Программа коррекционной (логопедической) работы в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27.12.2018 07:15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Королева Екатерина Юрьевна, учитель – логопед, МБОУ ДО Дом детского творчества Калтанского городского округа Кемеровской области.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ (ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ) РАБОТЫ В РАМКАХ АДАПТИРОВАНОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – АООПО обучающихся с УО) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Даная программа предполагает, что обучающиеся с УО получают образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья. Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с УО и поддержку в освоении АООПО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООПО. Цель реализации АООПО обучающихся с УО — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООПО обучающихся с УО предусматривает решение следующих основных задач:
Программа коррекционной (логопедической) работы является частью АООПО обучающихся с УОи разработана МБОУ ДО Дом Детского Творчества в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 1.1.1. Цель и задачи реализации программы коррекционной работы Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с УО в освоении АООПО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с УО, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с УО; осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с УО с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); организацию индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся с УО с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; оказание помощи в освоении обучающимися с УО АООПО и их интеграции в образовательном учреждении; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях; оказание родителям (законным представителям) обучающихся с УО консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООПО обучающимися с УО, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе. Задачи программы: - выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психо-физического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогическойкомиссии); - организация занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся; - реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. Цели и задачи коррекционной (логопедической) работы Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется, какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребёнка с умственной отсталостью используется диагностический материал, включенный в специально разработанную Программу коррекции нарушений устной и письменной речи. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа, разрабатывается индивидуальный план работы с ребенком. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер. Целью логопедической работы является создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностике, коррекции и дальнейшему развитию и совершенствованию сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной составляющей обучения. Задачи логопедической работы: Образовательные: 1.Уточнение представлений о звуковом составе слова; совершенствование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. 2.Закрепление навыков дифференциации парных согласных и фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство. 3.Активизация словарного запаса путём уточнения значений имеющихся в запасе у детей слов. 4.Обогащение словарного запаса путём введения слов-терминов, за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. 5.Обучение нахождению слов, обозначающие предмет (имя существительное), действие предмета (глагол), признак предмета (имя прилагательное). Коррекционные: 1.Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков. 2.Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении. 3.Развитие навыков построения высказывания. 4.Формирование психологической базы речи: зрительного, слухового, пространственного, осязательного восприятия; мышления; памяти; устойчивости внимания; накопление представлений об окружающем мире; воображения; наблюдательности, особенно к языковым явлениям; развитие общей и мелкой моторики. 5.Формирование регулирующей учебной деятельности: планирование предстоящей деятельности; контроль за ходом своей деятельности; применение полученных знаний в новых ситуациях, анализ и оценка продуктов собственной деятельности. Воспитательные: 1.Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства. 2.Формирование личностных качеств: организованности; воспитанности; уважения к себе и окружающим; адекватного представления о себе и своих возможностях. 1.1.2. Принципы и подходы к разработке программы коррекционной работы В основу разработки и реализации программы коррекционной работы АООПО обучающихся с УО заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к разработке и реализации АООПО обучающихся с УО предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает вариативность структуры, условий реализации и результатов освоения программы. Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации Программы коррекционной работы АООПО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с УО возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом специфики развития личности обучающегося с УО. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с УО младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки Программы коррекционной работы АООПО обучающихся с УО реализация деятельностного подхода обеспечивает:
В основу формирования Программы коррекционной работы АООПО обучающихся с УО положены следующие принципы:
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на ослабление недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся с УО. Принципы коррекционной работы: Принцип приоритетности интересовобучающегосяопределяет отношение работников организации, которые призваныоказывать каждому обучающемусяпомощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности. Принцип вариативностипредполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Коррекционная работа с обучающимися с УО осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса: ― через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении); ― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (логопедические занятия); ― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся. 1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с УО Обучающиеся с УО — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях. В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ —69-50) , умеренная (IQ —50-35), тяжелая (IQ —34-20), глубокая (IQ<20). Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза. Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие. У детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной. Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости. Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л.С.Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося. 1.3. Особые образовательные потребности обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий. 1.4. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью Программы коррекционной работы Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АООП относятся:
в расширении знаний правил коммуникации; в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных форм выражения своих чувств. Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. Результаты освоения коррекционно-развивающей логопедической работы Логопедические занятия: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). По окончании коррекционной (логопедической) работы обучающиеся должны уметь: - учащиеся должны различать звуки на слух и в произношении; - производить звукобуквенный анализ и синтез слов; - определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги; - дифференцировать звуки по акустическому сходству; - подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи; - составлять простые предложения; - списывать печатный текст по буквам, целыми словами; - учащихся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета (умение слышать, точно реагировать на реплики); Реализация программы способствует развитию речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, имеющих умственную отсталость (нарушения интеллекта), что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, развития коммуникативной функции языка. 1.5. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения Программы коррекционной работы Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся. Оценка результатов освоения обучающимися с УО программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООПО, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с УО программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с УО; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с УО; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООПО, что сможет обеспечить объективность оценки. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с УО, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы. При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в ФГОС перечень планируемых результатов. В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум. 2. Содержательный раздел 2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы Структура АООПО обучающихся с УО предполагает введение программы коррекционной работы. Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии. Программа коррекционной работы должна предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с УО. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК. Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются в объеме не менее 6 часов, в том числе логопедические занятия – 2 часа, психокоррекционные занятия и ритмика – 4 часа. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся. Рассмотрим подробнее логопедические занятия. Программа коррекционной (логопедической) работы включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание: – диагностическая работа, обеспечивающая проведение комплексного обследования речи обучающихся с УО, заполнение речевой карты; – коррекционноразвивающая работа, обеспечивающая своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии речи обучающихся с УО; – консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения обучающихся с УО и их семей по вопросам развития речи обучающихся с УО; – информационнопросветительская работа, направленная на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями речевого развития обучающихся с УО, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Основными направлениями в логопедической коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие зрительно-моторной координации; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, повышения мотивации к школьному обучению. Коррекционная логопедическая работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих (в т.ч. логопедических) занятиях, где осуществляется коррекция дефектов развития речи, психофизического развития обучающихся с УО и оказывается помощь в освоении нового учебного материала в освоении АООПО в целом. Программа коррекционной логопедической работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения обучающихся с УО. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, что способствует реализации и развитию потенциальных возможностей обучающихся с УО и удовлетворению их особых образовательных потребностей. 2.1.1. Содержание Коррекционно-развивающих логопедических занятий Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации. Основными направлениями логопедической работы является: диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение); диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта); коррекция нарушений чтения и письма; расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов). Коррекционная работа с детьми с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) делится на два этапа: 1.Подготовительный (диагностический) этап - обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи, обследование фонематического слуха, обследование лексического строя речи, обследование грамматического строя, обследование процесса письма и чтения. 2. Непосредственно коррекционная работа: - Коррекционная работа на фонетическом уровне: коррекция дефектов произношения; формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. - Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне: уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов. - Коррекционная работа на синтаксическом уровне: уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам. 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план, тематическое планирование В соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 6 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей, в том числе на логопедические занятия – 2 часа, на психокоррекционные занятия и ритмику – 4 часа. Коррекционно-развивающая область представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Учебный план Программы коррекционной работы (логопедические занятия) соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС для обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом. Годовой учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Коррекционно – развивающие логопедические занятия
Учебный план позволяет осуществлять единство психолого-медико-педагогической и социальной коррекции в учебно-воспитательном процессе. Тематическое планирование логопедической работы с детьми с умеренной степенью умственной отсталости 4 ступени обучения
Количество часов на каждое занятие может корректироваться на усмотрение учителя - логопеда в зависимости от тяжести нарушения речи у ребенка. Коррекция звукопроизносительной стороны речи, дефектов произношения может осуществляться не только в часы, указанные в тематическом планировании, но и как часть занятий по другим темам в зависимости от тяжести речевого дефекта ребенка и на усмотрение учителя – логопеда. Для изучения и дифференциации использовать необходимо только те гласные и согласные звуки и буквы, которые правильно произносятся ребенком. 3.2. Система условий реализации Программы коррекционной (логопедической) работы Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПРопределяются ФГОС для обучающихся с ОВЗ ипредставляют собой систему требований к условиям реализации АООПО обучающихся с УО и достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся. Результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с УО, построенной с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), нравственное развитие обучающихся; гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся. Коррекционно – развивающая логопедическая работа реализуется в логопедическом кабинете логопедического пункта на базе МБОУ ДО Дом детского творчества. Для успешной реализации программы в логопедическом кабинете быть соблюдены представленные ниже условия. Перечень необходимого оборудования логопедического кабинета: настенное зеркало, зеркала для индивидуальной работы, дополнительное освещение, стульчики для занятий у зеркала, столы для занятий у зеркала, письменный стол, комплект зондов для постановки звуков, шпатели одноразовые, вата, влажные салфетки, обеззараживающий состав. Центр речевого развития: набор игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики; дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, «Мыльные пузыри», сухие листочки, сухие лепестки цветов и т.п.); картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки); логопедический альбом для обследования речи учащихся; сюжетные картинки и серии сюжетных картинок; предметные картинки для уточнения произношения; дидактические игры. Центр сенсорного развития: звучащие игрушки (погремушки, бубен); звучащие игрушки заместители (маленькие коробочки с различными наполнителями - горохом, фасолью, камешками и т.п.); крупные предметные картинки с изображениями животных и птиц; крупные предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов; занимательные игрушки для развития тактильных ощущений; «Волшебный мешочек» с мелкими фигурками и игрушками. Центр моторного и конструктивного развития: крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки; разрезные картинки; кубики; игра «Составь из частей»; пластиковая пирамидка разных цветов; су-джок мячики разных цветов; игрушки-шнуровки; мозаики. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».