Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7385817
Статья «Раннее выявление предпосылок нарушения письма и чтения. Диагностика»
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог
15.10.2020 09:01

Скорук Наталия Тимофеевна, учитель-логопед, МБОУ «СОШ №13», г. Братск, Иркутская область. 
Раннее выявление трудностей в овладении чтением и письмом у первоклассников поможет в выстраивании правильного плана работы с ними, в выборе профилактических мероприятий по предотвращению дисграфии, дислексии, в создании положительного эмоционального настроя ребёнка на обучение, в усвоении школьного материала..Материал будет полезен для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей начальных классов.

 


 

Раннее выявление предпосылок нарушения письма и чтения. Диагностика. 

В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов на успеваемость влияет более 200 факторов. Фактор № 1 – это овладение навыком чтения. Не читающий ребенок – это катастрофа для школы. Как же им помочь? Главное как можно раньше выявить предпосылки дислексии и правильно организовать работу по ее преодолению.

Говоря о дислексии, мы подразумеваем состояние, основное проявление которого – стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов, и оптимальные условия обучения.

Проявляется дислексия в стойкой неспособности овладеть слогослиянием и чтением целыми словами, недостаточным пониманием прочитанного.

В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих основной функциональный базис навыка чтения.

Во-первых, недоразвитие сенсомоторных функций, которые осуществляют процесс чтения в норме (зрительный анализ и синтез пространственных представлений), вызывает у ребенка трудности в овладении зрительными образами букв, трудности в их узнавании и различении (оптическая дислексия).

Во-вторых, нарушения чтения могут вызываться несформированностью высших символических функций, недоразвитием языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических (фонематическая, семантическая и грамматическая дислексия). Кроме этого симптомы включают явления эмоцинально-волевой незрелости, сукцессивной недостаточности, церебрастенические нарушения, нарушения памяти и внимания.

Любое нарушение исправляется тем легче, чем раньше начато воздействие.

Поэтому я стараюсь, как можно раньше выявить предпосылки к возникновению нарушений письма и чтения и начать коррекционную работу. О системе диагностического обследования, сроках проведения я уже рассказывала. Сегодня я хочу это обосновать.

Очень действенна методика раннего выявления дислексии разработанная Корневым А.И. Основные тесты я использую при первичном обследовании детей. По времени все обследование занимает 20-30 минут.

Для выявления предпосылок именно к дислексии я использую следующие задания:

«рядоговорение»

«ритмы»

«кулак, ребро, ладонь»

субтест «повторение цифр»

1.«Рядоговорение». Дни недели. Времена года. (3 балла)

Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной и временной последовательности. И если ребенок затрудняется воспроизвести эти ряды, значит определенная несформированность этой сукцессивной последовательности у него имеется.

2.«Ритмы». Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. Это наблюдается при лево и правополушарном поражении и говорит о нарушении последовательности во времени. (2 балла)

3.«Кулак, ребро, ладонь». Когда страдает переключение с одного движения на другое, длительные паузы – это говорит о поражении двигательных систем. Когда нарушается последовательность движений – говорит о неспецифическом дефиците сукцессивных функций. (3 балла)

4.«Повторение цифр». (2 6 8 4 ) (5 баллов). Выявляется сукцессивная слухоречевая и оперативная память. Чем меньше баллов за эти тесты набирает ребенок, тем значительнее предпосылки к нарушению чтения.

С этими детьми я провожу уточняющие тесты:

1. «Дом, дерево, человек» где выявляется уровень зрительно-моторной координации. Для дислексии характерно незрелость изобразительно-графических способностей. Показательно в этом плане рисование круга. Дислексики его рисуют одним росчерком, опираясь на «память руки». Здоровые дети семи лет нарисуют в несколько приемов с опорой на произвольные формы зрительно-моторной координации. Это говорит о незрелости у дислексиков зрительно-моторной координации на физеологическом уровне. Это обусловлено слабостью межанализаторной интеграции.

Дефицит изобразительно-графических способностей принимает непосредственное участие в патогенезе дислексии, особенно на этапе усвоения звуко-буквенной символики.

2. «Обследование пространственной ориентировки и понятий «лево-право». Выявляется слабость вербализации пространственных представлений. Особенно это явно в эспрессивной речи (дети понимают соответствующую терминологию, но сами ею не пользуются: предлоги под, над, из-под, из-за, словами широкий, узкий, высокий, низкий – все заменяют на большой-маленький). Очень затруднено овладение понятиями «лево-право». Это требует высокой степени осознанности пространственных представлений.

Таким образом, у детей с нормальным интеллектом, слухом, зрением, сохранной устной речью могут быть нарушения чтения из-за несформированности некоторых психических процессов, которые в повседневной жизни ничем не проявляются, но создают серьезные препятствия в овладении письмом и чтением. Их выделяют как специфические: а) дисгармонию созревания отдельных когнитивных функций; б) стойкие трудности овладения некоторыми школьными навыками.

Такое обследование позволяет к 15 сентября выявить детей с предпосылками к нарушению чтения и письма, и понять механизм их нарушения и организовать коррекционную работу.