РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по формированию графомоторных навыков у первоклассников. |
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог |
Основина Екатерина Юрьевна, учитель-логопед, муниципальное общеобразовательное учреждение - школа № 51 города Орла, Орловская область. Дата публикации: 28.05.2018 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по формированию графомоторных навыков у первоклассников
Введение Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка. Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Существенной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком. Практика показывает, что обучение письму остается одним из сложных и трудоемких этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей интереса, тем более увлечения. Он не дает возможность осознанно сформировать правильный графический навык. При знакомстве с написанием букв работа ведется в большей степени над начертаниями отдельных ее элементов, а не над ее целостным написанием. Среди детей младшего школьного возраста немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности в овладении графомоторными умениями, которые лежат в основе процесса рисования и письма. Трудности в овладении графомоторными навыками испытывают не только дети с нарушением речи, но и определенное количество детей, процесс психического развития которых в целом протекает успешно. Младший школьный и старший дошкольный возраст связан с развитием интеллектуальной деятельности ребенка. Развивается общая и мелкая моторика. Но некоторые части кистей руки остаются слабыми, что мешает ребенку свободно выполнять мелкие и точные движения руками. При наличии таких трудностей ребенку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют графомоторные умения (способ удерживания карандаша, ручки, фломастера и т.п.), силу нажима, ритм, темп, точность, плавность движений при рисовании и письме, степень уверенности и произвольности в их выполнении и др.), а также обусловливающие успешность овладения ими зрительное и кинестетическое восприятие, ориентировку в пространстве, зрительно-двигательную координацию и др. Ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика». В лингвистическом понятии «графика» определяется, как начертание письменных или печатных знаков, букв. В исследованиях различных авторов навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.А. Агаркова, 1978; М.М. Безруких, 2001; О.Б. Иншакова, 2003; Р.Д. Тригер, 1998; Н.С. Пантина, 1967; О.С. Филиппова, 1999 и др.). Понятие «графический навык» вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв. Формирование графомоторных навыков письма, по мнению теоретиков и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений. И. П. Павлов: «... развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым. Двигательная область коры головного мозга расположена рядом с речевым центром. Моторная координация движений и близкое соседство речевой зоны оказывает влияние на развитие речи через тонкие движения рук. Чем большее число связей задействовано между клетками мозга, тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка. Чем он меньше, образование таких связей проходит легче и быстрее. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие повторения на занятиях проводятся и для правой и для левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук. Недостаточная теоретическая разработанность проблемы обучения письму, несовершенство решения этой проблемы на практике заставляют вновь обращаться к поискам ее дальнейшего теоретического и практического решения. В пособии представлена авторская система развития грофомоторных навыков у младших школьников на основе лексических тем. Использование данной рабочей тетради позволяет улучшить качество обучения и воспитания детей, а обеспечение наглядной основы изучаемого, способствует развитию оптико-пространственных навыков, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала. Настоящее пособие «Рабочая тетрадь по формированию графомоторных навыков у первоклассников» предназначено для учителей-логопедов, учителей начальных классов, воспитателей и родителей. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш. КАК ЖЕ МОЖНО ПОМОЧЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ? Играя или занимаясь с ребенком, будьте терпеливы, не торопите его без особой необходимости, не спешите сделать что-то вместо него. Не забывайте, что многие действия он только осваивает, и для того чтобы они выполнялись легко и быстро, перешли в навык, потребуется время. Важно поддержать ребенка, помочь обрести уверенность в себе. Если движения недостаточно четки, ваше вмешательство, замечания, поторапливания будут только мешать ребенку, сбивать, сделают его суетливым, менее организованным. Будьте изобретательны: постарайтесь придумать такие ситуации, в которых некто может сделать что-то еще хуже, чем ребенок, или не сможет сделать этого вовсе и ему требуется помощь. Например, бабушке с больной спиной трудно расшнуровать ботинки или у мамы болит пальчик, а надо застегнуть пуговицу. Чтобы стать настоящим помощником, надо тренироваться! Тренируем руки дома, на прогулке, на даче …
Занятия покажутся более увлекательными, если будут связаны со знакомым ребенку сказочным сюжетом. Вместе с ним слепите Колобка, пирожки, которые несла бабушке Красная Шапочка, или те, которыми прикрылась в корзинке Машенька из сказки «Машенька и медведь». На первый взгляд, многие из этих бытовых умений не имеют никакого отношения к школьной деятельности, но в действительности являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания, домоводства, работы в саду или огороде, ребенок общается со взрослыми, овладевает речью.
Особую роль в подготовке ребенка к школе играет формирование графических навыков. Для их развития можно использовать упражнения в обводке и раскраске шаблонов овощей, животных и т.д., работу с альбомами раскрасками, копирование графических упражнений из различных пособий для дошкольников. Постановка руки Многие дети неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна – на ручке, другая – на подушечки указательного пальца, третья – на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка. Штриховка Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы ребенку показывается образец штриховки. Раскраска Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее, не выходя за контур. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли. Копирование контура булавкой Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить или заштриховать. Завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание, расплетание Это может быть работа с бельевой верёвкой, со шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость. По мере освоения упражнения дают всё более тонкую верёвку. А также необходимо:
Для большего эффекта желательно придерживаться следующих условий:
Пальчиковая гимнастика Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершении – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими. «Веер» Солнце светит очень ярко, И ребятам стало жарко. Достает красивый веер – Пусть прохладою повеет. Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком. «Мы считаем» Можно пальчики считать: Раз-два-три-четыре-пять. На другой руке – опять: Раз-два-три-четыре-пять. Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого. «Здравствуй» Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй маленький дубок! Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую! Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. «Человечек» «Топ-топ-топ!» - топают ножки. Мальчик ходит по дорожке. Указательный и средний палец правой (затем левой) руки «ходят» по столу. «Дождик» Дождик-дождик, Полно лить, Малых детушек Мочить! Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивая ими по поверхности стола (как игра на пианино). «Зайчик – кольцо» Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко. А колечко непростое – Блестит, словно золотое. Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: 1.пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; 2.большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны. Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений каждого упражнения можно уменьшать или увеличивать в зависимости от желания ребёнка.
Рекомендуемая литература:
1.Как научить ребёнка читать и писать / Марина Полякова. - М.: Айрис-пресс, 2008.-144с. 2.Тригер Р.Д. Русский язык. Подготовка к обучению грамоте учащихся начальных классов. Методическое пособие / Р.Д. Триггер. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 64с. 3.Утешева Р.Х. Коррекционные занятия. Сборник коррекционных занятий для учащихся 1-4 классов. – Орел, 2012. - 246с. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».