Сметанина Надежда Анатольевна, педагог-психолог МБОУ С(К)ШИ г. Красновишерска Пермского края. Занятие предназначено для учащихся, обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра. Основной целью является обучение навыкам взаимодействия с педагогом, ребенком, а также коррекция элементов произвольности через упражнения в выполнении инструкций, совершение действий по образцу, способность контролировать результат и формирование навыков самостоятельной и групповой работы, воспитание взаимопомощи, уважения друг к другу. Занятие составлено по требованиям ФГОС и представлено в виде технологической карты. В ходе занятия можно отработать большой спектр личностных и предметных результатов, базовых учебных действий.
Дата публикации: 28.05.2018
Конспект психологического занятия
«Мы идем в зоопарк. Взаимодействие со взрослым и ребенком»
Технологическая карта урока
1. Блок информационный:
- Класс: подгруппа учащихся 3-4 класса с легкой УО, РАС
- Образовательная область: развитие психомоторных и сенсорных процессов
- Предмет: психологическая коррекция
2. Блок целеполагания:
- Тема занятия: Мы идем в зоопарк. Взаимодействие со взрослым и ребенком.
- Цели занятия:
- Образовательная: обучение навыкам взаимодействия с педагогом, ребенком;
- Коррекционно-развивающая: коррекция элементов произвольности через упражнения в выполнении инструкций, совершение действий по образцу, способность контролировать результат.
- Воспитательная: формирование навыков самостоятельной и групповой работы, воспитание взаимопомощи, уважения друг к другу.
3. Планируемый результат:
- Предметные результаты: умение взаимодействовать с педагогом и другим ребенком, адекватно реагировать на просьбы.
- Личностные результаты: сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; развитие доброжелательности, взаимопомощи; проявление готовности к самостоятельной жизни.
- Базовые учебные действия:
- Личностные: умение применять правила поведения в разных социальных ситуациях; умение воспринимать инструкцию к предложенному заданию; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
- Познавательные: делать простые выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание).
- Регулятивные: умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; умение принимать оценку деятельности, самостоятельно ее контролировать, в случае необходимости корректировать.
- Коммуникативные: умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик); умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь.
4. Блок инструментальный:
- Тип урока: повторение, закрепление знаний
- Учебно-методический комплекс: программа Удаловой Э.Я., Метиевой Л.А. «Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»; Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
- Оборудование: компьютер, шнурки с цветными пуговицами, карточки с заданиями.
Пояснительная записка
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является расстройство аутистического спектра.
Основными признаками РАС при всех его клинических вариантах являются: недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; отгороженность от внешнего мира; слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада); неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы; недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители или наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям; приверженность к сохранению неизменности окружающего; неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано.
Особенности проявлений аутизма зависят от конкретного человека, но основные проблемы можно разделить на три базовые группы. К ним относятся:
- трудности с социальной коммуникацией: для детей с РАС мимика и прочий «язык тела» — это такой же чужой язык, как если бы все вокруг говорили по-древнегречески. Дети испытывают трудности как с вербальным, так и с невербальным языком. Многие из них понимают язык буквально, с их точки зрения – люди всегда говорят ровно то, что имеют в виду. Некоторые дети с аутизмом не могут говорить вообще, или их способность использовать речь для общения очень ограничена. Однако даже не говорящие обычно понимают, что говорят другие люди. Такие дети могут научиться выражать свои мысли и общаться с другими людьми с помощью различных методов альтернативной коммуникации, например, печатать на компьютере, использовать язык жестов или систему карточек с визуальными символами. У других детей с аутизмом навыки речи развиты очень хорошо, но у них все равно есть речевые трудности – им трудно понять, как обмениваться репликами при разговоре; они могут повторять то, что только что сказал другой человек (явление «эхолалии»); или же они очень долго говорят о своих интересах, игнорируя реакцию собеседника. Детям с аутизмом проще общаться, если другие люди говорят четко, последовательно и оставляют паузы, которые позволяют человеку с аутизмом понять, что именно ему только что сказали.
- Трудности в социальном взаимодействии: детям с аутизмом часто сложно распознать или понять эмоции и чувства других людей, а также сложно выразить свои собственные эмоции и чувства. Из-за этого они могут испытывать дополнительные трудности в социальных ситуациях. Они могут: не понимать неписанные социальные правила, которые большинство людей усваивают неосознанно. Например, они могут стоять слишком близко к другому человек или начинать разговор с неуместной темы; казаться бесчувственными, потому что они могут не понимать, что чувствует другой человек; предпочитать проводить время в одиночестве и не искать общества других людей; не обращаться к другим людям за утешением; казаться «странными» и неуместно себя ведущими, потому что им сложно выразить свои чувства, эмоции или потребности. Трудности с социальным взаимодействием могут приводить к тому, что людям с аутизмом трудно заводить друзей и сохранять дружбу. Однако сами люди с аутизмом могут стремиться к дружбе и к общению с другими людьми – они просто не уверены, как именно этого добиться.
- Трудности с социальным воображением: социальное воображение позволяет понимать и предсказывать поведение других людей, понимать абстрактные идеи и представлять себе ситуации вне нашего непосредственного опыта. Трудности с социальным воображением приводят к тому, что детям с аутизмом сложно: понимать и интерпретировать мысли, чувства и действия других людей; предсказывать, что произойдет потом, или может произойти потом; понимать концепцию опасности, например, почему лучше не выбегать на оживленное шоссе; участвовать в играх и занятиях, требующих воображения: иногда дети с аутизмом практикуют игры, требующие воображения, однако они предпочитают проигрывать одну и ту же сцену снова и снова; подготовиться к переменам или планировать будущее; справиться с новыми или незнакомыми ситуациями.
5. Блок организационно-деятельностный:
№
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.
|
Организационный момент. Ритуал приветствия.
|
|
Контроль за подготовкой детьми кабинета к занятию
|
Подготовка кабинета к занятию (свет, табличка, сдача тетрадей)
|
|
Создание положительного настроя к занятию, формирование сплоченности, собранности. Игра «По кругу»:
Повернитесь все друг к другу. (Поворачиваются друг к другу)
И пожмите руки другу. (Пожимают друг другу руку)
Руки вверх все поднимите, (Поднимают руки вверх)
И вверху пошевелите. (Кистями рук поворачивают)
Крикнем весело: «Ура!». Заниматься нам пора!
|
Дети повторяют стихотворение и движение.
|
2.
|
Постановка темы и целей.
|
|
Сегодня мы с вами отправимся в волшебное место, где нас ждут приключения. Вам интересно, что это за место? Тогда, отгадайте загадку:
Здесь рядом живут крокодил и зайчата,
Пингвины, олени и даже слонята.
Как называется дом всех зверей.
Попробуй ответить ты мне поскорей!
Итак, куда мы пойдем? Попробуйте сказать тему занятия (слайд 2)
А как вы думаете, что мы сможем узнать в зоопарке?
|
Дети отгадывают загадку «Зоопарк»
Самостоятельно говорят тему и цели занятия: познакомимся с животными, сможем научиться двигаться как животные, может поможем кому-нибудь
|
3.
|
Основная часть.
|
|
Итак, мы идем в зоопарк. Но до него нам нужно еще добраться. А раз зоопарк волшебный, добираться мы будем на необычном средстве передвижения.
Какие волшебные средства передвижения вы знаете? (Подсказка – слайд 3).
Каждый из вас будет добираться на своем средстве передвижения. Чтобы узнать на каком – нужно выполнить задание.
Задание 1. «Сказочное средство передвижения». Цель: развитие наглядно-образного мышления. Собрать пазл – Баба Яга в ступе, Емеля на печи.
|
Дети отвечают с опорой на слайд
Дети собирают пазл, говорят свое средство передвижения.
Девочка – простой пазл на 6 частей.
Мальчик – средней сложности на 10 частей.
|
|
Вот мы и стоим у дверей зоопарка, только он закрыт на замок (слайд 4). Посмотрите, что лежит на парте? Что нужно сделать, чтобы добыть ключ.
Распутать шнурок не так просто. Каждый из вас может развязать только один узелок и снять одну пуговицу. Вам нужно договориться, как это лучше сделать.
Задание 2. Дорожка в зоопарк
Цель: развитие мелкой моторики, формирование регулятивных БУД (планирование учеником действий, исходя из цели задания), формирование коммуникативных УУД (сотрудничество между учениками в поиске решения задачи, навыки принятия учениками компромиссного решения).
|
Дети отвечают «На парте лежит шнурок с цветными пуговицами и ключом». Предполагают «Чтобы добыть ключ нужно снять пуговицы и распутать шнурок»
|
|
Мы открыли двери зоопарка и сейчас можем увидеть, какие животные здесь обитают. Посмотрите на экран и постарайтесь запомнить животных. Смотрим и запоминаем – молча!
Задание 3. Запомни животных. Цель: развитие памяти, внимания. Слайды 6-11.
Молодцы, ребята, я вижу, что вы очень внимательны и наблюдательны.
|
Ребята смотрят и запоминают животных, затем отвечают на вопросы:
Какие животные живут в зоопарке? (волк, заяц, бегемот, обезьянки, лиса, тигр, слон, попугай, жираф, ежики…
Вспомните, кто летает рядом со слоном (попугай)
Сколько слонов в зоопарке? (один)
Сколько обезьянок сидит на шее у жирафа? (пять)
Что в лапках у зайчонка (морковка). А у лисы (рыба)
Сколько грибов было на иголках у ежика? (два) А яблок? (три)
|
|
Давайте представим, что мы с вами звери. Сейчас вы должны изображать животного, которого услышите в моем рассказе и вы должны делать то, что делают эти животные. Договорились?
Физминутка «Экскурсия по зоопарку». Цель: снятие мышечного напряжения. Слайд 12.
«Мы идем по зоопарку. Здесь очень много разных животных: зайчата, слонята, лягушата, обезьянки, коровы, крокодилы. Вот мы проходим клетку с обезьянками. Они высоко прыгают, показывают друг другу языки, дергают друг друга за руки и издают очень громкие звуки. Зайчата в своей клетке сначала прижали ушки, испугавшись прохожих, но потом стали прыгать на своих местах, шевелить хвостиками и угощать морковкой друг друга. Крокодилы, раскрывая свою пасть, пытались поймать лучики солнца. Слонята кружились на месте, терлись хоботками друг о друга. Коровы жевали траву и громко мычали. Медведь переваливался с лапы на лапу и потягивался до самого неба. Веселые лягушата прыгали с места на место, хлопали в ладоши. Все звери зоопарка были рады чудесному солнечному дню».
|
Дети вместе с педагогом изображают животных, их походку и повадки.
|
|
Ребята в зоопарке есть одна поляна, где мы еще не были. Кто живет там, вы узнаете, отгадав загадку: «Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет». Совершенно верно, на волшебной поляне живут бабочки
Но случилось так, что вчера в зоопарке прошел дождь, ребята, а вы когда-нибудь слышали, как начинается дождик? Предлагаю прямо здесь, в этой комнате послушать, как начинается дождь (файл «Дождь»).
А сейчас, мы сами изобразим дождик. Задание 4. Дождик. Цель: развитие умения следовать указаниям взрослого, сплочение коллектива.
Постучите указательным пальцем правой руки по раскрытой ладошке левой руки (психолог показывает, что нужно делать) – так дождик только начинает. Вот дождик усиливается и с неба падают уже две капли дождя (барабанят двумя пальцами по ладошке) и так далее.
|
Дети угадывают загадку.
Слушаю музыку дождя.
Выполняют упражнение по инструкции, показу педагога.
|
|
Как я уже сказала, вчера на поляне прошел дождь и смыл пыльцу с крыльев бабочек и теперь их совсем не видно среди цветов (слайд 13). Без рисунка на крылышках бабочки выглядят некрасиво. Давайте поможем бабочкам вернуть яркость. Сейчас вы будете украшать свою бабочку, используя карандаши. Ваша задача, договориться и сделать так, чтобы крылья бабочек были одинаковыми. Задание 7. Укрась бабочку, работа в паре. Цель: формирование умения работать в паре.
Оцените свою работу. Ваши бабочки – одинаковые? Как вы смогли сделать это?
|
Дети договариваются и выполняют задание. Оценивают свою работу.
|
4.
|
Итог занятия. Рефлексия.
|
|
Мы с вами подошли к окончанию путешествия в зоопарк. Скажите, каких животных вы запомнили? А какое задание удалось выполнить лучше? Какое задание не получилось?
Вспомните, что мы делали, когда заходили в зоопарк? Правильно – добывали ключ (слайд 14). Теперь я предлагаю вам закрыть зоопарк и спрятать ключ, чтобы животные не разбежались.
Сделаем это так: если занятие вам понравилось – наденьте на шнурок оранжевую пуговицу, если не понравилось – зеленую.
Оценка деятельности детей.
|
Оценивают путешествие, вспоминают удачно выполнение и задания, вызвавшие трудности.
Оценка собственной деятельности.
|
5.
|
Ритуал прощания.
|
|
Игра «По кругу». Психолог читает стихотворение и выполняет движения:
Повернитесь все друг к другу. (Поворачиваются друг к другу)
И пожмите руки другу. (Пожимают друг другу руку)
Руки вверх все поднимите, (Поднимают руки вверх)
И вверху пошевелите. (Кистями рук поворачивают)
Крикнем весело: «Пока!». Попрощаться нам пора!
|
Дети повторяют стихотворение и движение.
Дети прощаются.
Снимают табличку с двери. Уходят.
|
ПРИЛОЖЕНИЯ |