Статья из опыта работы «Квест-игра как современная форма игровой деятельности с детьми дошкольного возраста с нарушением речи». |
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог |
Янковская Марина Васильевна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №24 «Солнышко» посёлка Чульман Нерюнгринского района, РС(Я) посёлок Чульман. Дата публикации: 17.04.2018 СТАТЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «КВЕСТ- ИГРА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ».
В бесконечном потоке новых идей, задаёшься вопросом – как ввести новые формы работы, адаптировав их к дошкольному воспитанию, как современными играми организовать деятельность ребёнка, развивая его познавательную деятельность и заложить в его воспитание духовно – нравственную основу? Одним из таких современных игровых форматов, позитивно воспринимаемых молодежью, является квест. Квест- технология- актуальна в контексте требований ФГОС ДО, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных образовательных технологий. У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Такие игры позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей (законных представителей), воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме. Я работаю учителем-логопедом в дошкольном учреждении. В целях развития заинтересованности, мотивирования и создания условий для углубленного развития речи и формирования новых знаний у детей, тоже решила использовать в своей работе реальные квест - игры. Что же такое квест - игры? Это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такие игры можно проводить как в помещении, так и на улице. Возможно ли использование квестов в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи! Безусловно, да! В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенном сюжете. Однако, содержание задания, и условия организации игры необходимо выстроить в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями дошкольника. В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут. Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся. Традиционную форму проведения коррекционных занятий я частично заменила на логопедические квесты. Например, коррекционную работу по развитию связной речи можно организовать через проведение квеста, используя при этом на разных этапах опорные схемы, пиктограммы, мнемотаблицы, методы наглядного моделирования и т.д. Особенно актуальны квесты, как проведение итогового занятия по изученной лексической теме. Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех. Общая цель является главным «внутренним мотиватором». В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового. В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи: ¾ образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс; ¾ развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; ¾ воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы. Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам: Квесты отличаются друг от друга: ¾ по числу участников: одиночные и групповые; ¾ по продолжительности: кратковременные и долговременные; ¾ по содержанию: сюжетные и несюжетные, ¾ по структуре сюжетов: линейные (основное содержание квеста построено по цепочке), штурмовые (каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино), кольцевые (ребенок отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь возвращается к начальной точке) Формы организации квест - игр: ¾ путешествие; ¾ детектив; ¾ журналистское расследование; ¾ научное исследование. Я в своей работе в основном использую квесты: по количеству участников как одиночные, так и групповые; по продолжительности –краткосрочные; по содержанию- сюжетные; по структуре сюжетов –линейные и кольцевые; по форме организации – путешествие. Для составления маршрута можно использовать разные варианты: ¾ маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать); ¾ «волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции); ¾ карта (схематическое изображение маршрута); ¾ «волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники) В начале своей работы над квест -играми я столкнулась с некоторыми трудностями. Они заключались в нехватке свободного пространства для передвижения. Поэтому мне пришлось разработать квест- игры на компьютере и проводить их с одним двумя детьми выполняя все задания в логопедическом кабинете. Но и эти трудности возможно преодолеть, рационально используя все помещения дошкольного учреждения. Наблюдая за детьми и анализируя результат своей работы могу отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии помогли дошкольникам с нарушением речи справиться с застенчивостью, способствовали развитию речи, памяти, внимания, расширению кругозора, развили умение слушать и слышать другого, активизировали речевое общение. Обучение с применением квестов в логопедической работе положительно сказывается на состоянии речи, что повышает всю эффективность медико-педагогического воздействия.
Список литературы: 1.Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М.. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. 2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 3.Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С.138-140 4.Сокол І.М. Квест: метод читехнологія? // Комп'ютер у школі та сім'ї. – 2014. – № 2(114). – С. 28-32. 5.Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 146-149. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».