Использование авторских логопедических игр в работе учителя-логопеда (статья и презентация). |
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог |
02.03.2017 17:57 |
Голубкова Наталия Вячеславовна учитель-логопед МОБУ «Полянской ОШ» (дошкольные группы) Ярославская область Гаврилов-Ямский район д. Поляна.
Использование авторских компьютерных игр в работе учителя-логопеда В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют формированию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращают утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе ДОУ. Поэтому, проблему изучения и использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями считаю актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость. Все мы знаем, что конечной целью дошкольной логопедической работы является преодоление речевых нарушений и качественная подготовка детей к школьному обучению. Сочетание классических, традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных, позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс в ДОУ более разнообразным, нестандартным, познавательным и индивидуальным, что особенно важно для логопедической работы. Применение компьютерных логопедических игр с детьми даёт возможность решать несколько задач:
Оптимальность и эффективность использования компьютерных логопедических игр. Компьютерные игры отражают несколько аспектов логопедической работы: коррекция нарушения звукопроизношения, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи, обучение грамоте, развитие когнитивных функций. Применение компьютерных логопедических игр позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, помогает подобрать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делает коррекционное занятие более продуктивным и комфортным. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игр, который определяется индивидуально для каждого ребёнка. Преимущества занятий с использованием компьютерных логопедических игр.
Гигиенические нормы работы за компьютером. При использовании компьютерных игр на занятиях логопеду необходимо знать правила безопасной работы с компьютером, кроме того, не использовать не апробированных и научно необоснованных программ, что может привести к замене речевого общения общением с машиной, нанести вред зрению и нервной системе ребёнка. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы её не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5 – 15 минут, в зависимости от возраста ребёнка. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребёнком зрительную гимнастику: движения глазами вправо – влево, вверх – вниз в течение 8 – 10 секунд, круговые движения глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки по 8 – 10 раз. Логопед должен следить, чтобы при этом голова ребёнка находилась в покое, а не поворачивалась. Недопустимо использовать старые модели компьютеров, т. к. на экране старой модели невозможно достичь нормальной чёткости, яркости изображения. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, мебель правильно подобранная, соответствующая возрасту и росту ребёнка. Несоблюдение гигиенических правил может привести к прогрессированию уже существующих нарушений зрения, а также к переутомлению, что недопустимо при занятиях с детьми с нарушениями речи. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Мозг ребёнка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдаёт команды пальцам рук и при этом ещё и думает над заданием. Благодаря компьютеру более эффективным становится обучение планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребёнка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребёнок входит в сюжет игр, усваивает их правила, стремится к достижению результатов. Кроме того, занятия на компьютере имеют большое значение для развития мелкой моторики. В любых играх детям необходимо учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Правильное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к занятиям с учителем-логопедом, к формированию сотрудничества между ребёнком и логопедом. Ребёнок воспринимает логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. При этом и у логопеда появляется стимул в работе, интерес к дальнейшей организации своей деятельности. Таким образом, компьютер помогает вести коррекционную логопедическую работу, развивает интеллектуальные способности ребёнка, воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребёнка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая, тем самым, его отношение к окружающему миру. И несколько слов в заключение… Важно понимать, что использование только компьютерных логопедических игр не решит всех проблем коррекционной педагогики. И главное, не заменит живого общения с педагогом. Используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель его работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми. Поэтому, компьютер рекомендуется использовать только как дополнительное средство работы. Описание игр, представленных в презентации PowerPoint: Лунтик Цель: автоматизация звука Л в начале слова, развитие фонематического слуха. Инструкция: помоги Лунтику выбрать предметы, со звуком Л. Таня и Даня Цель: развитие фонематического слуха. Инструкция: помоги Тане выбрать предметы, начинающиеся на звук Т, а Дане – предметы, начинающиеся на звук Д. Весёлый паровозик Цель: развитие фонематического слуха, определение места звука в слове. Инструкция: погрузи в вагончики предметы со звуком Ш; в первый вагончик – со звуком Ш в начале слова; во второй вагончик – со звуком Ш в середине слова; в третий вагончик – со звуком Ш в конце слова. Домики Цель: определение места звука в слове, соотнесение его со схемой. Инструкция: размести в домики картинки со звуком С; в первый домик – со звуком С в начале слова; во второй домик – со звуком С в середине слова; в третий домик – со звуком С в конце слова. Бусы для куклы Кати Цель: развитие зрительного внимания, узнавание графического изображения буквы. Инструкция: помоги кукле Кате собрать бусы на ниточку, отбирай только бусины со звуком К. Весёлые домики Цель: определение слов мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа существительных. Инструкция: распредели картинки по домикам: в первый домик картинки, про которые можно сказать «он»; во второй домик картинки, про которые можно сказать «она»; в третий домик картинки, про которые можно сказать «они»; в четвёртый домик картинки, про которые можно сказать «оно». |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».