Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420460
Статья «Ранний детский аутизм – причины, особенности коррекции и обучения. Логопедичекая работа с данной категорией детей».
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Артюшина Надежда Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, ГБС(К)ОУШИ №1 г. Севастополь. 
В статье описаны причины, особенности коррекции и обучения детей с РДА, а также подборка методик работы по преодолению аутистических проявлений.


Дата публикации: 27.04.2018


Ранний детский аутизм – причины, особенности коррекции и обучения.

Логопедичекая работа с данной категорией детей.

«Правильно организованное обучение ведёт за собой развитие»    

Л.С. Выготский

I.     Понятие - «Ранний детский аутизм».

Ранний детский аутизм - одно из самых загадочных нарушений развития.

Ранний детский аутизм (РДА) – это отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. (Стоит на 4 месте по частоте нервно –психических заболеваний у детей)

Аутизм встречается в 12 случаях на 10 000 новорожденных детей, у мальчиков – в 4-4,5раза чаще, чем у девочек. Аутизм приобретает наиболее завершенную форму в возрасте 3-6 лет. К 5-6 годам его проявления частично компенсируются, но умственное развитие резко отстает. Если в семье уже есть ребенок с ДА, то вероятность этого заболевания у другого ребенка составляет 5-10 %. .

В чем проявляется?

Аутизм обозначается не как заболевание, а как синдром.

Название синдрома детской психиатрии происходит от греческого слова “autos” – «сам».

Синдром аутизма представляет собой тяжелое нарушение психического развития, при котором имеются изменения во всех   сфера – перцептивной, интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой, поведенческой.

Приступы гнева, явления моторной гиперактивности, двигательные стереотипии, стереотипии в поведении и речи, игровой деятельности, стремление к сохранению стабильности окружающей среды и распорядка, свойственны всем детям с аутизмом.

Причины возникновения аутизма, в настоящее время нет чёткого представления о патогенетических  механизмах РДА.

1.Аутизмом заболевают люди с генетической к нему предрасположенностью, в результате воздействия внешних факторов (психотравмы матери до 12нед., родовые травмы, вирусы, отравления тяжелыми металлами) приводящих к дисфункции мозга.

2.Существует достоверная статистическая корреляция между синдромом слабой Х-хромосомы и наличием аутизма.

3.Британские ученые подтвердили, что одной из причин возникновения аутизма может быть мужской гормон тестостерон. (ученые считают, что существует прямая связь между аутическими чертами и гормональным фоном у детей. При переизбытке тестостерона левая половина мозга не может нормально развиваться. Если раньше подобное мнение было гипотезой, то нынешние исследования ее подтвердили. Более того известно, что некоторая часть известных математиков и музыкантов страдали аутизмом. По мнению нейробиологов, речь идет о компенсаторном поведении полушарий мозга, то есть если левое не развито, то правое пытается скомпенсировать этот дефицит.

4. В развитии этого заболевания важную роль играет ген неурексин-1, а также некий пока не установленный ген, расположенный в 11 хромосоме. В проекте по изучению генома у больных аутизмом приняли участие более 120 ученых из 19 стран мира.

Некоторые предположения о причинах возникновения аутизма:

  1. Аутизм связан с нарушением развития так называемого миндалевидного тела- участка головного мозга, регулирующего эмоции и способность взаимодействия с людьми. При компьютерной томографии гол. мозга у больных аутизмом были обнаружены изменения миндалевидного тела.
  2. Развитие аутизма связано с усиленным ростом мозга в детстве. У "аутистов" в возрасте 3-4 года размеры мозга превышают нормальные на 10-13%. Эту патологию связывают с аномалиями в некоторых структурах мозга. Некоторые ученые считают, что если найти причину которая заставляет мозг расти на ранних этапах жизни, то появится возможность разработки профилактического лечения.
  3. Дождливая погода способствует развитию аутизма, к такому выводу пришли американские ученые, после проведения исследований оказалось, что процент "аутистов" среди детей до трех лет, проживающих в дождливых штатах, был значительно выше, чем среди детей из "солнечных" штатов.

Суть любых аутистических проявлений сводится к следующему (расстройство тонуса психического и физического):

1. У аутистов снижена активность лобных долей, которые отвечают за интеллект, сознание, инициативу. В результате у ребенка нарушена познавательная активность, отсутствует интерес к окружающей действительности и людям, выражена отрешенность. В связи с непониманием происходящего, дети боятся перемен, отсюда боязнь новой обстановки, неприятие новых игр, отказ от новой пищи .
2. Лобные доли перестают контролировать и направлять все остальные зоны головного мозга (речевые, моторные, зрительные и т.д.). В результате, большинство действий ребенка становятся не осознанными, стереотипными, то есть действия ни на что не направлены и многократно повторяются (постукивание молотком по столу, бегание по кругу и т.д

3. Без контроля лобных долей, все остальные зоны головного мозга в дальнейшем задерживаются в развитии и развиваются не равномерно. У ребенка одновременно присутствуют сложные и простые навыки.

4. Речевые зоны так же не развиваются без направляющего действия лобных долей. В результате ребенок не понимает обращенной речи; не осознает, что обращаются к нему; не использует имеющиеся в словарном запасе слова для общения, так как не осознает, что можно удовлетворять свои потребности с помощью речи.

II.   Исторический аспект

Впервые РДА был описан американским детским психиатром Л.Каннером в 1943г. В 1944г венским психиатром Г.Аспергером(синдром Аспергера шизоидная психопатия) В СССР на протяжении 30 лет после работы С.С.Мнухина -1947г.аутизм лечили только медикаментозно, как шизофрению. В 1975 г. московскими авторами К.С.Лебединской и О.С.Никольской был предложен комплексный медико-психолого-педагогический подход, в рамках которого была разработана программа эмоционально-уровневой коррекции аутизма. Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция РДА по К.С.Лебединской, О.С.Никольской

            Критерии проявления аутизма по Л.Каннеру:

- Глубокое нарушение   контакта с другими людьми, неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать эмоциональный контакт, принимать их ласки;

- Навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам активности-стереотипам.

- Поглощенность вращающимися или вращаемыми объектами, не дифференци руют неодушевленные и одушевленные предметы.

- Мутизм или не направленная   на межличностную коммуникацию речь;

III. Диагностика нарушения общения

При диагностировании детей обращать внимание на то, как они сидят на руках мамы:
В норме ребенок у мамы на руках сидит, «развалившись как в кресле», вписываясь в изгибы тела мамы.

• Ребенок сидит на руках мамы «как столбик» (рис-а)– спина напряжена и отодвинута от тела мамы, голова оттянута от маминого лица: прикосновения не допускаются или допускаются только затылком (что уже хорошо).

• Полная вялая пассивность, голова ребенка может даже лежать на руке мамы, но отворачивается от тела, лица, щеки матери, «щека уходит» от мамы – это очень похоже на положение на руках уснувшего ребенка (рис. 1.4, б и в).

• Ребенок, сидя на коленях, крутится, вроде бы вырывается из рук мамы, иногда бьет ее, царапается, кусается и т. п.

«Аутистические психопаты Ганса Аспергера – это мягкий вариант аутистического расстройства.или шизоидная психопатия   - (8:1)

          Физические и внешние проявления характеризуются тем же типом качественного нарушения социального взаимодействия, стереотипиями

Отсутствие зрительного контакта, бедность мимики и жестикуляции, неестественность речи, неловкость в движения.

         Аутистический интеллект - нет задержки развития мышления.                                                                                              

       Особое творческое отношение к языку, способность «без труда образовывать новые слова - речь к 5 годам выглядит как излишне взрослая.

        Поведение в обществе

Следование своим собственным импульсам, удовлетворение только собственных интересов, отсутствие внимания на социальные условия и требования. (В школе – это странные, чудные дети!)

         Влечения и чувства

Исключительный эгоцентризм, неспособность учитывать внешние требования и запреты, тенденция к садистским реакциям.

    

 

Генетические факторы

Аутистические состояния конституционально обусловлены и, следовательно, могут передаваться наследственным путем.

Качественные своеобразия     эмоционального развития при   раннем детском аутизме:
(Баенская Е.Р., Либлинг М.М.)

-У ребенка повышенная чувствительность к сенсорным стимулам.

-Ребенок избегает взгляда в глаза, смотрит как бы «сквозь», «мимо».

-У части детей в раннем возрасте не возникает феномен заражения улыбкой», дети быстро пресыщаются общением со взрослыми, отстраняются от них.

Феномен привязанности.

Трудности взаимодействия с окружающими.

Трудности произвольной организации ребенка.

Своеобразные страхи.

Особенности речевого развития детей с РДА

1.  Мутизм (отсутствие речи) значительной части детей;

2. Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;


3.Большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;

4.Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);

5.Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а других иногда «я»);

6.Нарушение семантики (расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;

7.Нарушения грамматического строя речи;

8.Нарушения звукопроизношения;

9.Нарушения просодических компонентов речи.

4 формы проявления аутизма по уровню эмоциональной регуляции в зависимости от стереотипа общения с миром   (по классификации   О.В. Никольской)

1)Аутизм как полная отрешенность от происходящего (дети с лицом «принца»). отличается отсутствием речи, полевым поведением, не демонстрирует избирательность в контактах с миром. - Аутизм как активное отвержение («тираны семьи»).

2)Аутизм как захваченность аутистическими интересами («захваченные энтузиасты»).

3)Аутизм как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия – сверхтормозимость( «висящие на матери дети»).

   «Детей с аутизмом стало больше» - правда или миф?

            П. Сатмари в книге «Дети с аутизмом» пишет: «Правда заключается в том, что за последние 15 лет число детей, у которых была диагностирована та или иная форма аутизма, резко возросло». Автор считает, что     нет прямых указаний на увеличение числа детей с аутизмом в обществе; увеличилось число детей, которым поставлен диагноз. Увеличение числа детей с аутизмом – это следствие лучшего диагностирования. Диагностические критерии аутизма были расширены и распространены на большее число детей .   Детям, которым в прошлом поставили бы   «умственную отсталость», сегодня ставят диагноз «аутизм».

Мир аутичного ребенка

-Дети с аутизмом живут в особом мире, который закрыт от всех. Все за пределами этого мира вызывает у них непреодолимый страх и отвержение. Всякая попытка проникновения в этот мир вызывает сопротивление и даже тяжелую декомпенсацию.

-Аутичный ребенок, будучи дома с родными или в детском коллективе, большей частью ведет себя так, как будто находится один. Он играет один или «около» детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит.

-Нередки холодность и безразличие даже к близким, часто сочетающиеся с повышенной ранимостью, чувствительностью к малейшему замечанию в свой адрес.

Триада нарушений при аутизме

  1. 1)У аутичных детей   нарушена способность понимания коммуникации и социального поведения, а также имеется расстройство воображения, вследствие чего они не могут удовлетворительно осмысливать увиденное.
  2. 2)Им тяжело «читать» по нашим глазам, жестам, позам. Им трудно понять то, что мы думаем, чувствуем, понять наши намерения.

Особенности игровой деятельности помогают отграничить РД А от других состояний

Интересы детей, игры, фантазии оторваны от реальности.

   Игровая деятельность носит стереотипный монотонный характер (стереотипно перекладывают предметы, пересыпают что – либо, включают, выключают свет, открывают, закрывают воду, наливают в посуду и выливают из нее).

     Дети совершают манипуляции с неигровыми предметами: веревочками, бумажками, болтиками, коробочками, стаканчиками, целлофановыми пакетами и др. При этом перекладывают их с места на место, расставляют в определенном порядке, не разрешая никому убирать или отодвигать их.

   Дети совершают неигровые действия даже с игрушками (катают, крутят колечки пирамидок, стучат стержнем пирамидки, как палочкой).

IV. Особенности коррекционной работы с аутичными детьми.

В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом лежит идея, чтобы не больной адаптировался к своему окружению, а наоборот, здоровые приспосабливались к нему.

Людей с нарушениями в развитии следует воспринимать такими, какие они есть, а,   не исходя из желания узкого круга людей. (Т. Питерс).

( расстройство тонуса психического и физического……)

Формирование эмоционального контакта

Обычно исходят из пристрастий ребенка. Надо делать то, что делает ребенок.

Ребенка надо долгое время приручать. Нельзя сразу обращаться   словом или жестом.

Наблюдая за ребенком, можно выяснить, что привлекает его внимание, к чему он тянется.При формировании контакта, необходимо подключаться к его занятиям. Двигаться с ним, бегать, прыгать. Если ребенок стереотипно раскачивается, надо раскачиваться с ним, обыгрывая: «Покачались, как деревья», «Поплыли на лодочке».

И здесь быть осторожными.   Необходимо уметь   чувствовать, насколько   хорошо   ему в общении. Надо очень постепенно подводить его к тому, что с людьми лучше, чем одному.   Только позже можно обращаться по имени. Позже использовать контакт глаз.     Очень постепенно вводить произнесение ласковых слов и  имени ребенка.Постепенно давать тактильные контакты через одежду.

V. Логопедическая работа

-Логопедическая работа отличается от традиционной в виду специфичности речевых расстройств.

-В работе с аутичными детьми не всегдаприменимы традиционные логопедические приемы.

-Центральное место в формировании речевых и коммуникативных навыков занимает игротерапия.

-При обучении грамоте используется глобальное чтение.

-Многие понятия дети усваивают на написанных на карточках словах. А некоторые мутичные дети общаются с опорой на карточки.

Логопедическая работа является наиважнейшей в реабилитации детского аутизма. По этой причине существуют основные этапы проведения  этой работы:


1 этапвключает использование сопряженной речи, когда ребенка учат повторять короткую одно-, двусложную фразу. К тому же используется наглядное пособие, в котором в образах отражены объекты. Если же речь распалась полностью, то тогда начинают восстановление с уровня фонем и слогов, затем отдельных слов.

2 этап - сопряженная речь - проводится после занятий с логопедом на основе определения предметов, действий, событий, представленных на картинке. Изображение увиденное на картинке и определенное логопедом речевыми символами, ребенок учится путем повтора определять сам.
3 этап – использование вопросных форм, в которых содержится почти полный ответ, требуемый от ребенка. Например, «Что поливает девочка?»- Ответ: «Девочка поливает цветы». Наряду с вопросными формами представляется наглядный материал. Лишь после этого, опираясь на наглядный материал, просят ребенка определить словесно, что нарисовано на картинке.
4 этап– появление собственной экспрессивной речи.

Создание особой предметной среды

Разнообразный конструкторский материал, дидактические пособия и игрушки разборного характера,   всевозможные двигательные игрушки ( машинки, волчки, мячи), а также мягкие игрушки, куклы-рукавички для формирования социальных навыков.

Куклотерапия в работе с аутичными детьми

В работе с особыми детьми используется куклотерапия. Лучше, чем обычные куклы,   используются на занятиях с аутичными детьми мягкие куклы – рукавички.

Эти куклы помогают детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку. Общение с такой куклой расширяет возможности ребенка во взаимодействии с окружающим миром.

От имени   куклы   ребенок учится задавать вопрос и отвечать на него. Это особенно важно для аутичных детей.

Аутичный ребенок нетерпим к непредсказуемости. Ему легче жить, когда все определено. За одним столом делаем то, что требует педагог (произвольности), за другим то, что разрешается. Здесь мы рисуем, здесь, на коврике –играем, делаем постройку. Так у ребенка обеспечивается надежность.

Переход из одного места в другое должен быть последователен. Переходить надо, когда ребенок пресытиться контактом.     Через 5 минут мы заканчиваем занятие».

Арттерапия в системе коррекционной работы с аутичными детьми

  • В работе с аутичными детьми арттерапия как и любые другие технологии ставит своей задачей формирование контакта и коммуникации между специалистом (психологом, педагогом) и ребенком, а также между детьми подгруппы.
  • Арттерапия помогает аутичному ребенку почувствовать свою уникальность.

Развитие смыслового стереотипа занятия

Любым играм придаем сюжетный эмоциональный смысл. Строим постройку из кубиков, рассказываем о том, что там будет жить мама, папа, ребенок; делаем мебель, говорим, что это мебель для ребят. Рисуем машинку – рассказываем о том, что это «папа едет за тобой в садик».

В результате у ребенка появляется большая направленность на людей, интерес к окружающему миру, эмоционально окрашенным становится контакт с близкими.

Важно предугадывать потребности ребенка.

П. Сатмари считает: «Очень важно понять, что большинство нарушений поведения при аутизме является средствием выражения страданий человека, его переживаний по поводу неудачи в чем-либо.

Самый лучший подход к проблеме поведения заключается в предупреждении их возникновения.

Необходимо попытаться представить себе, что для ребенка представляет   трудность, что может сбить его с толку».

Адаптация коммуникативного стиля

            П. Сатмари считает: «Мы как слушатели должны догадываться о контексте – говорить то, что остается несказанным, и от имени ребенка   привносить в разговор добавочный смысл.   Надо поставить себя на место ребенка, увидеть мир его глазами, быть осведомленными о его интересах, заботах и недавних переживаниях».

Важно понимать, что влечет за собой аутизм.

Им тяжело переступить буквальное восприятие, чтобы видеть то, что подразумевается под определенным поведением.

С социальной точки зрения аутичные люди кажутся слепыми.

Профессионалы могут заниматься организацией обучения этих детей только в том случае, если они понимают, что влечет     за собой аутизм.

Когда нужно начинать коррекцию поведения и занятия с аутичным ребёнком?

Как можно раньше! Если с ребёнком начали заниматься в возрасте 3 лет, вероятность того, что он будет равноправным членом общества, очень высока (вплоть до снятия DS). При ранней коррекции, дети в своём большинстве овладевают речью, могут получить хорошее образование, работать на достойной работе.

Если же начать коррекцию только лет в 8-10, шансы совсем невелики. Например, если ребёнок был мутичен (не говорил вообще ничего) до 6 лет, даже при усиленных занятиях со специалистами, заговорит только около 2 процентов детей.Если же ребёнок перешагнул 8-летний порог, то речь появится только в результате Божественного вмешательства. По крайней мере, даже официальная медицина даёт только 0,02%, да и то, набор слов не будет превышать 300 слов и обозначений.

Однако даже в таком случае, если ребёнок не овладеет активной речью, это не означает, что он не сможет общаться и учиться. Известны случаи, когда дети успешно осваивали невербальные методы общения – письменную речь, коммуникацию с помощью «картинок-подсказок» или сурдо-речь.

Коррекционная работа при аутизме

1.При отсутствии коррекционной работы в 70% случаев раннего детского аутизма наступает глубокая инвалидность.  Коррекционная работа должна проводиться группой специалистов. В эту группу должны входить психиатры, невропатологи, психологи, логопеды, педагоги-воспитатели, музыкальные работники.

2.Главной их задачей есть восстановление основных сфер активности ребенка, а именно: речевой, когнитивной, моторной и эмоциональной.

3.Специалистами разных стран проводятся работы в поиске новых и оптимизации старых программ для обучения. Также адаптируется ряд обучающих программ, таких как Монтессори, Вальдорфской, Т. Питерса, и разрабатываются новые коррекционно-педагогические методики для детей с аутизмом.

4.     Среди психолого-педагогических методов коррекции аутизма можно выделить две группы:
• а)0сновные, позволяющие овладеть навыками общения, бытовыми, учебными, профессиональными, трудовыми и др. практическими навыками, которые необходимы в реальной жизни;
• б)вспомогательные методы создают условия для реализации основных, что иногда необходимо, но никогда не бывает достаточным.
 Это   иппотерапия, плавание с дельфинами, холдинг, различные методы эстето- и игротерапии и даже йогу. Использование только вспомогательных методов – одна из наиболее типичных ошибок. 

Учебные трудности детей с аутизмом

1.   Мотивация детей с ранним аутизмом отличается от привычной мотивации  обычных детей.

2. Похвала и порицание в общепринятом понимании при обучении детей аутистов малоэффективны.

3. Частая отвлекаемость требует создания на первых порах специальной структурированной обстановки с минимизацией слуховых и визуальных помех.

4. Трудность понимания абстрактных понятий. Эти понятия нужно вводить постепенно от простого к сложному. Часто аутисты воспринимают все буквально.

5. Слабая способность   обучения через наблюдение. Усвоение элементарных навыков может потребовать большой концентрации внимания.

6. Повторяющееся поведение, самостимуляция (раскачивание, хлопание в ладоши и т.д.) отнимают значительное время занятия.

Это далеко неполный перечень возможных  проблем, возникающих у аутичного ребенка  в процессе обучения.

На первый взгляд эти трудности кажутся непреодолимыми. Но сегодня существуют программы, успешно применяемые зарубежом, по подготовке аутичного ребенка к учебному процессу. Главное не упустить время.

Эффективные коррекционные методы и технологии обучения детей с РДА

Система обучения детей с РДА на современном этапе:

В обучении применяются адаптированные зарубежные методики, среди которых наибольшее распространение получили программы, разработанные в США специально для аутичных детей.

Авторский коллектив сотрудников лаборатории коррекции развития детей с аутизмом Института специальной педагогики НАПН Украины и КДОУКТ №168 «Особенный ребенок» г.Макеевки под редакцией доктора психологических наук Скрыпник Т.В. разработал Программу «Розквіт».

Коррекционные технологии и методики обучения детей с РДА

1.ТЕАССН – программа обучения детей, страдающих от аутизма и нарушения общения (Э.Шоплер).

2.Методика АВА-прикладной поведенческий анализ ППА-И Ловаас

3.Альтернативная речевая коммуникация.

4.Программа SONE-RASE (Б.и С.Кауфманы).

5.Снузелен – терапия, направленная на формирование простейших психических функций.

6.Метод «игрового времени» (С.Гринспан).

7.Игровая психотерапия (В.В.Ковалев).

8.Кинезитерапия.

9.Арттерапия, музыкальная терапия.

10.Анималотерапия.

11.Методика развития межличностных отношений (С.Гаистин, Р.Шоли).

12.Метод преодоления аутизма как аффективного расстройства (К.С.Лебединская, О.С.Никольская),

13.МАКАТОН – объединение языка жестов (отличного от языка жестов для глухих детей), визуального ряда и подкрепления.

14.Метод «Системной коммуникации» (Скрыпник Т.В.).

15.Методика Г.Домана (глобальное чтение).

16.Методика Л.Г.Нуриевой по развитию речи у аутичных детей.

17. Холдинг-терапия включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга-удерживания ребенка на руках у родителей до полного расслабления (физического и эмоционального). Речевое развитие, как правило, прогрессирует.

Методика АВА-ППА

"Модификация поведения" существует около тридцати лет. Эта методика одна из самых эффективных. Ее основатель Ивар Ловаас отмечает, что около половины детей, занимавшихся по методике АВА, может продолжать обучение в обычной школе. До 90% детей, занимавшихся АВА,улучшают свое состояние.
Н-р,
Программа «Язык – понимание»

Цель – развитие коммуникативных способностей

Описание: дефектолог дает стимул, или задание («подними руку»), затем дает подсказку (поднимает руку ребенка), затем вознаграждает ребенка за правильный ответ. После нескольких попыток делается попытка без подсказки. Если ребенок отвечает правильно без подсказки, он получает вознаграждение. Если ребенок дает неправильный ответ или не дает никакого ответа, взрослый опять проводит несколько попыток с подсказкой, а потом пробует попытку без подсказки. Упражнение заканчивается, когда ребенок дает правильный ответ без подсказки. Отработка навыка -10 повторений.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий,

30-40 час в неделю -2-3 тераписта. Конечная цель АВА – дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

Программа ТЕАССН

ТЕАССН – терапия и обучение аутичных и имеющих коммуникационные нарушения детей – комплексная программа в штате Северная Каролина (США).

Она была создана почти 30 лет назад на основе результатов исследовательских проектов Эрика Шоплера По сравнению с другими программами она имела успех.

TEACCH – программа не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни, но она позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями аутизма.

Цель – добиться возможности жить ''независимо и самостоятельно'' достигается, но только в особых, ограниченных и искусственно созданных условиях.

Следует направлять усилия не на адаптацию ребенка к миру, а на создание соответствующих его особенностям условий существования. Усилия направляются на развитие невербальных форм коммуникации, на формирование простых бытовых навыков В основе конкретных методик – четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний), опора на визуализацию.

Учимся чистить зубы : Пойти в ванную /Стать/сесть возле умывальника/Положить щетку на умывальник/Открутить крышечку зубной пасты/Снять крышечку зубной пасты/Выдавить зубную пасту на щетку/Закрыть крышечкой зубную пасту/Закрутить крышечку зубной пасты/Положить зубную пасту на раковину/Взять зубную щетку/Чистить верхние зубы/Чистить нижние зубы/Включить воду/Промыть щетку и т.д.

Методика Л.Г.Нуриевой и методика Г.Домана

Цель – позволяет развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с ранним детским аутизмом, создание мотивации к общению.

Описание: замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним.

Особенности обучения ребенка с РДА.

Оценка уровня помощи.

Использование пошаговой системы обучения (количество шагов зависит от способности ребенка).

Использование методики «рука в руке». Снижение уровня помощи, если ребенок все больше осваивает навык.

Повторение.

Принципы работы с аутичным ребенком

Согласованность

Настойчивость

Терпение

Рассчитывать на успех

Хвалить достижения даже самые незначительные

Стимулировать успех

Пошаговая система обучения

Процесс обучения любому виду деятельности делится на   составляющие, которые поочередно усваиваются и образуют последовательность действий.

Первый этап - пошаговое обучение

Определение уровня развития навыка

Определение ближайших шагов

Отработка отдельной операции внутри навыка

Соединение отдельных операций в цепочку действий

Эффективное применение системы поощрений  

Учимся чистить зубы

Пойти в ванную

Стать/сесть возле умывальника

Открыть зубную пасту

Выдавить зубную пасту на щетку

Закрыть зубную пасту

Взять щетку

Чистить зубы

Второй этап – использование альтернативной коммуникации

Язык   жестов

Визуальная поддержка в виде

изображения   порядка действий

(Нужно убедиться, что у ребенка

сформированы следующие навыки:

     - различает рисунок на общем фоне;

     - сопоставляет предмет и его изображение;

   - соотносит изображение и действие)

Письменная или печатная система слов. Визуальная подсказка к процессу мытья рук.

(Едельсон, 2005 и Миренда, 2003)

Исследования Едельсона, 2005 и Миренда, 2003 показали, что дети, освоившие язык жестов, быстрее осваивают разговорную речь.

Сканируя мозг, Эдельсон обнаружил, что один и тот же участок мозга активен как при использовании жестов, так и при вербальном общении.

Это доказывает, что развитие при использовании языка жестов отражает развитие речи, и также может укреплять связи мозга, необходимые для вербальной коммуникации.

Метод «рука в руке».

Это метод физической помощи, когда во время обучения взрослый помогает ребенку, стоя позади него. Такая позиция дает возможность почувствовать ребенку, что он сам выполняет действия и одновременно чувствовать готовность взрослого помочь ему. Педагог помогает ребенку физически совершить действие, направляя и координируя его движение.

Последовательность использования физической помощи.

Полная физическая помощь – «рука в руке»

Рука педагога держит запястье руки, направляя ее

Рука педагога держит предплечье

Рука педагога держит локоть

Рука педагога находится около руки ребенка, но не касается к ней. При возникновении паузы или затруднения возвращается к позиции «рука в руке».

Использование стимулов и поощрений.

Для подкрепления желаемого результата очень важно использовать разнообразные стимулы: любимые развлечения, сладости, формы контакта, обычную похвалу. Важно использовать поощрения в те моменты, когда ребенок ведет себя лучшим образом для закрепления достигнутого результата.

Отмечая успех ребенка, в отличии от обучающей позиции позади него, педагог должен стать лицом к ребенку, что способствует зрительному контакту и позволяет радоваться совместному успеху.

Уровни помощи педагога при обучении

Совместные действия взрослого и ребенка – «рука в руке», сопровождающиеся пошаговой инструкцией или комментарием действий

Частичная помощь действием (заключительное действие ребенок выполняет сам)

Ребенок выполняет действие под контролем педагога

Ребенок выполняет действие самостоятельно, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога

Ребенок выполняет действие самостоятельно, по наглядной программе действий (рисунок, схема)

Ребенок выполняет действие в полном объеме самостоятельно.

Отношение государства и общества к людям с аутизмом.

В нашей стране специальных учреждений для обучения и воспитания детей с аутизмом, а также их дальнейшего попечения   ни на государственном уровне, ни в форме частных заведений пока не существует, а возможности интеграции пока ограничены.

Считается, что интеграция полезна для всех детей: дети с нарушениями будут тянуться за здоровыми, а здоровые будут учиться понимать слабых.

В нашей стране общество не готово пока принять людей с нарушениями, не желает понимать их проблемы.

Многие родители не хотят, чтобы вместе с их здоровым ребенком учился и воспитывался «ненормальный».

Различные доступные ребенку формы интеграции оказывают психотерапевтический эффект на родителей.

Для большинства детей с отклонениями в развитии доступны частичная и особенно временная интеграция, способствующая   ранней социализации детей с отклонениями в развитии.

При частичной интеграции «особый» ребенок   находится в классном коллективе (1 – 2)   человека лишь часть дня(1-2-3 урока)и неполная неделя, а выборочно несколько дней в неделю.

Временная интеграция предполагает объединение   детей на различных мероприятиях не реже двух раз   в месяц независимо от тяжести нарушений.

Специфика построения коррекционной работы

Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие  с учетом пристрастий и настроений ребенка. Можно заранее составить план занятия, но действовать придется в зависимости от ситуации и желания ребенка. Надо быть чутким к ребенку и можно увидеть, что он сам подсказывает форму взаимодействия с педагогом.

На начальных этапах обучения важно подкреплять желаемое поведение ребенка, а также использовать его интересы для удержания его внимания.

В начале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задание, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, управляя его руками.

Важна совместная деятельность: педагог   рисует одно, ребенок заканчивает, или наоборот. Также в аппликации, в   лепке, в конструировании, в игре.

Интеллектуальное развитие

Задачи интеллектуального развития определяются в зависимости от образовательного маршрута ребенка.

У детей ранний интерес к   сенсорным эталонам.

Отмечается ранний интерес к знакам: цифрам, буквам.

Музыкальная и танцевальная терапия

  • Любому специалисту, работающему с аутичным   ребенком музыка способна помочь наладить коммуникацию, улучшить поведение к лучшему. Она способна заменить вербальное общение между специалистом и ребенком на этапе формирования установления контакта.          
  • Мы часто используем детские песни     в ходе занятий. Игры с ритмами и мелодиями способны помочь «растормозить» речь ребенка, развить подражание, вызвать двигательную активность и положительные эмоции.
  • В начальном периоде индивидуальных и подгрупповых занятий хорошо используются детские песни из мультфильмов: «Антошка», «Чунга – Чанга», «Кузнечик», «Песенка крокодила Гены», «Песенки кота Леопольда», «Жили у бабуси два веселых гуся» и др.  Дети   любят танцы с флажками, цветами, ленточками.
  • Дети любят танец с цветами под композицию Поля Мориа «Токкада». Мы часто используем песню «Танцуйте сидя» на слова М. Пляцковского, музыку Б. Савельева. Дети заражаются положительными эмоциями, выполняя движения под песню «Разноцветная игра» на музыку Б. Савельева, слова Л.Рубальской.

Проблемы родителей аутичных детей

Воспитание в стиле жесткого контроля со стороны родителей всегда приводит к росту замкнутости и без того неконтактного ребенка.

В воспитании аутичного ребенка, так же как и в воспитании обычного, важно устанавливать   границы дозволенного и недозволенного, проявляя при этом твердость и последовательность.   Избалованный аутичный ребенок, кидающийся на пол, требующий покупок бесчисленных игрушек представляет собой малопривлекательное зрелище.

Одна из проблем семьи аутичного ребенка – это самооценка родителей и ребенка. Родители должны научиться понимать реальные возможности своего ребенка для того, чтобы сформировать адекватный уровень требований к нему.

Рекомендации для родителей аутичных детей

Лучшей рекомендаций для родителей является обучение их быть всегда и во всем последовательными. Уметь говорить: «нет!» в ситуациях, не терпящих возражений. А еще лучше оговаривать с нетерпящим непредсказуемости ребенком свои планы (когда и в каких случаях родитель собирается куда-то с ним пойти или что-то купить ребенку). Нет страшнее зрелища, когда аутичный эгоцентричный ребенок «строит» одного или обоих родителей, становясь семейным деспотом, требуя покупать в свою коллекцию не первую абсолютно идентичную игрушку или далеко не самый первый   велосипед. В некоторых случаях мягкий стиль воспитания совершенно не «работает».   «Работает» только авторитарный стиль.

Детям важно эмоциональное подкрепление состояния успешности

Не менее отрицательно на эмоциональном развитии   аутичного ребенка сказывается дистанцированность, эмоциональная холодность, недостаток положительных подкреплений, критичность со стороны родителей в адрес достижений ребенка. Отвержение, обусловленное перфекционизмом как способом непринятия несовершенств ребенка - частый тип отношения и воспитания в семьях, где воспитываются аутичные дети.   Перфекционисты - родители не могут воспринять рисунок либо аппликацию ребенка без должной критики за неровность форм, неаккуратность штриховки.

Поддержка семьи аутичного ребенка

Не все родители получают необходимую поддержку со стороны родных и знакомых. В некоторых случаях родные и близкие реагируют негативно на поведение аутичного ребенка. Поэтому многим родителям важно и полезно знакомиться и общаться с другими родителями аутичных детей. По-настоящему понять проблему может только тот, кто сам имеет аналогичную. Группу поддержки представляют друг для друга родители, чьи дети посещают дошкольную группу для детей с РДА.

Пожелание.

Тем, кто хочет помочь аутичным детям хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу с вами жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность»   (Р.Шнайдер – педагог и философ).

Библиография
1. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма.- М.: Просвещение, 1991.

2. Лебединская К.С., Лукашова И.Д., Немировская С.В. Клиническая характеристика синдрома раннего детс.ого аутизма/С-пб. Ранний детский аутизм. Под ред. Т.А. Власовой, В.В.Лебединского, К.С. Лебединской.- М.: НИИД АПН СССР.1981.

3. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. – М.: Полиграф. 2001.

4.   Башина В.М. Аутизм в детстве. – М: Медицина. 1999.

5.   Башина В.М., Козлова И.А., Ястребов В.С., Симашкова Н.В. и др.
6.   Организация специализированной помощи при раннем детском аутизме (Методические рекомендации).- М., 1989.
7.   Коган В.Е. Аутизм у детей.- Л.: Медицина, 1981.
8.   Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.- М.: Теревинф. 1997.
9.   Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А. и др. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М: Полиграф сервис, 2003.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР