«Логопедическая сказка, как эффективный коррекционно-развивающий метод работы с детьми с задержкой психического развития» - статья + конспект логосказки |
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог |
28.12.2018 07:27 |
Майорова Юлия Викторовна, учитель-дефектолог, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» г. Боровичи Новгородская область. Логопедическая сказка,
как эффективный коррекционно-развивающий метод работы с детьми с задержкой психического развития Задержка психического развития у дошкольников характеризуется отставанием в развитии эмоционально – волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением знаний и представлений об окружающем мире, нарушением речи. Опыт работы в дошкольном учреждении показал, что почти у 100 % детей с ЗПР имеется недостаточная сформированность всех сторон речи. Таким образом, на первый план работы специалистов учителей - дефектологов и логопедов выходит одна из основных задач - это коррекция речевых нарушений. В связи с этим, в своей коррекционной работе использую как один из методов исправлений речевых нарушений – это логопедическая сказка. А любая сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Возможности логопедических сказок при условии творческого подхода к ним настолько велики, что позволяют предлагать занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Сказки любят все, но сказка в жизни ребёнка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребёнка – это особая реальность мира чувств. Максимальный эффект в реализации возможностей ребёнка дошкольника достигается тогда, когда обучение проходит в форме сказок. Логопедическая сказка способствует формированию у детей дошкольного возраста различных компонентов речи: правильного звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматического строя, слоговой структуры, связной речи, обогащение словарного запаса, а так же развитию памяти, слухового внимания, творческого воображения, логического мышления. Процесс коррекции речи – это длительный и сложный процесс. Он требует от ребёнка, особенно от дошкольника с ОВЗ внимания, усидчивости, устойчивой работоспособности. А сказка – это игровая форма работы и игровое общение является необходимым базисом, в рамках которого происходит формирование и совершенствование познавательной и речевой активности. Поэтому проведение логопедических сказок в коррекционо – развивающей работе по преодолению речевых нарушений с дошкольниками с ЗПР очень эффективно и актуально. Логосказки могут применять в своей работе как дефектологи и логопеды, так и воспитатели специализированных и массовых групп ДОУ. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, его часть или дидактическую игру. Хотим представить вашему вниманию одну из логопедических сказок для детей с ЗПР 6 – 7 лет по лексической теме: «Животные наших лесов и зимующие птицы». «Любимые животные и птицы Лены и Лады». Основной целью является: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Во время сказочного путешествия решались следующие задачи: 1.Развитие артикуляционной моторики через систему гимнастики для губ и языка, направленной на постановку и автоматизацию звуков Л и ЛЬ. 2.Развитие фонематического слуха и слухового внимания, закрепление умения определять на слух, выделять и различать звуки Л и ЛЬ в ряде звуков, слогов, слов через игру «Поймай звук». 3.Развитие логического мышления через разгадывания загадки «Заяц». 4.Развитие общей моторики и умения согласовывать движения с речью через физ. минутку «Зайцы». 5.Развитие речевого дыхания на модуле «Ветерок». 6.Развитие умения давать характеристику согласным звукам Л и ЛЬ используя карточки – модели. 7.Развитие силы и высоты голоса, способности пропевания слогов с определённой громкостью через игру «Звонкие песенки», автоматизация звуков Л и ЛЬ в слогах. 8.Развитие мелкой моторики рук. Совершенствование умения выполнять самомассаж ладошек и пальцев рук при помощи грецких орехов. 9.Автоматизация и дифференциация звуков Л и ЛЬ в словах во время работы с индивидуальными карточками. Персонажи: Мягкая игрушка – кукла «Старичок - Звуковичок», две куклы – девочки Лена и Лада. Оформление: Объёмный домик в зимнем лесу. Оборудование: Индивидуальные зеркала, картинки с изображениями диких животных и зимующих птиц, маски – шапочки «Зайчата», модуль «Ветерок» со снежинками, карточки – модели (синий кружок, звоночек, перечёркнутое ухо, пенёк, подушка), клубок шерстяных ниток, грецкие орехи, индивидуальные карточки, корзиночка с конфетами. Предварительная работа: Дети накануне изготавливали карточки - наклеивали диких животных и зимующих птиц на бумагу, а педагог изобразил на них пеньки и подушечки перед занятием. Вводная часть. 1.Организационный момент. Дефектолог: К нам пришла сегодня сказка, Сказка наша впереди. Сказка в двери к нам стучится, Скажем гостю: «Заходи!» Дефектолог из – за домика выносит Старичка - Звуковичка и две куклы. Персонажи здороваются с детьми. Дети, сегодня к нам в гости пришёл Старичок – Звуковичок и две девочки – подружки Лена и Лада. Лена и Лада ходили в выходные дни на экскурсию в заповедник. Там они наблюдали за разнообразными животными и птицами. Девочкам очень понравилось гулять в заповеднике. Сегодня они решили зайти в гости к нам и Старичку – Звуковичку, чтобы поделиться своими впечатлениями. Старичок – Звуковичок спросил у девочек: «Какие дикие животные и зимующие птицы им больше всего понравились?». Девочки рассказали, что им больше всего понравились те животные и птицы, в названии которых можно услышать звуки, которые есть в первых звуках их имён. Какие первые звуки в именах Лада и Лена? (Звуки Л и ЛЬ). Основная часть. 2. Артикуляционная гимнастика на звуки Л и ЛЬ . Дефектолог: Чтобы правильно произнести эти звуки нам необходимо сделать упражнения для нашего язычка и губ. (Можно предложить одному ребёнку продемонстрировать всем артикуляционные упражнения, остальная группа детей повторяет их перед своими индивидуальными зеркалами). «Окошко»: открыть – закрыть рот. «Качели»: открыть рот, кончиком языка поочерёдно касаться верхней и нижней губ. Движения вверх – вниз. «Болтушка»: открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы. Движения вперёд – назад. «Чашечка»: приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки». «Красим верхний заборчик»: улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» верхние зубы «кисточкой» - кончиком языка. «Красим потолок»: открыть рот, кончиком языка проводить по твёрдому небу в направлении сзади – вперёд. «Непослушный язычок»: улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого языка. «Иголочка»: открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов. С язычками мы позанимались, теперь он готов вместе с голосочком правильно произнести звуки: Л, ЛЬ. ( Показ артикуляции и произнесение звуков педагогом, затем произнесение звуков детьми). 3. Игра: «Поймай звук» Дефектолог: Старичку – Звуковичку очень понравились упражнения и он решил с вами поиграть. Мы с ним будем называть ряд звуков, слогов, слов. Вы будете топать 1 раз ножкой, если услышите звук – Л. Улыбаться, если услышите звук – ЛЬ. А если не услышите этих звуков – то будете тихонько сидеть. Звуки: М, Н, Л, ЛЬ, С, Л, К, В, ЛЬ, Б, ЛЬ, П….. Слоги: ТО, КО, ЛО, ПЯ, МЯ, ЛЯ, СУ, ЛЮ, ДА, ЛА, ДЕ, ЛУ, ЛИ…… Слова: Волк, лиса, ёж, белка, лось, олень, медведь. Дятел, сорока, галка, глухарь, синица, голубь, снегирь, поползень, ворона, сорока, клёст. Затем выставляются картинки диких животных и зимующих птиц на мольберт, в названии которых встретились звуки Л, ЛЬ. Дефектолог: Вот эти животные и зимующие птицы больше всего понравились Лене и Ладе. Но одного любимого животного подружек нет на мольберте. Чтобы его узнать Старичок – Звуковичок предлагает вам отгадать загадку. 4. Загадка: «Заяц» Дефектолог от лица Старичка – Звуковичка: Что за зверь лесной Встал как столбик под сосной И стоит среди зимы Уши больше головы. (Заяц) 5. Физ. минутка. Речевое упражнение с движениями «Зайцы» Дефектолог: Превращаемся в зайчат. (Дети одевают маски зайчат и выполняют импровизированные движения в соответствии с текстом). Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал. Вдруг у зайца на макушке, поднялись как стрелки ушки. Шорох тихий раздаётся Кто – то по лесу крадётся. Заяц путает следы, убегает от беды. Прыгнул в бок и обернулся, И под кустиком свернулся. Словно беленький клубок, чтоб никто найти не смог. Закрывают зайки глазки (релаксация). Зайки превращаются обратно в детей. Дефектолог вместе со Старичком – Звуковичком спрашивают: Какое время года у нас за окном? (зима) Чего много зимой на крышах домов, на деревьях? (снега). Много снежинок – пушинок летает зимой. Давайте подуем на них. Посмотрим, у кого из вас дальше полетят снежинки. 6. Дыхательное упражнение «Снежинки» Дети собираются вокруг модуля и выполняют упражнение: вдыхаем воздух глубоко через нос – выдыхаем постепенно, плавно через рот. Дефектолог: А пока мы с вами играли со снежинками, девочки заспорили, чей звук главнее и лучше Л или ЛЬ? Ладе больше нравится звук – Л, а Лене – звук ЛЬ. Старичок – Звуковичок заметил, что у этих звуков больше сходства, чем различий. Давайте попробуем это объяснить и доказать девочкам. Кто желает разрешить спор, помочь? 7. Игра: «Сравни звуки» Один из желающих детей даёт характеристику звукам: Л, ЛЬ используя карточки – модели. (Синий кружок - согласный звук, зачёркнутое ухо - глухой звук, звоночек – звонкий звук, подушка – мягкий звук, пенёк – твёрдый звук). Дефектолог: Девочки Лена и Лада больше не спорили, а стали петь песенки с их любимыми звуками. Давайте вместе с подружками и споём песенки. А поможет нам в этом волшебный клубок, который Старичок – Звуковичок приготовил. 8. Игра: «Звонкие песенки» Дефектолог: Ниточка будет медленно разматываться из клубочка вверх. А вы будете постепенно повышать силу и громкость голоса. Если ниточка останавливается, то и голосок ваш тоже прекращает петь. Потом ниточка заматывается обратно в клубок, а ваш голосок постепенно снижает свою громкость и силу. ла – ла – Ла – Ла – Ла – Ла - Ла – Ла – Ла – Ла Ла – Ла - Ла – Ла – Ла – Ла – Ла – Ла (Также пропеваем слоги: Ля – Ля – Ля, Ло – Ло – Ло, Лу – Лу – Лу, Лю - Лю- Лю). Дефектолог: Ой, белочка услышала наши весёлые, звонкие песенки и принесла нам в подарок корзиночку орешек. 9. Самомассаж пальцев рук «Орешки» Дефектолог: - Возьмём грецкий орех в правую руку и крепко сожмём его на счёт «пять». Повторить упражнение левой рукой. - Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатываем грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. И для левой руки. - «Колобок». Катаем орех между ладонями со словами: Катаем орешек, катаем, Крепко к ладошкам его прижимаем. Встряхнули ручки, расслабили. 10. Работа с индивидуальными карточками. Дефектолог: Вчера каждый из вас делал себе карточки, приклеивал диких животных и зимующих птиц. А Старичок – Звуковичок сегодня рано утром поработал с вашими карточками. Он нарисовал на них пеньки и подушки. Что обозначают эти символы? (мягкие и твёрдые звуки). Чтобы животные и птицы не скучали их нужно разделить на две группы. Ваша задача провести стрелочки от подушки и пенёчка к животным и птицам. Если в названии животного или птицы вы услышите мягкий звук ЛЬ, то от подушки проводите к ним стрелочку. Если твёрдый звук Л - то от пенёчка проводите стрелочку. Старичок – Звуковичок помогает и проверяет задание ребят. Заключительная часть Подведение итогов. Дефектолог: Мы с вами выполнили все задания Старичка – Звуковичка, узнали какие дикие животные и зимующие птицы больше всего понравились Лене и Ладе. Давайте вспомним какие? (те, в названии которых встречаются звуки Л и ЛЬ: волк, лиса, галка…). Мыс вами побывали в гостях у волшебной сказки. Я предлагаю вам придумать название нашей сказки. ( Дети придумывают название сказки). Старичок – Звуковичок очень рад, что вы сегодня побывали у него в гостях и выполнили все его задания. Решили спор наших гостей – девочек подружек. За ваши старания он приготовил для вас и для Лады с Леной подарки – сладкие конфеты. Конфеты шокоЛадные и карамеЛЬ. ШокоЛадными конфетами будем угощать какую гостью? (Ладу). А карамеЛЬю? (Лену). Поощрение детей сладкими подарками.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».