Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7432440
Статья: «Домашнее задание для детей с ОНР» + приложение (образец домашнего задания в ср., ст., подг. гр.)
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Сафиуллина Галина Геннадьевна, учитель-логопед, МБДОУ № 261 г. Ижевск, Удмуртская Республика. 
Домашнее задание охватывает все разделы работы логопеда, от артикуляционной гимнастики до развития связной речи.


Дата публикации: 28.05.2018


Домашнее задание для детей с общим недоразвитием речи

В дошкольном воспитании всё больше внимания уделяется взаимосвязи детского сада и семьи. Такая взаимосвязь хорошо прослеживается при выполнении домашнего задания, которое логопед задаёт ребёнку каждую неделю. При выполнении с ребёнком домашнего задания родители привлекаются к активному участию в коррекционном процессе по преодолению:

  • речевого дефекта ребёнка;
  • обогащению словарного запаса;
  • развитию грамматического строя речи;
  • развитию фонетической стороны речи;
  • развитию фонематического слуха;
  • развитию навыков связной речи;
  • совершенствованию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение).

Домашнее задание построено на основе лексической темы для данного возраста и соответствует плану—программе работы, проведённому в «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической работе детского сада для детей с ОНР (4-7 лет) Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной,   которую ребёнок проходил на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

            Домашнее задание состоит из разделов:

  • артикуляционная моторика, включающая в себя артикуляционную гимнастику для губ, нижней челюсти, языка и направлена на подготовку артикуляционного уклада для формирования отсутствующих звуков;
  • речевой материал направлен на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, самостоятельной речи. В этом разделе ребёнок разучивает чистоговорки, скороговорки, стихи;
  • фонематическое восприятие знакомит ребёнка со звуком, развивает фонематический слух, навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа и синтеза предложений, является начальным этапом обучения чтению и письму. С помощью заданий логопеда ребёнок знакомиться с гласными и согласными звуками опираясь на зрительный анализатор (контроль за движением артикуляционных органов перед зеркалом), слуховой (восприятие звука на слух), кинематический (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью взрослого ребёнок запоминает характеристики разных звуков: гласный, согласный—мягкий и твёрдый, звонкий и глухой;
  • развитие грамматического строя речи направленно на обогащение пассивного словаря, на словообразование, изменение по родам, числам, падежам; на согласование существительного с числительным и прилагательным. Словоизменение при помощи приставок, суффиксов; объединения двух основ; подбора родственных слов; обобщения. Задания проводятся в форме игры и позволяют ребёнку легко усвоить сложный материал;
  • развитие связной речи направленно на построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без, по заданной схеме. Составление рассказа—описания по плану и схеме, по серии сюжетных картинок. Пересказ и самостоятельный творческий рассказ;
  • развитие мелкой моторики рук и подготовка руки к письму содержит задание на обведение по контуру; штриховку по образцу; дорисовывание элементов; творческий рисунок на заданную тему; печатание букв, слов;
  • формирование начальных учебных навыков чтения знакомит детей с буквами, правилами написания и нахождения заданной буквы среди других букв; конструированию заданной буквы из различных элементов, а также чтению слогов открытого, закрытого типа, коротких слов. Следует отметить, что обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребёнком звуков и слов;
  • развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

В основу занятий положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и систематичность и концентричность при изучении материала, который подобран с учётом актуальности темы и с учётом ведущей деятельности дошкольника—игры. Повышению эффективности занятий способствует представленный дидактический материал и картинки.

            В процессе работы с детьми родители должны соблюдать следующие правила:

-Принуждать заниматься ребёнка нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме.

-За одно занятие не следует выполнять больше 2-3 заданий.

-Продолжительность одного занятия не должна превышать от 15 до 30 минут в зависимости от возраста детей.

-Задание должно быть прочно усвоено и применяться на практике.

-Еженедельные консультации у логопеда по выполнению домашнего задания и обращения к нему при малейших затруднениях.

            Домашнее задание с ребёнком проверяется на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

            Только тесный контакт в работе логопеда и родителей ребёнка с диагнозом «Общее недоразвитие речи» может способствовать устранению всех речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

 

Литература

1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. М., ООО «Издательство ГНОМ и Д» 2009.

2. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. М., ООО «Издательство ГНОМ» 2014.

3. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. М., СпБ «ДЕТСТВО—ПРЕСС» .

2007.

4. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. М., «Издательство ГНОМ» 2014.

5. Ткаченко Т.А. Формирование лексико—грамматических представлений. М., «Издательство ГНОМ и Д» 2001.

6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. М., 2000.

7. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. М., АЙРИС ПРЕСС 2007.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР