Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4982527
Особенности ранней социализации ребенка в условиях нового этапа развития общества (статья)
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Кравцова Ольга Геннадьевна, педагог-психолог МБДОУ № 96 «Снежинка» г. Калуга. 
В статье рассматриваются особенности социализации детей дошкольного возраста. Раскрыто понятие ранней социализации ребенка. Описаны факторы, влияющие на успешную социализацию ребенка в дошкольном возрасте. Показано влияние семьи и детских дошкольных образовательных учреждений на становление личности детей дошкольного возраста.

 

 


Особенности ранней социализации ребенка в условиях нового этапа развития общества. 

В статье рассматриваются особенности социализации детей дошкольного возраста. Раскрыто понятие ранней социализации ребенка. Описаны факторы, влияющие на успешную социализацию ребенка в дошкольном возрасте. Показано влияние семьи и детских дошкольных образовательных учреждений на становление личности детей дошкольного возраста. 

С учетом нового этапа развития и модернизации общества система дошкольного образования как система образования в целом требует в настоящее время большего внимания в плане пересмотра методологии работы с детьми. Требования времени таковы, что на сегодня очевидно востребовано появление более инициативных, умеющих находить нестандартные решения людей, готовых обучаться быстрее и в течение всей жизни. 

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, решает вопросы ранней социализации детей. Проблема ранней социализации личности в истории развития общества и отечественной педагогики всегда была значимой. Большой вклад в изучение проблемы социализации детей раннего возраста с учетом макро - и мезо-факторов внесли ранее известные учёные как Выгодский Л.С., Т. Шацкий, Клюева И.В., Касаткина Ю.В., Коломинский Я.Л., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., и др. Принцип социализации (от лат. «общественный») состоит в том, что в процессе личность развивается как часть того общества, к которому он принадлежит. 

Социализация – это сложный, многогранный и длительный процесс [5]. Ребёнок рождается свободным от всего – биологическое существо представляет собой индивид, которому предстоит интегрироваться в общество, приобрести умения, усвоить принципы взаимодействия с другими членам общества, принять имеющиеся устои этого общества. Поэтому биологическая и социальная составляющие должны развиваться в нем параллельно. Показательными результатами можно считать: личностные нормы [1] или личностные смыслы [2], социальные привычки [3] или ценностные ориентации, а также сформированный уровень нравственных показателей. Немаловажной является роль личности в последующем развитии общества, которому она принадлежит. 

Социализация – это формирование личности, начиная с самого момента её рождения. Ребенок начинает познавать мир окружающей среды, впитывать наблюдаемую действительность, учится ощущать, слышать, фиксировать себя на получаемых ощущениях, далее – усваивать ценности, культурное наследие, познавать нравственные нормы. Эти процессы уже можно назвать процессами саморазвития в том обществе, которому принадлежит ребёнок. Обозначенный временной этап саморазвития охватывает те периоды, которые в возрастной психологии определяют как «раннее детство», «дошкольное детство», «детство» [6]. 

Период ранней социализации ребенка характерен тем, что изначально значимыми агентами становятся люди ближайшего окружения, к которым относят родителей, взаимодействующих с ним родственников, сверстников. 

Развитие ребенка строится на первых представлениях о мире, добре и зле, где он начинает расставлять первые приоритеты, самостоятельно проявлять избирательность. В тот же период, до школы, далее формируют ребенка как личность [4] и следующие качественно новые агенты социализации – образовательные и другие развивающие детские учреждения. В жизни ребенка появляются другие значимые взрослые – воспитатели, педагоги, няни и т.д. 

Общение с каждым из взрослых по-своему значимо и оставляет незабываемый след в памяти, влияет как на формирование его внутреннего мира, так и осознание всего, что окружает его, что чувствует. Каждый значимый взрослый оказывает воздействие на развитие определенных черт характера, модели поведения, построение отношений со сверстниками. Окружающие являются носителями установленных норм и правил, которыми руководствуется ребенок, социализируясь в обществе, выбирая для себя как приемлемые так и приоритетные поведенческие образцы [8]. Ближайшее окружение формируется в виде малых социальных групп, в которых развивается ребенок. Так формируется среда – определяющий фактор социализации, под воздействием которой ребенок рождается как личность с присущими ей индивидуальными особенностями. Значимость этого важного процесса заключается и в том, что формирующий фактор среды может проявлять себя как стихийный, так и целенаправленный. 

Отдельного внимания заслуживает тема значимости воспитательного воздействия на формирование развития ребенка в период раннего детства. Именно воспитанию принадлежит роль контроля и корректирования той среды, в которой происходит процесс социализации детей. Воспитательное воздействие формирует поток влияющих на развитие ребенка факторов, способствует созданию условий, которые ускоряют, либо при наличии негативных факторов замедляют процесс социализации ребёнка. Воспитание, как педагогический процесс, является функцией следующего агента социализации - детского дошкольного учреждения. 

Опыт работы детских дошкольных учреждений в течение многих поколений является подтверждением того, что залог успешности адаптации детей в группе детского сада – это созданные соответствующие условия как в самом учреждении, так и в семье, где воспитывается ребенок. Учитывая приоритетность значимости семейного окружения, необходимо понимать, что именно семья способствует ранней социализации ребенка, успешности её направленности. Приобретение социальных навыков ребенком – это не просто обучение, демонстрация поведенческих норм окружающими взрослыми, а осуществление их контроля и анализа. Социальные умения формируются соответственно в определённой среде [4]. Семья является основополагающей и определяющей средой для ребенка при получении социального опыта. Поэтому на этапе раннего периода развития ребенка так велика роль ответственности родителей, осознанности собственного предназначения за воспитание. 

Перечислим основные факторы, которые влияют на успешность ранней социализации ребенка: 

- социальное положение родителей; 

- материальный достаток в семье; 

- род занятий родителей; 

- уровень образования родителей; 

- эмоциональная атмосфера в семье, в том числе мировоззрения, нравственные ценности, уровень культуры. 

Для развития ребенка важными являются созданная родителями бытовая обстановка, необходимое наличие составляющих быта и развивающих принадлежностей. Однако более значимым для успешности ранней социализации фактором является эмоциональная обстановка семье, так как выработанные в детстве механизмы психологического реагирования и защиты являются наиболее устойчивыми и могут закрепиться на всю жизнь. Наличие эмоционального комфорта для ребенка, биологического тепла, получаемого от родителей, необходимо для формирования его психики, личностной самодостаточности, твердости характера, социализации в обществе. Для будущего ребенка очень важна удовлетворенность его в тепле, ласке для того, чтобы не ощущать себя одиноким в жизни человеком, не умеющим определять пути достижения целей. 

Однако не всегда родители определяют этот период как наиболее значимый как для успешности социализации ребёнка, так и для развития в целом. 

Во многих семьях преобладает иждивенческая позиция по отношению к получению дошкольного образования. Родители полагают, что приведя ребенка в детский сад, вся ответственность за воспитание и развитие, а соответственно раннюю его социализацию, целиком и полностью ложится на педагогический коллектив, а они, как потребители образовательных услуг, должны только контролировать весь процесс. Поэтому возникают ситуации недопонимания между педагогами и родителями, так как ожидания одной и другой стороны от сотрудничества находятся в двух диаметрально противоположных плоскостях. 

Особенности ранней семейной социализации определяет осознанное ответственное отношение родителей к процессу формирования личностной индивидуальности ребенка, которая выводит на первый план проблему педагогического просвещения родителей. Как показывают наблюдения, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их воспитательная деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях. Имеющиеся знания их не удовлетворяют. Причинами недостаточности знаний в области воспитания детей родители указывают, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, опыта. 

Наблюдения показывают, что одной из первостепенных является в наше время недостаточной психолого-педагогической информированности родителей, точнее сказать, отсутствие возможностей получать эти знания из достаточно имеющихся источников ввиду отсутствия времени, терпения, опыта. Осознанное, ответственное отношение родителей к воспитанию своего ребенка, инициатива к педагогическому просвещению, познанию методологии семейного воспитания, определяет уровень успешности ранней социализации его обществе. 

При этом можно отметить, что объем при необходимости полученных родителями знаний из многочисленных источников (СМИ, ТВ и т.д.) не помогают решить обозначенную проблему, так как носят слишком общий характер, не определяются как соответствующие индивидуальностям ребенка, преподносятся в сложной форме, требуют помощи специалиста для понимания. 

В связи с перечисленными проблемами в дошкольных образовательных учреждениях в настоящее время необходимо активизировать формы педагогического родительского просвещения, индивидуальной работы с родителями, своевременного реагирования на запросы, своевременную обработку затруднений совместно со специалистами, поиск инновационных способов решений. Наряду с этим необходимо повысить значимость факторов успешности детской ранней социализации - культуры межличностных взаимоотношений в семье, эмоционально-нравственного компонента, роли труда, здорового образа жизни, культурного воспитания, стремления к самостоятельному получению знаний, умений. 

Значимость дошкольных образовательных учреждений как агента ранней социализации детей трудно переоценить, так как именно в них создаётся контролируемая воспитательно-педагогическая социализирующая среда, где создаются условия для целенаправленного позитивного развития с учетом меняющихся требований времени. Здесь ребенок получает первые достижения, реализует имеющийся опыт общения со сверстниками и взрослыми, учится владеть эмоциями, развивает мыслительные навыки. У детей формируется своевременно произвольность поведения, осуществляется социальное воспитание [7]. 

Детское учреждение отличается своим социальным содержанием – люди, с которыми ребенок взаимодействует в детском саду, становятся значимыми наряду с родителями, которые порой первую роль для него в этот ранний период детства. Среда обогащена творческими предметами, сделанными руками человека. Группа представляет собой малую социальную группу людей, где реализуется первый жизненный опыт, пробуются первые социальные роли, решаются ситуации, переживаются эмоциональные переживания – положительные и отрицательные. Успех обусловлен как собственной инициативой, так психолого-педагогическим воздействием (приемами, методами). Социализирующая среда детского сада дает поведенческие «модели» для подражания и выбора, способствует формированию самооценки. 

Л. И. Божович точно определила, что психическое развитие ребенка, уровень личностной сформированности (познавательная активность, навыки общения, самооценка, целеполагание и т. д.) можно оценить и понять с позиций уровня его социализации [9].

 

Список литературы

 

1.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. - 86 с.

2.Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987. С. 166.

3.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.

4.Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет. - М.: ЭКСМО, 2009. - 224 с.

5.Кон И.С. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. Москва: Издательский центр "Академия", 2003.- 151 с.

6.Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии. ― 1997. ― №4

7.Репина, Т. А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1984.- №4. - С. 28 - 30.

8.Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 1991, №7, 67с.

9.Рогачёва, С. Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации [Текст] // Мир психологии. - 2002. - №2. - С. 127-135.