Дипломная работа по теме: «Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида». |
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог |
Леонтьева Наталья Ивановна, учитель КОУ «Урайская школа –интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Дата публикации: 17.09.2018
Содержание Введение4 1. Теоретические основы развития связной письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.8 1.1. Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего возраста.8 1.2. Сущностные особенности развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.14 Краткие выводы2 2. Методика развития связной письменной речи у детей старших классов специальной (коррекционной) школы 8 вида3 2.1. Современные задачи и содержание уроков чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида3 2.2. Особенности обучения чтению в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида.30 2.3. Методика обучения чтению и её роль в организации учебно-воспитательного процесса на уроках чтения в старших классах4 2.4. Методы и приёмы развития связной письменной речи в старших классах на уроках чтения.6 2.5. Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения.9 2.5.1. Работа на письменным планом содержания рассказа Л.Н. Толстого «После бала»9 2.5.2. Исследование уровня развития связной письменной речи учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида и анализ результатов исследования51 2.5.3. Характеристика уроков по развитию связной письменной речи в 9 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида9 Урок № 19 Урок № 23 Заключение7 Список литературы71 Приложение75
Введение В настоящее время в нашей стране происходит реформа системы школьного образования, она необходима в настоящее время, потому что происходит смена эпохи, и важно обновить содержание школьного образования. В обновлённой системе образования важно уделить достаточное место развитию речи молодого поколения, особенно письменной речи. В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может: письменная речь используется и в государственной деятельности, и в средствах массовой информации, и в познавательной деятельности, и в культуре, наконец, личной жизни человека. Письменная речь - общепринятая, универсальная форма общения грамотных людей. Она дает возможность выражать мысли и чувства средствами той или иной письменности, а также понимать то, что написано другими. Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Владение письменной речью очень важно для социальной адаптации человека вообще, а для выпускника специальной (коррекционной) школы 8 вида особенно. Несмотря на степень разработанности проблемы и накопленную теоретическую базу, проблема остается актуальной, что и обусловило выбор темы. Процесс становления и развития связной письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья изучали И.Е. Синица, С.П. Тищенко, Ж. Симон, РЛ. Креймер, М.Р. Львов и другие. В их работах признается важность создания у учащихся мотивации усвоения письменной речи. Н.И. Жинкин говорил о том, что «письмо - это процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном произнесении высказывания перед записью, либо в виде внутреннего проговаривания) на графический буквенный код». По сравнению с устной речью письменная речь более абстрактна, поскольку видимого контакта с собеседником, интонационных признаков и экстралингвистического сопровождения (мимики, жестов и т.д.), то есть тех факторов, которые облегчают и дополняют устное контактное общение, она не имеет. Именно поэтому развитие связной письменной речи жизненно необходимо у детей с нарушением интеллектуального развития. В ходе изучения специальной литературы было установлено, что выраженные дефекты речи имеют 40-60% детей с нарушением интеллекта. Нарушения речи у таких детей носят системный характер. У них оказываются несформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижении потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта являются стойкими. Актуальность исследования: данная тема мало изучена и практически не имеет отражение в специальной методической литературе. Существует множество научных трудов по развитию связной письменной речи, но практически нет рекомендаций по развитию письменной речи у детей с нарушением интеллектуального развития. Степень научной разработанности проблемы: заключается в эффективности развития письменной речи на уроках чтения у учащихся старших классов. Объектом исследования: методика чтения и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья старших классов. Цель исследования: анализ способов и методов развития связной письменной речи на уроках чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья , разработка системы заданий и упражнений на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школе 8 вида. Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих исследовательских задач: 1.Проанализировать особенности развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья; 2.Выявить специфику и необходимость развития связной письменной речи; 3.Изучить формирование связной письменной речи у учащихся старших классов в процессе работы над сочинением-описанием, характеристикой литературного героя; 4.Описать результаты практической работы по развитию связной письменной речи при изучении конкретных литературных произведений на уроках чтения в старших классах. Основными методами работы были: 1.Изучение и анализ психолого-педагогической, методической филологической литературы по избранной теме; 2.Наблюдение за процессом обучения школьников на уроках чтения в специальной коррекционной школе 8 вида; 3.Обобщение опыта учителей специальной (коррекционной) школы 8 вида; 4.Изучение психолого-педагогической документации, характеризующей здоровье и развитие учащихся; анализ упражнений и заданий, выполненных учащимися. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, включающего дидактические материалы, использованные в ходе обучающего эксперимента. Эмпирической базой исследования является казенное специальное (коррекционное ) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Урайская специальная (коррекционная ) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». Практическая значимость исследования – исходя из вышесказанного, при интегрированной поддержке и комплексном сопровождении, успешно корректируются недостатки психофизического развития в развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».