Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7959332
Как же рождаются звуки речи? Статья из опыта работы.
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Ильина Ксения Андреевна, учитель - логопед Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №145 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново – Савиновского района г. Казани. 
Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Конечно, основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена т. е доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. Для физиологического дыхания характерно, что вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху...


Дата публикации: 25.10.2018


Как же рождаются звуки речи?

Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Конечно, основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена т. е доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. Для физиологического дыхания характерно, что вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. Различают три основных типов дыхания:

           • ключичный

• рёберный (грудной)

• диафрагмальный (брюшной)

При ключичном дыхании поднимается плечевой пояс и верхние рёбра, происходит расширение преимущественно верхней части грудной клетки. Чаще других, так дышат люди, которые имеют хронические заболевания внутренних органов, боязливые люди, курящие люди, неспортивные люди и дети.

При рёберном (грудном) грудная клетка расширяется вперёд и в стороны. Такое дыхание присуще женщинам. Все женщины во сне, не зависимо от того чем они занимается, дышат грудным дыханием.

В диафрагмальном дыхании – диафрагма опускается и увеличивается главным образом нижняя часть грудной клетки; брюшная стенка при этом выпячивается. Этот тип дыхания считается наиболее правильным и самым полезным. Таким дыханием обладают спортсмены, певцы, атлеты. А все мужчины, кроме тяжко больных, дышат именно так.

Чистых типов дыхания в действительности не наблюдается. В любом типе дыхания в большей или меньшей степени активно действует диафрагма. Поэтому практически можно говорить лишь о преимущественно ключевом, преимущественно брюшном, или ключичном дыхании.

Речевое же дыхание существенно отличается от физиологического дыхания. Прежде всего тем, что оно осуществляется произвольно, а не автоматически. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выход через рот, в результате которого осуществляется речевой акт. Поэтому дыхание это основа звучания голоса. Оно тесно связано с голосообразованием и формированием речи. Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь.

Но современный человек утрачивает ритм естественного дыхания, которым в совершенстве владели наши предки. Их образ жизни на свежем воздухе, длительная ходьба, земледелие, рубка леса и т.п. обеспечивали упражнения для мышц, участвующих в процессе дыхания. А в век научно-технического прогресса, автоматизации труда и быта человек часто не получает достаточного количества естественных упражнений для дыхательных мышц, что привело к ослаблению функций некоторых органов, и результате – поверхностное дыхание. Большинству детей с речевыми нарушениями характерен данный тип дыхания.

Особенности дыхания у детей с ТНР:

- физиологическое дыхание поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив и легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;

- выдох укороченный, прерывистый, ускоренный, т.е. нерационально используемый;

- наличие дополнительных движение (синкинезий) на вдохе и выдохе, таких как поднимание плеч, запрокидывание головы назад, дрожание век, а также гипертонус мышц шеи и лица;

- воздушная струя у детей с ТНР слабая и короткая рассеянная. При произношении звуков воздушная струя часто проходит по боковым краям языка и щекам, что придает звукам хлюпающий призвук;

- скандированное (прерывистое) дыхание, которое характеризуется прерывистым коротким вдохом, реже выдохом. Оббьем легких у таких детей значительно ниже возрастной нормы;

- в процессе речевого дыхания у ребенка может отмечаться задержка дыхания, судорожные сокращения диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи;

- произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе;

- назальный выдох, когда значительная часть воздуха в процессе речи попадает в носовую полость. При этом происходит патологическое изменение тембра голоса и искажение произнесения звуков речи. Это характерно для открытой ринолалии, когда мягкое небо по различным причинам не полностью прилегает к задней стенке глотки.

В норме, у детей дошкольного возраста механизм координации дыхания, фонации и артикуляции формируется постепенно. Следовательно постепенно развивается и речевое дыхание.

- У детей 3-4 лет слова и фразы могут произносится как на вдохе, так и на выдохе, или в перерыве между вдохом и выдохом. Поэтому нередко отмечаются «захлебывающаяся» речь

- У детей 5-6 лет механизм координации дыхания и артикуляции во время речи еще в стадии формирования, но начало произнесения слов и короткой фразы совпадает с началом выдоха. Однако на произнесение всей фразы (из 4-5 слов) выдоха не хватает. Ребенок в середине фразы производит добор т.е. дополнительный поверхностный вдох. Механизм коррекции дыхания, фонации и артикуляции в процессе речи формируется к 10 годам. Таким образом речевое дыхание развивается и стабилизируется от 7 до 10 лет.

Практика работы с детьми с ТНР доказывает, неправильный тип дыхания, нарушает всю просодическую сторону речи т.е. силу голоса, его выразительность, эмоциональность, тембр, ритм, интонацию, также влияет на звукопроизношение, и имеет стойкий характер. Спонтанного улучшения просодики с возрастом не улучшается. Поэтому для формирования правильного речевого выдоха у детей и коррекции нарушений звукопроизношения необходимо знать особенности участия воздушной струи при образовании разных групп звуков.

- При образовании носовых звуков мягкое небо должно быть опущено, а воздух проходить через носовую полость. (При поднятом мягком небе воздушная струя попадает только в ротовую полость и в результате этого носовые звуки произносятся искаженно.)

- При образовании свистящих и шипящих звуков воздушная струя в ротовой полости должна проходить длительно и плавно по средней линии широкого языка. (Растекание воздуха по всему языку, утечка вбок искажает произнесение звуков)

- При образовании согласных взрывных звуков требуется сильный мгновенный ротовой выдох. (Слабый выдох не позволяет образовать эти звуки четко и правильно.)

Для произнесения сонорных звуков наряду с выработкой подвижности кончика языка необходима достаточно сильная воздушная струя. (Слабый выдох не позволяет образовать эти звуки четко и правильно.)

Также разделяют три вида направления воздушной струи:

- Центральная воздушная струя, направленная по середине языка (характерна для произнесения Свистящих С, Сь, З, Зь, Ц; Губно-губных В, Вь, Ф,Фь; Заднеязычных К, Кь, Г, Гь, х, Хь; Переднеязычных Т, Ть, Д, Дь)

- Центральная воздушная струя, направленная по середине вверх (необходимо для произнесения шипящих Ш, Ж; вибрантов Р, Рь)

- Воздушная струя направленная между языком и щеками (необходима для произнесения смычно-проходных Л, Ль)

Поэтому, на подготовительном этапе, дошкольникам с ТНР необходимо развивать грудобрюшной тип дыхания, т.е. физиологический тип, так же вырабатывать плавную, длительную направленную воздушную струю, так как все это является важнейшим составляющим работы по коррекции речевых нарушений.

Требования к проведению дыхательной гимнастики:

- не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

- температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С

- одежда не должна стеснять движений;

- не заниматься сразу сразу после приема пищи;

- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (на первых можно придерживать руками).

Упражнения по дыхательной гимнастике проводятся от 2 до 7 минут. В хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как часть логопедического занятия, направленную на развитие речевого дыхания. Следить за тем, чтобы ребенок не утомился и у него не закружилась голова, от перенасыщения кислородом.

На первых порах упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратить скучные упражнения в веселую игру. Работа по формированию речевого дыхания включает следующие этапы постановку грудобрюшного типа дыхания (физиологического типа дыхания).

Цель: Постановка грудобрюшного типа дыхания (физиологического типа дыхания).

Задачи: - Научить ребенка контролировать свое дыхание;

               - Дифференцировать ротовой и носовой вдох и выдох;

1. Упражнение «Животик» или «Качели»

В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало намного интереснее можно положить на живот какую – либо игрушку. Она будет опускаться и подниматься, как на качелях. Длится 2-3 минуты.

2. «Греем руки»

3. «Поймай рыбку» на дифференциацию ротового и носового дыхания.

Цель: Постановка речевого дыхания. Динамические дыхательные упражнения.

Задачи: Тренировка внеречевого дыхания за счет изменения темпа и частоты выполнения динамических упражнений.

4. «Закачалось деревцо»

5. «Птица»

Цель: Выработка целенаправленной воздушной струи.

-Задачи: Способствовать увеличению объема дыхания;

             - Развивать умение выполнять плавный, длительный выдох

             - Активизировать работу мышц губ

6 «Кто в домике живет?»

7. «Футбол»

8. «Гоночный трек»

9. «Слон»

10. «Паровоз»

11. «Приведение»

12. «Шторм в стакане»

13. «Буря стакане»

14. «Левитация»

15. «Полицейский»

16. «Салют»

17. «Снежная буря»

18. «Слон»

19. «Дракон»

20. «Времена года»

21. «Ракета или самолет»

22. «Крокодил»

Цель: Постановка речевого дыхания. Фонационная дыхательная гимнастика.

Задачи: Учить рационально и экономно производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз.

6«Звукоподражания». Один гласный на одном выдохе:

А (медведь)   У (пароход)   Ж (жук)   З (Комар)

Два гласных звука на одном выдохе.

22. «Ароматный цветок» Ах

23. «Горькое яблоко»     Фу

Цель: Центральная воздушная струя, направленная по середине языка (характерна для произнесения Свистящих С, Сь, З, Зь, Ц; Губно-губных В, Вь, Ф,Фь; Заднеязычных К, Кь, Г, Гь, х, Хь; Переднеязычных Т, Ть, Д, Дь)

Задачи: Научить направлять воздушную струю ровно по средине языка.

24. «Осенние листочки»

25. «Огород»

26. «Прожорливые фрукты»

27. «Покатай смешариков»

28. «Аквариум»

29. «Воздушный шар»

30. «Волшебный пузырек»

31. «Горячая чашка»

     «Грозовая туча»

Центральная воздушная струя, направленная по середине вверх (необходимо для произнесения шипящих Ш, Ж; вибрантов Р, Рь)

33. «Тучка»

34. «Вертушка»

35. «Заведи вертолет»

36. «Челка»

37. «Фокус»

Воздушная струя направленная между языком и щеками (необходима для произнесения смычно-проходных Л, Ль)

«Охотник»

«Самолет»

Раздувание бумаги.

И добавлю, что дыхательная гимнастика отличный способ повысить иммунитет, восстановить дыхательную систему после простуды, да и вообще предотвратить все эти простудные заболевания. Ведь в организме улучшается обмен кислорода, а это еще и успокаивает и расслабляет нервную систему. И поэтому не просто показывайте и давайте инструкцию ребенку, а садитесь рядом и выполняйте вместе с ним. Недаром дыхательные упражнения включены во все комплексы ЛФК.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР