Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5984619
Статья «Роль педагога-психолога в формировании социально-коммуникативных навыков детей в рамках деятельности социокультурного комплекса»
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог
29.11.2021 10:38

Данченкова Светлана Николаевна, педагог-психолог дошкольных групп; Каленицкая Вера Николаевна, педагог-психолог МОУ «Райсемёновская СОШ» деревни Райсемёновское, городского округа Серпухов Московской области.
В данной статье представлен опыт работы педагогов-психологов по взаимодействию после реорганизации и может быть интересна педагогам-психологам образовательных учреждений, а также воспитателям и учителям начальных классов. 


Роль педагога-психолога в формировании социально-коммуникативных навыков детей в рамках деятельности социокультурного комплекса

В начале своего выступления хочу пояснить, что до октября 2021 года я работала педагогом-психологом в МДОУ «Родничок». Совсем недавно 15 октября наше дошкольное учреждение было реорганизовано путём присоединения к муниципальному образовательному учреждению «Райсемёновская средняя общеобразовательная школа» и наше образовательное учреждение является частью уникального социокультурного комплекса деревни Райсемёновское, так как мы находимся в шаговой доступности друг от друга, а также рядом располагается семейный городок «Моя большая семья», в котором живут приёмные семьи, частная школа-интернат «Абсолют», а также сельский клуб и амбулатория. Большинство воспитанников детского сада поступают учиться в Райсемёновскую школу, поэтому нам как специалистам необходимо способствовать непрерывному образованию детей и их последовательному переходу от одной ступени образования к другой.

      Актуальную для нас тему преемственности мы рассматриваем как двусторонний процесс: с одной стороны, дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные качества личности ребёнка и сохраняет «радость детства», которые служат основой успешного школьного обучения.

      С другой стороны, школа, как преемник, подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.

      Преемственность в работе педагога-психолога детского сада и школы предусматривает проведение различных специальных мероприятий по подготовке детей к переходу из одной образовательной среды в другую, а также созданию условий для их успешной дальнейшей адаптации.

     Опираясь на результаты проведённого анкетирования педагогов и с целью организации дальнейшего эффективного взаимодействия, мы с Верой Николаевной составили план сотрудничества педагогов-психологов, в котором отражены основные направления обеспечения преемственности.

Это работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и законными представителями и организационно-методическая деятельность.

1. Работа с детьми.

В нашем детском саду ежегодно увеличивается количество воспитанников из приёмных семей, поэтому кроме подготовки детей к обучению в школе большое внимание как психолог я уделяю социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Учителя начальных классов также отметили значимость работы в данном направлении. Ведь значение сформированности навыков общения становится наиболее очевидным при обучении детей в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности и нарушает процесс общения и обучения в целом.

Задачами деятельности педагога-психолога по данному направлению являются:

  • обеспечение расширения возможностей детей установления контактов в различных ситуациях общения;
  • отработка навыков понимания ребёнком других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
  • обучение дошкольников эффективному слушанию;
  • снятие коммуникативных барьеров общения;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • развитие умения решать споры и конфликтные ситуации;
  • формирование адекватной и положительной самооценки у ребёнка.

В связи с тем, что в нашем дошкольном образовательном учреждении ежегодно увеличивается количество детей из приёмных семей, формирование коммуникативных умений дошкольников особенно актуально. Важно и актуально продолжать специалистам решать данную задачу и на этапе обучения детей в школе, так как выпускники детского сада переходят в школу.


1.Работа с педагогами.

Успех позитивной социализации и высокого уровня коммуникативных навыков зависит не только от работы педагогов-психологов, но и от работы каждого педагога в образовательном учреждении.

В рамках работы с педагогами детского сада я уделяю большое внимание разнообразным формам работы с ними. К основным наиболее эффективным формам повышения методической грамотности и формирования у педагогов практических умений по развитию коммуникативных навыков детей являются:

  • Мастер-класс;
  • «мозговой штурм»;
  • «дидактический вернисаж»;
  • Педагогический практикум;
  • Круглый стол;
  • Поисково-творческие задания и другие.

В школе педагог-психолог с учителями также проводит мастер-классы, тренинги, круглы столы, педагогические игры и многое другое.

Данные формы психологического просвещения обеспечивают психологический комфорт педагогов, а также учитывают индивидуальные и личностные качества участников.

Одной из эффективных форм повышения методической грамотности и формирование у педагогов практических умений построения воспитательно-образовательного процесса является мастер-класс, в рамках которого передаю педагогам свои знания и умения по социализации и развитию коммуникативных навыков детей, в том числе приёмных детей, с различными нарушениями развития и детей-инвалидов. Данные формы вызывают положительный эмоциональный отклик у педагогов детского сада и школы, так как воспитатели и учителя имеют возможность получить большой объём теоретического и практического материала по вопросам воспитания детей с особенностями развития и оказание им квалифицированной помощи. С целью концентрации внимания педагогов на индивидуальных особенностях детей на наших встречах я зачастую создаю такие ситуации, в которых педагоги имеют возможность представить себя детьми, а выполнение педагогами тех или иных действий по заданию психолога позволяет лучше понять ребёнка, что в дальнейшем способствует повышению качества и эффективности образовательного процесса.

Одним из наиболее ярких мероприятий является «дидактический вернисаж» в рамках которого педагоги в процессе игры с детьми знакомят коллег с играми, в том числе авторскими, направленными на социально-коммуникативное развитие детей. Просмотр видео фрагмента.


2.Работа с родителями и законными представителями.

Ежегодно ведётся работа с родителями и законными представителями, и здесь главная задача психолога психолого-педагогическое просвещение. На родительских собраниях, заседаниях Клуба опытного родителя «Ручеёк» я рассказываю родителям об особенностях развития детей, приёмах привлечения и удержания их внимания, веду правовое просвещение, а также обыгрываем жизненные ситуации, во время которых не только родители, но представители старшего поколения учатся позитивному взаимодействию друг с другом и с детьми. Родители активно принимают личное участие в занятиях в качестве непосредственного участника занятий (проводят игры или упражнения с детьми после рекомендаций, выданных педагогом) и проектной деятельности. Перед каждым мероприятием проводится мастер-класс с родителями, в рамках которого психолог и педагоги рассказывают об эффективных и подходящих для конкретного задания приёмах и методах активизации познавательной и коммуникативной деятельности детей. В таком же режиме проходят не только занятия и досуги, но и участие в акциях, праздниках, проектной деятельности, где родители и законные представители приходят и выполняют роль сопровождающего, а воспитанники продолжают учиться навыкам коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками.


3.Организационная и методическая работа.

В соответствии с составленным нами планом сотрудничества психологов в рамках организационно-методической работы считаем необходимым проводить совместное с педагогами детского сада и школы планирование дальнейшей работы по подготовке «Успешного первоклассника», организации первых дней ребёнка в школе, совместное изучение программ, посещение будущим учителем занятий у старших воспитанников и посещение воспитателями выпускников уроков с детьми в школе.

Ещё одним важным моментом мы считаем составление воспитателями дошкольников, которые собираются переходить в школу, психолого-педагогических характеристик, далее предоставление их школьному психологу и учителю будущих первоклассников.

Ещё один важный момент социально-коммуникативного развития, на который я обращаю внимание во время работы с учителями начальной школы – это «Кризис 7 лет», который является соединительным звеном дошкольного и школьного возраста, и в той или иной степени затрагивает каждого ребёнка и нет точного времени начала и завершения кризиса. Серьезные изменения происходят в поведении ребенка! Об этом важно помнить и знать, как работать, чтобы не навредить детям! Характерные особенности наблюдаются очень отчетливо: это негативизм и упрямство. Ими, как детскими болезнями, страдают все дети, иногда протекает легче и ограничивается детскими капризами. В это время учителю важно терпеливо ожидать прекращения этого возрастного «заболевания» и приложить максимум усилий, чтобы помочь ребенку в этой трудной для него ситуации. Если педагог правильно оценил состояние и ситуацию, тактично отреагировал, то негативизм и упрямство быстро пройдут. А в этом ему поможет школьный психолог. Но если были допущены ошибки в поведении и общении педагога с ребенком, то эти признаки кризисного периода могут стать устойчивыми чертами характера. Рецидивы упрямства и негативизма возникают всякий раз, когда ребенок почувствует себя ограниченным в своих правах, когда под угрозой окажется его самооценка, будет подавляться его самостоятельность. Эти качества станут формой протеста, недовольства, причиной девиантного поведения. В этом возрасте ребёнок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений, первый учитель является важнейшим авторитетом для ребёнка. Поэтому большая ответственность ложится на учителя.  Однако, следует учитывать, что далеко не всегда классный руководитель может помочь, в некоторых случаях все-таки необходимо обращение к школьному психологу, а также в случае психологической неготовности к школе; при школьной дезадаптации; несформированности элементов и навыков учебной деятельности; несформированности мотивации к учению; неспособности произвольной регуляции поведения и т.п.

В школе педагогом-психологом проводятся индивидуальные занятия с детьми, классные часы совместно с учителями, тренинги и упражнения.

Работая с обучающимися начальной школы, я систематически провожу занятия в сенсорной комнате, которая помогает способствует развитию у детей социально-коммуникативных навыков.

В школе также продолжается психолого-педагогическое просвещение родителей и законных представителей и направлено на успешную социализацию первоклашек и продолжение развития коммуникативных навыков несовершеннолетних.

Для формирования позитивной социализации в школе мы организуем День открытых дверей, проводим совместно с детьми экскурсий по школе, школьному музею, библиотеке, организуем совместное участие в различных творческих мероприятиях, а также будущие первоклассники ежегодно посещают летнюю оздоровительную площадку на базе школы, в рамках которой имеют возможность общаться со сверстниками и более старшими школьниками и участвовать в спортивных и творческих мероприятиях. На протяжении всей смены я, как педагог-психолог, сопровождаю школьников на протяжении всей смены пришкольного лагеря.

Завершая своё выступление, подчеркну, что взаимная работа педагогов-психологов дошкольных групп и школы является необходимым элементом системы организации образовательным процессом, поскольку результатом преемственности нашей работы предполагает оценку качества усвоения образовательной программы детского сада и школы.

 

 

Литературные источники.

1. Андреев П.В., Кравцова Е.М., Пятницкая Е.В. Психолог в образовании: теория и практика: Саратов, 2015.

2. Вдовина Н.А., Винокурова А.О. Коммуникативные навыки старших дошкольников / В сборнике: Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2016.

3. Кравцова Л.Н. Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения http://kravtsoval.ucoz.ru/publ/2-1-0-17.

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. № 265. 25.11.2013.

5. Рузская А.Г., Н.И. Ганошенко, С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Е. Смирнова. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. М., 2001.