Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2869431
Статья из опыта работы «Квест-игра как современная форма игровой деятельности с детьми дошкольного возраста с нарушением речи».
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Янковская Марина Васильевна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №24 «Солнышко» посёлка Чульман Нерюнгринского района, РС(Я) посёлок Чульман. 
В статье рассматриваются вопросы организации квест - игр, нацеленных на работу с детьми дошкольного возраста. В ходе организации работы по квест-технологии рассматриваются задачи образовательного, развивающего, воспитательного направления. Освящаются различные формы организации квест – игр. Этот вид работы у детей пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.


Дата публикации: 17.04.2018

СТАТЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«КВЕСТ- ИГРА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ».

 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу дети игра

В бесконечном потоке новых идей, задаёшься вопросом – как ввести новые формы работы, адаптировав их к дошкольному воспитанию, как современными играми организовать деятельность ребёнка, развивая его познавательную деятельность и заложить в его воспитание духовно – нравственную основу?

Одним из таких современных игровых форматов, позитивно воспринимаемых молодежью, является квест.

Квест- технология- актуальна в контексте требований ФГОС ДО, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных образовательных технологий. У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Такие игры позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей (законных представителей), воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.

            Я работаю учителем-логопедом в дошкольном учреждении. В целях развития заинтересованности, мотивирования и создания условий для углубленного развития речи и формирования новых знаний у детей, тоже решила использовать в своей работе реальные квест - игры.

Что же такое квест - игры? Это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такие игры можно проводить как в помещении, так и на улице. 

             Возможно ли использование квестов в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи! Безусловно, да! В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенном сюжете.             Однако, содержание задания, и условия организации игры необходимо выстроить в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями дошкольника. В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут. Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся.

Традиционную форму проведения коррекционных занятий я частично заменила на логопедические квесты. Например, коррекционную работу по развитию связной речи можно организовать через проведение квеста, используя при этом на разных этапах опорные схемы, пиктограммы, мнемотаблицы, методы наглядного моделирования и т.д. Особенно актуальны квесты, как проведение итогового занятия по изученной лексической теме.

Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех. Общая цель является главным «внутренним мотиватором».

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

¾                    образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

¾                    развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

¾                    воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким   образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Квесты отличаются друг от друга:

¾                    по числу участников: одиночные и групповые;

¾                    по продолжительности: кратковременные и долговременные;

¾                    по содержанию: сюжетные и несюжетные,

¾                    по структуре сюжетов: линейные (основное содержание квеста построено по цепочке), штурмовые (каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино), кольцевые (ребенок отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь возвращается к начальной точке)

Формы организации квест - игр:

¾                    путешествие;

¾                    детектив;

¾                    журналистское расследование;

¾                    научное исследование.

Я в своей работе в основном использую квесты: по количеству участников как одиночные, так и групповые; по продолжительности –краткосрочные; по содержанию- сюжетные; по структуре сюжетов –линейные и кольцевые; по форме организации – путешествие.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

¾                    маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

¾                    «волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

¾                    карта (схематическое изображение маршрута);

¾                    «волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

   В начале своей работы над квест -играми я столкнулась с некоторыми трудностями. Они заключались в нехватке свободного пространства для передвижения. Поэтому мне пришлось разработать квест- игры на компьютере и проводить их с одним двумя детьми выполняя все задания в логопедическом кабинете. Но и эти трудности возможно преодолеть, рационально используя все помещения дошкольного учреждения.

Наблюдая за детьми и анализируя результат своей работы могу отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии помогли дошкольникам с нарушением речи справиться с застенчивостью, способствовали развитию речи, памяти, внимания, расширению кругозора, развили умение слушать и слышать другого, активизировали речевое общение.

Обучение с применением квестов в логопедической работе положительно сказывается на состоянии речи, что повышает всю эффективность медико-педагогического воздействия.

 

 

Список литературы:

1.Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М.. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 

3.Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С.138-140

4.Сокол І.М. Квест: метод читехнологія? // Комп'ютер у школі та сім'ї. – 2014. – № 2(114). – С. 28-32.

5.Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 146-149.