Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869219
Здоровьесберегающая практика учителя-логопеда в ДОУ.
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Черкашина Марина Петровна, учитель – логопед, МДОУ Белоярский детский сад «Буратино», Хакасия, Алтайский район. 
Внедрение здоровьесберегающих технологий в логопедических группах для детей с нарушением речи разной степени тяжести способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей.


Дата публикации: 24.05.2018


Здоровьесберегающая практика учителя-логопеда в ДОУ.

Слова Сократа «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» актуальны и сегодня. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших, требующих решения, – это проблема ориентации всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание.

   Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.  

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием, и даже с ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика.

   Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

   Какие же признаки утомления в поведении ребенка подскажут педагогу, что необходимо сделать динамическую паузу, зрительную гимнастику?

1.Нарушение координации, замедленность мелких движений.

2.Длительные отвлечения, зевота.

3.Бессмысленные манипуляции с предметами.

4.Повышенная раздражительность.

5.Нарушение недавно сформированных умений.

   Появление первых признаков утомления отмечается, в зависимости от возраста детей, на разных этапах занятия:

Возраст детей

Средняя группа

Старшая группа

Подгото-вительная группа

Время наступления утомления

7 – 9 минута

10 – 12 минута

12 – 14 минута

   Таким образом, по прошествии указанного временного промежутка обязательно необходимо проводить физкультминутки в течение 2 – 3 минут, включающие упражнения на снятие общего и локального напряжения, зрительного утомления, дыхательную гимнастику.

   Авторы коррекционных методик (Л. С. Волкова, Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие) значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено.

Перед вступлением в речь дети делают недостаточный по объёму вдох, что не обеспечивает целостного произношения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

   При коррекции тяжёлых нарушений речи, как, правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приёмов установления плавности речи. Дыхательная функция нуждается в тренировке.

При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.

   Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. 

   Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Эмоциональное тепло и поддержка каждого ребенка демонстрируют положительное отношение к детям.

   Анализ медицинских диагностических данных логопедических групп МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» показал, что> ><с ><каждым ><годом ><растет ><количество ><детей, ><входящих ><в ><группу ><риска ><по нарушению ><зрения (около 20% детей). > Одна из наиболее частых причин понижения зрения у детей – близорукость.>><

   Как > ><же ><можно ><помочь ><формирующемуся ><детскому ><организму >< ><предотвратить >< >< >< ><ухудшение >< >< >< ><зрения >< >< >< ><у >< детей с нарушением речи?><

   >><Своевременная ><профилактика значительно ><снижает ><потери ><зрения. Особое значение имеет регулярное проведение специальных упражнений для глаз. Они, несомненно, приносят пользу, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области, способствуя поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода, хорошо снимают умственное утомление. При ежедневном их выполнении глазные мышцы сохраняют эластичность и гибкость до преклонного возраста. Регулярные тренировки являются лучшим средством профилактики старческой дальнозоркости и способствуют заметному улучшению зрения.

   В своей работе с детьми провожу физкультминутки для глаз в игровой форме с целью повышения интереса к   упражнениям   и   качественного их выполнения, с учетом лексической темы.

Например: Лексическая тема «Грибы»

Речевое сопровождение

Зрительное упражнение

Опята

Посмотри-ка вокруг: сколько опят!

Шляпки грибов, как монетки горят,

От шляпок рябит в глазах у ребят.

Движение глазами влево-вправо

Дети смотрят в даль

Часто моргают глазками

 

Для сокращения и расслабления глазодвигательных мышц ребенка применяю тренажёр «Рукавички». Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхнос­ти рукавичек.

   Схема тренажера: Педагог, надев рукавички-тренажер, разводит руки в стороны и 10-15 се­кунд поочередно сжимает и разжимает ладони. Упражнения подоб­ного типа рекомендует доктор медицинских наук В.Ф. Базарный.

   Для развития восприятия и зрительно-моторной координации провожу с детьми упражнение «Разноцветные звёзды» Место нанесения звёзд - стены кабинета.

Упражнение заключается в одновременном слежении глазами по заданной траектории в положении стоя. >

     Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук – под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Активная речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигает достаточной силы и точности.

   Развитие мелкой моторики пальцев рук – необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Развивая мелкую моторику и координацию движений руки, мы влияем на речевое развитие ребенка и готовим его к обучению в школе.

   В логопедической группе для детей с нарушением используем:

  • массаж ладоней и пальцев рук: оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает ее тонус. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Для проведения массажа используем различные предметы: шестигранные карандаши, грецкие орехи, семена фасоли, резиновые колечки, мячики с шипами Су-Джок.
  • пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры: Изображая знакомые предметы, игрушки, животных, ребенок начинает придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков. Стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют чувство ритма.
  • выкладывание фигурок, узоров, букв: В ходе выполнения игровых действий применяем различные материалы: арбузные семена, фасоли, гороха для сортировки и выкладывания фигурок, счетные палочки и геометрические фигуры для составления узоров и контуров предметов, пшённая крупа для написания букв.

   Большой интерес для детей представляют: выкладывание контуров предметов шерстяной ниткой на бархатной бумаге, нанизывание на тонкую проволоку мелких предметов, скатывание из бумаги рулончиков разного диаметра, игры – шнуровки.

К нетрадиционной форме работы можно отнести игры с прищепками, цель которых:

1.Проводить звукобуквенный анализ слогов и слов.

2.Закреплять правильное произношение звуков в слогах и словах.

3.Упражнять в слоговом анализе и синтезе.

4.Развивать мелкую моторику рук.

5.Обучать дифференциации звуков в слогах.

   Например: Игра «Цвет - звук»

Оборудование: карточки со слогами, словами; прищепки красного, зелёного, синего цвета.

Задание. Ребёнку предлагается выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребёнок должен чётко проговорить звук и назвать цвет прищепки, которую он выбрал.

Например: слог ма: звук «м» - твёрдый согласный, поэтому прищепка синяя; звук «а» - гласный, поэтому прищепка красная.

   Внедрение здоровьесберегающих технологий в логопедических группах для детей с нарушением речи разной степени тяжести способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Аксенова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. //Дошкольное воспитание. 1990 - № 8 - С.62.

2.Демирчоглян Г., Демирчоглян А.   Улучшаем зрение // Илл. Н. Воробьевой. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 48 с., ил. (Серия «Домашняя школа»)

3.Корнева И. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях. // http://pedsovet.org/forum

4.Профилактика близорукости. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ. Авторы-составители: Т.З. Особова, С.Г. Генкина – Санкт-Петербург, 2005

5.Среда детского сада: гигиенические требования. М.И. Степанова /Дошкольное воспитание, № 9, 2006, с. 55


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР