Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 3833145
Дидактическая игра в коррекционно-развивающем процессе у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Турбина Елена Анатольевна, учитель- дефектолог, МДОУ № 10 « Солнышко» г. Нерюнгри, Республика (Саха) Якутия. 
В статье отображен практический опыт и специфика использования дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Статья предназначена для учителей-дефектологов и воспитателей групп компенсирующей направленности ДОУ.


Дата публикации: 27.11.2018


Дидактические игры в коррекционно-развивающем процессе у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

      Основной формой воздействия на ребенка в специализированных группах ЗПР (7 вид) являются занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогу- дефектологу и воспитателю. Содержание занятий определяется уровнем развития детей и индивидуальными особенностями, которые учитываются при составлении «индивидуальной программы развития», которая составляется на основе программы воспитания и обучения детей с ЗПР дошкольного возраста. Усвоение программы полностью зависит от правильного выбора методов обучения. При этом учитываются возрастные особенности, психоэмоциональный настрой ребенка, особенности его развития. Как правило дети в таких группах мало мотивированы к занятиям, не эмоциональны, инфантильны, быстро утомляемы, легко возбудимы. Поэтому мы выбираем такие методы воздействия на детей, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать. Дети должны быть настроены положительно, проявлять эмоции и заинтересованность к действию. Основной метод познания мира в дошкольном возрасте является игра. Это основной вид деятельности дошкольника и лучший метод воздействия на ребенка. Во время игры главное заинтересовать, привлечь ярким материалом, проявлять положительные эмоции, не перегрузить ребёнка информацией, дать ему почувствовать себя уверенным в себя.

     Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Она имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, а другая игровая, из-за которой действует ребенок. Важно то, что эти две цели дополняют друг друга и помогают быстрому усвоению учебного материала. Главное что бы ребенок через практические действия усваивал материал и умел необходимые навыки применить в жизни. Дидактическая игра может применяться при усвоении любого материала и проводиться как учителем – дефектологом, так и воспитателем и родителями, в индивидуальной работе и подгрупповых занятиях, на прогулке, на занятиях спортом и музыкой. При выполнении условий игры ребенок выполняет не только обучающую задачу, но и получает возможность действовать самостоятельно, принимать решение, приобретает практический опыт, игра служит толчком к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, а это все очень необходимо для детей с ЗПР (7 вида). Таким образом, особая роль дидактической игры в обучении в специализированных группах определяется тем, что игра должна сделать процесс обучения полезным, эмоциональным, позволить приобрести ребенку собственный опыт.

   При отборе дидактических игр мы, прежде всего, преследуем коррекционные цели, при этом учитывается индивидуальное развитие детей: моторика, зрительно- двигательная координация, эмоциональный фон ребенка. У наших детей, как правило, движения неловкие, замедленные, не точные. Дети с неохотой включаются в общие игры, предпочитая играть самостоятельно или вообще игнорируют просьбы педагогов, мало эмоциональны, имеют грубые нарушения речевого развития.

Дошкольный возраст, особенно ранний, можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этом возрасте у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительное, тактильно-двигательное, слуховое, формируется представление о предметах и явлениях окружающего мира. Этот опыт они приобретают в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности.. Ребенок – дошкольник познает мир путем проб и ошибок, который в последующем сменяется перцептивными способами - примериванием и зрительной ориентировки. Метод проб дает возможность усвоить правильный вариант и отбросить ошибочные варианты. Метод проб является практической ориентировкой, однако он подготавливает ребенка к ориентировке, происходящей во внутреннем плане т.е. перцептивной ориентировке. Проба - это целеустремленные действия, направленные на достижение положительного результата. При этом основная задача педагога состоит в том, что бы сформировать у детей ЗПР (7 Вид) поисковые способы ориентировки при выполнении задачи и на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной ориентировке. Такой способ одновременно развивает у детей внимание, умения учитывать свойства предметов, применять это на практике. Целостность восприятия предмета, является важным условием правильной ориентировки ребенка в окружающем мире. Для правильного восприятия окружающего мира необходимо закрепить полученные образцы восприятия, сформировать на их основе представление. Это возможно только тогда, когда полученный опыт через определенное время повторяется и вспоминается.

     В своем докладе я представлю свой опыт в проведении дидактических игры направленные на развитие разных качеств у детей ЗПР (7 вид) с детьми от 3 лет. Игры проводятся от простых вариантов, постепенно усложняя условия игр. Эти игры подходят и для детей ясельной и 1 младшей общеобразовательной группы.

Игры, направленные на эмоциональное общение с взрослыми и выполнение элементарных инструкций

Ребенок развивается в процессе общения с взрослым. В основе этого лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество. Совместное действие должно сопровождаться улыбкой и ласковым голосом, положительными эмоциями. Важен тактильный контакт - это легкие прикосновения, поглаживание, поддержка за руки. Задача этих игр установить контакт, выделить инструкцию из ситуации и сделать слово руководством к действию.

« Возьми»

Цель: Формирование эмоционального контакта с взрослым

Ход игры: На столе яркие игрушки. Педагог берет одну из них и протягивает ребенку: «На возьми». Когда ребенок подержит ее, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как можно играть с данной игрушкой. При этом выражая эмоционально и радостно каждое действие. Педагог после каждого действия повторяет инструкцию: «На возьми» - ребенок должен повторить действие за педагогом.

«Догонялки»

Цель: Вызвать эмоциональный контакт с взрослым, вызвать интерес к совместной игре.

Ход занятия: (группа из 3-4 человек) В гости приходит кукла. Знакомится с детьми, поглаживая их по голове. Педагог предлагает поиграть с куклой в догонялки. Взрослый побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширмой, а кукла их догоняет, находит и радуется, выражая это обниманием, приятными словами.

«Возьми, кати, бросай».

Цель: Выполнять элементарные голосовые инструкции педагога, понимать значение глаголов: « возьми» , «кати», « бросай», « качай» и т.д. в зависимости от игрушки.

Оборудование: машина, мяч, кукла, шарик,……

Ход игры: группа из 2 -4 человек. Дети сидят на стульчиках. Педагог каждому предлагает игрушку: «На возьми куклу» и т.д. Потом педагог предлагает инструкции: «Покачай». После выполнения педагог должен похвалить ребенка или эмоционально отреагировать на действо.

Можно игру усложнить в зависимости от развития детей. Выполнять двухступенчатую инструкцию - Педагог говорит: «Возьми куклу и покачай ее». Далее ребенок может сам определять действие с игрушкой, какую покачать, бросить или катить.

Игры на развитие внимания.

Внимание является одним из основных условий обеспечивающих успешное усвоение определенного объема знаний. Если внимание отсутствует ребенок не может научиться не подражать ,ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Поэтому с раннего возраста следует вводить игры на формирование внимания. У детей ЗПР внимание, как правило, кратковременно. Непроизвольное внимание привлекается яркими предметами, движениями, звуком. Ребенок не может долго сконцентрироваться на одном предмете. По мере занятий ребенок учиться дольше задерживать внимание на одном предмете и развивается произвольное внимание – умение сосредоточится на предмете не зависимо от цвета, действия, звука.

«Прятки»

В зависимости от развития детей можно регулировать кол-во игрушек. Лучше начать с одной.

Цель: Формировать внимание ожидать появление игрушки в одном месте. Понимать, что предмет не исчезает, а лишь на время выпадает из поля зрения.

Оборудование: ширма, куклы.

Ход игры: Дети сидят перед ширмой. Педагог медленно из-за ширмы показывает игрушку со словами «ку-ку». Повтор 3-4 раза в одном месте. Педагог и дети должны эмоционально реагировать на появление игрушки. Далее педагог спрашивает: «Где петрушка?» Дети должны показать место появления куклы. (игру можно усложнить вводя еще 1-2 игрушки)

«Найди свою игрушку»

Цель: учить внимательно рассматривать игрушки, что бы потом узнать свою. Развивать эмоциональное отношение к игрушкам.

Оборудование: разные игрушки, салфетка.

Ход игры :( группа детей из 3-6 человек). При первом проведении игры педагог использует разные игрушки. Далее игрушки могут быть похожи ( машины, кубики, куклы …) но отличаться каким-либо признаком. (больше - меньше, по цвету, формой).

Педагог раздает игрушки, и дети играют в них некоторое время. Потом игрушки собираются и накрываются салфеткой. После того как салфетку убрали дети должны вспомнить какой игрушкой играли. Далее игрушки меняются, и педагог предлагает внимательно рассмотреть их, т.к. он снова спрячет игрушки и дети будут ее искать.

Игры направленные на сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие – развитие у ребенка процессов восприятия и представление о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т.е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, ощупать, рассмотреть это не достаточно. Необходимо выявить свойства и качество объекта и сравнить с другими предметами. Как правило, это форма, величина, вес, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка. Все эти эталоны должны быть усвоены детьми.

Практическое выделение формы.

«Что катается, что не катается»

Цель: Сделать форму предмета значимой для ребенка, умение опираться на неё в деятельности.

Оборудование: Ворота. Куб и шар одного размера и цвета.

Ход игры: На стол или пол ставятся ворота. Проводится полоса старта .Детям раздают одному шар, другому куб и предлагают докатить на скорость до ворот.

При финише педагог уточняет, какой предмет быстрее докатился. Потом дети меняются. И снова шар победил. Далее опрос: «Какой предмет было катить удобнее? Шар попадал в ворота быстрее. Поэтому шар можно катить, а куб - нет». Далее закрепляют навык. Педагог предлагает выбрать предмет, который можно катить.

Зрительное выделение формы

«Найди пару»

Цель: Учить воспринимать плоскостные формы, делать выбор по образцу. Проверять его при помощи наложения, развитие внимания,

Оборудование: (группа 4-8 чел) Комплекты геометрических фигур по количеству детей.

Ход игры: Дети делятся на две группы. Детям в каждой группе раздается по одной форме. По сигналу одна из групп детей подходит к другой группе и ищет ребёнка с похожей формой. Свой выбор они проверяют путем наложения.

Восприятие размера.

«Оденем куклу»

Цель: Учитывать величину в практической деятельности с предметами. Соотносить предметы по величине. Закреплять словесное обозначение величины - «большой», «маленький» «больше», «меньше». Уметь оценивать результат.

Оборудование: 4 куклы разной величины (на начальном этапе можно взять две куклы большую и маленькую) и комплекты одежды для кукол (желательно схожие по окраске) Если игру надо усложнить, можно положить комплект не подходящий не одной кукле.

Ход занятия.

Педагог: «После сна нашим куколкам надо одеться, помогите им подобрать одежду». Дети должны одеть кукол в платья подходящего размера. Размер кукол не озвучивают, дети сами должны выбрать нужный размер. Если ребенок выбрал не тот размер, педагог предлагает примерить и решить то ли это платье. После того как дети оденут кукол делается вывод, что большой кукле надо большое платье, а маленькой - маленькое.

   В данной статье приведены лишь часть дидактических игр, которые мы используем в своей практике. Для проведения данных игр не требуется много оборудования и места. Дидактические игры выполняют очень важную обучающую функцию и одновременно делают усвоение знаний интересным , не скучным, позволяют детям приобрести не только нужные знания , но и практический опыт. Данные игры направлены на формирование   сотрудничества между взрослым и ребёнком, на овладение способами усвоения общественного опыта. Являются подготовительными ко всем другим разделам и должны проводиться в первую очередь.