«Коррекция поведения и мышления ребенка при помощи сказки» статья |
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог |
Колочкова Наталия Николаевна, учитель-логопед МАДОУ № 297, РТ г. Казань. Статья предназначена для воспитателей и специалистов детских садов, представлен вариативный материал для работы по развитию психо-эмоциональной коррекции поведения детей с ОВЗ.
Дата публикации: 07.06.2018
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Работая над сказкой, педагог оказывает на ребёнка определённое воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует «сказочные» занятия, но, как показывает практика, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие. В занятиях с использованием сказки мало видимой работы над словом. Такие занятия основаны на работе невидимой незаметной на первый взгляд. Но именно она, как показывает практика и данные исследований, готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств. Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи. Работа со сказкой преследует следующие цели: • развитие подвижности органов артикуляции; • развитие связной речи, • развитие слухового внимания, • развитие памяти, • развитие творческого воображения, • развитие логического мышления, • обогащение словарного запаса. Логопедические сказки являются сильным коррекционным средством для любого ребёнка, происходит позитивное воздействие на личность в целом. Логопедам известно, как трудно, например, выполнять артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребёнком. Он постоянно отвлекается, суетится, задаёт вопросы, пытается о чём-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. А как показывает практика таких детей в логопедических группах обычно много. Или, наоборот вялые, ослабленные дети с высокой истощаемостью нервной системы Они не нарушают дисциплину, их порой и незаметно в группе. Однако педагогам приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы ребёнок устаёт и больше не может заниматься. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация, что затрудняет процесс развития связной монологической речи. Среди детей с речевыми нарушениями достаточно часто встречаются и такие дети, которые настолько тщательно стараются выполнить все задания, настолько стремятся к совершенству и правильности, что этим самым невероятно закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Очень нелегко происходит развитие связной монологической речи и у детей с нарушениями речи, имеющих крепкую нервную систему, мало чувствительных, не проявляющих большого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, как они говорят. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. Если ослабленный, заторможенный ребёнок с нарушением речи приобретёт уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, то в более короткие сроки будет происходить развитие и совершенствование связной монологической речи; ребёнок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление он будет способен к усвоению большего объёма информации, чем раньше. Если у «сверхспокойного» ребёнка проснулся живой интерес и развилась чувствительность, то это означает, что у него будет меньше проблем при введении автоматизированных звуков в спонтанную речь, что влияет на совершенствование связной монологической речи. Практика показывает, что если ребёнок приучается осознавать то, что он видит и слышит, ощущает если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает в такой области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру. Путешествуя по сказке и переживая различные приключения, ребенок «по правде» знакомится с социальной ситуацией, требующей от него определенных решений, поступков в соответствии с законами, нормами и правилами поведения сказочных героев. Осознание ребенком ответственности за свои поступки вытекает непосредственно из сказочной ситуации и является более доходчивым, нежели требования взрослого. Поэтому задачей педагога является создание особой атмосферы - сказочного контекста, где все происходит «по правде» и позволяет успешно осуществлять развивающее - коррекционную работу, направленную на проработку определенных детских проблем: деструктивных форм поведения, страхов, социальной неуверенности, детского аутизма. Она требует соответствующей подготовки педагога, особенно умения педагогического наблюдения за ребенком, а также способности объединять различные формы и приемы развития и обучения, сводя их в единую «сказочную» форму. Если вы до сих пор не верите в то, что сказки могут влиять на будущее детей, вспомните, сколько девушек мечтает во взрослой жизни о принце на белом коне? Откуда этот образ? Ну конечно из нашего детства, когда мама читала сказку о Золушке или когда мы смотрели Диснеевские мультфильмы. То, что вплетается в наше воображение в детстве, остается там надолго, возможно, и на всю жизнь. Полностью изменить поведение ребёнка на примере сказок не получится, но мягко влиять на его подсознание, помогать определиться ребёнку в этом жестоком мире все же возможно. И не обязательно обсуждать с ребёнком развивающие сказки, ведь он может воспринять это как целенаправленное воздействие на его поведение. Многим детям достаточно просто прочитать сказку, рассказать свое мнение о ней, и оставить малыша самого обдумывать суть услышанного. Если ребёнок при вас выставляет свои «иголочки» в знак протеста, это еще не значит, что сказка его не зацепила, он просто не хочет вам этого показывать. Наедине с собой он наверняка сделает определенные выводы. В своей работе я использовала работу Погосовой Н. М. «Погружение в сказку». Это коррекционно развивающая программа для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью. Разработанные сказки легко доступны для детского понимания. Дают ребенку возможность расслабиться эмоционально, что дает возможность устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье. Автор говорит о том, что расслабление это забота о самом себе, это помощь самому себе, это условие нормальной работы своего организма. Что значит расслабиться? Теоретически это очень просто. По большому счету, это означает просто посидеть в неподвижности и отпустить напряжение, беспокойство, страх. Дети в отличие от взрослых легче воспринимают все новое и быстрее учатся умению расслабляться. Возбужденные, нервные, беспокойные деитсвительно становятся более спокойными, а скованные, вялые, робкие приобретают уверенность в себе, свободу в выражениях своих мыслей и в поступках. Предлагаемая программа не требует дорогих атрибутов, мы использовали игрушки ясельной группы, старые занавески, фигурки из киндеров, после первых занятий дети стали приносить в нашу коллекцию новые «волшебные предметы: шарики, камушки, бусы и т. п. дети на занятиях много двигались, детям предлагаются игры, танцы, физические упражнения. Ведь мышечная усталость благоприятна для тела. Есть упражнения для дыхания. Сюжет предполагает взаимодействие детей, на проявление различных эмоций. Дети «разряжаются» эмоционально, сбрасывают зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Позже на непосредственно логопедических занятиях мы использовали мелкие игрушки, придумывая сказки для проведения артикуляционной гимнастики. Используя сказки для расширения словаря детей применяю такие задания как поиск слов из сказки с заданным звуком; рифмовка слов, придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок); называние слов-признаков, слов-действий из сказки; подбор к сказочному персонажу действий, признаков; придумывание нового названия сказки; называние пропущенных слов в сказке. Работая над предложением мы его разворачиваем, распространяем, интонационно наполняем в соответствии с целью высказывания, перестраиваем. Для формирования правильного грамматического строя мы составляем предложения по опорным картинкам из сказок, придумываем предложения с определенным словом или с несколькими словами; составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей; составление предложений с опорой на игрушку; упражнение "Закончи предложение" и т.д. При формировании связной речи проводится словесная режиссерская игра; пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”; совместное решения проблемного вопроса к сказке; изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй; моделирование; сказки про самого себя; перевирание сказки. При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса. Вся работа построена с опорой на общедидактические принципы: - систематичности и последовательности - учёта возрастных особенностей, - учёта индивидуальных особенностей, - учёта структуры дефекта, - поэтапности воспитания речи. А также учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память, Настраивая детей на работу мы говорим что только дети, умные, смелые, отзывчивые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта). Вне занятий мы переводили в сказку сложившиеся конфликтные ситуации возникающие между детьми. Так как не использовались имена детей, то и выход из конфликта не выглядел как навязчивое назидание. Поэтому смело можно сказать что сказка не только развлекает, но и лечит, помогает в жизни, учит детей нормам общения. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок позволяет добиться высоких результатов. Дети - логопаты показывают высокий уровень речевого развития, фонематического слуха и внимания, развития основных движений, движений мелких мышц рук. У детей повышается речевая активность, формируется эмоциональная выразительность, вырабатывается дикция, совершенствуется координация речи и движения, развивается связная монологическая речь. Дети выразительно передают простые действия игровых персонажей, выполняют движения в ритме музыки. Сказка для ребёнка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов. В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями, по завершению дошкольного образования, воспитанник должен соответствовать Модели выпускника ДОУ 1. Любознательный, активный . 2. Эмоционально отзывчивый. 3. Коммуникативно развит. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. - Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе. - Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим, в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Психологические характеристики. - Устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. - Способность к инициативе и самостоятельности в сфере решения социальных и бытовых задач. - Активность при участии в игре, общении и других видах детской деятельности. - Ребенок эмоционален, креативен, инициативен, самостоятелен и ответственен, с адекватной самооценкой. Таким образом, использование в логопедической практике метода сказкотерапии позволяет реализовать основной принцип сказкоторапии – целостное развитие личности. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».