Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429954
Скоблякова Анна Станиславовна, педагог-психолог, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Черкасская средняя общеобразовательная школа»
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Скоблякова Анна Станиславовна, педагог-психолог, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Черкасская средняя общеобразовательная школа». 
Занятие предназначено для одаренных обучающихся 13-15 лет, целью которого является психолого-педагогическая поддержка. У одаренных детей часто возникают коммуникативные трудности, им свойственна склонность к индивидуализму, эгоцентризм. Это существенно снижает уровень их достижений в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников совместной деятельности. Трудности, связанные с коммуникативными навыками являются основным источником нарушения социальной адаптации личности. У многих одаренных детей выявляются также недостаточный уровень ответственности, протест против любых ограничений, непереносимость ситуации проигрыша, неуспеха. Преодоление возникающих трудностей категории одаренных детей возможно при своевременном включении их в социально-психологический тренинг, направленный на развитие саморегуляции, предупреждение и преодоление социальной дезадаптации и неблагоприятных вариантов личностного развития, коррекцию коммуникативных проблем. В ходе работы тренинговой группы одаренные дети смогут выработать умения самостоятельно находить средства достижения цели и решения поставленной задачи, а также самостоятельно ставить цели и задачи.


Дата публикации: 28.05.2018


Актуальность темы

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в особом внимании и помощи со стороны взрослых. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Одаренные дети – выделяются яркими и нередко выдающимися  способностями в той или иной деятельности, в отличие от своих сверстников. Но одаренность ребенка может проявляться не только в его школьной жизни, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п.

Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей должна являться неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, направленного на создание благоприятного для личностного развития ученика психологического климата – основы благоприятного положения конкретного обучающегося в системе образовательных отношений.

 

Социально-психологический  тренинг

личностного роста для одаренных детей

 

Цель социально-психологического тренинга: содействие социальной адаптации, развитию личности, развитие жизненно необходимых навыков, позволяющих противостоять негативным жизненным ситуациям.

Задачи тренинга:

- создание условий для развития эмоционально-волевой сферы,  чувства эмпатии, отработки навыков уверенного поведения;

- помощь в осознании личной ответственности за собственные поступки, в анализе своих жизненных установок;

- обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Время: 90 минут.

Категория участников: одаренные обучающиеся 13-15 лет.

 

Ход тренингового занятия:

1. Упражнение « Приветствие в кругу».

Психолог (ведущий): Когда люди знакомятся друг с другом, что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Предлагаю всем встать в круг. Я сейчас приветствую вас движением, а вы в ответ также приветствуйте меня.

- пожать друг другу руки;

- поздороваться локтями;

- поздороваться лбами;

- поздороваться пятками;

- поздороваться спинами.

2. Разминка – погружение.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

- у кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

-  поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

-  поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;

потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

3. Упражнение – разминка «Космическая скорость».

Цель:  Знакомство, развитие умения принимать коллективное решение.

Инструкция: «Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч любому другому игроку, отчетливо называя свое имя, и опускает руку. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя, и опуская руки. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу (поднятые руки служат сигналом, что игрок еще не получал мяча).

– Теперь следующий раунд: бросайте мяч в том же порядке, только нужно называть не свое имя, а имя того, кому бросаете.

-Результатом нашего взаимодействия была не высочайшая скорость передачи мяча, не запоминание имен, а бесценный опыт сотрудничества, принятия совместных решений, появление чувства сопричастности.

4. Упражнение «Наши правила».

Наше с вами занятие отличается от обычных уроков, к которым вы привыкли. Чтобы наши встречи были продуктивными, нам необходимо установить правила!

Правила выписываются на лист ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте.

Список правил (каждый пункт правил поясняться психологом (ведущим)): 

- внимательно слушать, когда говорят другие

- уважать чужое мнение

- начинать свою речь словами «я»

- быть активными

- говорить по одному

Нельзя:

- шуметь когда кто-то говорит, перебивать

- угрожать, драться, обзываться, гримасничать

- ставить другим оценки, давать определение и критиковать.

5. Игра «Потерпевшие кораблекрушение».

Цель:  изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Проведение игры

1-й этап.

Ознакомление всех участников с условиями игры:

Психолог (ведущий) даёт участникам следующую инструкцию: «Представьте, вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и её груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли».

Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповреждёнными в результате пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с вёслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и 5 однодолларовых банкнот. Список предметов:

• Сектант.

• Зеркало для бритья.

• Канистра с 25 литрами воды.

• Противомоскитная сетка.

• Одна коробка с армейским рационом.

• Карты Тихого океана.

• Надувная плавательная подушка.

• Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

• Маленький транзисторный радиоприёмник.

• Два квадратных метра непрозрачной плёнки.

• Один литр рома крепостью 80%.

• 450 метров нейлонового каната.

• Две коробки шоколада.

• Рыболовная снасть.

2-й этап.

Попросите каждого из участников самостоятельно проранжировать указанные в приложении предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 – у второго по значению и т. д., цифра 15 будет соответствовать самому менее полезному предмету).

На этом этапе деловой игры дискуссии между участниками запрещены. Необходимо отметить среднее индивидуальное время выполнения задания.

3-й этап.

Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом.

Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так как они это делали по отдельности).

На этом этапе допускаются дискуссии по поводу выработки решения.

Необходимо отметить среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.

4-й этап.

В каждой подгруппе выбирается лидер, который будет отстаивать мнение группы. Выбирается эксперт для группы лидеров. Лидеры от подгрупп приглашаются в центр круга и ранжируют предметы по степени важности. Лидеры обсуждают свои решения. Подсказок от остальных игроков быть не должно.

5-й этап.

Оцените результаты дискуссии в каждой подгруппе. Для этого:

А) Выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и др. Насколько активно и убедительно лидеры защищали и отстаивали интересы своей подгруппы.

Б) Зачитайте «правильный» список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО:

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нём запасти достаточное количество воды и пищи для жизни в течение этого периода.

Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Информация, которая даётся ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

• Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

• Канистра с нефтегазовой смесью. Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.

• Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

• Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

• Непрозрачная плёнка. Используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

• Коробка шоколада. Резервный запас пищи.

• Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в руках лучше «журавля» в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

• Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не упало за борт.

• Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадёт за борт.

• Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

• Ром, крепостью 80%. Содержит 80% алкоголя – достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

• Радиоприёмник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

• Карты Тихого океана. Бесполезны  без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

• Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

• Сектант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен. Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасёнными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Предложите сравнить «правильный» ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый участник, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов. Если сумма больше 30, то участник или группа «утонули».

В) Сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решением отдельных участников?

Комментарии к проведению:

Данная игра даёт возможность количественно оценить эффективность группового решения.

В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.

Решение проблемы в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.

Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.

Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку групповых решений.

Важной составляющей упражнения является процедура обсуждения проделанной работы. Основные вопросы, которые нужно проговорить с участниками, таковы:

Каково общее впечатление от командной работы?

Возникали ли конфликтные ситуации?

Что помогало и мешало прийти к согласию?

Чувствует ли кто-то, что остался непонятым, неуслышанным?

Выделялся ли явный лидер в процессе принятия решения?

Были ли игроки, которые практически не принимали участия в обсуждении, легко соглашались с предлагаемыми вариантами? Если да, то как эти участники воспринимали все происходящее, что побуждало их не высказывать или не настаивать на своем мнении?

Что можно было бы сделать для того, чтобы прийти к общему решению более легким путем?

Ведущий (психолог) предлагает после сложного упражнения отдохнуть, расслабиться и знакомит присутствующих с понятием «релаксация», основами данной техники.

Ведущий (психолог) предупреждает, что не нужно изо всех сил стараться следовать тому зрительному ряду, который будет задаваться в упражнении. Если образы, о которых идет речь, появятся без особых усилий и им легко следовать – замечательно. Если возникнут другие картинки – ничего страшного. Смотрите на них. Если вообще ничего не возникнет – можно просто думать, что где-то есть то, о чем говорится. Нужно отдаться своим ощущениям и плыть на их волнах, не пытаясь действовать. Излишнее старание, сознательные волевые усилия могут только разрушить необходимое состояние и помешать погружению в медитацию.

Во время медитации-визуализации участники принимают удобную позу такую, чтобы во время упражнения не появилось желания шевелиться, чтобы сменить ее. Глаза закрыты. Те участники, которые не желают принимать участие в этой психотехнике, просто сидят тихо на своих местах, не мешая остальным.

6. Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Плывем в облаках». 

«Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».

По окончании процедуры обязательно получение обратной связи от каждого из членов группы, подробный рассказ об ощущениях во время медитации, о возникавших образах, об актуальном состоянии.

7. Упражнение «Рисунок моего настроения».

Под спокойную музыку участники рисуют то, что может отразить их настроение «здесь и сейчас». Нерешительным предлагается просто набрать кисточкой краску понравившегося цвета, поставить кончик кисточки в любое место листа и делать спонтанные мазки.

Рисунки вывешиваются на доске.

8. Игра «Пожелания».

Участники перемещаются в случайном порядке, встречаются попарно, смотрят в глаза друг другу и высказывают какое-нибудь пожелание, комплимент или благодарность.

9. Итоговое обсуждение.

Ведущий благодарит участников за работу, поощряет сплоченность, отмечает наиболее удачные, на его взгляд, моменты. Участникам тренинга предлагается подумать над вопросами и при желании высказаться вслух:

- Что было проще или сложнее всего и почему?

- Что понравилось или не понравилось и почему?

- Кому хочется сказать «спасибо» или, наоборот, выразить недовольство?

- Какие эмоции сейчас преобладают?

Результаты тренинга возможно оценить на основе рефлексии самих участников и (или) заполнения ими специальных анкет. Для оценки эффективности тренинга можно использовать модифицированный опросник Туник Е.Е.: Опросник креативности Джонсона, Модифицированные креативные тесты Вильямса.

 

Используемая литература

Берубе Дж., Венгер А.Л., Дозорцева Е.Г., Морозова Е.И. Групповая работа с подростками. // Когнитивно-бихевиоральная психотерапия детей и подростков. – СПб: Речь, 2003. – С. 255-298.

Венгер А.Л., Морозова Е.И., Морозов В.А., Галиева Р.А. Опыт построения группового тренинга для одаренных детей. http://www.igra-msk.ru/publications-1.htm

Вачков  И.В.  Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. – М: Издательство "Ось-89", 1999.

Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М.: Академия, 2002. – 144 с.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971. – 280 с.

Одаренные дети. / Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 362 с.

Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С.Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416 с.

Психологическая диагностика детей и подростков. Учеб. пособие//Под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. —М.:Международная педагогическая академия, 1995.

Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона // Школьный психолог. №47.– 2000.

Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР