Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 3830043
«Логопедическая сказка, как эффективный коррекционно-развивающий метод работы с детьми с задержкой психического развития» - статья + конспект логосказки
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог
28.12.2018 07:27

Майорова Юлия Викторовна, учитель-дефектолог, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» г. Боровичи Новгородская область. 
В коррекционной работе использую как один из методов исправления речевых нарушений у дошкольников с ЗПР – логопедическая сказка. Логосказки могут применять в своей работе как дефектологи и логопеды, так и воспитатели специализированных и массовых групп ДОУ.



Логопедическая сказка,

 

как эффективный коррекционно-развивающий метод работы

с детьми с задержкой психического развития

Задержка психического развития у дошкольников характеризуется отставанием в развитии эмоционально – волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением знаний и представлений об окружающем мире, нарушением речи. Опыт работы в дошкольном учреждении показал, что почти у 100 % детей с ЗПР имеется недостаточная сформированность всех сторон речи. Таким образом, на первый план работы специалистов учителей - дефектологов и логопедов выходит одна из основных задач - это коррекция речевых нарушений. В связи с этим, в своей коррекционной работе использую как один из методов исправлений речевых нарушений – это логопедическая сказка. А любая сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Возможности логопедических сказок при условии творческого подхода к ним настолько велики, что позволяют предлагать занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Сказки любят все, но сказка в жизни ребёнка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребёнка – это особая реальность мира чувств. Максимальный эффект в реализации возможностей ребёнка дошкольника достигается тогда, когда обучение проходит в форме сказок. Логопедическая сказка способствует формированию у детей дошкольного возраста различных компонентов речи: правильного звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматического строя, слоговой структуры, связной речи, обогащение словарного запаса, а так же развитию памяти, слухового внимания, творческого воображения, логического мышления.

Процесс коррекции речи – это длительный и сложный процесс. Он требует от ребёнка, особенно от дошкольника с ОВЗ внимания, усидчивости, устойчивой работоспособности. А сказка – это игровая форма работы и игровое общение является необходимым базисом, в рамках которого происходит формирование и совершенствование познавательной и речевой активности. Поэтому проведение логопедических сказок в коррекционо – развивающей работе по преодолению речевых нарушений с дошкольниками с ЗПР очень эффективно и актуально. Логосказки могут применять в своей работе как дефектологи и логопеды, так и воспитатели специализированных и массовых групп ДОУ. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, его часть или дидактическую игру.

Хотим представить вашему вниманию одну из логопедических сказок для детей с ЗПР 6 – 7 лет по лексической теме: «Животные наших лесов и зимующие птицы».

«Любимые животные и птицы Лены и Лады».

Основной целью является: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Во время сказочного путешествия решались следующие задачи:


1.Развитие артикуляционной моторики через систему гимнастики для губ и языка, направленной на постановку и автоматизацию звуков Л и ЛЬ.

2.Развитие фонематического слуха и слухового внимания, закрепление умения определять на слух, выделять и различать звуки Л и ЛЬ в ряде звуков, слогов, слов через игру «Поймай звук».

3.Развитие логического мышления через разгадывания загадки «Заяц».

4.Развитие общей моторики и умения согласовывать движения с речью через физ. минутку «Зайцы».

5.Развитие речевого дыхания на модуле «Ветерок».

6.Развитие умения давать характеристику согласным звукам Л и ЛЬ используя карточки – модели.

7.Развитие силы и высоты голоса, способности пропевания слогов с определённой громкостью через игру «Звонкие песенки», автоматизация звуков Л и ЛЬ в слогах.

8.Развитие мелкой моторики рук. Совершенствование умения выполнять самомассаж ладошек и пальцев рук при помощи грецких орехов.

9.Автоматизация и дифференциация звуков Л и ЛЬ в словах во время работы с индивидуальными карточками.

Персонажи: Мягкая игрушка – кукла «Старичок - Звуковичок», две куклы – девочки Лена и Лада.

Оформление: Объёмный домик в зимнем лесу.

Оборудование: Индивидуальные зеркала, картинки с изображениями диких животных и зимующих птиц, маски – шапочки «Зайчата», модуль «Ветерок» со снежинками, карточки – модели (синий кружок, звоночек, перечёркнутое ухо, пенёк, подушка), клубок шерстяных ниток, грецкие орехи, индивидуальные карточки, корзиночка с конфетами.

Предварительная работа: Дети накануне изготавливали карточки - наклеивали диких животных и зимующих птиц на бумагу, а педагог изобразил на них пеньки и подушечки перед занятием.

Вводная часть.

1.Организационный момент.

Дефектолог: К нам пришла сегодня сказка,

                         Сказка наша впереди.

                         Сказка в двери к нам стучится,

                         Скажем гостю: «Заходи!»

Дефектолог из – за домика выносит Старичка - Звуковичка и две куклы. Персонажи здороваются с детьми.

Дети, сегодня к нам в гости пришёл Старичок – Звуковичок и две девочки – подружки Лена и Лада. Лена и Лада ходили в выходные дни на экскурсию в заповедник. Там они наблюдали за разнообразными животными и птицами. Девочкам очень понравилось гулять в заповеднике. Сегодня они решили зайти в гости к нам и Старичку – Звуковичку, чтобы поделиться своими впечатлениями.

Старичок – Звуковичок спросил у девочек: «Какие дикие животные и зимующие птицы им больше всего понравились?». Девочки рассказали, что им больше всего понравились те животные и птицы, в названии которых можно услышать звуки, которые есть в первых звуках их имён. Какие первые звуки в именах Лада и Лена? (Звуки Л и ЛЬ).

Основная часть.

2. Артикуляционная гимнастика на звуки Л и ЛЬ .

Дефектолог: Чтобы правильно произнести эти звуки нам необходимо сделать упражнения для нашего язычка и губ. (Можно предложить одному ребёнку продемонстрировать всем артикуляционные упражнения, остальная группа детей повторяет их перед своими индивидуальными зеркалами).

«Окошко»: открыть – закрыть рот.

«Качели»: открыть рот, кончиком языка поочерёдно касаться верхней и нижней губ. Движения вверх – вниз.

«Болтушка»: открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы. Движения вперёд – назад.

«Чашечка»: приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки».

«Красим верхний заборчик»: улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» верхние зубы «кисточкой» - кончиком языка.

«Красим потолок»: открыть рот, кончиком языка проводить по твёрдому небу в направлении сзади – вперёд.

«Непослушный язычок»: улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого языка.

«Иголочка»: открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов.

С язычками мы позанимались, теперь он готов вместе с голосочком правильно произнести звуки: Л, ЛЬ. ( Показ   артикуляции и произнесение звуков педагогом, затем произнесение звуков детьми).

3. Игра: «Поймай звук»

Дефектолог: Старичку – Звуковичку очень понравились упражнения и он решил с вами поиграть. Мы с ним будем называть ряд звуков, слогов, слов. Вы будете топать 1 раз ножкой, если услышите звук – Л. Улыбаться, если услышите звук – ЛЬ. А если не услышите этих звуков – то будете тихонько сидеть.

Звуки: М, Н, Л, ЛЬ, С, Л, К, В, ЛЬ, Б, ЛЬ, П…..

Слоги: ТО, КО, ЛО, ПЯ, МЯ, ЛЯ, СУ, ЛЮ, ДА, ЛА, ДЕ, ЛУ, ЛИ……

Слова: Волк, лиса, ёж, белка, лось, олень, медведь. Дятел, сорока, галка, глухарь, синица, голубь, снегирь, поползень, ворона, сорока, клёст.

Затем выставляются картинки диких животных и зимующих птиц на мольберт, в названии которых встретились звуки Л, ЛЬ.

Дефектолог: Вот эти животные и зимующие птицы больше всего понравились Лене и Ладе. Но одного любимого животного подружек нет на мольберте. Чтобы его узнать Старичок – Звуковичок предлагает вам отгадать загадку.

4. Загадка: «Заяц»

Дефектолог от лица Старичка – Звуковичка:

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди зимы

Уши больше головы.

(Заяц)

5. Физ. минутка. Речевое упражнение с движениями «Зайцы»

Дефектолог: Превращаемся в зайчат. (Дети одевают маски зайчат и выполняют импровизированные движения в соответствии с текстом).

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке, поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздаётся

Кто – то по лесу крадётся.

Заяц путает следы, убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся,

И под кустиком свернулся.

Словно беленький клубок, чтоб никто найти не смог.

Закрывают зайки глазки (релаксация). Зайки превращаются обратно в детей.

Дефектолог вместе со Старичком – Звуковичком спрашивают: Какое время года у нас за окном? (зима)

Чего много зимой на крышах домов, на деревьях? (снега).

Много снежинок – пушинок летает зимой. Давайте подуем на них. Посмотрим, у кого из вас дальше полетят снежинки.

6. Дыхательное упражнение «Снежинки»

Дети собираются вокруг модуля и выполняют упражнение: вдыхаем воздух глубоко через нос – выдыхаем постепенно, плавно через рот.

Дефектолог: А пока мы с вами играли со снежинками, девочки заспорили, чей звук главнее и лучше Л или ЛЬ? Ладе больше нравится звук – Л, а Лене – звук ЛЬ. Старичок – Звуковичок заметил, что у этих звуков больше сходства, чем различий. Давайте попробуем это объяснить и доказать девочкам. Кто желает разрешить спор, помочь?

7. Игра: «Сравни звуки»

Один из желающих детей даёт характеристику звукам: Л, ЛЬ используя карточки – модели. (Синий кружок - согласный звук, зачёркнутое ухо - глухой звук, звоночек – звонкий звук, подушка – мягкий звук, пенёк – твёрдый звук).

Дефектолог: Девочки Лена и Лада больше не спорили, а стали петь песенки с их любимыми звуками. Давайте вместе с подружками и споём песенки. А поможет нам в этом волшебный клубок, который Старичок – Звуковичок приготовил.

8. Игра: «Звонкие песенки»

Дефектолог: Ниточка будет медленно разматываться из клубочка вверх. А вы будете постепенно повышать силу и громкость голоса. Если ниточка останавливается, то и голосок ваш тоже прекращает петь. Потом ниточка заматывается обратно в клубок, а ваш голосок постепенно снижает свою громкость и силу.

ла – ла – Ла – Ла – Ла – Ла - Ла – Ла – Ла – Ла

Ла – Ла - Ла – Ла – Ла – Ла – Ла – Ла

(Также пропеваем слоги: Ля – Ля – Ля, Ло – Ло – Ло, Лу – Лу – Лу, Лю - Лю- Лю).

Дефектолог: Ой, белочка услышала наши весёлые, звонкие песенки и принесла нам в подарок корзиночку орешек.

9. Самомассаж пальцев рук «Орешки»

Дефектолог: - Возьмём грецкий орех в правую руку и крепко сожмём его на счёт «пять». Повторить упражнение левой рукой.

- Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатываем грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. И для левой руки.

- «Колобок». Катаем орех между ладонями со словами:

Катаем орешек, катаем,

Крепко к ладошкам его прижимаем.

Встряхнули ручки, расслабили.

10. Работа с индивидуальными карточками.

Дефектолог: Вчера каждый из вас делал себе карточки, приклеивал диких животных и зимующих птиц. А Старичок – Звуковичок сегодня рано утром поработал с вашими карточками. Он нарисовал на них пеньки и подушки. Что обозначают эти символы? (мягкие и твёрдые звуки). Чтобы животные и птицы не скучали их нужно разделить на две группы. Ваша задача провести стрелочки от подушки и пенёчка к животным и птицам. Если в названии животного или птицы вы услышите мягкий звук ЛЬ, то от подушки проводите к ним стрелочку. Если твёрдый звук Л - то от пенёчка проводите стрелочку.

Старичок – Звуковичок помогает и проверяет задание ребят.

Заключительная часть

Подведение итогов.

Дефектолог: Мы с вами выполнили все задания Старичка – Звуковичка, узнали какие дикие животные и зимующие птицы больше всего понравились Лене и Ладе. Давайте вспомним какие? (те, в названии которых встречаются звуки Л и ЛЬ: волк, лиса, галка…).

Мыс вами побывали в гостях у волшебной сказки. Я предлагаю вам придумать название нашей сказки. ( Дети придумывают название сказки).

Старичок – Звуковичок очень рад, что вы сегодня побывали у него в гостях и выполнили все его задания. Решили спор наших гостей – девочек подружек. За ваши старания он приготовил для вас и для Лады с Леной подарки – сладкие конфеты. Конфеты шокоЛадные и карамеЛЬ. ШокоЛадными конфетами будем угощать какую гостью? (Ладу). А карамеЛЬю? (Лену).

Поощрение детей сладкими подарками.