Статья «Раннее выявление предпосылок нарушения письма и чтения. Диагностика» |
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог |
15.10.2020 09:01 |
Скорук Наталия Тимофеевна, учитель-логопед, МБОУ «СОШ №13», г. Братск, Иркутская область.
Раннее выявление предпосылок нарушения письма и чтения. Диагностика. В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов на успеваемость влияет более 200 факторов. Фактор № 1 – это овладение навыком чтения. Не читающий ребенок – это катастрофа для школы. Как же им помочь? Главное как можно раньше выявить предпосылки дислексии и правильно организовать работу по ее преодолению. Говоря о дислексии, мы подразумеваем состояние, основное проявление которого – стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов, и оптимальные условия обучения. Проявляется дислексия в стойкой неспособности овладеть слогослиянием и чтением целыми словами, недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих основной функциональный базис навыка чтения. Во-первых, недоразвитие сенсомоторных функций, которые осуществляют процесс чтения в норме (зрительный анализ и синтез пространственных представлений), вызывает у ребенка трудности в овладении зрительными образами букв, трудности в их узнавании и различении (оптическая дислексия). Во-вторых, нарушения чтения могут вызываться несформированностью высших символических функций, недоразвитием языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических (фонематическая, семантическая и грамматическая дислексия). Кроме этого симптомы включают явления эмоцинально-волевой незрелости, сукцессивной недостаточности, церебрастенические нарушения, нарушения памяти и внимания. Любое нарушение исправляется тем легче, чем раньше начато воздействие. Поэтому я стараюсь, как можно раньше выявить предпосылки к возникновению нарушений письма и чтения и начать коррекционную работу. О системе диагностического обследования, сроках проведения я уже рассказывала. Сегодня я хочу это обосновать. Очень действенна методика раннего выявления дислексии разработанная Корневым А.И. Основные тесты я использую при первичном обследовании детей. По времени все обследование занимает 20-30 минут. Для выявления предпосылок именно к дислексии я использую следующие задания: «рядоговорение» «ритмы» «кулак, ребро, ладонь» субтест «повторение цифр» 1.«Рядоговорение». Дни недели. Времена года. (3 балла) Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной и временной последовательности. И если ребенок затрудняется воспроизвести эти ряды, значит определенная несформированность этой сукцессивной последовательности у него имеется. 2.«Ритмы». Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. Это наблюдается при лево и правополушарном поражении и говорит о нарушении последовательности во времени. (2 балла) 3.«Кулак, ребро, ладонь». Когда страдает переключение с одного движения на другое, длительные паузы – это говорит о поражении двигательных систем. Когда нарушается последовательность движений – говорит о неспецифическом дефиците сукцессивных функций. (3 балла) 4.«Повторение цифр». (2 6 8 4 ) (5 баллов). Выявляется сукцессивная слухоречевая и оперативная память. Чем меньше баллов за эти тесты набирает ребенок, тем значительнее предпосылки к нарушению чтения. С этими детьми я провожу уточняющие тесты: 1. «Дом, дерево, человек» где выявляется уровень зрительно-моторной координации. Для дислексии характерно незрелость изобразительно-графических способностей. Показательно в этом плане рисование круга. Дислексики его рисуют одним росчерком, опираясь на «память руки». Здоровые дети семи лет нарисуют в несколько приемов с опорой на произвольные формы зрительно-моторной координации. Это говорит о незрелости у дислексиков зрительно-моторной координации на физеологическом уровне. Это обусловлено слабостью межанализаторной интеграции. Дефицит изобразительно-графических способностей принимает непосредственное участие в патогенезе дислексии, особенно на этапе усвоения звуко-буквенной символики. 2. «Обследование пространственной ориентировки и понятий «лево-право». Выявляется слабость вербализации пространственных представлений. Особенно это явно в эспрессивной речи (дети понимают соответствующую терминологию, но сами ею не пользуются: предлоги под, над, из-под, из-за, словами широкий, узкий, высокий, низкий – все заменяют на большой-маленький). Очень затруднено овладение понятиями «лево-право». Это требует высокой степени осознанности пространственных представлений. Таким образом, у детей с нормальным интеллектом, слухом, зрением, сохранной устной речью могут быть нарушения чтения из-за несформированности некоторых психических процессов, которые в повседневной жизни ничем не проявляются, но создают серьезные препятствия в овладении письмом и чтением. Их выделяют как специфические: а) дисгармонию созревания отдельных когнитивных функций; б) стойкие трудности овладения некоторыми школьными навыками. Такое обследование позволяет к 15 сентября выявить детей с предпосылками к нарушению чтения и письма, и понять механизм их нарушения и организовать коррекционную работу. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».