Здоровьесберегающая практика учителя-логопеда в ДОУ. |
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог | ||||||||||||
Черкашина Марина Петровна, учитель – логопед, МДОУ Белоярский детский сад «Буратино», Хакасия, Алтайский район. Дата публикации: 24.05.2018 Здоровьесберегающая практика учителя-логопеда в ДОУ. Слова Сократа «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» актуальны и сегодня. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших, требующих решения, – это проблема ориентации всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием, и даже с ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Какие же признаки утомления в поведении ребенка подскажут педагогу, что необходимо сделать динамическую паузу, зрительную гимнастику? 1.Нарушение координации, замедленность мелких движений. 2.Длительные отвлечения, зевота. 3.Бессмысленные манипуляции с предметами. 4.Повышенная раздражительность. 5.Нарушение недавно сформированных умений. Появление первых признаков утомления отмечается, в зависимости от возраста детей, на разных этапах занятия:
Таким образом, по прошествии указанного временного промежутка обязательно необходимо проводить физкультминутки в течение 2 – 3 минут, включающие упражнения на снятие общего и локального напряжения, зрительного утомления, дыхательную гимнастику. Авторы коррекционных методик (Л. С. Волкова, Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие) значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено. Перед вступлением в речь дети делают недостаточный по объёму вдох, что не обеспечивает целостного произношения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха. При коррекции тяжёлых нарушений речи, как, правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приёмов установления плавности речи. Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Эмоциональное тепло и поддержка каждого ребенка демонстрируют положительное отношение к детям. Анализ медицинских диагностических данных логопедических групп МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» показал, что с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по нарушению зрения (около 20% детей). Одна из наиболее частых причин понижения зрения у детей – близорукость. Как же можно помочь формирующемуся детскому организму предотвратить ухудшение зрения у детей с нарушением речи? Своевременная профилактика значительно снижает потери зрения. Особое значение имеет регулярное проведение специальных упражнений для глаз. Они, несомненно, приносят пользу, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области, способствуя поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода, хорошо снимают умственное утомление. При ежедневном их выполнении глазные мышцы сохраняют эластичность и гибкость до преклонного возраста. Регулярные тренировки являются лучшим средством профилактики старческой дальнозоркости и способствуют заметному улучшению зрения. В своей работе с детьми провожу физкультминутки для глаз в игровой форме с целью повышения интереса к упражнениям и качественного их выполнения, с учетом лексической темы. Например: Лексическая тема «Грибы»
Для сокращения и расслабления глазодвигательных мышц ребенка применяю тренажёр «Рукавички». Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхности рукавичек. Схема тренажера: Педагог, надев рукавички-тренажер, разводит руки в стороны и 10-15 секунд поочередно сжимает и разжимает ладони. Упражнения подобного типа рекомендует доктор медицинских наук В.Ф. Базарный. Для развития восприятия и зрительно-моторной координации провожу с детьми упражнение «Разноцветные звёзды» Место нанесения звёзд - стены кабинета. Упражнение заключается в одновременном слежении глазами по заданной траектории в положении стоя. Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук – под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Активная речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигает достаточной силы и точности. Развитие мелкой моторики пальцев рук – необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Развивая мелкую моторику и координацию движений руки, мы влияем на речевое развитие ребенка и готовим его к обучению в школе. В логопедической группе для детей с нарушением используем:
Большой интерес для детей представляют: выкладывание контуров предметов шерстяной ниткой на бархатной бумаге, нанизывание на тонкую проволоку мелких предметов, скатывание из бумаги рулончиков разного диаметра, игры – шнуровки. К нетрадиционной форме работы можно отнести игры с прищепками, цель которых: 1.Проводить звукобуквенный анализ слогов и слов. 2.Закреплять правильное произношение звуков в слогах и словах. 3.Упражнять в слоговом анализе и синтезе. 4.Развивать мелкую моторику рук. 5.Обучать дифференциации звуков в слогах. Например: Игра «Цвет - звук» Оборудование: карточки со слогами, словами; прищепки красного, зелёного, синего цвета. Задание. Ребёнку предлагается выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребёнок должен чётко проговорить звук и назвать цвет прищепки, которую он выбрал. Например: слог ма: звук «м» - твёрдый согласный, поэтому прищепка синяя; звук «а» - гласный, поэтому прищепка красная. Внедрение здоровьесберегающих технологий в логопедических группах для детей с нарушением речи разной степени тяжести способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей. ЛИТЕРАТУРА: 1.Аксенова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. //Дошкольное воспитание. 1990 - № 8 - С.62. 2.Демирчоглян Г., Демирчоглян А. Улучшаем зрение // Илл. Н. Воробьевой. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 48 с., ил. (Серия «Домашняя школа») 3.Корнева И. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях. // http://pedsovet.org/forum 4.Профилактика близорукости. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ. Авторы-составители: Т.З. Особова, С.Г. Генкина – Санкт-Петербург, 2005 5.Среда детского сада: гигиенические требования. М.И. Степанова /Дошкольное воспитание, № 9, 2006, с. 55 |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».