Кинезиологические упражнения для успешного обучения |
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог |
18.12.2023 06:27 |
Бадина Людмила Александровна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 6 г. Амурска. Кинезиологические упражнения для успешного обучения Все мы видим и знаем, что мир сейчас стремительно меняется: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов к восприятию огромного потока информации, должен в ней ориентироваться и постараться стать успешным. С одной стороны, данное обстоятельство способствует интеллектуальному развитию детей, с другой же создает новую группу препятствий для эффективного протекания образовательного процесса. С целью развития познавательных способностей у детей среднего школьного возраста, кинезиологами Полом Дэниссоном и Карлой Ханнафорд была разработана и реализована система упражнений, основанная на программе «Гимнастика мозга». Она направлена на профилактику и коррекцию поведенческих особенностей детей, имеющих проблемы в обучении. Кинезиология, как наука о движении тела, а также упражнения, входящие в концепцию образовательной кинезиологии, направлены на гармонизацию работы разных отделов головного мозга и интеграцию их в согласованно действующий механизм. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить высокий коэффициент корреляции между двигательной активностью детей и их индивидуальными результатами в ходе образовательного процесса. Таким образом, основной задачей, решаемой посредством внедрения системы упражнений в образовательный процесс, является комплексное развитие всей системы практических навыков: двигательных, мыслительных, сенсорных и поведенческих. Кинезиология даёт людям возможность эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самими сложными интеллектуальными действиями. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы. Единство работы мозга формируется из гармоничной деятельности обоих его полушарий, которые тесно связанны между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Главным аспектом развития интеллекта является межполушарное взаимодействие, которое можно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Учитывая специализацию полушарий, что правая часть головного мозга отвечает за гуманитарное, образное мышление, а левая за математическое, знаковое, а также роль их совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно утверждать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. При регулярных кинезиологических тренировках в организме обучающегося происходят положительные структурные изменения в межполушарных связях. При этом чем более регулярны тренировки и интенсивны нагрузки, в допустимых пределах, тем сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов будет осуществляться на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Кинезиологические упражнения помогают выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. В процессе системного использования данных упражнений, устраняется дезадаптация в процессе обучения, гармонизируется работа головного мозга. Таким образом, ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, но и улучшается его речь и координация пальцев. Основные правила применения кинезиологических упражнений: самым основным требованием является точное выполнение движений и приёмов. Применение упражнений возможно как на уроках в качестве разминки, так и на внеурочной деятельности. Необходимо, чтоб каждый ученик почувствовал и осознал изменения, происходящие с ним. Кинезиологические упражнения дают как быстрый, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке. Результат занятий будет зависеть от постоянства и системности работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения. За счёт этого будет происходить расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход её в зону актуального развития. Если упражнения используются на предметных уроках, то необходимо учитывать следующее: в случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, например написание сочинения, то упражнения рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, должны выполняться при полном погружении в проблему, так как они связанны с работой правого полушария и целостного восприятия. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5–10 до 20–35 мин. в день. Заниматься можно ежедневно. При работе с детьми я применяю пять основных техник: «Лягушка», «Лезгинка», «Кулак-ладонь», «Ухо-нос», «Зеркальное рисование». Цель данного упражнения развить межполушарное взаимодействие, произвольность и самоконтроль.
На выполнение данного комплекса упражнений, достаточно пяти минут, по минуте на выполнение каждого. Каждое из упражнений несет положительное воздействие на интеграцию разных областей головного мозга между собой, а, следовательно, способствует стимулированию познавательной активности. Систематическое применение кинезеологических упражнений в моей педагогической практике дало положительный результат. У обучающихся появилась возможность задействовать те участки головного мозга, которые раньше не участвовали в обучении, повысить эффективность мышления и увеличить способность мозга к запоминанию. Проводя комплекс диагностических мероприятий в течении учебного года, мы видим высокие результаты: 100% детей в процессе урока перестали проявлять двигательную активность; у 78% детей уровень мотивации повысился, что говорит об увеличении уровня познавательной активности. Таким образом, комплекс упражнений зарекомендовал себя как эффективное средство повышения уровня познавательной активности в процессе обучения. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».