети с недостатком зрения

- а также обучается глухонемая девочка

Ежедневно идёт работа над овладением обучающимися произносительной стороны речи. Детям с ОВЗ необходимы вспомогательные средства облегчающие процесс речевого высказывания.

Изучая, различные способы, методы и приёмы активизации речи у детей с умственной отсталостью, я сделала вывод, что приём мнемотехники является более эффективным методом.

(2 слайд)

И сегодня я хотела бы рассказать вам об использовании методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

(3 слайд)

  • формирование ассоциативного мышления;
  • развитие зрительной и слуховой памяти;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие воображения.

(4 слайд)

Задачи и суть мнемотехники


Задачи мнемотехники:

  • совершенствование восприятия, зрения, слуха, тактильных ощущений, а также формирование у детей навыков запоминания любой информации.
  • Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному .Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и далее к мнемотаблицам.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ученик легко воспроизводит текстовую информации.

(5 слайд)

Где можно использовать мнемосхемы?

Обучение пересказу

 

Обогащение словарного запаса

 

Составление рассказов

 

Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок

 

Отгадывание загадок

(6 слайд)


1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

 

(7-8 слайд)

Ученик очень быстро запоминает стихотворение если может его увидеть.

Также можно упражнять детей по каждой лексической теме. Вместе с детьми мы читаем сказки, беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, беседуем по тексту, отслеживаем последовательность событий в произведении с помощью мнемотаблиц.

(9 слайд)

У детей:

- расширяется круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и скороговорок, загадок;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать используя мнемотаблицы, тем самым облегчим запоминание и увеличим объём памяти.


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР