Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429732
Дипломная работа по теме: «Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Леонтьева Наталья Ивановна, учитель КОУ «Урайская школа –интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 
В настоящее время в нашей стране происходит реформа системы школьного образования, она необходима в настоящее время, потому что происходит смена эпохи, и важно обновить содержание школьного образования. В обновлённой системе образования важно уделить достаточное место развитию речи молодого поколения, особенно письменной речи.


Дата публикации: 17.09.2018


 

Содержание

Введение  4

1. Теоретические  основы  развития  связной  письменной  речи  у    детей с ограниченными возможностями здоровья.8

1.1. Характеристика  психофизиологического  состояния  учащихся  с  нарушением  интеллектуального  развития  старшего  возраста.8

1.2. Сущностные  особенности  развития  речи  у детей с ограниченными возможностями здоровья.14

Краткие  выводы   22

2. Методика  развития  связной  письменной  речи  у  детей  старших  классов  специальной (коррекционной) школы  8 вида  23

2.1. Современные  задачи  и  содержание  уроков  чтения  в  старших  классах  специальной (коррекционной) школы  8 вида  23

2.2. Особенности  обучения  чтению  в  старших  классах  специальной (коррекционной) школы  8 вида.30

2.3. Методика  обучения  чтению  и  её  роль  в  организации  учебно-воспитательного  процесса  на  уроках  чтения  в  старших  классах  34

2.4. Методы  и  приёмы  развития  связной  письменной  речи  в  старших  классах  на  уроках  чтения.36

2.5. Система  упражнений  и  заданий  по  развитию  связной  письменной  речи  в  9 классе  на  уроках  чтения.39

2.5.1. Работа  на  письменным  планом  содержания  рассказа  Л.Н. Толстого «После  бала»  39

2.5.2. Исследование  уровня  развития  связной  письменной  речи  учащихся  9 класса  специальной (коррекционной) школы VIII вида  и  анализ  результатов  исследования  51

2.5.3. Характеристика  уроков  по  развитию  связной  письменной  речи  в  9 классе  специальной (коррекционной) школы  8 вида  59

Урок № 1  59

Урок № 2  63

Заключение  67

Список  литературы   71

Приложение  75

  

 

Введение

В  настоящее  время  в  нашей  стране  происходит  реформа  системы  школьного  образования, она  необходима  в  настоящее  время, потому  что  происходит  смена  эпохи, и  важно  обновить  содержание  школьного  образования. В  обновлённой  системе  образования  важно  уделить  достаточное  место  развитию  речи  молодого  поколения, особенно  письменной  речи. В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно сущест­вовать не может: письменная речь используется и в государственной дея­тельности, и в средствах массовой информации, и в познавательной деятельности, и  в  культуре, наконец, личной жизни  человека.

Письменная речь - общепринятая, универсальная форма общения грамотных людей. Она дает возможность выражать мысли и чувства средствами той или иной письменности, а также понимать то, что напи­сано другими. Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Владение письменной речью очень важно для со­циальной адаптации человека  вообще, а  для  выпускника  специальной (коррекционной) школы  8  вида  особенно.

Несмотря на степень разработанности проблемы и накопленную теоретическую базу, проблема остается актуальной, что и обусловило  выбор темы.

Процесс становления и развития связной письменной речи у  детей с ограниченными возможностями здоровья  изучали И.Е. Синица, С.П. Тищенко, Ж. Симон, РЛ. Креймер, М.Р. Львов и другие. В их работах признается важность создания у учащихся мотивации ус­воения письменной речи.

Н.И. Жинкин говорил о том, что «письмо - это процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посред­ство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном про­изнесении высказывания перед записью, либо в виде внутреннего проговаривания) на графический буквенный код». По сравнению с устной ре­чью письменная речь более абстрактна, поскольку видимого контакта с собеседником, интонационных признаков и экстралингвистического со­провождения (мимики, жестов и т.д.), то есть тех факторов, которые облегчают и дополняют устное контактное общение, она  не  имеет. Именно  поэтому  развитие  связной  письменной  речи  жизненно  необходимо  у  детей  с  нарушением  интеллектуального  развития.

В ходе изучения специальной литературы было установлено, что выраженные дефекты речи имеют 40-60% детей с нарушением интеллек­та. Нарушения речи у таких детей носят системный характер. У них ока­зываются несформированными в той или иной степени все операции ре­чевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижении потреб­ности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, сличе­ние полученного результата с предварительным замыслом, его соответст­вие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушения речи у детей с на­рушением интеллекта являются стойкими.

Актуальность исследования: данная  тема  мало  изучена  и  практически  не  имеет  отражение  в  специальной  методической  литературе. Существует  множество  научных  трудов  по  развитию  связной  письменной  речи, но  практически  нет  рекомендаций  по  развитию  письменной  речи  у  детей  с  нарушением  интеллектуального  развития.

        Степень научной разработанности проблемы: заключается в эффективности развития письменной речи на уроках чтения у учащихся старших классов.

       Объектом исследования: методика  чтения  и  развития  речи  у детей с ограниченными возможностями здоровья  старших  классов.

        Цель исследования:  анализ  способов  и  методов  развития  связной  письменной  речи  на  уроках  чтения  у детей с ограниченными возможностями здоровья , разработка  системы  заданий  и  упражнений  на  уроках  чтения  в  старших  классах  специальной (коррекционной) школе  8 вида.

Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих исследовательских задач:

1.Проанализировать  особенности  развития  речи  у детей с ограниченными возможностями здоровья;

2.Выявить  специфику  и  необходимость  развития  связной  письменной  речи;

3.Изучить  формирование  связной  письменной  речи  у  учащихся  старших  классов  в  процессе  работы  над  сочинением-описанием, характеристикой  литературного  героя;

4.Описать  результаты  практической  работы  по  развитию  связной  письменной  речи  при  изучении  конкретных  литературных  произведений  на  уроках  чтения  в  старших  классах.

Основными  методами  работы  были:

1.Изучение  и  анализ  психолого-педагогической, методической  филологической  литературы  по  избранной  теме;

2.Наблюдение  за  процессом  обучения  школьников  на  уроках  чтения  в  специальной  коррекционной  школе  8 вида;

3.Обобщение  опыта  учителей  специальной (коррекционной) школы  8 вида;

4.Изучение  психолого-педагогической  документации, характеризующей здоровье  и  развитие  учащихся; анализ  упражнений  и  заданий, выполненных  учащимися.

Дипломная  работа  состоит  из  введения, двух  глав, заключения, списка  использованной  литературы  и  приложения, включающего  дидактические  материалы, использованные  в  ходе  обучающего  эксперимента.

Эмпирической базой исследования является казенное специальное (коррекционное ) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного  округа-Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями  здоровья « Урайская  специальная (коррекционная ) общеобразовательная  школа-интернат VIII вида».

Практическая значимость исследования – исходя из вышесказанного, при интегрированной поддержке и комплексном сопровождении, успешно корректируются недостатки психофизического развития в развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

skachat (полный текст)

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР